Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.




Структура понятия «индивидуальность» (по Б.Г.Ананьеву).

 

ИНДИВИД

+ ИНДИВИДУ-

СУБЪЕКТ АЛЬНОСТЬ

+

ЛИЧНОСТЬ

Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющие общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

 

Кроме рассмотренных выше четырех уровней человеческой организации, выделенных Б.Г.Ананьевым, многие психологи выделяют еще наиболее общее понятие - «человек».

Человек – это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

 

Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность».

ЧЕЛОВЕК

ИНДИВИД

ЛИЧНОСТЬ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

 

3.С труктура личности – это относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В структуру личности входят три подсистемы:

1) индивидуальность личности;

2) ее представленность в системе межличностных отношений;

3) запечатление личности в других людях, ее «вклад».

Каждый из этих компонентов органически вплетен в общую структуру личности, образуя ее единство и целостность.

 

Структура личности (по С.Л.Рубинштейну).

 

Проявляется в потребностях,интересах,иде-

Направленность алах,убеждениях, доминирующих мотивах

деятельности, поведения и мировоззрении.

 

Знания, умения, Приобретаются в процессе жизни и позна-

Навыки вательной деятельности.

 

Индивидуально- Проявляются в темпераменте, характере,

типологические способностях.

Особенности

 

 

4. Социальную значимость и поведение человека определяют основные свойства личности и их устойчивые сочетания.

В необозримом круге свойств личности все же можно выделить шесть больших групп, которые и определяют все видимое разнообразие личностных проявлений.

Первую группу составляют природные свойства человека, которые определяют динамику психической деятельности.

От них зависят следующие характеристики ее протекания:

1) скорость возникновения и устойчивость психических процессов (скорость восприятия и мышления, длительность ощущений, яркость воображения и т.д.);

2) интенсивность психических процессов (чувств,эмоций,воли и т.п.);

3) темп и ритм психической деятельности;

4) направленность психической деятельности (например, стремление к новым впечатлениям, широким контактам или, наоборот, отгороженность, погруженность в себя).

Наиболее ярко все эти особенности проявляются в непроизвольных реакциях: в мимике, пантомимике, жестах, разнообразных непроизвольных движениях и действиях.

Вторую группу составляют нравственные свойства человека. Об этой стороне личности судят по действиям и поступкам, в них наиболее отчетливо проявляется и формируется нравственный облик человека. Мировоззрение человека в форме убеждений, моральных норм и идеалов побуждает его поступать определенным образом.

Третью группу составляют свойства личности, которые проявляются в межличностных отношениях. Это, например, добросердечность, чуткость, справедливость, отзывчивость, тактичность, благородство, нежность, доверчивость и множество других аналогичных или противоположных свойств.

Важнейшей чертой личности, выражающей отношение человека к другим людям, является общительность. Она характеризует степень заинтересованности человека в коллективных видах деятельности. Общительность может различаться по широте: у одних – широкая и поверхностная, с легко завязываемыми непрочными связями, у других – более узкая, более избирательная, но более глубокая и прочная привязанность.

В четвертую группу входят свойства личности, отражающие отношение человека к самому себе: требовательность, самокритичность, гордость, уверенность в себе, чувство неполноценности, хвастливость, зазнайство, самомнение и другие, связанные с самооценкой личности.

Самооценка является одной из важнейших сторон самосознания человека. Произвольно или непроизвольно, общаясь с другими людьми, человек сравнивает себя с ними и находит у себя черты, которые роднят его с остальными или отличают от них. Качества, которые он при этом себе приписывает, не всегда являются подлинными свойствами его личности, но позволяют выявить отношение к самому себе.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Человек может недооценивать себя. Низкая самооценка выражается в таких чертах, как скромность, стеснительность, отсутствие чувства собственного достоинства.

Пятая группа свойств личности проявляется в отношении человека к материальным ценностям. Это такие свойства, как щедрость или скупость, аккуратность или неряшливость, бережливость или расточительность и т.п.

Шестая группа свойств личности проявляется в отношении человека к различным видам деятельности. В них, как в фокусе, находят свое отражение все стороны личности. В отношении человека к деятельности проявляется и его отношение к материальным ценностям, как результатам деятельности, и отношение к другим людям, с которыми он взаимодействует в процессе деятельности, и отношение к самому себе.

