Имитационное моделирование в задаче «рейтинг»
Цель эксперимента – изучить и понять динамику изменения средней базовой оценки в зависимости от субъективных вероятностей посещения занятий, задаваемых обучаемым из интуитивных предпосылок в начале семестра, т.е. до сбора реальных данных по (р). Обозначимполученное из субъективных вероятностей значение через (м) (модели) в отличие от (р) для реальных наблюдений. Формирование исходных данных для задания субъективных вероятностей связано с расписанием практических занятий конкретной группы студентов и поточных лекционных занятий. В табл. 1.2 приведён запланированный график изучения дисциплины по расписанию занятий. Эти данные являются составляющими исходной системы объекта (наряду с данными по успеваемости), и служат для построения различных порождающих систем с поведением [4, с. 97–187]. Для моделирования потребуется граф состояний и переходов для стационарного (установившегося) процесса (обучаемый строит граф, исходя из собственного расписания). На рис. 1.1 представлен граф пространства состояний и переходов для семинаров и лекций при почасовом контроле времени (45 мин. – учебный час). На рис. 1.1 S (н) – начальное состояние; S (к) – конечное состояний; S (1) – первый час занятий (45 мин); S (2) – второй час занятий (45 мин); с – семинар; л – лекция; n – номер недели. Из начального состояния S (н) обучаемый имеет возможность перейти на первый час занятий S (1), затем или сразу на второй час занятий S (2). В силу случайных факторов он может уйти после любого часа в конечное состояние S (к) или, пропустив час, другой вернуться к концу четырёхчасовой лекции (две пары по 45 мин.). Обучаемый, исходя из своего прошлого опыта, конструирует свои подграфы, задаваясь вероятностями перехода между вершинами графа P (ij). Множество { P (ij)(S (i)® S (j)} определит систему механизмов случайного выбора, которая позволит имитировать процесс посещения занятий согласно заданного расписания (см. табл. 1.2).
Таблица 1.2. Расписание занятий по дисциплине
Для примера в табл. 1.3 приведены соответствующие данные и задан механизм случайного выбора {МСВ} в интервалах случайных чисел (от 0 до 99), определяющих те или иные переходы: S (i) ® S (j). Циклический граф пространства состояний и переходов при заданных субъективных вероятностях представляет одну из возможных стратегий моделирования процесса посещения занятий, связанную с чётким графиком посещения занятий (см. табл. 1.2). На рис.1.1 и в табл. 1.3 и 1.4 приведена система для организации процесса имитации к задаче «расписание». Система определяет алгоритм организации имитационного процесса и структуру применяемых механизмов случайного выбора (МСВ) для семинаров и лекций.
Рис.1.1 Пример графа алгоритма деятельности при имитации посещения семинаров и лекций, (см. расписание в табл. 1.5, особенность-занятия начинаются со второй недели)
Таблица 1.3. Матрица S (i) – > S (j) для семинаров и механизм случайного выбора.
Запуск имитационного процесса осуществляется путём задания правил формирования случайных чисел: · от генератора случайных чисел, · выборкой из таблицы случайных чисел.
Таблица 1.4. Матрица S (i) – > S (j) для лекций и механизм случайного выбора.
Для учебных целей рассмотрим имитацию с большой выборкой случайных чисел.. В табл. 1.2 приведены данные имитационного процесса для выборки мощностью в 100 случайных чисел, взятых из таблицы случайных чисел [8, c.122] по столбцам, начиная с адреса K1. В столбце 1 табл. 1.5 указан номер учебного часа (m (j)). В столбце 2 приведено календарное расписание часов занятий в соответствии с табл. 3.1. Номер и вид занятий приведён в столбце 3. Затем идёт выборка случайных чисел с привязкой к m (j). Если число по результатам имитации не используется, перед ним проставлен знак (–). Далее в столбцах приведены порождаемые имитацией данные: S (i) ® S (j) – исходное и получаемое состояния системы (столбцы 5 и 6); xj – текущий результат имитации; ∑ x – количество посещений на момент m (j); (m(j)) – среднее значение оценки коэффициента доверия по посещаемости, полученное на модели.
Таблица 1.5. Данные имитации процесса посещения занятий (фрагмент)
В результате имитационного моделирования процесса посещения занятий получена функциональная зависимость между ( m (j)) и m (j). Можно показать, что при переходе от шага j к (j +1) изменение значения шага дискретизации ( m (j)) равно (j +1)-1. Переход осуществляется от точки ( m (j)) из множества { ( m (j))} с мощностью j к ближайшей точке на множестве { ( m (j +1))} с мощностью (j +1) в направлении, указанном значением xj Î {0,1}. При m (j)® ¥ изменение ( m (j)), т.е. D ( m (j +1))®0. Следовательно, переменная ( m (j)) стремится к постоянной величине и претендует на роль параметра оценки деятельности обучаемого.
В табл. 1.6 результаты имитационного исследования динамики базовой оценки обучаемого в зависимости от ( mj) при значении (21)=4,05. Значения базовой оценки определяется по формуле 1.6.
Таблица 1.6. Результаты Имитационного исследования динамики базовой оценки (фрагмент)
В процессе выполнения данной задачи используются как данные, полученные эмпирическим путем (оценки обучаемого), так и данные по имитации посещения, полученные рациональным методом на основе применения механизма выбора случайных чисел. Таким образом, в процессе моделирования изучается взаимодействие рациональной и эмпирической компонент, что позволяет даже при отсутствии реальных исходных данных уже в начале семестра исследовать влияние ИМИТАТОРА посещаемости занятий на базовую оценку.. В процессе появлении реальных данных о посещении, задача «Рейтинг» решается по аналогии и пошагово по мере накопления этих данных, что важно и для воспитательных целей. Очевидно, что реальный процесс посещения занятий может значительно отличаться от полученного путём имитационного моделирования. Обучаемый становится участником эксперимента, в ходе которого он должен вести постоянно сбор и обработку реальных данных за каждый день реализации расписания занятий. При этом формируется количественная базовая оценка, косвенно свидетельствующая о прилежании обучаемого. Анализ полученных результатов по ряду обучаемых представляет интересную самостоятельную задачу для исследования. Данные наблюдений по группе обучаемых показывают, что основной разброс разности оценок W (m) – (n) = D W Î[–0,5 +0,5] принадлежит ограниченному интервалу значений ( 0,5 балла). Интерпретировать точки этого интервала можно по-разному. И как степень усвоения и понимания предмета в целом. И как отношение обучаемого к данному предмету. Могут быть и более интересные интерпретации. Во всяком случае, есть повод для дополнительных исследований и с позиций системного подхода и с позиций системного анализа [2].
Предложенный вычислительный процесс может быть реализован средствами программирования электронных таблиц в пакетах программ оболочки Microsoft Excel.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|