Задача об оптимальной перевозке грузов (транспортная задача)
[2 — 4]. Пусть осуществляется производство некоторого товара в пунктах Л], А1, A2t,..., Ат. Объем производства товара в каждом пункте равен соответственно а 1ь а2,..., αί,..., аm. Товар необходимо доставить в магазины или потребителям, находящимся в других населенных пунктах: B1, В2,..., Bj,..., Вп. Известна потребность каждого потребителя в товаре: bx, b2,..., bj,..., bn. Задана также стоимость Сij транспортировки товара из каждого пункта производства Aί в каждый магазин Bj. Требуется составить план завоза товара в магазины, обеспечивающий удовлетворение их спроса при минимальных транспортных издержках. Пусть Xjj — объем товара, перевезенного из пункта производства с индексом i в магазин с индексом j. Тогда целевая функция С транспортной задачи записывается в виде m n C = ∑ ∑ C ίj X ίj → min ί= 1 j= 1 при условии, что в каждый магазин будет завезено товара не больше требуемого количества, т.е. m ∑ X ίj ≤ b j n и в каждом пункте Aί будет выпущено количество товара, не превышающее возможный объем производства: m ∑ X ίj ≤ α ί j= 1 Целевая функция С обеспечивает минимизацию затрат на транспортировку товара для всех магазинов в целом. Каждый вариант доставки товара в магазины дает вполне определенное значение целевой функции С. Наиболее эффективный вариант в данном случае обеспечивает минимальные затраты С. К решению задачи такого типа сводится большое число практических проблем. Задача о пользе услуг. Построим оптимизационную модель, у которой некоторые переменные могут принимать только целые значения. Она называется целочисленной моделью линейного программирования. Допустим, перед человеком стоит вопрос, какими видами бытовых услуг — у1, у2,..., у„ — ему следует воспользоваться, чтобы максимально облегчить свой быт (сэкономить время). Предполагается, что сумма денег, которой он располагает, равна d. После некоторого раздумья человек составил список:
услуга У1 стоит d1 рублей и экономит t 1 часов,
» у2» d 2»»» t 2», ----------------------------------- » уj» d j»»» t j», ----------------------------------- » у n» d n»»» t n».
Таким образом, каждая услуга экономит определенное время, которое может быть полезно использовано. Спрашивается, какими услугами следует воспользоваться? Для построения модели введем переменную хj, равную единице, если услуга уj потребляется, и равную нулю, если человек отказывается от этой услуги. Целевая функция модели выглядит так: n Т = max ∑ t j Xj. J j=1 По приведенной формуле находят максимальное время, которое можно сэкономить в результате потребления бытовых услуг при следующих условиях: n ∑ dj x j ≤ D J =1 (нельзя истратить денег на услуги больше имеющейся суммы); все Xj — целые.
Второе условие — условие целочисленноcти — отличает эту задачу от обычных задач линейного программирования. Класс оптимизационных моделей очень широк. Приведенные выше примеры относятся к моделям линейного программирования. Существуют также модели динамического программирования, в которых требуется отыскивать не одно, а несколько решений, например решения, принимаемые в различные моменты времени; экстремальные модели, позволяющие найти экстремальное значение одного или нескольких параметров объекта; гомеостатические модели, предназначенные для удержания параметров объекта в определенных пределах при наличии каких-либо возмущающих воздействий, и целый ряд других.
Игровые модели Существуют ситуации, когда оптимизационные модели не могут быть применены непосредственно. В основном это характерно для случаев, когда система содержит подсистемы с разными и отчасти' противоречивыми целями. Например, при описании целенаправленной деятельности коллективов людей, принятии политических и экономических решений в условиях неопределенности необходимо анализировать интересы и цели объектов, вступающих в контакт, рассматривать их поведение, отыскивать оптимальные стратегии поведения.