Каждое свойство личности проявляется не изолированно, а в связи с другими свойствами. Поэтому для понимания личности надо рассматривать не отдельные ее свойства, а их устойчивые и постоянные сочетания.

5. В общетеоретическом плане психология личности сотрудника ОВД как субъекта деятельности подчиняется всем закономерностям и описывается теми же категориями и терминами, которые применяются в психологии.

Однако профессиональная деятельность представителей разных служб ОВД как особая социальная роль имеет специфику, существенным образом отличающую ее от других видов деятельности. Это обстоятельство ставит перед необходимостью конкретизации личностных характеристик сотрудника ОВД.

В настоящее время разработаны классификации профессиональных требований применительно к различным категориям сотрудников ОВД: оперативному работнику, специалисту ИТУ, следователю, сотруднику!!!!ОВД по осуществлению профилактической деятельности. Кроме того, имеются ведомственные нормативные акты, содержащие требования к личности сотрудника ОВД в зависимости от рода служебной деятельности.

Применительно к личности специалиста той или иной службы ОВД выделяют несколько типов требований:

1) общие, предъявляемые ко всем категориям сотрудников ОВД;

2) специальные, предъявляемые к личности сотрудника в связи со спецификой осуществления им конкретных функций в рамках специализации.

Общими требованиями к личности сотрудника ОВД являются следующие.

- Требования, связанные с содержанием работы сотрудника ОВД как видом государственной службы и политической деятельности. Положение сотрудника ОВД в системе государственных органов обусловливает предъявления к лицам, назначаемым на соответствующие должности, особых требований. Важнейшее из них – моральное и политическое доверие.

- Требования, связанные с правовой регламентацией деятельности. Ярко выраженный правовой характер деятельности сотрудника ОВД существенно отличает ее от всех других видов человеческой деятельности и предопределяет ее психологическое своеобразие. Обязательное требование к профессии сотрудника ОВД – глубокое знание законов и подзаконных нормативных актов. При этом речь идет не об абстрактном запоминании той или иной нормы права, а о выработке так называемого юридического мышления, т.е. способности к анализу, синтезу, обобщению и отражению в речи наличных ситуаций с позиций усвоенных и осознанных норм и права, закономерностей их функционирования в обществе.

- Требования, связанные с противодействием заинтересованных лиц. Несовпадение, противоречие и столкновение человеческих интересов в ходе осуществления деятельности сотрудника ОВД придает ей характер борьбы и обусловливает в качестве требования к его личности наличие умений применять организационно-тактические и психологические приемы во взаимоотношениях с лицами, оказавшимися в поле его деятельности.

- Требования, связанные с наличием властных полномочий. Одно из важнейших профессиональных требований к личности сотрудника ОВД – умение разумно, законно пользоваться властью. Правомерность и целесообразность использования власти во многом зависит от личных качеств сотрудника ОВД.

Деятельность сотрудника ОВД отличается высокой эмоциональной напряженностью. Однако каким бы ни было психическое состояние сотрудника, он обязан сохранять объективность: ни сочувствие, ни возмущение не должны влиять на его решения и действия.

- Требования, связанные с сохранением служебной тайны. Нормативные акты МВД Украины определяют требования к режиму секретности соответствующих деятельностей сотрудников ОВД. Однако сохранение не подлежащих разглашению сведений имеет свои психологические особенности.

Во-первых, известно, что человек, получивший важные сведения и интересные данные, переживающий успех или неудачу, испытывает потребность поделиться своими мыслями с другими людьми. Сотруднику ОВД следует помнить, что умение молчать является не природным даром, а продуктом воспитания и самовоспитания, зависит от стойкости и дисциплинированности.

Во-вторых, часто бывает нелегко удержаться от искушения показать значительность своей работы, поделиться успехом. Сотрудник ОВД должен помнить, что действительное уважение к нему со стороны окружающих как к профессионалу будет прямо пропорционально его молчанию в вопросах сохранения служебной тайны и обратно пропорционально болтливости.

И, в-третьих, важно не только уметь преодолевать свои чувства при сохранении служебной тайны, необходимы еще навыки и умения соблюдать конспирацию.

