Список литературы. Приложение
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Научная литература Учебно-методическая литература Электронные ресурсы 1. Баранов А. Н. Модальные частицы в ответах на вопрос // Прагматика и проблемы интенсиональности. – М.: Наука, 1988. – С. 45-69. 2. Булаховский Л. А. Курс русского литературного языка / Л. А. Бу- лаховский. — Киев: Радяньска школа, 1949. — 448 с. 3. Валгина Н. С. Правописание частиц НЕ и НИ: учеб. пособие для слушателей отд-ний повышения квалификации редакторов / Н. С. Валгина; М-во высш. и сред. спец. образов. РСФСР. Моск. полигр. ин-т. - М., 1970. - 38 с. 4. Васильева А. Н. Частицы в русской разговорной речи /А. Н. Васильева. — М.: Высшая школа, 1972. — 311 с. 5. Виноградов В. В. Современный русский язык / В. В. Виноградов. — М.: Учпедгиз, 1938. — 558 с. 6. Гужва Ф. К. Морфология русского языка / Ф. К. Гужва. - Киев: Радянська школа, 1987. - 223 с. 7. Киселев, И. А. Частицы в современных восточнославянских языках / И. А. Киселев. -- Минск: Изд-во БГУ, 1976. -- 160 с. 8. Кобозева И. М. Проблемы описания частиц в исследованиях 80-х годов / И. М. Кобозева // Прагматика и семантика. — М.: МГУ, 1991. - С. 92-104. 9. Котельникова С. А. Урок-исследование по теме «Частица» / С. А. Котельникова // Русский язык в школе. - 1993. - №1. - С. 29-32. 10. Лаворенко М. А. Слитное и раздельное написание не с существительными: VI класс / М. А. Лаворенко // Русский язык и литература. - 2011. - N 11. - С. 45-46. 11. Моисеев А. И. Частицы УЖЕ и ЕЩЁ в современном русском языке [Текст] / А. И. Моисеев // Біауіа ОпетаЙБ. — 1978. — XXVII. — 3. — С. 24-35. 12. Николаева Т. М. Функции частиц в высказывании [Текст] / Т. М. Николаева. — М.: Наука, 1985. — 195 с. 13. Русская грамматика: в 2 т. Т. 1: Фонетика; Фонология; Ударение; Интонация; Словообразование; Морфология / Н. С. Авилова, А. В. Бондарко, Е. А. Брызгунова и др.; АН СССР. Ин-т русского языка; Редкол.: Н. Ю. Шведова (гл. ред. ) и др. -- М.: Наука, 1980 - 783 с.
14. Соколова, Г. П. «Драгоценные» частицы / Г. П. Соколова // Русский язык в школе. - 1995. - N 2. - С. 3-11. 15. Соколова, Г. П. Изучение частиц на уроках русского языка: Книга для учителя: Из опыта работы / Г. П. Соколова. - М.: Просвещение, 1988. - 126 с. 16. Стародумова Е. А. Русские частицы: (письменная монологическая речь): автореф. дис.... д-ра филол. наук / [Моек. пед. ун-т им. В. И. Ленина]. — М., 1997. — 39 с. 17. Томилова, Т. П. Частицы в сложноподчиненном предложении / Т. П. Томилова // Русский язык в школе. -- 1984. -- №2. -- С. 89-93. 18. Шимчук Э., Щур М. Словарь русских частиц. — Франкфурт-на-Майне: Peter Lang, 1999. — 146 с. 19. Шур, М. Г. Частицы / М. Г. Шур // Русский язык. Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 621. 20. Ярыгина Е. С. Роль частицы даже в простом предложении с обстоятельственной семантикой. // Строение предложения и содержание высказывания. М., 1986. - С. 35-44.
Приложение План-конспект урока по изучению частиц на уроках русского языка в 7 классе ХОД УРОКА «При помощи частиц в высказывании что-то уточняется, выделяется, отрицается, выражается сомнение в чем-то, восхищение, удивление по поводу сообщаемого, так или иначе оценивается содержание высказывания». Н. М. Шанский. В чем состоит наша задача? Или согласиться или опровергнуть это утверждение. А для этого мы на уроке проведем исследование по теме: «Значение частиц в речи». Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока. Какие цели мы ставим на уроке? II. Изучение нового материала. 1) анализ текста, записанного на доске. Как все-таки удивительна наша природа! Замечали ли вы, что летом вода в пруду становится зеленой? А знаете ли вы, что произошло? В теплой воде стали очень быстро расти особые растения – водоросли. Именно они – то и окрасили воду в зеленый цвет.
