Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 4. Восточное Чжоу.




 

Новый период длился более 500 лет. С VIII по III вв. до н.э. в среднем течении Хуанхэ и на Великой Китайской равнине завершилось формирование этнокультурной общности хуася. Общество хуася испытало значительные перемены в это время.

Традиционно эпоха Восточного Чжоу делится на два периода.

Первый период (722 – 464 гг. до н.э.) называется Чуньцю (Весны и осени), Ле го (Множество царств) или Пяти гегемонов. Для него характерно ослабление власти вана и усиление территориальных правителей. Более полутора сотен княжеств вели ожесточенную борьбу за господство, и в ходе этих междоусобных войн выделяется десяток наиболее значительных, в том числе и Восточное Чжоу.

Второй период носит название Чжаньго (период Борющихся царств) 481/403 – 221 гг. до н.э.

Чуньцю. Основу цивилизационного единства срединных государств составляли общее чжоуское происхождение этих государств и славная история династии Чжоу. В это же время возникло представление о превосходстве срединных государств над остальным обитаемым пространством миров варваров четырех стран света. В сознании древних китайцев (хуася) эти представления стали играть доминирующую роль.

Номинально в этот период продолжала господствовать династия Чжоу, фактически же значение этого дома с VIII в. до н.э. заметно падало.

Восточное Чжоу превратилось в небольшое государство в районе города Лои и, занимая скромное место в политической жизни, продолжало почитаться главным образом как культовый центр Поднебесной.

Сохраняя престиж и сакральную святость, ван по-прежнему именовался Сыном Неба и этот титул носили только представители династии Чжоу. Правители других государств, входящих в Чжунго, считались подчиненными правителями чжухоу.

В VIII в. до н. э. консолидируются кочевые племена, именуемые в древнекитайских источниках ди; они совершают набеги на владения чжухоу к северу от Хуанхэ. В начале VII в. до н. э. ди двинулись на юг, опустошая земли на левом берегу Хуанхэ в его среднем течении. Ди форсируют Хуанхэ и нападают на владения чжухоу в непосредственной близости от чжоуской столицы.

Даже самым сильным царствам приходится считаться с ди. Некоторые из китайских владетелей предпочитают союз с ди, другие пытаются использовать их в борьбе со своими противниками. Так, в 636 г. до н. э. чжоуский Сян-ван намеревался спровоцировать нападение ди на царство Чжэн, отказавшееся повиноваться ему. Но ди заняли сторону Чжэн и нанесли поражение войску вана, который вынужден был временно покинуть столицу.

Угроза варварских вторжений в условиях слабой власти вана была чрезвычайно опасной. Резко сокращается территория «столичной области» — владение чжоуского правителя. Часть ее была раздарена соседним царствам — Чжэн, Цзинь и др., а некоторые районы оказались захвачены царством Чу. Скудеет казна вана. Традиционная дань от чжухоу начинает поступать все более нерегулярно. Наступает момент, когда после смерти одного из чжоуских ванов у его наследника не оказывается средств для совершения требуемых обычаем обрядов и похороны откладываются на семь лет.

Вторжение кочевников на Среднекитайскую равнину и изменения во взаимоотношениях между ваном и зависимыми от него правителями во многом предопределило сущность новой политической ситуации, возникшей в VII в. до н. э. и невозможной в предшествующее время.

Один из наиболее крупных чжухоу добивается главенствующего положения и становится «гегемоном» - «ба». Для достижения этой цели возвысившийся правитель использовал два стандартных лозунга: «заставить всех уважать вана» и «отразить угрозу со стороны варваров. В функции ба официально входило «поддерживать дом Чжоу» и защищать Чжунго от набегов кочевников-варваров.

Традиция выделяет особый отрезок в истории Восточного Чжоу время владычества Пяти гегемонов. Это были царства Ци, Цинь, Чу, У, Юэ.

Первым древнекитайским царством, добившимся гегемонии на Среднекитайской равнине, было Ци, расположенное в низовьях Хуанхэ. Правитель Ци Хуань-гун был официально провозглашен гегемоном-ба в 650 г. до н. э. на съезде правителей (чжухоу). Ци многократно усилилось в ходе реформ Гуань-Чжуна и стало сильнейшим в Чжунго.

После смерти Хуань-гуна царство Ци лишилось положения гегемона. Им вскоре становится другое крупное царство — Цзинь. Годы наивысшего могущества царства Цзинь — период правления Вэнь-гуна (636—628 гг. до н. э.).

