Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чайка Анастасия Владимировна




Выпускная квалификационная работа

 

На тему «Методика и техника подготовки служебных собак для обыска транспорта, местности и помещений, и обнаружению взрывчатых веществ, боеприпасов»

 

Специализация – кинология

Квалификация – кинолог заводчик племенного дела

 

Руководитель д.в.н., профессор С.П. Еремин

 

 

К защите разрешаю

 

руководитель Центра кинологии и

фелинологии, доцент А.П. Еремин

 

 

Работа защищена «____» ___________ 201_ г.

 

с оценкой _________________ протокол № _____

 

Нижний Новгород – 2015


 

Подготовительные и дополнительные приемы специального курса дрессировки.

 

Подготовительные приемы специального курса дрессировки Развитие обонятельно-поисковой реакции Основу обонятельно-поисковой реакции у собак составляют обонятельные рефлексы, обеспечивающие обонятельную ориентацию животного. В эту реакцию входят четко выраженные рефлексы принюхивания, поиска, обнаружения запахового следа, определения и выбора направления движения, преследования по запаховому следу, пеленгация и обнаружение источника запаха. При дрессировке у собаки можно выработать условные рефлексы на силу, давность, индивидуальность запаха и другие обонятельно-дифференцировочные рефлексы, используемые при выборке человека, вещей, следа, обнаружении наркотических, взрывчатых веществ, контрабандных товаров, поиске минералов, одорологической экспертизе и др. Подготовка и применение большинства служебных собак основаны на использовании их обонятельно-поисковой реакции. Поэтому своевременное развитие этой реакции является главным условием качественной подготовки собак в учебных подразделениях в короткие сроки. Условные раздражители – команды «Ищи», «Нюхай» и жест – показ рукой в направлении поиска. Вспомогательная команда – «Апорт». Безусловные раздражители – лакомство, поглаживание, апортировочный предмет, запаховые приманки. Обонятельно-поисковую реакцию рекомендуется развивать с 2–3 месячного возраста, в начале методом группового воспитания, в последующем – индивидуально. Для этого можно использовать следующие способы.

Первый способ. На участке с травяным покровом дрессировщик на виду у собаки разбрасывает 3–4 небольших кусочка мяса в разные стороны. При этом последний кусочек мяса показывает собаке и дает ей обнюхать. Когда собака потянется к мясу, специалист-кинолог бросает его в траву. Затем посылает собаку на поиск лакомства, управляя длинным поводком. Этот способ используют в крайнем случае, когда у собаки сильно заторможена поисковая реакция.

Второй способ. Хорошие результаты дают упражнения по поиску спрятавшегося дрессировщика (хозяина) при наличии прочного контакта. Во время выгуливания на участке с разнообразными местными предметами дрессировщик, пользуясь отвлечением собаки, прячется за 83 укрытие и по возможности наблюдает за ней. При хорошем контакте собака, как правило, начинает искать хозяина при помощи зрения, слуха и обоняния. При ветреной погоде дрессировщик должен прятаться так, чтобы ветер дул с его стороны на собаку. Это облегчит включение в поиск обоняния. Когда собака, обнаружив дрессировщика, подбежит к нему, она поощряется лакомством. По мере развития поисковой реакции дрессировщик не только прячется, но и уходит от собаки на 50-100 м. Это побудит собаку искать хозяина по запаховому следу. После того, как собака отыщет хозяина, ее поощряют игрой и лакомством. В последующем отрабатываются и такие упражнения, когда дрессировщик привязывает собаку поводком к дереву, столбу и уходит на 300-400 м так, чтобы собака не видела его движение. После этого второй дрессировщик подходит к собаке, отвязывает ее и посылает за хозяином. С помощью длинного поводка направляет собаку по запаховому следу, следуя за ней. Если собака идет по следу активно, то помощник дрессировщика остается на месте, и собака работает самостоятельно.

 

Третий способ. При совершенствовании навыка апортировки необходимо использовать разнообразные апортировочные предметы небольших размеров длиной 1–10 см, соответствующих по цвету фону местности. Дрессировщик знакомит собаку с запахом предмета, затем бросает его в траву, кусты или к подобным беззапаховым предметам и через 1–2 минуты по команде «Ищи апорт» посылает собаку за ним. На одном часовом занятии упражнение повторяется 6–8 раз. Такие же упражнения надо выполнять по обнаружению запаховых предметов, разбросанных помощниками. Систематическое повторение таких упражнений способствует развитию обонятельно-поисковой реакции, необходимой в последующем для обыска местности, выборки вещей, одорологической выборки.

Четвертый способ. В жизни (работе) собака ориентируется как нижним, так и верхним чутьем. При верхнем чутье собака воспринимает запахи в воздухе и таким способом определяет местонахождение источника запаха, при нижнем чутье она обнюхивает непосредственно почву. Целенаправленными упражнениями необходимо развивать у нее и нижнее, и верхнее чутье. С этой целью за 30–40 минут до начала поиска дрессировщик раскладывает апортировочные предметы на местности так, чтобы 40–50 % из них лежали на земле, а остальные на высоте 1–1,5 м от земли (на кустарнике, на ветках деревьев, стеблях травы и т. д.). При этом каждый раз при пуске собаки на поиск надо учитывать направление ветра. Заставлять идти как по ветру, так и против ветра, заниматься на разнообразной местности. За каждую обнаруженную вещь собаку надо поощрять лакомством. 84

Пятый способ. Учитывая активную реакцию собаки на запахи животного происхождения, целесообразно использовать пахучие приманки – тампоны с запахом крови. Пахучие приманки (10–15 штук) раскладывают вдоль намеченного маршрута движения дрессировщика с собакой на удалении 15–40 м от тропы. Количество приманок на каждом занятии меняется. При движении по тропе собака находится на удлиненном поводке. За каждую обнаруженную пахучую приманку собаку поощряют поглаживанием и лакомством. В ходе дрессировки каждое занятие, выработка любого специального навыка должны способствовать развитию обонятельно-поисковой реакции поведения и доведения ее до совершенства.

 

Возможные ошибки специалиста-кинолога:

1. Чрезмерное увлечение упражнениями по поиску кусочков мяса, разбросанных на участке. Собака привыкает искать лакомство при каждом выходе на прогулку.

2. Неправильное выполнение упражнений: собака находит хозяина или предметы, пользуясь не обонянием, а зрением и слухом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...