Темы для самостоятельной работы студентов (СРС) – 50 часов
СИЛАБУС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«НЕВРОЛОГИЯ»
Дисциплина, код дисциплины – «Неврология» PNN 4306
Специальность – 051301 «Общая медицина»
Объем учебных часов – 152 ч.
Курс – 5
Семестр – IX, Х
Экзамен – IX, Х семестр
Лекции – 12 ч.
Практические занятия –45 ч.
СРСП –45 ч.
СРС – 50 ч.
Силабус составлен на основании:
1. Типовой учебной программы по специальностям высшего и послевузовского образования Минздрава РК 2010 г.
2. Инструктивного письма № 6 по разработке учебно-методической документации на кафедрах медицинских факультетов университетов РК к ГОСО-2006 от 22 июня 2007 г.
Силабус составлен для специальности 051301 – «Общая медицина»
Обсужден на заседании кафедры нервных болезней
Протокол № 1 от «26» августа 2013 г.
Заведующий кафедрой нервных болезней
профессор, д.м.н. Нургужаев Е.С.
Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
Кафедра нервных болезней
Дисциплина, код дисциплины – «Неврология» PNN 4306
Специальность – 051301 «Общая медицина»
Объем учебных часов – 152 ч.
Курс и семестр обучения – 5, IX, Х
Сведения о преподавателях кафедры нервных болезней
№
| Ф.И.О.
| Ученая степень и звание
| Приоритетные научные интересы
|
| Нургужаев Еркен Смагулович
| д.м.н., профессор
| Сосудистая патология головного мозга. Демиелинизирующие заболевания нервной системы
|
| Раимкулов Бекмурат Наметович
| д.м.н., профессор
| Дорсопатии. Демиелинизирующие заболевания нервной системы
|
| Мухамбетова Гульнар Амерзаевна
| к.м.н., доцент
| Синдром внутричерепной гипертензии у детей. ММД в детском возрасте. Наследственные заболевания детского возраста
|
| Избасарова Акмарал Шаймерденовна
| к.м.н., доцент
| Сосудистая патология головного мозга. Реабилитация больных после перенесенного инсульта и ЧМТ
|
| Нуржанова Роза Балтабаевна
| к.м.н., ассистент
| Последствия черепно-мозговых травм. Демиелинизирующие заболевания нервной системы.
|
| Нурлыбаева Гульназ Асхатовна
| к.м.н., ассистент
| Наследственные заболевания у взрослых
|
| Каримова Алтынай Сагидулаевна
| к.м.н., ассистент
| Реабилитация больных с последствиями ОНМК
|
| Митрохин Дмитрий Алексеевич
| к.м.н., ассистент
| Последствия ЧМТ
|
| Илиев Ренат Туглукович
| к.м.н., ассистент
| Эпилепсия, сосудистая патология головного мозга
|
| Кадржанова Галия Байкеновна
| ассисетнт
| Перинатальная патология
|
| Достаева Балнур Садыковна
| ассистент
| Реабилитация больных с последствиями ОНМК
|
| Джуланова Айжан Толегеновна
| ассистент
| Демиелинизирующие заболевания нервной системы
|
| Жантлеуова Алия Рафиковна
| ассистент
| Перинатальная патология
|
1.8. Контактная информация:
1.Коммунальное предприятие «Городская клиническая больница № 1» на праве хозяйственного ведения Управления Здравоохранения города Алматы. м-н «Калкаман», 050027. тел.сл. 270-87-49 (внутренний-173)
2. ГККП «7 городская клиническая больница», м-н «Калкаман», 050027, тел.сл. 270-86-06 (239) Коммунальное предприятие «ГКБ № 7» на праве хозяйственного ведения УЗ города Алматы: м-н «Калкаман», 050027
3. «Образовательно-клинический центр КазНМУ им.С.Асфендиярова». г.Алматы, ул.Шевченко 126
4. Республиканская детская клиническая больница «Аксай», Алматинская область, Карасайский район, п. Тастыбулак, тел.сл. 297-09-42
5. ГККП «Городская больница «Алатау»; 050032, г. Алматы, Медеуский район, пос. Алатау, ул. Жетбаева 28
Политика дисциплины
1) При невыполнении объема учебных часов по дисциплине «Неврология» (практические занятия, СРСП, СРС, лекции) курс обучения не зачитывается
2) Посещение всех аудиторных занятий строго обязательно за исключением уважительной причины.