Судьба Вэнь-гуна необычна. Его матерью была женщина из племени жун. Покинув пределы своего родного царства из-за соперничества с братьями, юный Вэнь-гун бежал к кочевникам ди, среди которых провел долгие годы.

Так во главе объединения древнекитайских царств оказался человек, который по происхождению и воспитанию был скорее «варваром», нежели хуася. Таким Вэнь-гун, в сущности, и остался в памяти потомков: он «ходил в рубахе из грубой материи, в овчинном тулупе, подвязывал меч сыромятным ремнем и, тем не менее, распространил свою власть на все земли посреди четырех морей».

В 635 г. до н.э. Вэнь-гун оказал важную услугу вану, избавив его от очередного мятежного претендента на трон. Тогда ван предложил Вэнь-гуну в качестве награды некоторые земли, однако цзиньский правитель попросил другой милости: права после смерти быть внесенным в могилу по подземному переходу, что было прерогативой вана. Ван решительно отказал в просьбе, поучительно заметив, что ни одного из своих священных прав никому не уступит — разве что Небо само вручит Вэнь-гуну свой мандат. В этом случае он, ван, скромно удалится в дальние края.

Цзиньский Вэнь-гун ощущал свою мощь, помогал вану выжить и вполне искренне считал, что именно он, а не слабый и беспомощный чжоуский ван должен быть как-то выделенным, пусть вначале хотя бы в форме обладания одной из прерогатив, положенных сыну Неба. Но, как и в случае с циским Хуань-гуном, чжоуский ван держался твердо, ссылаясь на небесный мандат, который формально оставался у него, ибо Небо не подавало знака об изменении своей воли. И Вэнь-гун был вынужден с этим согласиться. Кстати, Вэнь-гун и Хуань-гун – два всесильных гегемона-ба, признанных официально ваном.

В конце VII в. до н. э. происходит раскол среди кочевников ди, захвативших среднее течение Хуанхэ. Это послужило Цзинь поводом для вмешательства. Весной 594 г. до н. э. в 8-дневной битве главные силы ди были разгромлены. Пленные кочевники частично были включены в цзиньскую армию, частично превращены в рабов. С господством «варваров» на значительной территории бассейна Хуанхэ, вблизи чжоуской столицы, было покончено.

Соперничество между Цзинь и южным царством Чу составляло основную линию политической истории в VII—VI вв. до н. э. Расширяя свою территорию за счет мелких царств междуречья Янцзы и Хуанхэ, Чу начинает вмешиваться в отношения между основными наследственными владениями на Среднекитайской равнине. В конце VII в. до н. э. правитель Чу принял титул вана — это был открытый вызов тем царствам, которые боролись за гегемонию под лозунгом «уважения» к чжоускому Сыну Неба. Чуский ван становится первым гегемоном, не признающим верховное главенство Чжоу.

Разбив Цзинь, Чу начинает диктовать свои условия древнекитайским царствам. Цзинь удалось добиться реванша лишь в 575 г. до н. э.

В начале V в. до н. э. обостряется борьба за гегемонию между двумя царствами, ранее почти не принимавшими участия в политических событиях: царствами У и Юэ, занимавшими земли в нижнем течении Янцзы.

Основная масса населения здесь существенно отличалась от «людей хуася». Жители У и Юэ имели обычай татуировать тело и коротко обрезать волосы, чем резко отличались от древних китайцев. Большую роль в их жизни играло рыболовство и морские промыслы. Стремясь получить дополнительный шанс в борьбе с Чу, правитель Цзинь заключил союз с У и направил туда своих военных советников. Однако и после этого жители У предпочитали колесницам тактику боя на воде, где они чувствовали себя более уверенно, чем на суше.

В 493 г. до н. э. правитель У нанес поражение Юэ, после чего предпринял ряд походов на север. Одержав победу над армией Ци и разгромив Лу и анн, он в 482 г. до н. э. добился признания гегемонии У.

Примерно через десять лет после этого настал черед Юэ, разбившего войска соперника и подчинившего себе большинство северных царств. Гегемония Юэ завершает период Чуньцю.

С разделением царства Цзинь на три самостоятельных государства Чжао, Вэй, Хань (403 г. до н. э.) в истории древнекитайского общества начинается период Чжаньго («Воюющих царств»).

