Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Методические рекомендации по изучению частиц на уроках русского языка в 7 классе




Глава 2. Методические рекомендации по изучению частиц на уроках русского языка в 7 классе

2. 1. Особенности изучения частиц на уроках русского языка в 7 классе

Школьная программа по русскому языку в 7 классе включает в себя довольно сложный материал по изучению служебных частей речи. Это одна из самых трудных для усвоения тем, в связи с чем у учащихся с ней связано большое количество ошибок не только в письменной, но и в устной речи [Котельникова, 1993, С. 29].

В ходе анализа учебника русского языка для 7 класса было выяснено, что на изучение данной темы отведено семь уроков, за время проведения которых учащимся необходимо усвоить достаточной объёмный теоретический материал [Баранов, Ладыженская, Тростенцова, 2013].

В учебник, кроме общей характеристики частицы как служебной части речи, включена также информация о формообразующих и смысловых частицах. Кроме того, даётся материал для повторения правописания частиц не и ни.

Отдельный урок выделяется для освоения такой темы как омонимия частиц, который направлен на работу по развитию речи.

Важно при освоении учащимися данной темы закрепить у них понимание того, что частица – несамостоятельная часть речи, что является её ключевым грамматическим признаком.

В качестве дидактического материала для проведения уроков по освоению материала о частицах могут быть привлечены тексты из художественных произведений. Опираясь на то, что в 7 классе учащиеся также проходят произведения Н. В. Гоголя, стилистика и мастерство которого уже известны ученикам, произведения русского писателя могут быть выбраны в качестве дидактического материала при прохождении данной темы.

Важно сказать также, что Н. В. Гоголь очень активно использовал частицы в своих произведениях, и именно частицы способствуют душевности, теплоте, достоверности событий, а вместе с тем лиризму и возвышенности повествования в них. Поэтому произведения Н. В. Гоголя идеально подходят для применения на уроках русского языка по изучению частиц.

При прохождении материала по формообразующим частицам учащиеся повторяют материал, пройденный в 5-6 классах на уроках изучения тем по словообразованию. Также учащиеся повторяют материал о повелительном и условном наклонениях глаголов, что способствует лучшему усвоению не только данного материала, но и всей темы в целом [Котельникова, 1993, С. 30].

Для того, чтобы понимание материала было полноценным, можно повторить с учащимися в начале урока виды предложений по цели высказывания и по интонации [Котельникова, 1993, С. 31]. Так, учащиеся смогут закрепить пройденный материал и создать хороший фундамент для усвоения новых знаний.

Урок по изучению формообразующих частиц сам по себе не представляет сложности, однако придётся поднять и вспомнить огромный пласт пройденного ранее материала, чтобы успешно усвоить знания.

При изучении частиц важно уделить особое внимание тому, какие оттенки придают частицы. Например, при изучении частицы бы следует уделить внимание не на то, что она участвует в образовании условного наклонения глагола, а на то, какой оттенок значения придаёт частица бы с глаголами условного наклонения.

Изучение частиц, образующих повелительное наклонение глаголов, даёт возможность поработать над эмоциональной окраской речи, которая меняется, порою весьма ощутимо, в зависимости от сопровождающих глаголы частиц [Котельникова, 1993, С. 31]. Например, частица пусть (Пусть никогда не будет войны! ) категоричнее, твёрже; а частица пускай (Пускай мы больше не заговорим. ) содержит оттенок согласия, разрешения на какое-то действие и употребляется в разговорном стиле речи. Оттенок торжественности, приподнятости вносит в предложение частицы да (Да здравствует король! ). Частица -ка смягчает приказ, придаёт высказыванию непринужденность (Скажи-ка, дядя...; Послушай-ка, дружище... ).

Особые трудности возникают у учащихся при изучении частиц не и ни. У учащихся уже есть представление о правописании не и ни с различными частями речи, поэтому изучение данной темы может быть построено на повторении. В такой урок могут быть включены тренировочные упражнения, способствующие выработке навыков распознавания и написания отрицательных частиц [Валгина, 1970, С. 35].

На уроках, посвящённых отрицательным частицам, может быть уместно также рассмотреть употребление частицы не в восклицательно-вопросительных предложениях. Речь идет о предложениях, которые включают в себя риторический вопрос. Риторический вопрос способствует образной выразительности речи, он – одно из специальных средств поэтического синтаксиса, в связи с чем работа над усвоением риторических вопросов имеет непосредственную связь со стилистикой и культурой речи [Соколова, 1988, С. 93].

Учёные-лингвисты по-разному проводят классификацию частиц по разрядам, что подтверждает сложность данной темы. В данной работе рассмотрена наиболее полная классификация частиц по разрядам, на которую могут опираться учителя русского языка и учащиеся.

Коммуникативная направленность темы «Употребление частиц в речи» обусловливает осуществление функционально-семантического подхода к изучению служебных частей речи. Здесь, в сущности, подводятся итоги уроков, посвящённых служебным частям речи [Котельникова, 1993, С. 32].

Система усвоения данного раздела строится с учётом следующих положений [Васильева, 1972, С. 201]:

· при изучении служебных частей речи необходимо рассматривать их в структуре предложения, определять их синтаксическую роль, выявлять функциональную значимость в составе текста;

· понятие о предлогах, частицах союзах формируется на основе обобщённых знаний о признаках частей речи, путём освоения их грамматических характеристик и обобщения результатов наблюдения за использованием в различных ситуациях общения;

· грамотному употреблению служебных частей речи способствуют внутрипредметные связи, определяющие их лексические, грамматические и стилистические характеристики.

Уроки, посвящённые изучению частиц, должны передать богатство нашей речи, богатство русского языка, показать роль частиц в нашей речи, в эмоциональности наших высказываний.

Инновационные подходы предполагают творчество и учителя, и учащихся. Следовательно, необходимо продумать использование разнообразных технологий, интерактивных методов, индивидуальных приёмов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...