3) Оценивать знания обучающихся соответственно критериям и правилам оценки знаний (по 5 компетенциям). Если обучающихся не посещает занятия, то оценивается - 0 баллов.
4) Соблюдение учебной дисциплины (не опаздывать на занятия, не пользоваться во время занятий мобильным телефоном).
5) Своевременное выполнение практических заданий (принимать активное участие в обсуждении во время разбора клинического случая, проявлять инициативу в решении ситуационных задач.
6) Своевременная сдача СРС соответственно требованиям.
7) Соблюдение техники безопасности (аккуратно обращаться с электричеством, оргтехникой, регулярно мыть руки после осмотра больного во избежание контакта с инфекционными больными). На занятиях быть в сменной обуви, белом халате (при необходимости хирургический костюм), колпаке, маске, иметь при себе санитарную книжку.
8) Уважительное отношение к ППС и пациентам, соблюдение субординации с обучающимися и медперсоналом в клинике, аудиторном корпусе. Установить доверительные отношения с пациентом, коллегами, медицинскими работниками клинической базы.
9) Конфликтные ситуации в группе решать на уровне заведующего кафедрой или завуча.
10) При оценке ниже 50 баллов студент остается на повторный курс обучения.
11) Поддерживать чистоту и порядок в учебной и лекционной аудитории.
12) При пропуске практических занятий, СРСП без уважительной причины от общей суммы баллов вычитается по 10 баллов (за каждое пропущенное студентом занятие).
13) Отсутствие на лекции без причины будет отражено на кафедральном рейтинге дисциплины, т.е. за каждую пропущенную лекцию от кафедрального рейтинга вычитается 20 баллов.
Введение
Неврология являяется одной из фундаментальных наук в системе медицинского образования. Приобретение знаний по проблемам неврологии является крайне необходимым при подготовке бакалавра. Без понимания роли этой дисциплины в природе заболеваний нельзя эффективно проводить диагностику широкого круга заболеваний с наследственной предрасположенностью, таких как инсульт, эпилепсия, а также болезни нервно-мышечного синапса и мышц, наследственные атаксии и др. В этой связи необходимо учитывать, что объектом наблюдения врача любой специальности встает не только больной, но и его семья.
Знания по неврологии дают основу для клинического мышления студента-медика и помогают сохранить надежные вехи на пути логического обоснования неврологического диагноза.
Доступные в неврологической клинике лабораторно-инструментальные исследования способствуют правильной оценке топического диагноза. Современный врач общей медицины должен уметь на основании методов клинических и дополнительных методов обследования больного и его родственников выявить группы повышенного риска, которые в первую очередь становятся объектом соответствующих профилактических мероприятий на уровне первичной медико-санитарной помощи
Основные знания студентов о строении и функции нервной системы дают основание для изложения симптомов и синдромов поражения неврологических расстройств, способствующее правильному методологическому подходу в обучении врачей «будущего».
2.2. Цель дисциплины:
Основной целью дисциплины «Неврология» является формирование обучение бакалавра теоретическим основам неврологии, приемам обследования неврологических больных, методологии постановки неврологического диагноза и выработки тактики лечения. Преподавание строится с учетом сравнительно-возрастного принципа неврологии.
2.3. Задачи обучения:
· Сформировать у обучающихся современные знания об основных проявлениях неврологической патологии.
· Обучающимся дать основы неврологического обследования.
· Сформировать у бакалавра понятие о постановке топического диагноза наиболее часто встречающихся неврологических заболеваний, составления плана лечения и обследования.
· Сформировать практические навыки оказания первой медицинской помощи при неотложных неврологических состояниях
· Формировать основные принципы проведения профилактических мероприятии заболеваний нервной системы.