Войны, распри и соперничество между отдельными царствами сопровождались борьбой аристократических кланов внутри каждого из царств. Политическая жизнь эпохи Чуньцю насыщена конфликтами, интригами и постоянной внутренней борьбой. В значительной мере тому способствовала и сложившаяся к этому времени многоступенчатая иерархическая социально-политическая структура.

Вершину иерархической лестницы занимал глава Поднебесной ван. Ему подчинялись правители царств, которые, раздавали уделы своим родственникам и сподвижникам. Сформировались всесильные кланы наследственных властителей. Кланы возглавляли титулованные аристократы цины. Между удельными аристократами-цинами шла постоянная борьба за высокое положение и влияние. Эту же ступень иерархической лестницы занимали дафу т.н. древнекитайские рыцари, которые не имели владений и жили за счет службы.

Следующее звено состояло из тех, у кого не было ни титула, ни должности, но кто имел неплохое образование и связи. Здесь могли быть и выходцы из низов, сделавшие успешную карьеру. Эта прослойка верных и преданных правителю людей называлась ши.

Дафу и ши жили по законам и нормам аристократической чести, суть которых сводилась к строгому соблюдению иерархии, учету степени кланового родства, преданности своему господину и строгому следованию принятых норм поведения в соответствии с занимаемым статусом. Дафу и ши – это своеобразный слой китайских дворян. Они играли решающую роль в усилении власти правителей.

Место у основания социальной лестницы принадлежало простому народу крестьянам, ремесленникам и торговцам, а также слугам и рабам. В условиях политической нестабильности от этой массы простых людей многое зависело. В период Чуньцю оформилось представление, что Поднебесная – это страна для всех, где правящие верхи и простой народ составляют единую большую семью, в которой каждый имеет свое дело и свои обязанности.

Подобный взгляд на социум постоянно напоминал о неразрывной связи верхов и низов как части единого живого организма. Такое представление, действуя ненавязчиво, предотвращало образование в Китае замкнутых сословий, помогало и давало шанс продвижения умному, амбициозному и способному человеку.

Чжаньго. Второй период эпохи Восточного Чжоу носит название Чжаньго или Предимперский (481/403 – 221 гг. до н.э.). Он сопровождался идейно-ментальной, социально-экономической и политической трансформацией Китайской цивилизации.

Чжаньго – это почти два столетия заключительного этапа правления Чжоуской династии, наполненные активной борьбой между отдельными царствами за господство в Поднебесной. Отсюда и другое название этого периода – Борющиеся царства.

В ходе ожесточенного соперничества от почти двухсот государственных образований осталось менее трех десятков, среди которых выделились семь могущественнейших: Хань, Вэй, Чжао, Ци – крупнейшие из «срединных царств»; Чу, Янь, Цинь – относящиеся к числу переферийных. Централизованные формы правления, профессиональная бюрократия, введенная государством система налогов разрушали отношения, основанные на родоплеменных связях, традициях и обычаях.

Чжаньго — эпоха бурных социальных потрясений, коренных изменений во многих областях общественной жизни Древнего Китая. Предпосылкой для этого были важные сдвиги в развитии производительных сил: распространение железа, появление пахотных орудий и тяглового скота, развитие ирригации.

Первые упоминания о железе встречаются в древнекитайских текстах конца VI в. до н. э. На 500 лет позже других древних цивилизаций китайцы подошли к железному веку, расставаясь с бронзовым.

Широкое освоение техники обработки железа преобразовало ландшафт, сделало возможным массовое освоение новых земель, привело к серьезным сдвигам в развитии ремесла и земледелия. С освоением техники литья появился плуг с железным лемехом, который давал возможность делать более глубокую вспашку земли. Это значительно увеличивало урожаи.

Железная лопата облегчала строительство больших каналов, плотин и дамб. Начиная с V в. до н.э., были развернуты крупные дренажные и оросительные работы. Создавались обширные водохранилища. Пропускная способность водных путей регулировалась шлюзами. В бассейне Хуанхэ и верхней Янцзы началось расширение обрабатываемых земель и более интенсивное их использование. Развитие культуры поливного земледелия стало важнейшим фактором прогресса Китайской цивилизации.

Основные залежи железа находились на севере, на территории царств Чжао, Хань, Янь и Ци. Его добыча и умение обрабатывать стимулировали быстрый подъем ремесел шелкоткацкого, керамического, деревообделоч­ного, лакового, металлургического, кораблестроительного.