Случаи, когда для объекта моделирования характерно наличие противодействующих сил или неопределенности параметров, свойств или поведения, рассматриваются теорией игр [15, 23]. Теория игр — теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях конфликта или неопределенности. Под конфликтом следует понимать любое разногласие, возникающее вследствие несовпадения интересов. В теории игр важное значение имеет понятие неопределенности. Рассмотрим его на примерах. При моделировании спроса на какой-либо товар могут быть известны только либо нижний и верхний пределы колебания спроса, либо статистическое распределение возможных значений спроса. Тогда в первом случае имеет место гак называемая стратегическая неопределенность, когда неизвестен даже закон распределений событий (значений спроса), а во втором — статистическая неопределенность, соответствующая случаю, при котором нельзя точно назвать значение спроса, хотя его закон распределения известен. Неопределенности такого типа могут возникнуть в результате действии конкурента, удовлетворяющих какую-то часть спроса, или вследствие «игры природы» (изменения климатических, социальных и других условий). В любой игре имеются следующие элементы: множество всех игроков I ={1,2,...,n}, где ί Є I — произвольный игрок. Всякий игрок i имеет в своем распоряжении множество стратегий поведения, или возможных действий, S ί. Процесс игры заключается в выборе каждым игроком одной определенной стратегии S ί Є S ί, обеспечивающей, например, игроку ί максимальный выигрыш Hί(Sj). Функция Hί, называется функцией выигрыша игрока i. Таким образом, налицо множество стратегий игроков (S1, S2,..., Sn) - S/r называемое ситуацией, в которой каждый игрок или их определенная группа (коалиция) имеет какой-либо выигрыш (проигрыш). Множество всех ситуаций
S = S] xS2x... xSn.
Игры бывают бескоалиционными, когда целью каждого участника является получение максимального индивидуального выигрыша, и коалиционные, связанные с обеспечением максимального выигрыша для всей коалиции игроков. Если выигрыш одного игрока равен проигрышу другого при любой стратегии, то игра называется антагонистической. Если число стратегий одного игрока конечно, то такая игра носит название матричной игры. Основные принципы определения оптимального поведения игроков сводятся к принципам устойчивости, которые состоят в том, что отклонение от выбранной оптимальной стратегии уменьшает выигрыш игрока. Например, для бескоалиционной игры наилучшая стратегия поведения соответствует принципу равновесия, при котором ни одному игроку не выгодно менять стратегию, если стратегии у остальных игроков остаются неизменными. Рассмотрим пример из теории игр, поясняющий сказанное выше. Задача о выборе мощности предприятия обслуживания. Выбор мощности (числа рабочих мест) предприятия обслуживания в крупном городе со сложной системой расселения людей и многочисленными взаимопересекающимися пассажиропотоками (на работу, обратно, в места отдыха и т.п.) является непростой задачей, поскольку необходимо, с одной стороны, удовлетворить спрос на данный вид услуг, а с другой — обеспечить рентабельную работу предприятия. Задачу трудно решить из-за отсутствия надежной информации о спросе. Сложность нахождения спроса в определенной точке крупного города обусловливается большой мобильностью населения, плохо поддающейся анализу. Особенно нелегко определить спрос на услуги вблизи вокзалов, рынков, торговых центров, автостанций и пр. Попытаемся решить эту задачу методами теории игр. В данном случае безразлично, о каком виде обслуживания пойдет речь (предприятие бытового обслуживания, общественного питания или торговли, гостиница и т.п.). Предположим, что данные о фактическом спросе на услуги в точке размещения предприятия отсутствуют. Известен только закон распределения вероятностей значений спроса. Требуется определить оптимальную мощность предприятия.
Закон распределения вероятностей спроса имеет следующий вид:
Рассмотрим предварительно структуру затрат на строительство и содержание предприятия обслуживания. Статья 1. Ежегодные расходы, не зависящие от числа рабочих мест предприятия: • стоимость строительства и оборудования — 100 000 руб.; • норма амортизации — 10%, затраты на амортизацию здания и • затраты на ремонт и поддержание помещения в рабочем состоянии – 14 000 руб. • зарплата сторожа и уборщиц — 1500 руб. Статья 2. Ежегодные затраты, зависящие от числа рабочих мест (табл. 1.2.1). Таблица 1.2.1 Зависимость ежегодных затрат от числа рабочих мест, руб.
Статья 3. Ежегодные затраты, пропорциональные среднему числу фактически загруженных рабочих мест (табл. 1.2.2).
Таблица 1.2.2 Ежегодные затраты, зависящие от числа загруженных рабочих мест
Найдем средний за год объем реализации услуг, предоставляемых предприятием, при определенном числе рабочих мест (табл. 1.2.3).
