Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Продукция — материальный или нематериальный результат деятельности (процесса), предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.




Следовательно, продукции присущи две основные особен­ности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому- то нужна). При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человече­ская деятельность, но и жизнедеятельность биологических объ­ектов.

Такое понимание позволяет отнести к продукции не только хлеб, консервы, ткани, одежду и другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырье и комплектующие изделия, но и продук­цию природного происхождения, которая является результатом жизнедеятельности биообъектов и труда человека по их сбору, вылову, охоте, добыче и т. п. Так, к продукции относятся дико­растущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, речная и океаническая рыба.

 

 

Продукция становится товаром, когда она является объек­том купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращен­ные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, — продукция, а не то­вар, и только на рынке они превращаются в товар.

В отношении термина «товар» наблюдается ситуация, анало­гичная с термином «продукция». В частности, в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» в термине «товар» отражает­ся только правовая функция товара: «Товар — любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи» ( п. 64). Это определение дублирует ст. 129 Гражданского кодекса РФ. Однако в юридическом аспекте определения товара отсутствует разъяснение другого сложного понятия «вещь». Поэтому, по на­шему мнению, правильнее было бы дать определение товара через термин «продукция». В таком определении отражены мно­гофункциональность товара как результата деятельности (техно­логической, биологической, человеческой и т. п.) по формирова­нию его потребительских свойств.

Товар — это объект купли-продажи и средство удовлетворе­ния потребностей потребителей.

Такое определение термина позволяет отнести к товарам не только материальную продукцию, но и нематериальную (услу­ги, информацию и т. д.).

Объектом дисциплины «Товароведение» традиционно явля­ются лишь материальные товары, хотя со временем сфера при­менения может расшириться и будет разработано товароведе­ние услуг.

Таким образом, товар выступает как один из основных объ­ектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллекту­ального труда, которые являются нематериальной продукцией.

Товар — сложное понятие и не менее сложный материаль­ный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины — товароведения. Существует множество определений термина «товароведение».

Одно из первых определений товароведения дано И. Вави­ловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товароведе­ние — наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения» [6].

В настольном энциклопедическом словаре, изданном в 1896 г., товароведение определяется как отрасль технологии, имеющая целью «точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наи­лучшее употребление».

Одним из наиболее точных, по нашему мнению, является определение предмета товароведения К. Маркса: «Потребитель­ные стоимости товаров составляют предмет особой дисципли­ны — товароведения»1. Это определение легло в основу многих последующих определений термина.

В коммюнике Международной теоретической конференции преподавателей высшей школы по вопросам общего товарове­дения, состоявшейся в сентябре 1962 г. в Лейпциге, зафиксиро­вано следующее определение:

«Товароведение представляет собой естественно-научную дисциплину, предметом которой является потребительная стои­мость товаров».

Представляет интерес и высказывание К. Паустовского: «Есть наука со скучным названием — товароведение. Книги по товароведению можно читать как увлекательную повесть о жизневедении».

Однако каждое из приведенных выше научных определений товароведения, несомненно обладая рядом достоинств, не отра­жает одной из важнейших его сторон, которую образно отметил К. Паустовский: товароведение — наука о жизневедении.

Действительно, товары удовлетворяют разнообразные жиз­ненные потребности человека, который использует многие из них на протяжении всей жизни, иногда даже не догадываясь о их замечательных свойствах. Например, ряд пищевых продук­тов находит широкое применение в народной и традиционной медицине для профилактики и лечения различных заболева­ний.

Повседневное или частое потребление товаров создает не­верное представление о том, что специалистам и потребителям знания о товаре нужны не более чем на узкопрактическом и житейском уровне.

В связи с вышеизложенным считаем возможным предло­жить уточненное определение термина «товароведение», так как определение его только через предмет — потребительные стоимости (ценности) товаров — не раскрывает в полной мере сущность этой науки.

Товароведение — наука и учебная дисциплина об основопо­лагающих характеристиках товаров, определяющих их потреби­тельную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.

Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ве­дение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание». Следовательно, в этом смысле товарове­дение есть знания о товарах.