Ремесло и торговля стали чрезвычайно прибыльными занятиями. В го­родах, бывших раньше лишь административными центрами появились от­крытые рынки. Впервые металлические монеты получили признание как все­общий эквивалент при обмене. Они имели различную форму квадрата, но­жей, мечей и лопат. Отливались и круглые деньги с квадратным отверстием посередине.

Между царствами были установлены таможенные границы. Появление денег и денежного обращения привело к развитию ростовщичества.

В середине I тысячелетия до н. э. оформляется новая система собствен­ности на землю. Распад прежней системы землевладения был связан с появ­лением частной собственности, основанной на праве отчуждать землю по­средством купли-продажи. В некоторых царствах уже официально разреша­лась купля-продажа земли, и создавались крупные частные хозяйства, ориен­тированные на рынок.В связи с этим в VI в. до н. э. в ряде древнекитайских царств происходит переход к совершенно новой форме отчуждения произве­денного продукта — к поземельному налогу. Как сообщает Сыма Цянь, впервые поземельный налог, исчисляемый в зависимости от площади обра­батываемой земли, был введен в царстве Лу в 594 г. до н. э. Затем такой на­лог стали взимать в Чу и в Чжэн.

Именно в этот период сложилась концепция, признававшая землю единственным источником богатства.

В ходе этих преобразований начала формироваться новая знать, кото­рую, в основном, составляли выходцы из низов. Этот торговый люд, не имевший ни родового происхождения, ни титулов, приобретал все больший вес в обществе, теснил наследственную аристократию. Новая знать покупала должности чиновников и, получив доступ в государственный аппарат, доби­валась проведения реформ для укрепления своего положения и развития ча­стной торговли.

В обществе нарушалось основное правило традиционной социальной системы: кто знатен, тот богат; кто незнатен, тот беден.

Какими способами и методами управлять Поднебесной в условиях, ко­гда «можно быть знатным, но бедным»? Этот вопрос волновал многих мыс­лителей того времени. Различия в подходе к решению данной проблемы и предопределили возникновение нескольких философских школ.

Древнекитайских философов интересовали не столько закономерности природы в целом, сколько социально-политические и социально-этические вопросы. Не случайно поэтому, что стремительный взлет философской мысли в Древнем Китае связан с VI—III вв. до н. э., когда изменения в соци­альном строе настоятельно требовали осмысления тех важнейших принци­пов, которые лежали в основе взаимоотношений между людьми в обществе.

Новая ментальность. Конфуцианство, даосизм, моизм. В борьбе за власть и в поисках разрешения сложившихся между отдельными царствами противоречий рождался новый мир, формировалась ментальность людей Ки­тайской цивилизации. Напряженная интеллектуальная жизнь Восточного Чжоу с широкой и открытой борьбой идей сформировала систему социаль­ных, этических и духовных ценностей. Была создана модель государства, претендующую на универсальность.

Новые представления выработали конфуцианство, даосизм, легизм, по­следователи учений об инь и янь, о Пяти началах, моисты и представители других направлений общественной мысли рационально-прагматичных эпох Чуньцю и Чжаньго.

Наиболее важную для Китайской цивилизации систему взглядов и ре­шения острых проблем предложила школа книжников, возникшая на рубеже VI-V вв. до н.э. Ее родоначальник Конфуций (Кунцзы) (551- 479 гг. до н.э.) создал этико-политическое учение о нравственном совершенстве человека и государственном управлении на основе нравственности и соблюдении ри­туала (правил поведения).

Атмосфере морального упадка своего времени Конфуций противопос­тавлял идеал благородного мужа, бескорыстного рыцаря безупречной мо­рали, готового на все во имя истины, обладающего такими нравственными достоинствами как человечность, сознание долга, умение соблюсти ритуал, глубоко почитающего мудрость старших и способность совершенствовать знание. Конфуций не ставил знатность и богатство выше всего. Главным он считал нравственное достоинство, достигаемое благодаря собственным уси­лиям. Тех, кто не стремился к такому идеалу, он относил к роду людей не­достойных.

Конфуций предлагал начать моральное совершенствование с самого себя, наладить должные отношения в семье, а затем и в государстве, которое, по его мнению, та же семья, только большая. По убеждению Конфуция, от правителей следует требовать высшей степени нравственного совершенства, которое в сочетании с разумным управлением позволит создать этически безупречное и социально гармоничное общество.

