Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура понятия «субъект деятельности»




ЛЕКЦИЯ

(2 часа)

Тема: Л И Ч Н О С Т Ь.

План

1. Общее понятие о личности.

2. Основные категории человеческой организации.

3. Психологическая структура личности.

4. Психологические свойства личности.

5. Психологическая характеристика личности сотрудника ОВД.

Основные психологические понятия: человек, личность, индивид, субъект деятельности, индивидуальность, интраиндивидная, интериндивидная и метаиндивидная подсистемы структуры личности.

Л И Т Е Р А Т У Р А.

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х томах. – М., 1980.

2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – М.- Воронеж, 1996.

3. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

4. Леонтьев А.Н. Избранные психические произведения. – М.: Педагогика, 1983.

5. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988.

6. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М. – Воронеж, 1996.

7. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.

8. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и А.А.Пузырея. – М., 1982.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

10. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. – М.% Просвещение, 1989.

11. Штерн В. Основы генетики человека. – М., 1965.

 

1. Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях велись поиски, какое множество концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор не найден. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди разняться не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет всех нас. Сравним, например, убийцу-рецидивиста, самоотверженного ученного, наркомана, коррумпированного политика, монаха и офицера высшего командного состава. Не считая того, что у этих людей одни и те же ткани и органы, трудно себе представить какие общие свойства «человеческой натуры» могут их объединять. А когда горизонты научного поиска расширяются до исследования различных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей, устремлений и стилей жизни.

Сегодня проблема понимания сущности человека стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета -–являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Что же даст Вам, как будущим сотрудникам органов внутренних дел, изучение проблемы личности? Прежде всего полученные знания о психологии личности помогут более эффективно решать служебные задачи, непосредственно связанные с необходимостью анализа и оценки как своих собственных черт, так и тех граждан, с которыми приходится сталкиваться в процессе деятельности. Категория «личности» многоуровневая и многогранна. Это порождает невозможность разработки перечня рецептов, подходящих для разрешения всех противоречий личностного характера в каждой конкретной жизненной или профессиональной ситуации. Поэтому важно выделить те вопросы, которые ежедневно возникают перед каждым профессионалом в сфере охраны общественного правопорядка в его многочисленных контактах с разными категориями граждан.

Каждый отдельный человек, индивид, является личностью того или иного уровня развития, сформированности. Мы часто говорим: «такой-то состоялся как личность или не совсем состоялся, или так и не состоялся как личность». Однако часто встречающееся в житейской практике смешение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» не оправдано с точки зрения научного подхода к изучению личности. Известный психолог А.Н.Леонтьев отмечал, что мы всерьез не говорим о личности животного или личности новорожденного, хотя отмечаем их индивидуальность и неповторимость в поведении и отношениях с окружающими. Термин «личность» относится только к человеку с определенного момента его социализации. В литературе широко описаны случаи, когда отдельные представители рода человеческого, индивиды, росли среди животных, и, будучи затем «включены» в человеческое сообщество, со временем либо так и не становились личностями, либо рано погибали. Отсюда следует, что для понимания личности важно уяснить различие в перечисленных выше категориях.

Понятие «индивид», относящееся к отдельному представителю такого исходного понятия, как «человек», обозначает продукт его биологической эволюции, в процессе которой происходят как дифференциация его органов и функций, так и их интеграция, т.е. формирование организма. Одновременно понятие «индивид» указывает на неделимость, целостность субъекта, а наличие свойственных ему особенностей – на его «индивидуальность».

«Понятие личности, так же, как понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков… Но личность представляет собой целостное образование особого рода, … личностью не родятся, личностью становятся» – А.Н.Леонтьев (Избранные психические произведения).

Таким образом, под личностью понимается индивид в его отношении к разным социальным системам, поэтому общественная сущность и социальные функции человека как личности являются главными критериями ее сформированности, представленности в индивиде. Реальной основой личности в этом смысле становится совокупность реализуемых ею многообразных видов деятельности и соответственно отношений к их разным сторонам.

Осознание данного факта позволит сотруднику ОВД глубже проникнуть в психологию личности каждого гражданина, попадающего в том или ином качестве в сферу его деятельности, несмотря на то, что последняя во многом обусловлена и регламентирована законодательством и ведомственными подзаконными актами. Ведь в ряде случаев в целях предупреждения преступности предусматриваются меры наказания, не связанные с лишением свободы, а сводящиеся к административным и моральным санкциям, которые, к сожалению, иногда игнорируются сотрудниками, действующими без учета психологии личности. Многие известные ученые в области права отмечают, что нельзя представлять юридические дела так, словно они состоят лишь в процедурно и технически правильном толковании законов и применении нормы, в соотношении юридически значимых действий, составлении юридических документов, оформлении доказательств и т.п. Юридические дела, имея в своей основе жизненные случаи, органически включают в себя человека, и в них нельзя разобраться, не учитывая сложность личности этого человека. Это во-первых.

Во-вторых, часто возникают случаи, когда цели и способы действия (нормы) прямо не «заданы» личности, т.е. когда человек по непонятным для нас причинам выходит за рамки общепринятого для тех или иных случаев норматива поведения. Например, свидетель отказывается давать показания или, будучи предупрежден об ответственности за дачу ложных показаний, все-таки идет на это, или оперативник, преследуя оказавшегося на свободе преступника попадает в ситуации, для которых нет четких инструкций, и т.п. Здесь более, чем где-либо, необходимы умения и навыки анализа и оценки каждого случая с личностных позиций.

