7.2 Выбор схемы распределения. Логистический канал и логистическая цепь. Классификация логистических посредников. Понятие учетно-договорной единицы
При выборе схемы распределения основной задачей логистики является корректировка маркетинговой стратегии в целях обеспечения эффективности процессов товародвижения. С этих позиций, ключевыми в распределительной логистике являются понятия: логистический канал, логистическая цепь и учетно-договорная единица. Понятие «канал распределения» является маркетинговым термином, в логистике чаще употребляется термин «логистический канал». Логистический канал (канал распределения) – это частично упорядоченное множество торговых и транспортных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей. Множество посредников является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Логистическая цепь – линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной микрологистической системы до другой. [2, с. 129]. Важнейшими характеристиками канала, позволяющими сформировать эффективные логистические цепи являются количество уровней канала, число и типы посредников в каждом уровне. Решение об использовании в процессе товародвижения услуг посредника создает очередной уровень канала[25]. Прямая поставка товаров от производителя к потребителю представляет собой канал нулевого уровня. Уровни традиционного ( горизонтального ) канала могут быть представлены независимым производителем и одним или несколькими независимыми посредниками, каждый из которых стремится увеличить собственную прибыль, не заботясь о максимизации общей прибыли системы[26]. Логистическое управление горизонтальным каналом требует согласованности действий участников и взаимных компромиссов для обеспечения эффективности распределения на всех уровнях. В вертикальном каналеодин из его участников, как правило, является собственником остальных компаний-участниц (либо предоставляет им определенные привилегии), что позволяет ему контролировать функционирование канала. Таким собственником может быть производитель, оптовый или розничный посредник. Вертикальные каналы экономичны (что объясняется устойчивостью логистических цепей: возрастающей надежностью поставок, сокращением затрат на поиск партнеров) и ориентированы на максимизацию общей прибыли системы [1, с 193].
Наличие значительного числа посредников, которые могут быть использованы при формировании каждого уровня, обостряет конкуренцию между ними и способствует повышению качественных характеристик распределения. При формировании логистического канала принципиально важным является также вопрос о типе привлекаемых посредников. Логистических посредников классифицируют, как правило, по двум основным признакам: «от чьего имени» и «за чей счет» работает посредник [1, с. 195]. Основные типы логистических посредников представлены в таблице 7. 1.
Таблица 7. 1 – Классификация логистических посредников
Продолжение таблицы 7. 1
Продолжение таблицы 7. 1
Продолжение таблицы 7. 1
Понятие учетно-договорной (трансакционной, грузовой) единицы является общим для функциональных областей логистики взаимодействующих в сфере физического распределения [1, с. 205], [2, с. 206-210], [8, с. 208-211]. Учетно-договорные единицы – единицы продукции, транспортных средств, программных и технических средств информационного обслуживания, подъемно-транспортного оборудования и оборудования для хранения и складской переработки, а также типовые логистические процедуры (операции и группы операций) имеющие определенные стандартные характеристики. Логистический подход к управлению материалопроводящими системами предусматривает рациональное сочетание указанных единиц, посредством стандартизации и гармонизации (согласования) их параметров, что обеспечивает непрерывность процессов товародвижения, ускорение оборачиваемости, сокращение всех категорий логистических затрат и приводит к повышению эффективности функционирования логистических систем. Для обозначения учетно-договорных единиц продукции традиционно используется термин «грузовая единица».
Под грузовой единицей понимается совокупность материальных ценностей (грузов) имеющая определенные снабженческо-сбытовые характеристики, закрепленные на достаточно длительный срок, чтобы облегчить повторные логистические операции в процессе распределения. К таким характеристикам можно отнести: массу брутто, массу нетто, габаритные размеры, прочность на раздавливание, тепло- и влагоустойчивость, и др. Важнейшим свойством грузовой единицы является способность к сохранению указанных характеристик в процессе товародвижения. В качестве основы для формирования грузовых единиц используются стандартные контейнеры и поддоны[28].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|