Конфуцианство требовало строгой дисциплины и социально-иерархического подчинения. Утверждалось, что структура мира и общества вечна и неизменна, и каждый человек должен знать свое место».

Предопределенное свыше разделение общества выступало основой вы­соконравственного правления. Считалось, что мудрое правление создает гар­монию между Небом, Землей и людьми. Оно осуществлялось путем соблю­дения ли Этикета, Ритуала, Обрядности и Церемонии.

Как для человека, так и для общества наличие ли обязательно. Только с ли человек достоин звания человека. Учение о ли определяло объем прав и привилегий для каждого. Соблюдение пяти принципов или пяти установле­ний (у цзяо) способствовало сохранению патриархального уклада. Пять уста­новлений – это отцовские и сыновние родственные чувства, исполнение долга государем и подданными, распределение обязанностей между мужем и же­ной, уважение младших к старшим, искренность среди друзей. Конфуциан­ство ориентировало человека на прошлое, придавая огромное значение культу предков, посмертная слава которых сулила возвышение их потомкам.

Конфуцианство, оправдывавшее социальное неравенство и напоми­навшее об обязанностях человека перед государством, подверглось резкой критике и осмеянию в даосизме. Даосизм как система воззрений возник в VI в. до н.э. и его возникновение связано с именем Лао-цзы. Если конфуциан­ство, помня о Небе, устремляло все помыслы на Землю, то даосизм, помня о Земле, устремлял все помыслы на Небо. Главная идея даосизма это учение о Великом Абсолюте дао (путь).

Дао понимается как изначальный принцип, основа и источник всего сущего, всеобщий закон развития природы, мать всех вещей. Даосизм утверждал, что Вселенной, природой и человеком управляет некая божественная сила, направляющая жизнь человека в нужное русло, и ему остается лишь соблюдать определенный космический порядок, жить согласно дао. При этом, прежде всего имеются в виду простота, скром­ность и естественность. Один из важных принципов даосизма недеяние как высшее мастерство жизни, т.е. умение в соответствии с ходом вещей наладить жизнь таким обра­зом, чтобы все шло естественным путем без вмешательства человека. Если человек отступал от дао, то нарушалась природная гармония, что вело к кон­фликту души и тела и возбуждению ненужных страстей.

Как идеология даосизм выражал неприятие расколотого общества Чжаньго, осуждал угнетение простого народа богатыми и знатными, провоз­глашал утопический идеал возврата к первобытной простоте и равенству.

Оригинальную систему взглядов представляло и учение моистов сто­ронников философа Мо Ди (ок. 480 –ок. 390 гг. до н.э.). Выходец из среды бедных ремесленников, Мо Ди предлагал заменить аристократию, обладаю­щую наследственной властью, и поручить государственное управление наи­более способным и деятельным людям.

Высшей инстанцией, по учению моистов, являлось Небо, одинаково любящее все сущее и справедливо распределяющее награды и наказания ме­жду людьми. Люди, в свою очередь, должны следовать небесному образцу и относиться друг к другу равно с любовью, независимо от социального поло­жения, которому конфуцианцы придавали такое значение.

Моисты призывали всех старательно трудиться и быть бережливыми. Осуждая роскошь нарядов, отличавшую знатных, расточительность похорон и даже обрядовую музыку, они выступали не только против аристократов, но и против конфуцианцев, столь ценивших ритуал. Те, кто следовали учению Мо Ди, протестовали против захватнических, крайне разорительных войн, оправдывая оборонительные.

Теории легистов и практика Шан Яна. Почти одновременно с кон­фуцианством и даосизмом сформировался легизм (фа цзя). В отличие от по­ловинчатого моизма легизм был четко сориентирован на силу и принуждение государственной власти.

Настаивая на необходимости объединения Поднебесной, легисты предлагали свою теорию политического и государственного устройства, вы­двинув идею фа (закона) как орудие государственного управления.

Все легисты были министрами-реформаторами, которые полагали, что культ закона и дифференцированная система поощрений и наказаний будут способствовать укреплению государства и усилению личной власти прави­теля. По их мнению, законы – это дао государства, в котором государь правит на основании закона.

Стоя на позициях этатизма, усиления роли государства во всех облас­тях жизни, легисты выступали за естественное разделение занятий и обязан­ностей. Сторонники сильного бюрократического государства, они требовали гласности закона: «В государстве просвещенного правителя всех обучают за­кону».