- Требования, связанные с социально-психологической атмосферой деятельности сотрудника ОВД. Действия сотрудника ОВД всегда находятся в фокусе общественного мнения. От него ждут умелых действий, на него надеются, его одобряют или порицают. В этой обстановке сотрудник должен уметь правильно учитывать секторы психологической атмосферы, в которой формируются впечатления, складываются определенные, иногда ошибочные мнения.

В этой связи очень опасны поспешные выступления прессы, когда предварительные данные о происшествии преподносятся как бесспорно установленные факты. Еще хуже, если сотрудники ОВД сами поторопились связать себя или иные инстанции преждевременными утверждениями.

- Требования, связанные с разнообразием деятельности сотрудников ОВД. Разнообразие задач, с которыми сотрудник ОВД сталкивается в своей работе, требует от него ряда психологических навыков:

1) быстро включаться в новое дело;

2) мобилизовывать и пополнять свой прошлый опыт и знания;

3) приспосабливать к новым условиям прежние умения и навыки;

4) тщательно выполнять монотонные технические и манипулятивные операции.

- Требования, связанные с дефицитом времени, своеобразием внешних условий и перегрузок в деятельности сотрудника ОВД. От сотрудника ОВД требуется выполнять определенную работу не только на должном уровне, но и к определенному сроку, в строго ограниченные отрезки времени. В связи с этим он должен преодолевать возможные проявления негативных психологических качеств:

1) поспешность и торопливость, которые могут привести к непродуманным решениям и действиям;

2) растерянность и дезорганизацию, которые могут привести к нарушениям законности.

Сотруднику ОВД нередко приходится выполнять свою работу в зной и в стужу, под дождем или в тесном помещении, рядом с полуразложившимся трупом, на обочине шоссе или на пепелище, в цехах завода или в больничной палате. Эти обстоятельства неразрывно связаны с эмоциональными, умственными и физическими перегрузками. Для того чтобы в какой-то степени уменьшить вредные последствия этих факторов, сотрудник должен уметь: правильно организовать свой труд; чередовать различные виды деятельности; выполнять правила гигиены умственного и физического труда.

Специальные требования к личности сотрудника ОВД как субъекту деятельности конкретизируются в зависимости от специализации службы. Например, сотрудник уголовного розыска должен обладать следующими умениями, максимально активно реализуя в них свои природные способности или развивая их при осознании своих недостатков.

- Аналитические умения:

1) постановка и формирование частной задачи, определяющей необходимость применения тех или иных методов оперативно-розыскной деятельности;

2) анализ и оценка степени достаточности и достоверности информации, представляющей оперативный интерес;

3) прогнозирование и оценка мест появления лиц, представляющих оперативный интерес, в соответствии с характером совершенного или замышляемого преступления;

4) мысленное моделирование возможных ситуаций поведения правонарушителей и преступников в определенных условиях.

Как видно из этого перечня, здесь сотруднику необходим высокий уровень развития всей подструктуры психических познавательных процессов: внимания, ощущений и восприятий, памяти, мышления, воображения и связанных с ними наблюдательности, гибкости, скорости мышления, богатства воображения и других свойств личности.

- Тактико-психологические и технико-психологические умения:

1) выбор средств маскировки оперативником;

2) определение возможных линий поведения лиц, представляющих оперативный интерес в ситуации как неконтактного, так и контактного общения;

3) визуальное распознавание людей по их внешнему облику;

4) идентификация с избранной ролью при маскировке;

5) регуляция своего поведения в соответствии с изменяющимися условиями;

6) умение вступать при необходимости в контакт, вести правильную линию общения.

В данном случае одинаково важны развитость всех подструктур личности, включая ее эмоционально-волевую сферу, а также характер и способности.

Таким образом, сотрудник органов внутренних дел, стремящийся стать личностью в своей профессии, прежде всего должен быть личностью высокого уровня развития, сформировавшейся личностью вообще и максимально соответствовать общим и специальным требованиям выбранной им деятельности, самостоятельно проявляя активность в раскрытии черт своей индивидуальности, что является важнейшим условием становления и роста личности профессионала.

 

ЛЕКЦИЯ

(2 часа)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...