Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: личность, темперамент, характер.




План

1. Общее понятие о личности.

2. Основные категории человеческой организации.

3. Понятие о темпераменте.

4. Характер.

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях велись поиски, какое множество концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор не найден. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди разняться не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет всех нас. Сравним, например, убийцу-рецидивиста, самоотверженного ученного, наркомана, коррумпированного политика, монаха и офицера высшего командного состава. Не считая того, что у этих людей одни и те же ткани и органы, трудно себе представить какие общие свойства «человеческой натуры» могут их объединять. А когда горизонты научного поиска расширяются до исследования различных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей, устремлений и стилей жизни.

Сегодня проблема понимания сущности человека стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета -–являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

В психологии сложилось свое представление о проблеме исследования личности. Это представление было обосновано Б.Г.Ананьевым, который выделил четыре уровня человеческой организации: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные способности, т.е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т.д. Всеми этими чертами ребенок отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств.

Появлясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность.

Таким образом, индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.

Структура понятия «индивид» (по Б.Г.Ананьеву).

И Н Д И В И Д

С В О Й С Т В А И Н Д И В И Д А

 

ПЕРВИЧНЫЕ ВТОРИЧНЫЕ

 

Половой диморфизм

Динамика

Возрастные особенности психофизиологических

функций

Конституциальные

особенности

Нейродинамические Структура

свойства мозга органических

потребностей

Функциональная индивида

ассиметрия мозга

 

ПРОЯВЛЯЮТСЯ В

ТЕМПЕРАМЕНТ

ЗАДАТКИ

 

Человек как индивид обладает определенными свойствами. Ананьев Б.Г. выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституционные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь интеграция всех этих свойств обуславливает особенности темперамента и задатки человека.

Следующее понятие, характеризующее человека как объект реального мира, - это «личность».

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Т.е. понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия Б.Г.Ананьев рассматривает такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.

 

Структура понятия «личность» (по Б.Г.Ананьеву).

 

Л И Ч Н О С Т Ь

ТЕМПЕРАМЕНТ

ЗАДАТКИ И СПОСОБНОСТИ

МОТИВАЦИЯ

(направленность)

ХАРАКТЕР

ВОЛЯ

ЧУВСТВА

 

Третье понятие, которое выделял Б.Г.Ананьев при изучении человека – «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное место между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Главное чертой человека как субъекта деятельности, отличающего его от остальных живых существ, является сознание. Сознание – это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразование окружающей среды. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

 

Структура понятия «субъект деятельности»

(по Б.Г.Ананьеву)

 

СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЗНАНИЕ

АКТИВНОСТЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек – это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека – его индивидуальность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...