Специалисты обычно выделяют две основные ветви легизма. Первая из них связана с именем министра царства Хань Шэнь Бу-хая (400—337 гг. до н.э.). Незадолго до его прихода к управлению царство Хань поглотило Чжэн, чьи правители в прошлом на протяжении ряда поколений исполняли функ­ции министров (цин-ши) домена Чжоу.

Таким образом, чжэнские и цзиньские политические традиций были той основой, на которой Шэнь Бу-хай создавал свою теорию управления.

Смысл этой теории сводился к тому, что главное — искусство умелого руководства. Глава государства должен опираться на многих способных по­мощников, не доверяясь абсолютно ни одному из них.

В доктрине Шэня правитель — это ось, вокруг которой вращается множество спиц. Он должен быть точным в выражении своих мыслей и не­торопливым в делах, обязан контролировать свои чувства и продумывать действия. При этом мудрость его не должна бросаться в глаза, а управлять следует по принципу недеяния (увэй), т.е. все видеть, слышать, знать, уметь, предвидеть и организовывать так, чтобы не было необходимости в повсе­дневном вмешательстве сверху, чтобы все шло само собой, как следует, в крайнем случае — при минимальной корректировке со стороны правителя.

Правитель должен внешне выглядеть любезным, но внутренне посто­янно быть готовым к решительным действиям; ему не следует хвастать, ни умом, ни властью, но при случае он должен умело пользоваться тем и дру­гим. Хороший правитель обычно дает подчиненным свободу действий, но в то же время жестко их контролирует. Ему никогда не следует отдавать невы­полнимых приказов, и он обязан тщательно продумывать все сказанное. Что касается технологии подбора кадров, то она должна базироваться на кон­курсной основе — и в этом плане Шэнь Бу-хая можно считать если не отцом, то своего рода прародителем будущей экзаменационной системы.

Шэнь обращал особое внимание на то, чтобы все вещи и явления соот­ветствовали своим наименованиям, дабы не было путаницы. Все должност­ные лица обязаны соответствовать своим должностям и справляться с обя­занностями, причем основными условиями при подборе администраторов должны быть объективные показатели, и, конечно же, повседневный и стро­гий контроль.

Легизм в варианте Шэня — это более высокая теория, нежели повсе­дневная практика, скорей, идеальная конструкция, чем реальная модель по­ведения. Но, тем не менее нетрудно заметить, что в теории управления по Шэню собрана мудрость поколений администраторов, и вся эта мудрость сконцентрирована на том, чтобы дать в руки умелому правителю механизм надежной централизации власти.

Важно отметить, что теория Шэня не касается проблем взаимо­отношения управителей с управляемыми, с народом. Пафос ее в отлаживании системы администрации наверху, во взаимоотношениях между различными отрядами и звеньями администрации как таковой.

Вторая ветвь легизма — это теория Шан Яна. Выходец из царства Вэй, Шан Ян стал всесильным министром в царстве Цинь, и именно для этого в недавнем прошлом полуварварского государства он создал свою доктрину.

Суть ее, как она предстает со страниц приписываемого Шан Яну трак­тата «Шан-цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»), сводится к тому, что главное в администрации — это жесткая власть, основанная на системе доносов и суровых наказаний даже за незначительные проступки.

Человек по природе порочен и глуп. Глупость его для начальства даже удобна — легче управлять. Но пороки надлежит сурово и решительно иско­ренять, для чего в стране необходимо безраздельное господство закона, т.е. приказа. Приказы должны быть ясными и понятными всем, а выполнение их — задача администрации.

Блюсти законы обязаны все, независимо от должности. Если закон и, следовательно, порядок обеспечены, государство становится сильным. Народ же нужно искусственно ослабить — в этом таится сила государства. Единый для всех закон и тесно связанная с ним система наказаний — основа соци­ально-политической, да и всякой иной регуляции общества. Что же касается народа, то его поведение следует унифицировать и регулировать с помощью строгих и мелочных регламентов.

Усилия людей необходимо сконцентрировать на главном, что дает силу государству, — на земледелии и военном деле. Земледелие обеспечи­вает изобилие, военные занятия — силу. Конечно, существуют и иные слои общества, которые в большинстве своем вредят и мешают усилению госу­дарства. Это и говоруны-ученые, и частники-стяжатели, и торговцы, ориен­тированные на рынок. Все, чем они занимаются, — второстепенные, чтобы не сказать вредные занятия, которые должны строго ограничиваться и жестко контролироваться.