2.4. Конечные результаты обучения:
- проводить исследование неврологического статуса;
- устанавливать топический диагноз;
- устанавливать предварительный клинический диагноз;
- оказать первую помощь больным с острым нарушением мозгового кровообращения, эпилептическим статусом, миастеническим кризом;
- интерпретировать анализы спинномозговой жидкости, данные рентгенографии черепа, позвоночника.
2.5. Пререквизиты дисциплины: основы психологии, анатомия-2, коммуникативные навыки-2, патологическая анатомия, фармакология, введение в клинику-2, основы доказательной медицины, внутренние болезни, детские болезни.
2.6. Постреквезиты дисциплины: интернатура по всем специальностям.
2.7. Краткое содержание дисциплины
В 1 части (пропедевтика нервных болезней) проводится обучение методам обследования нервной системы, выявлению симптомов и синдромов поражения нервной системы, постановке топического диагноза, а также получение знаний о патогенетической и симптоматической терапии неврологических больных.
Во 2 части (частная неврология) предусматривается получение бакалавром знаний об этиологии, патогенезе, клинике, диагностике, лечении, профилактике основных заболеваний нервной системы, формирование у бакалавра основ клинического неврологического мышления, умения поставить топический диагноз основных неврологических заболеваний, провести их неотложную терапию, организовать комплексный подход к неврологическим больным и осуществить профилактику болезней нервной системы.
Одним из требований нового государственного общеобязательного стандарта специальностей высшего медицинского профессионального образования является необходимость научно-обоснованной организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов с использованием творческого подхода в приобретении знаний, умений, навыков специалиста.
В течение всего курса по дисциплине «Неврология» аудиторная работа должна включать использование основных учебно-методических приемов обучения: лекции, практические занятия, самостоятельный осмотр студентом неврологических больных, подготовка и защита клинической истории болезни, самостоятельная работа студентов с литературой, тестовый контроль знаний студентов.
На лекциях и практических занятиях должное внимание уделяется освоению бакалавром навыков обследования, постановке топического и клинического диагноза и назначению лечения больных с различной патологией нервной системы.
Важно выработать у бакалавра представление о значении нервной системы в развитии неврологических заболеваний, а также научить умению вскрывать патогенетические механизмы их возникновения, обосновывать течение и методы профилактики поражения нервной системы.
При клинических разборах больных необходимо уделять внимание вопросам временной и стойкой утраты трудоспособности, а также трудоустройства больных с заболеваниями нервной системы.
Внеаудиторная самостоятельная работа - это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которых требует от бакалавра активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных познавательных задач, применения ранее усвоенных знаний, поиска новых методов и видов деятельности. Такой процесс внеаудиторной работы приобщает бакалавра к будущей специальности, развивает творческие способности, вырабатывает у них профессиональные навыки, а также навыки работы с научной литературой.
Контроль внеаудиторной самостоятельной работой бакалавра должен быть ориентирован на достижение целей конкретного задания преподавателя. Формы его проведения могут быть разными: собеседование, анализ представленных материалов с использованием тестов, аттестация практических навыков студента, рубежный контроль, эссе, реферат, дискуссия, кейс-стади и др.
Основные знания бакалавра о строении и функции нервной системы дают основание для изложения симптомов и синдромов во 2 части. Такое решение побудило к правильному методологическому подходу в обучении врачей будущего.
2 часть также посвящена клинике неврологических заболеваний, распределенных по классификации МКБ-10, которые должны послужить руководством при изучении предмета.
В этой части изложены методы исследования, способствующие прохождению практических занятий по неврологии. Используемые новые методы исследований дают возможность точно оценить знания студентов и коммуникативные навыки общения будущего врача и пациента.
Эти части уточнены и дополнены, благодаря существенным достижениям науки за последние годы и новому подходу в обучении в соответствии с действующими программами.
Реализуя учебную программу и осуществляя контроль качества обучающихся по дисциплине «Неврология», кафедрой подготовлены контрольно-измерительные средства, отвечающие новым требованиям ГОСО, а также внедрены активные методы преподавания, нашедшие отражение в методических рекомендациях.