Водоросли не бывают одного цвета, а бывают сине-зеленые, бурые и красные. Сине-зеленые водоросли могут жить не только в воде. В пустынях Казахстана они живут и на поверхности почвы. Бурые же водоросли очень крупные растения. Вот они и образуют подводные заросли в морях и океанах. Прочитайте выразительно текст. Определите тему, основную мысль, тип и стиль текста. Назовите все служебные части речи, которые вы можете найти. Зачем они в речи? Для чего служат союзы, предлоги? А частицы? Что обозначают частицы? Трудно определить? Можем попытаться? 2) письменная работа по тексту Выпишем из текста частицы, определим, что обозначают (один ученик работает у доски). Же, как - восхищение И, -то, все-таки – усиление Ли – вопрос Именно – уточнение Не – отрицание Не только – выделение Вот - указание ВЫВОД: для чего служат частицы? (частицы служат для выражения отрицания, усиления, уточнения, вопроса, указания, восхищения. ) III. Проведем эксперимент. Что такое эксперимент? (научно поставленный опыт) Мы тоже проведем опыт. Уберем все частицы из текста (стираю на доске) Прочитайте текст. Что исчезло? (восхищение, вопрос, уточнение…) ВЫВОД: какова же роль частиц в речи? (вносят различные смысловые оттенки в пр-е, выражают чувства и отношения к тому, о чем говорится в тексте) IV. Закрепление изученного материала. 1) Наблюдения. а) устная работа по карточкам (тексты у каждого на парте) Задание: прочитайте, найдите частицы. Для чего служит частица, на что указывает? 1) Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима. (частица указывает на последовательность действий, на смену явлений) 2) Пускай же солнца ясный лик Отныне радостью блистает, И облачком зефир играет, И тихо зыблется тростник. (частица служит для образования повелительного наклонения глагола) 3) Вот он кричит: «Поди-ка сюда, Верный мой работник Балда…. Собери-ка с чертей оброк мне полный. » (вот – указание, -ка – вносит дополнительное значение на человеческое общение, маленькая частичка, всего две буквы, а как меняется речь! ) 4) Старика старуха забранила: «Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял с нее корыто…» (не – отрицание, бы – служит для образования условного наклонения глагола) 5) Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия! (да – образование повелительного наклонения, же – усиление) Отрывки какого автора мы исследовали? (А. С. Пушкина) б) письменная работа. Прочитайте выразительно текст карточки №6. 6) Птицы хорошо отличают доброго человека от злого. Пушкин был добрый и доверчивый человек и не мог не любить птиц, и они не могли не быть доверчивы к нему. Никто и никогда все ж таки не постигнет Пушкина. Он всегда открытие, вдохновение и потому тайна. Многие поколения постигают его, и каждый раз он неожиданно нов и необычайно современен. (С. Гейченко. ) Выпишите предложения с частицами. Какие предложения выписали? Назовите частицы. На что здесь указывают частицы? (в 1 предложении двойное отрицание придает положительный смысл высказыванию, это тема наших последующих уроков, во 2 предложении – усиление). Обратите внимание на правописание частицы все-таки, она пишется через дефис. Но если мы употребляем ее с частицей же, то пишем в три слова – раздельно. Придумайте и запишите предложение с частицей все-таки. Прочитайте придуманные предложения. ВЫВОД: какое значение имеют частицы? К какому выводу мы пришли? V. Творческая работа. Напишите миниатюру, используя частицы по началу: «Были же времена, когда жили-были замечательные сказочники. Они придумали страну Бы, чтобы мы мечтали: «Вот бы мне бы в страну, где... » Желающие читают свои миниатюры. Итак, вернемся к словам Шанского, который утверждал… (читаем еще раз высказывание). Перед нами стояла задача определить роль частиц в тексте и согласиться или опровергнуть утверждение Шанского. Мы соглашаемся с утверждением? Какие доказательства мы нашли? VI. Итог урока. Рефлексия. Перед вами карточка №7. Продолжите предложения: 1) Сегодня на уроке мы узнали… 2) На уроке мне было… (интересно, легко, сложно…) Оценки. VII. Домашнее задание: напишите миниатюру, используя изученные частицы, начав ее словами: Что за утро! ... А закончив: Вот счастье! Вот чудо!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|