Таблица 1.2.3
В зависимости от затрат и предполагаемого объема реализации услуг определим прибыль (убыток) предприятия (табл. 1.2.4). Таблица 1.2.4 Оценка прибыли Si, соответствующей различным стратегиям, руб./год
Итак, мы получили данные, характеризующие экономическую эффективность предприятия обслуживания в зависимости от числа рабочих мест (мощности) и величины спроса. Однако мы не имеем информации о фактическом спросе на услуги данного предприятия, известно только распределение вероятностей отдельных значений cпроса. Воспользуемся ими для определения функции выигрыша по каждой
Представим функцию выигрыша H,{Sj) в виде 6 -3 Hί (Sί) = ∑ Sί Pj * 10 J = 1
где i — номер стратегии, i = 1; 4; j — число рабочих мест на предприятии, кратное 10, J = 1; 6; Sj,- — прибыль предприятия, соответствующая стратегии ί; Р j — вероятность спроса на число рабочих мест j на предприятии. Подставляя в приведенную формулу данные из соответствующих таблиц, найдем численные значения функции выигрыша для четырех стратегий: H1(S1) = 121-0,01 + 62-0,09 + 245-0,2 + 245-0,3 + 245-0,3 + + 245-0,1 =224,87; H2(S2) = 168,75-0.01 + 14.25-0,09 + 197,250,2 + 380,25-0,3 + + 380,25-0,3 + 380,25-0,1 = 305,22; H3(S3) = -216,50.01 - 33,5-0,09 + 149,50,2 + 332,50.3 + + 515,5-0,3 + 515,5-0,1 = 330,67; H4(S4) = -264,250,01 - 81,250,09 + 101,750,2 + 284.750,3 + + 467,750,3 + 650,75-0,1 = 301,12. Сравнивая полученные значения функции выигрыша, легко сделать вывод, что оптимальное число рабочих мест предприятия при заданном законе распределения спроса соответствует третьей стратегии и равно 40.
Имитационные системы
Применение оптимизационных и игровых моделей в практических задачах встречает затруднение, когда заходит речь о моделировании «больших систем». К ним относятся социально-экономические системы, характеризуемые большим числом параметров, сложным переплетением интересов, неопределенной структурой и многочисленными целями. Объекты такого типа плохо поддаются формализации и математическому описанию на основе аппарата оптимизационных и игровых моделей. Сложность построения моделей «больших систем» заключается прежде всего в трудности постановки или формулирования задачи моделирования, которая требует комплексного системного описания наиболее важных сторон объекта. Моделирование «больших систем» почти всегда связано либо с неопределенностью критериев, либо с наличием критериев, предъявляющих к решению противоречивые требования, а также с непостоянством критериев. В этой связи развивается другое направление экономико-математического моделирования «больших систем» — имитационное моделирование. Имитационное моделирование представляет собой систему, состоящую из совокупностей следующих элементов:
Итак, в имитационной системе можно выделить три основных вида элементов. Имитационные модели [4, 29] представляют собой довольно сложные программы для компьютера, описывающие поведение компонентов системы и взаимодействие между ними. Расчеты по этим программам при различных исходных данных позволяют имитировать динамические процессы, происходящие в реальной системе. В результате исследования модели, являющейся аналогом реального объекта, получают количественные характеристики, отображающие его поведение при заданных условиях (исходных данных). Изменяя исходные данные моделирования, можно получить достоверную информацию о поведении объекта в той или иной ситуации. Эти данные впоследствии могут быть использованы для разработки теории поведения объекта. Имитационные модели в некоторой степени напоминают физические модели, т.е. модели реальных объектов в миниатюре. Например, существует физическая модель Братской ГЭС, в которой воспроизведены все реальные условия ее работы в уменьшенном масштабе. Задавая различные скорости течения воды, меняя условия прохождения водного потока через колеса гидроагрегатов, донные и сливные отверстия, ученые измеряют различные параметры водных потоков, оценивают устойчивость сооружений станций, степень размыва речного дна, берегов и дают заключения о наилучших режимах работы ГЭС. Примерно так же происходит процесс имитационного моделирования. Разница заключается только в том, что вместо потоков воды используются потоки информации о движении воды, вместо показаний физических приборов — данные, полученные с помощью ЭВМ. Конечно, имитационный эксперимент менее нагляден, чем физический опыт, но его возможности гораздо шире, так как в имитационной модели фактически допустимы любые изменения, каждый фактор можно варьировать по усмотрению исследователя, ошибки, возникающие в модели или исходных данных, легче заметить. Математический аппарат, используемый