Для этого необходимы действенный контроль и хорошо налаженная система доносов и круговой поруки как среди простого народа, так и в рядах чиновничества.

Аппарат власти следует держать в строгости, нельзя позволять его членам злоупотреблять служебным положением и поддаваться коррупции. В аппа­рате не нужны ни слишком умные (от них много хлопот), ни чересчур спо­собные; в нем должны преобладать средние и законопослушные, дельные и преданные правителю служаки. Он должен быть свободным от групповых и частных интересов, унификация здесь особенно важна.

В своем трактате Шан Ян заимствовал и развил мно­гие идеи Мо-цзы, будь то ставка на унификацию, доносы и наказания или яв­ственное стремление превратить весь народ в усредненную массу, удобную для манипулирования сверху. И даже нарочитое ослабление подданных пе­ред лицом всесильной машины власти тоже восходит к идеям Мо.

Конечно, Шан Ян внес в свою доктрину и немало нового, создавая из нее нечто намного более жестокое и античеловечное по сравнению с тем, что было в моизме. И если Мо хотел сделать как лучше для людей, то Шан Ян,

будучи предельно циничным, откровенно презирал народ, считая, что тому нужен, прежде всего, кнут.

Зато многие конкретные проблемы, связанные с оптимальной органи­зацией системы администрации, Шан Ян разработал очень детально, видя в этом основу мощи государства.

Он создал иерархию рангов-ступеней административной лестницы с ощутимыми льготами для тех, кто поднялся достаточно высоко, а также стал награждать внеочередными рангами воинов, прославившихся в битвах, соз­дав тем самым стимул для воинской доблести и успехов.

Ему также принадлежит идея продавать богатым ранги за весьма высо­кую плату, ослабляя тем самым могущество частных собственников и укреп­ляя материальную базу казны.

Легизм оказался наиболее последовательным выражением интересов сторонников той модели развития древнекитайского государства и общества, которая отвечала духу радикальных реформ, отказа от отживших традиций и усиления государства за счет ослабления народа. «Слабый народ — сильное

государство» — девиз Шан Яна, но им, пусть в разной степени, руководство­вались и все остальные реформаторы-легисты, которых в период Чжаньго можно было встретить почти во всех царствах. Именно они в IV в. до н. э. во многих древнекитайских царствах осуществляли преобразования, направленные на окончательный слом изжившей себя системы общественных отношений.

Шан Ян добился проведения реформ в царстве Цинь, самом западном из всех древнекитайских царств. Оно долгое время не играло значительной роли в борьбе за главенство на Среднекитайской равнине. Цинь было эконо­мически слабым царством и не имело сильной армии. Его правитель принял предложение Шан Яна о проведении реформ, которые должны были при­вести к усилению государства.

К 359 г. до н. э. относятся первые указы о реформах, подготовленные Шан Яном. Они предусматривали:

1) введение нового территориального деления населения на «пятки» и «десятки» семей, связанных между собой круговой порукой;

2) наказание тех, кто имел более двух взрослых сыновей, продолжав­ших жить под одной крышей с родителями;

3) поощрение военных заслуг и запрещение кровной мести;

4) поощрение занятий земледелием и ткачеством;

5) ликвидацию привилегий представителей наследственной знати, не имевших военных заслуг.

 

Вторая серия реформ в Цинь относится к 350 г. до н. э. Было введено административное деление на уезды; жителям царства Цинь разрешалось свободно продавать и покупать землю; была проведена унификация системы мер и весов.

Легализация купли-продажи земли, отмена привилегий наследственной аристократии, принудительное дробление больших семей, введение единого административного деления — все эти мероприятия наносили решающий удар по традиционной системе социальной иерархии.

На смену ей Шан Ян ввел систему рангов, которые присваивались не на основе наследственного права, а за военные заслуги. Позднее было разре­шено приобретение рангов за деньги.

Хотя сам Шан Ян поплатился за свою деятельность жизнью, его ре­формы были успешно осуществлены. Они не только способствовали усиле­нию царства Цинь, которое постепенно выдвигается в число ведущих древ­некитайских государств, но имели существенное значение для развития всего древнекитайского общества.

Реформы Шан Яна несомненно, отвечали потребностям поступатель­ного развития общества. Окончательно подорвав господство старой аристо­кратии, они открыли путь к преодолению противоречия между знатностью и богатством: отныне любой член общества, обладавший богатством, имел возможность добиться соответствующего социального положения в обще­стве.