2.8. Тематический план
2.8.1. Тематический план лекций – 12 часов
№
| Темы лекций
| Форма проведения
| Час
|
| История развития клинической неврологии. Основы топической диагностики нервной системы.
| Обзорная лекция
|
|
| Цереброваскулярные болезни. Классификация, патогенез, клиника острого нарушения мозгового кровообращения.
| Обзорная лекция
|
|
| Вирусные и бактериальные инфекции ЦНС. Клещевой вирусный энцефалит. Комариный вирусный энцефалит. Вирусный энцефалит. Вирусный менингит.
| Обзорная лекция
|
|
| Поражения отдельных нервов, нервных корешков и сплетений. Полиневропатии и другие поражения периферической нервной системы. Дорсопатии.
| Обзорная лекция
|
|
| Системные атрофии, поражающие преимущественно ЦНС. Болезнь Гентингтона. Наследственная атаксия. Спинальная мышечная атрофия и родственные синдромы. Экстрапирамидные и другие двигательные нарушения функций движения.
| Обзорная лекция
|
|
| Болезни нервно-мышечного синапса и мышц. Детский церебральный паралич. Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы.
| Обзорная лекция
|
|
| Всего часов:
|
|
|
2.8.2. Тематический план практических занятий – 45 часов
№
| Темы практических занятий
| Форма проведения
| Час
|
| 1 часть (пропедевтика нервных болезней)
|
|
|
| Чувствительность и ее расстройства. Исследования поверхностей и глубокой чувствительности. Симптомы и синдромы нарушения чувствительности.
| - Тест-контроль;
- осмотр больного;
- методика исследования;
- обсуждение осмотренных больных;
- клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах);
- решение ситуационных задач
|
|
| Произвольные движения и их расстройства. Методики исследования. Виды параличей
| - Тест-контроль;
- осмотр больного;
- методика исследования;
- освоение практических навыков;
- обсуждение осмотренных больных;
- клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах);
- решение ситуационных задач
|
|
| Экстрапирамидная система. Методы исследования и синдромы ее расстройств.
Мозжечок. Исследования координации движений и синдромы их расстройств
| - Тест-контроль;
- осмотр больного;
- методика исследования;
- освоение практических навыков;
- обсуждение осмотренных больных;
- клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах);
- решение ситуационных задач
|
|
| Черепно-мозговые нервы: функции и исследование 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 пары. Симптомы их поражения. Понятие об альтернирующих синдромах. Бульбарный и псевдобульбарный синдром.
| - Тест-контроль;
- осмотр больного;
- методика исследования;
- освоение практических навыков;
- обсуждение осмотренных больных;
- клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах);
- решение ситуационных задач
|
|
| Высшие мозговые функции. Методы исследования и симптомы поражения.
Вегетативная нервная система. Исследование вегетативной нервной системы и синдромы ее расстройств.
| - Тест-контроль;
- осмотр больного;
- методика исследования;
- освоение практических навыков;
- обсуждение осмотренных больных;
- клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах);
- решение ситуационных задач.
|
|
| Рубежный контроль.
Практические навыки
| - тестирование
- критерии
|
|
| 2 часть (частная неврология)
|
|
| Цереброваскулярные болезни. Преходящие транзиторные церебральные ишемические приступы и родственные синдромы. Инфаркт мозга. Геморрагический инсульт.
| - Тест-контроль;
- освоение практических навыков;
- обсуждение осмотренных больных;
- клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах);
- решение ситуационных задач.
|
|
| Поражения отдельных нервов, нервных корешков и сплетений. Полинейропатии. Дорсопатии
| - Тест-контроль;
- освоение практических навыков;
- обсуждение осмотренных больных;
- клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах);
- решение ситуационных задач.
|
|
| Воспалительные болезни ЦНС. Вирусные и бактериальные инфекции ЦНС. Клещевой вирусный энцефалит. Герпетический энцефалит. Вирусный энцефалит. Вирусный менингит.
| - Тест-контроль;
- освоение практических навыков;
- клинический разбор тематического больного;
- составление ситуационных задач (кейс-стади).
|
|
| Эпилепсия. Эпилептический статус. Мигрень Демилинизирующие заболевания (рассеянный склероз, острый рассеянный энцефаломиелит). Дегенеративные заболевания (БАС, сирингомиелия)
| - параклинические методы диагностики;
- обсуждение анализов СМЖ, серологических исследований, КТ и МРТ - сканов.