1. Предметом товароведения являются потребительные ценно­сти товаров, а также методы их познания и обеспечения. Толь­ко потребительная ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потреб­ности человека. Если потребительная ценность товара не отве­чает реальным запросам потребителей, он не будет востребо­ван, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.

На современном этапе развития товароведения уже недоста­точно просто описания потребительной ценности товаров. Предметом товароведения становятся и методы их познания, а также товароведная деятельность по сохранению этой ценности на разных этапах товародвижения для обеспечения ее необхо­димого уровня.

Цель товароведения — изучение основополагающих характе­ристик товара, составляющих его потребительную ценность, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Для достижения этой цели товароведение как наука и учеб­ная дисциплина должно решать следующие задачи:

• четкое определение основополагающих характеристик, со­ставляющих потребительную ценность;

•установление принципов и методов товароведения, обу­словливающих его научные основы;

•систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;

•изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой орга­низации;

•управление ассортиментом организации;

•определение номенклатуры потребительских свойств и по­казателей товаров;

•оценка качества товаров, в том числе новых отечествен­ных и импортных;

•выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации нека­чественных товаров;

•определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;

•обеспечение качества и количества товаров на разных эта­пах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;

•установление видов товарных потерь, причин их возник­новения и разработка мер по их предупреждению или сниже­нию;

•информационное обеспечение товародвижения от изгото­вителя до потребителя;

•товароведная характеристика конкретных товаров.

 

Товароведение относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональной компе­тентности товароведов, экспертов, коммерсантов и маркетоло­гов. Кроме того, основы товароведных знаний необходимы бух­галтерам, экономистам, менеджерам и технологам, так как учет, планирование товарных ресурсов, анализ финансово-хо­зяйственной деятельности, управление производством и другие виды профессиональной деятельности должны осуществляться с учетом особенностей товаров, их основополагающих характе­ристик и возможных изменений при транспортировании, хра­нении и реализации.

Межпредметные связи товароведения с другими учебными дисциплинами. Товароведение далеко не единственная учебная дисциплина, необходимая для профессиональной подготовки экспертов, товароведов, коммерсантов, маркетологов и иных введение специалистов. Она связана с другими дисциплинами межпред­метными связями: предшествующими, сопутствующими и по­следующими.

Предшествующими связями товароведение соединено с ря­дом естественно-научных и математических дисциплин — фи­зикой, химией, биологией, микробиологией, математикой, а также с общепрофессиональной дисциплиной — основы стан­дартизации, метрологии и сертификации. Знания этих дисцип­лин необходимы для более глубокого понимания и оценки по­требительских свойств товаров, их изменений при производстве и хранении.

Разделы товароведения. Товароведение как научная дисцип­лина включает общую часть и частное товароведение.

Общая часть товароведения посвящена рассмотрению теоре­тических основ, которые являются основополагающими для его частных разделов. В ней не приводятся товароведные характе­ристики конкретных групп товаров. Однако без знания теоре­тических основ сложно дать полную и объективную оценку ос­новополагающих характеристик любого товара.

Частное товароведение анализирует состояние и перспекти­вы развития соответствующего сегмента рынка, классифика­цию товаров на ассортиментные группы и другие структурные элементы низших ступеней. В отдельных подразделах частного товароведения приводится обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров.

Объектами изучения в частных разделах товароведения мо­гут быть не только потребительские товары, но и товары про­мышленного назначения (сырье, средства производства), сель­скохозяйственная продукция, фармацевтические товары и ле­карственное сырье.

 

 

Методы хранения товаров

Метод хранения — совокупность технологических опера­ций, обеспечивающих сохраняемость товаров путем создания и поддержания заданных климатического и санитарно-гигие­нического режимов, а также способов их размещения и обра­ботки.

Назначением данных методов является сохранение потреби­тельских свойств товаров без потерь или с минимальными по­терями в течение обусловленных сроков.

В зависимости от характера и направленности технологиче­ских операций различают три группы методов хранения:

1) методы, основанные на регулировании различных показа­телей климатического режима хранения;

2) методы, основанные на разных способах размещения;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...