для построения имитационных моделей, может быть самым разнообразным, например: теория массового обслуживания, теория агрегативных систем, теория автоматов, теория дифференциальных уравнений и пр. Имитационные исследования обычно требуют статистической обработки результатов моделирования, поэтому в основу всякой имитации входят методы теории вероятностей и математической статистики. Имитационное моделирование является многоэтапным процессом и связано с оценкой полученных результатов, изменением структуры модели, целей и критериев моделирования. Для изучения полученных экспериментальных данных необходима группа людей (экспертов), обладающих знаниями в областях, непосредственно относящихся к объекту исследования. Экспертные процедуры используют коллективный опыт людей и предназначены для усреднения мнений и получения объективно! оценки какого-либо события или явления. Проведение экспертиз в большинстве случаев позволяет выработать определенные решения оценить относительную важность ряда событий или найти пропорции между показателями. Например, экспертам, занятым планированием в сфере обслуживания населения, может быть задан вопрос: «В каком отношении (пропорции) должны развиваться отрасли сферы обслуживания населения с точки зрения объемов реализации услуг?» При ответе на вопрос каждому эксперту предлагается проставить коэффициенты относительной важности, или баллы, каждой отраслевой группы обслуживания, например, в такой форме:
Для определения пропорций развития отраслевых групп обслуживания экспертам раздают анкеты определенного образца и предлагают ознакомиться со «сценарием» развития сферы обслуживания населения. «Сценарий» представляет собой своего рода прогноз состояния развития общественных потребностей на длительную перспективу, включая численность населения, его доходы и расходы по статьям затрат, жилищные условия, внедрение в практику новой техники и технологий, совершенствование видов и форм обслуживания населения, методов организации и управления обслуживанием и т.п. После ознакомления со «сценарием» эксперты выражают свое мнение в виде баллов. Затем анкеты собирают и результаты экспертного анализа (допустим, баллы, приведенные в примере) усредняют по каждой отраслевой группе и нормируют, т.е. баллы по каждой отраслевой группе делят на их общую сумму. Полученные нормированные баллы отражают желаемые пропорции развития отраслевых групп обслуживания. Существует большое количество форм и методов проведения экспертных анализов. Например, можно собирать группы экспертов для обсуждения рассматриваемых вопросов. Анкеты могут быть посланы эксперту домой (на работу), и тогда оценки отразят его мнение без посторонних влияний и дискуссий. Можно осуществить учет компетентности эксперта, проставив ему соответствующий «вес», аналогичный баллам. При оценке качества функционирования какой-либо имитационной модели эксперты определяют, какие параметры модели главные, а какие — второстепенные; устанавливают желаемые пределы изменения параметров; осуществляют выбор лучшего варианта модели. В задачи эксперта также входит изменение условий моделирования, если это необходимо, выбор и корректировка целей моделирования в тех случаях, когда после проведения модельных экспериментов выявляются новые неучтенные факторы. Как правило, работа экспертов или экспертных групп связана с обработкой данных на ЭВМ, оценкой результатов, полученных после моделирования какой-либо задачи, т.е. основана на общении членов экспертной группы с ЭВМ при помощи специальных языков. Общение человека-эксперта с компьютером при имитации «больших систем» требуется в двух случаях. В первом случае, когда имитационная модель не использует формальный математический аппарат и представляет собой в основном процесс экспертной оценки совокупности содержательных событий или целей, для общения применяют типовые пакеты Excel, Word и т.п. Процесс общения экс перта с ЭВМ при подсчете средних баллов или коэффициентов, оценивающих те или иные события, цели, осуществляется согласно методике экспертного анализа. Здесь применение ЭВМ минимально. Во втором случае, когда имитационную модель используют для изучения функционирования какого-либо сложного объекта, например производственного предприятия, банка или рынка, путем машинной имитации информационных процессов при заданных условиях, модель записывается на одном из специальных имитационных языков, например JPSS, Симскрипт, Симула, Динамо, MathCad plus и пр. Важным преимуществом таких языков является наличие в них методов нахождения ошибок, значительно превосходящих соответствующие возможности универсальных языков. Однако применение специальных имитационных языков налагает ограничения на форму вывода информации о поведении моделируемой системы. Использование универсального языка типа Фортран меньше всего ограничивает форму вывода данных. Наоборот, использование языка типа Симскрипт вынуждает приспосабливаться к требованиям, налагаемым этим языком. Поэтому в сложных имитационных системах для общения экспертов с имитационной моделью используют различные языки. При описании процессов в имитируемой системе могут быть применены такие языки, как JPSS, Симскрипт, Симула, Динамо, а для описания различных «сервисных» и выводных процедур — универсальные языки Фортран, PL, Алгол, а также пакеты Excel, Word и т.