Реформы IV в. до н. э. явились мощным толчком в развитии частной собственности и товарно-денежных отношений. Основная масса земледель­цев, обрабатывающих землю, стала после этих реформ мелкими земельными собственниками. В то же время реформы Шан Яна стимулировали развитие рабовладения.

На пути к единству. Идея единства Поднебесной на основе гармонии и по­рядка все активнее разделялась большинством выдающихся умов периода Чжаньго и постепенно пробивала себе дорогу в реальной жизни. Уменьша­лось число соперничавших друг с другом правителей. Все большей властью внутри своего государства пользовался каждый из них.

На передний план в период Чжаньго выдвинулись считанные полити­ческие соперники: царства Цинь, Чу, Ци. Чуть меньшими возможностями располагали Чжао, Вэй и Хань, возникшие на базе распавшегося в V в. до н.э. могущественного Цзинь, а также северное царство Янь. Временами, подобно метеорам, блистали южные У и Юэ.

Окончательно приходили в упадок и постепенно поглощались круп­ными соседями прежде влиятельные государства, такие как Чжэн или анн. Заметно уменьшившиеся в размерах домен Чжоу и царство Лу со своими привилегиями оставались полунезависимыми лишь на правах небольших анклавов.

В целом же политическая борьба в период Чжаньго шла между Цинь, Чу и Ци, в качестве союзников которых использовались бывшие цзиньские земли (Чжао, Вэй, Хань) и северное Янь. Поэтому специалисты часто говорят о «семи сильнейших» в Чжаньго.

В недавнем прошлом полуварварское царство Цинь быстрыми темпами наверстывало упущенное, сохраняя в то же время свое преимущество — сильную власть правителя.

В 384 г. до н.э. здесь было официально запрещено принесение в жертву людей для сопровождения умершего правителя — обычай, давно уже осуж­денный в государствах Чжунго.

Строились и обносились стенами и рвами новые города. Велись актив­ные и успешные войны с соседями, прежде с могущественным царством Цзинь, а затем с тремя его преемниками. Для защиты от Цинь вэйцы вы­строили даже земляную насыпь, своего рода стену. И тем не менее еще и в IV в. до н.э. Цинь продолжало рассматриваться в Чжунго как полуварварское государство, близкое по статусу к племенным образованиям ди или и.

Ситуация заметно изменилась в годы правления Сяо-гуна (361—338 гг.д.н.э.). Именно он пригласил для реализации плана, призванного поднять мощь страны, вэйского ши Яна (Шан Яна).

Осуществление реформ утверждало принцип «сильное государство – слабый народ». Никто не смел ослушаться указов: даже когда наследник пре­стола попытался было сделать это, его наказали, отрезав нос его воспита­телю, что было неслыханным оскорблением для будущего правителя царства.

И хотя сам реформатор после смерти Сяо-гуна был четвертован ос­корбленным им наследником, престиж Цинь в чжоуском Китае сильно вы­рос.

Армии его одерживали одну победу за другой, расширяя территорию царства за счет завоеваний. Сын Неба признал успехи Цинь, даровав в 343 г. до н.э. Сяо-гуну титул гегемона и прислав в 334 г. до н.э. его наследнику жертвенное мясо. Что касается этого наследника, то он в 324 г. до н.э. (правда, вслед за некоторыми другими правителями — Ци, Вэй, Хань) объя­вил себя ваном и тем самым сравнялся в титулатуре со своим чжоуским сю­зереном. А его ближайший помощник Чжан И начал активно сколачивать коалицию царств, направленную против могущественного южного Чу.

В период Чжаньго царство Чу стало одним из сильнейших и энергично

расширяло свои владения за счет аннексии более слабых соседей, в том числе и в землях Чжунго (царство Чэнь и др.). Укреплению Чу во многом способст­вовали реформы легиста У Ци (У-цзы), ослабившие позиции аристократии и усилившие власть правителя.

Царство Ци в период Чжаньго было, как уже упоминалось, одним из наиболее опять стало одним из сильнейших и наиболее процветающих, а столица Ци, город Линьцзы, — едва ли не крупнейшим в стране. В 386 г. до н.э. Тянь Хэ, всесильный сановник Ци из рода Чэнь, сыном Неба и другими чжухоу был при

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...