- обсуждение больного по предоставленной истории болезни;
- клинический разбор тематического больного (работа в группе)
- решение ситуационных задач.
|
|
| Рубежный контроль
Практические навыки
| - тестирование
- критерии
|
|
| Всего часов
|
|
|
2.8.3. Тематический план практических занятий к СРСП – 45 часов
№
| Темы практических занятий к СРСП
| Форма проведения
| Час
|
| 1 часть (пропедевтика нервных болезней)
|
|
| Чувствительность и ее расстройства. Симптомы и синдромы нарушения чувствительности.
| - освоение практических навыков (работа с преподавателем);
- обсуждение осмотренных больных;
- клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах);
- решение ситуационных задач
|
|
| Произвольные движения и их расстройства.
| - осмотр больного;
- освоение практических навыков (работа с преподавателем);
- обсуждение осмотренных больных;
- клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах);
- решение ситуационных задач
|
|
| Экстрапирамидная система. Мозжечок. Исследования координации движений и синдромы их расстройств.
| - осмотр больного;
- освоение практических навыков (работа с преподавателем);
- обсуждение осмотренных больных;
- клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах);
- решение ситуационных задач
|
|
| Черепно-мозговые нервы: исследование 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 пары. Функции черепно-мозговых нервов и симптомы их поражения. Понятие об альтернирующих синдромах. Бульбарный и псевдобульбарный синдром.
| - осмотр больного;
- освоение практических навыков (работа с преподавателем);
- обсуждение осмотренных больных;
- клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах);
- решение ситуационных задач
|
|
| Высшие мозговые функции. Методы исследования и симптомы поражения.
Вегетативная нервная система. Исследование вегетативной нервной системы и синдромы ее расстройств.
| - осмотр больного;
- освоение практических навыков (работа с преподавателем);
- обсуждение осмотренных больных;
- клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах);
- решение ситуационных задач
|
|
| Разбор схемы истории болезни неврологических больных.
Дополнительные методы обследования.
| - осмотр больного;
- освоение практических навыков (работа с преподавателем);
- обсуждение осмотренных больных;
- клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах);
- решение ситуационных задач
|
|
| Цереброваскулярные болезни.Субарахноидальное кровоизлияние. Внутримозговое кровоизлияние.
Нетравматическое внутричерепное кровоизлияние.
Последствия цереброваскулярных болезней. Хроническая ишемия мозга. Венозная энцефалопатия.
| - обсуждение результатов
дополнительных методов обследования
- составление и заполнение стационарной карты больного;
- составление алгоритма обследования больного
|
|
| Перинатальная патология нервной системы. Детский церебральный паралич.
| - освоение практических навыков (работа с преподавателем);
- обсуждение осмотренных больных;
- клинический разбор тематического больного (работа в группе, в парах);
- решение ситуационных задач
|
|
| Вторичные нейроинфекции: нейробруцеллёз, нейросифилис, ВИЧ, ревмоваскулит.
| - Тест-контроль;
- освоение практических навыков (работа с преподавателем);
- клинический разбор «тематического» больного;
- составление ситуационных задач (кейс-стади)
|
|
| Системные атрофии, поражающие преимущественно ЦНС. Болезнь Гентингтона, Вильсона-Коновалова, Паркинсона, Штрюмпеля, Фридрейха.
| - параклинические методы диагностики
- обсуждение анализов СМЖ, серологических исследований, КТ и МРТ – сканов;
- обсуждение больного по предоставленной истории болезни;
- клинический разбор тематического больного (работа в группе);
- решение ситуационных задач
|
|
| Наследственные заболевания нервной системы. Нервномышечные заболевания.