п. Приведем пример имитационной системы. Пример. Имитация работы парикмахерской по схеме, представленной на рис. 1.2.1. Входной поток клиентов (заявок) характеризуется следующим законом распределения моментов поступления заявок:
Из таблицы видно, сколько клиентов (заявок) пришло в первый, второй и т.д. часы работы парикмахерской. Всего данная парикмахерская работает 12 ч. Предположим, что среднее время обслуживания заявки tср = 20 мин. Число мастеров (каналов обслуживания) равно восьми. Клиенты (заявки) обслуживаются по очереди без приоритета. Требуется определить: среднее число клиентов в очереди в разные часы работы парикмахерской; среднее время ожидания клиентов в очереди; оптимальное число мастеров в каждый час работы при условии, что время ожидания в очереди не более 10 мин; среднее время простоя мастеров и т.д.
Рис. 1.2.1. Схема работы парикмахерской Зал ожидания (клиенты сидят в очереди) Решить эту задачу в аналитическом виде методами теории массового обслуживания очень сложно, ее можно решить при помощи имитационной модели. Схема такой модели приведена на рис. 1.2.2. Модель построена из специальных блоков, называемых агрегатами. Каждый агрегат выполняет определенные функции. Так, агрегат Aq (очередь) предназначен для распределения клиентов (заявок), пришедших в систему (парикмахерскую), между каналами обслуживания (мастерами) А1 — А8, а также для имитации очереди клиентов. Заявка из очереди попадает на первый освободившийся канал обслуживания, где находится в течение времени обслуживания tс = 20 мин. Все агрегаты модели описываются при помощи задания входов, выходов и состояний. Например, агрегат Aq (очередь) в качестве первого входа имеет поток входных заявок, причем данный вход Aq принимает значение, равное нулю, если в рассматриваемый момент времени в систему не поступила новая заявка, и равное единице, если заявка поступила. Второй вход Aq принимает значение, равное единице, если освобождается какой-либо канал обслуживания (мастер). В противном случае второй вход равен нулю. Состояние агрегата Aq отображается в виде трех компонент: X, Y, Z (X — число заявок, находящихся в очереди; Y — номер канала, освободившегося первым; Z — суммарное время нахождения всех заявок в очереди за определенный час работы системы). Состояние агрегата A0 зависит от входных сигналов: если пришла новая заявка или заявка из очереди поступила на обслуживание, меняются величина очереди, номера каналов Y и время /. Все возможные изменения состояния описываются и «закладываются» в модель. Выход агрегата Ао соответствует единице, если в данный момент заявка из очереди пошла на обслуживание, и нулю, если этого не происходит. Аналогично описываются и другие агрегаты. По известным в определенные моменты времени значениям состояний и выходов агрегатов системы рассчитываются все требуемые параметры обслуживания. Имитационные модели такого типа можно построить для многих обслуживающих предприятий, в том числе банков. После построения модели ее исследуют, осуществляя серию имитаций (прихода и обслуживания заявок) и вычисляя показатели обслуживающей системы. Естественно, показатели будут меняться, если изменится поток заявок, среднее время обслуживания tср и число рабочих каналов (кресел). Варьируя все эти характеристики, можно оценить, как изменяются параметры системы обслуживания. Оценкой параметров системы обслуживания и принятием решения об оптимальном типе предприятия (системы обслуживания) занимаются эксперты. В качестве языка общения с имитационной моделью в данном случае можно применить язык агрегативных систем [4]. Существуют модели, которые не укладываются в приведенную классификацию, например имитационные модели без управления, игровые имитационные модели, оптимизационные игровые модели и т.п. Модели такого типа будем называть комбинированными, подчеркивая в их названии соответствующие элементы комбинирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|