В-третьих, психологически грамотное решение профессиональных задач требует от сотрудника ОВД знаний о том, что он сам представляет из себя как личность и какого уровня развития личность предстает перед ним в качестве объекта его воздействия. Каждый имеет свою «житейскую», часто обусловленную родом профессиональных занятий концепцию личности, что во многом определяет его взаимоотношения с людьми. В основном все стараются поддерживать отношения с теми, кто «видит» в них личность.

В связи с выше изложенным важно, пользуясь именно психологическими понятиями, ответить на ряд вопросов:

1. В чем заключается сущность понятия «личности»?

2. Какова структура личности, соотношение тех уровней, которые ее образуют?

3. Как происходит формирование личности, процесс ее функционирования, совершенствования или деградации?

Понимание этих вопросов позволит существенно повысить профессионально-психологическую грамотность сотрудников ОВД.

 

2. В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается многими науками: историей, философией, биологией, антропологией и т.д. Причем каждая наука использует свой специфический понятийно-терминологический аппарат.

Термин личность в английском языке («personalitу”) происходит от латинского “persona”. Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие “личность” был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая “личина”, общественное лицо, обращенное к окружающим. Эта точка зрения совпадает с мнением современного непрофессионала, который обыкновенно оценивает личность по критериям обаяния, умения вести себя в обществе, популярности, физической привлекательности и других социально желательных характеристик. Подобный подход порождает комментарии вроде “Александр – личность что надо” и “Ирина – неприятная личность”. Именно такое представление о личности находит выражение в обещании, даваемом различными курсами по созданию имиджа “сделать вас личностью”. Данная концепция целиком расположена вне сферы психологии, поскольку она оставляет в стороне многие особенности поведения, в действительности заслуживающие того, чтобы их изучали в контексте личности.

Личность также рассматривалась как сочетание наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности. Так, о человеке можно сказать, что он – «общительная личность» или «робкая личность», имея в виду, что робость или дружелюбие являются его наиболее характерными чертами. В подобных примерах мы наблюдаем отождествление личности с тем внешним социальным впечатлением, какое индивидуум производит на окружающих при взаимодействии с ними. К сожалению, при таком, в общем, популярном использовании термина упускается из виду возможность того, что человек может быть или раскованным, или робким в зависимости от конкретной обстановки. К тому же термин «личность» в понимании психологов не предполагает оценки характера человека или его социальных навыков. Т.е. психологи, изучающие личность, не употребляют характеристик в оценочном значении (то есть не делят личности на хорошие и плохие).

В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?

Ответить на этот вопрос не так просто, т.к. что такое личность все психологи понимают по-разному. Можно насчитать более ста определений личности, а количество научных публикаций на эту тему уже в 1980 году перешло за тысячу.

Несмотря на множество определений личности, все авторы солидарны в том, что это психологическое новообразование качественно отличает человека от всех остальных живых существ и что это качественное отличие детерминировано степенью его «включенности» в социальные отношения при бесспорном влиянии природно заданных свойств. Приведем несколько определений личности, сформулированных выдающимися отечественными психологами.

Под личностью мы понимаем человека как носителя сознания (Платонов

Личность... есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке,... единство поведения, которое отличается признаком овладения, связанного с волей (Выготский Л.С.).

Личность - это системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде (Петровский А.В.).

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Кроме того, в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

В психологии сложилось и свое представление о проблеме исследования личности. Это представление было обосновано Б.Г.Ананьевым, который выделил четыре уровня человеческой организации: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные способности, т.е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т.д. Всеми этими чертами ребенок отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств.

Появлясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность.

Таким образом, индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.

Структура понятия «индивид» (по Б.Г.Ананьеву).

И Н Д И В И Д

С В О Й С Т В А И Н Д И В И Д А

 

ПЕРВИЧНЫЕ ВТОРИЧНЫЕ

 

Половой диморфизм

Динамика

Возрастные особенности психофизиологических

функций

Конституциальные

особенности

Нейродинамические Структура

свойства мозга органических

потребностей

Функциональная индивида

ассиметрия мозга

 

ПРОЯВЛЯЮТСЯ В

ТЕМПЕРАМЕНТ

ЗАДАТКИ

 

Человек как индивид обладает определенными свойствами. Ананьев Б.Г. выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституционные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь интеграция всех этих свойств обуславливает особенности темперамента и задатки человека.

 

Следующее понятие, характеризующее человека как объект реального мира, - это «личность».

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Т.е. понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия Б.Г.Ананьев рассматривает такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.

 

Структура понятия «личность» (по Б.Г.Ананьеву).

 

Л И Ч Н О С Т Ь

ТЕМПЕРАМЕНТ

ЗАДАТКИ И СПОСОБНОСТИ

МОТИВАЦИЯ

(направленность)

ХАРАКТЕР

ВОЛЯ

ЧУВСТВА

 

Третье понятие, которое выделял Б.Г.Ананьев при изучении человека – «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное место между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Главное чертой человека как субъекта деятельности, отличающего его от остальных живых существ, является сознание. Сознание – это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразование окружающей среды. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

 

Структура понятия «субъект деятельности»

(по Б.Г.Ананьеву)

 

СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЗНАНИЕ

АКТИВНОСТЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек – это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека – его индивидуальность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...