Спинальная мышечная атрофия и родственные синдромы. Болезни нервномышечного синапса и мышц.
| - осмотр больного;
- обсуждение результатов ЭМГ, ЭНМГ
- обсуждение осмотренных больных;
- клинический разбор тематического больного по истории болезни
- решение ситуационных задач
|
|
| Всего часов
|
|
|
Темы для самостоятельной работы студентов (СРС) – 50 часов
№
| Темы для самостоятельной работы студентов
| Форма проведения
| Час
|
1.
| Ноцецептивные системы в центральной нервной системе. Болевые синдромы в неврологии.
| - Алгоритмы обследования;
- кейс-стади
- презентация
- алгоритм лечения
|
|
2.
| Нейрофизиологические процессы в центральной нервной системе обеспечивающие произвольные движения
| - Алгоритмы обследования;
- кейс-стади
видеоролик
|
|
3.
| Нейромедиаторный обмен в подкорковых узлах,
обеспечивающий двигательный процесс.
| - Реферат;
- кейс-стади
- презентация
- Алгоритм обследования
|
|
4.
| Патогенез комы и других неотложных состояний. Смерть мозга. Критерии.
| - Реферат;
- кейс-стади
- презентация
- составить алгоритм обследования
- составить алгоритм диагностики
|
|
5.
| Нейровизуализационные методы диагностики заболеваний нервной системы.
| - реферат;
- видеоролик
- презентация
|
|
| Основы реабилитации неврологических больных.
| - Реферат;
- Презентация
|
|
| Эпилептические синдромы раннего возраста. Неэпилептические пароксизмальные расстройства сознания.
| - Реферат
- алгоритм обследования
- алгоритм лечения
- презентация
|
|
| Вторичные нейроинфекции.
| - Реферат;
- эссе;
- презентация
|
|
| Дорсопатии.
| - Реферат;
- эссе;
- презентация;
- дискуссия
|
|
| Сосудистые заболевания спинного мозга.
| - Реферат;
- эссе;
- презентация;
- дискуссия;
- кейс-стади
|
|
| Всего часов:
| |
|
2.10. Литература:
На русском языке
основная:
- Кайшибаев С.К. Неврология. Учебник. I, II часть, Алматы, 2009г
- Скоромец А.А., Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Нервные болезни. М.: Медпрессинформ, 2007.
- Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник +СД. - М., ГЭОТАР-Медиа, 2007.
- Бадалян Л.О. Детская неврология. Учебник. М., 2007.
- Петрухин А. С. Неврология детского возраста. М., Медицина, 2008
дополнительная:
- Карлов В.А. Неврология лица. М.: Медицина 1991г.
- Баркер Р.И др. Наглядная неврология: учебное пособие /пер. с англ. Под ред.В.И.Скворцовой. – 2-е изд. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2006.
- Неврологические симптомы, синдромы и болезни. Энциклопедический справочник. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2006.
- Штульман Д.Р., Левин О.С. Справочник практического врача по неврологии.- М., Советский спорт, 2007.
- Болезни нервной системы. Руководство для врачей, 1-2 том. М., 2007.
- Джеральд М. Феничел. Педиатрическая неврология: Основы клинической диагностики. М. Медицина, 2004.
- Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. М.: Триада X, 2005.
- Мухин К.Ю., Петрухин А.С., Глухова Л.Ю. Эпилепсия / Атлас электронно-клинической диагностики. М.: Альварес Паблишинг, 2004.
- Дифференциальная диагностика нервных болезней /Под редакцией Г.А.Акимова и М.М.Одинака. «Гиппократ +», СПб, 2004.
- Неврология для врачей общей практики / Под. редакцией проф. А.М. Вейна, М. «Эйдос Медиа», 2001.
- Кайшибаев С. Словарь-справочник неврологических терминов. Алматы, 2005.
На казахском языке
основная:
- КайшибаевС.К. Неврология. 1, 2 часть, (каз) - Алматы, 2009г.
- Жумабаев У.Ж., Мусагалиева Г.М. Ми нервтерінің функциональдық анатомиясы. - Алматы, 1992.
- Надирова К.Г, Дарибаев Ж.Р. Клиникалық невропатология. - Қарағанды, 1995.
- Надирова К.Г. Нерв жүйесінің анатомиясы, физиологиясы, тексеру методикасы және зақымдану семиотикасы. - Қарағанды, 1993.
2.11. Методы обучения и преподавания: ситуационные задачи, презентации, дискуссии, работа в парах, малые группы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: