Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обоснование темы исследования и ее актуальность




Кратко описывается состояние исследуемых психологических фактов и явлений по данным литературных источников (что уже сделано в науке в этом направлении).  Определяется круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов. На основе этого выявляется противоречие, устранение которого может быть осуществлено с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования.

На основании выявленного противоречия формулируется проблема.  Ставя проблему, необходимо ответить на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Проблема — это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический и теоретический интерес. Проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов психологической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым знаниям. Таким образом, постановка проблемы — это констатация пробела, области неизвестного в современном психологическом знании по данной теме. Проблема должна найти отражение в названии темы исследования.

Проблема, которую студент предполагает решить в своей работе, является основным критерием актуальности намеченного исследования.

К примеру, исследуются подходы к пониманию сущности темперамента в общей психологии.  В ходе проведенного литературного анализа можно выделить следующее противоречие:

противоречие между существующими различными подходами к пониманию сущности темперамента в отечественных и зарубежных психологических школах, с одной стороны, и отсутствием единых критериев его анализа, – с другой.

Исходя из отмеченного противоречия, вытекает проблема исследования:  возможны ли единые критерии анализа сущности темперамента в современной психологической науке.

 Актуальность и различные подходы к исследованию темперамента определяют выбор темы исследования: «Проблема темперамента в общей психологии».

Цель исследования.   На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается цель.

Цель – это представление о конечном результате исследования, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы.

В качестве цели исследования в курсовой работе необходимо сформулировать в самом обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Нежелательно использовать при определении цели глагол (поскольку глагол отражает динамику процесса, а не его конечный результат), например, цели исследования: изучить, исследовать, уточнить, предполагают, что вы будете осуществлять данный процесс, но они не отражают результат процесса. Таким образом, желательно формулировать цель исследования в существительном, раскрывающем конечный результат исследования.

Цель исследования формулируется, исходя из проблемы, которую следует разрешить в процессе выполнения курсовой работы, например, анализ критериев исследования темперамента в различных психологических школах отечественной и зарубежной психологии.

 Объект исследования. Объект отражает ту или иную сторону действительности. Это сфера психической реальности, данная исследователю до начала работы.  Это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Определение объектаисследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается?

  Предмет исследования должен быть четко обозначен с тем, чтобы «принадлежность» его к объекту не вызывала сомнения. Предмет показывает какой-либо аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование.Необходимо отметить, что предмет курсовой работы чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.

Так, например, если объектом исследования является темперамент, как свойство личности, то предметом исследования могут стать подходы к пониманию сущности темперамента в отечественной и зарубежной психологии.

Задачи исследования. Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют его задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. В курсовой работе задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования. Задачи целесообразно формулировать с использованием глагола, поскольку они должны раскрывать процесс достижения цели исследования.

В нашем примере такими задачами могут быть:

1. Провести анализ критериев исследования темперамента в отечественных психологических школах.

2. Изучить особенности подходов зарубежных психологов и критерии исследования темперамента.

3. Обобщить критерии исследования темперамента различных психологических школ.

 

       Методы исследования. Задачи, выдвигаемые в исследовании, могут быть решены с помощью как теоретических, так и специальных методов изучения научной литературы, применяемых в психологической науке.  К ним можно отнести:

Теоретические методы:

1. сравнение – сопоставление однородных по существенным для данного рассмотрения признакам объекта (качественным и количественным);

2. анализ – мысленное или физическое расчленение целостного объекта на составляющие элементы (признаки, свойства, отношения) и исследование этих частей независимо от целого;

3. синтез – мысленное или физическое соединение отдельных составляющих элементов (признаков, свойств, отношений) объекта в единое целое с учетом знания, полученного при независимом изучении составляющих элементов;

4. абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда признаков (свойств) объекта при одновременном выделении других признаков (свойств), представляющих интерес для исследователя при решении конкретной задачи;

5. аналогия – предположение о сходстве объектов в каких-то свойствах на основании выявленного сходства в других свойствах;

6. обобщение – установление признаков и свойств общих для некоей группы объектов;

7. индукция – выработка общего вывода на основе частных посылок;

8. дедукция – выведение заключений частного характера на основе общих посылок.

Методы изучения научной литературы:

1. составление библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;

2. реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике;

3. конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы;

4. аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи;

5. цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

       3.2 Основная часть работы

       Глава курсовой работы по общей психологии носит теоретический характер. В ней на основе изучения отечественной и зарубежной психологической литературы дается анализ исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению. В работе должны быть раскрыты основные понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки.

При написании работы надо строго отделять свои мысли от заимствованных или уже известных в науке. При этом необходимо делать ссылки на использованную литературу и другие источники. Ссылки на литературный источник в тексте курсовой работы сопровождается порядковым номером, под которым этот источник включен в список использованных источников. Ссылка заключается в прямые скобки, где второе число обозначает номер страницы, из которой взята цитата. Может использоваться как прямое цитирование, когда необходимо привести позицию автора дословно без обобщений и искажений с сохранением стиля автора. В некоторых случаях можно пропустить второстепенную часть текста, не влияющего на смысл цитаты, заменив его многоточием….

Например, Б. Г. Ананьев пишет: "Личность есть объект и субъект исторического процесса, объект и субъект общественных отношений, субъект и объект общения, наконец, что очень важно, субъект общественного поведенияноситель нравственного поведения " [4, с.52]. В данном случае подразумевается, что эта работа находится под номером четыре в списке использованных источников и цитируется её 52 страница.

В случае пересказа мыслей и идей, взятых из других источников, указывается, откуда они взяты. Мысль выражается своими словами без кавычек.

Например, в работах ряда ученых-психологов освещаются результаты теоретических и опытно-экспериментальных исследований по проблемам психологического консультирования, психодиагностики и психокоррекции [8;11;13;14]. В этом случае просто перечислены источники по нумерации списка использованных источников в курсовой работе.

При использовании цитат, взятых не с оригинальных работ автора, а из других источников необходимо обязательно указать, откуда именно взята цитата. В тексте работы после прямой речи с цитатой указывается [Цит. по: 22, с.14]. В этом случае указывается номер источника по списку использованных источников и страница в нем.

При использовании анализа различных подходов нежелательно повторяться в первой фразе. Целесообразно использовать синонимы. Например, вместо глагола отмечает можно использовать: анализирует, высказывает мнение, доказывает, излагает, констатирует, находит, обнаруживает и т.д. Желательно избегать тавтологии и не допускать повторение одного слова на странице текста не более двух раз.

При подготовке текста курсовой работы помимо учебников и монографий по теме исследования желательно использовать:

· научные статьи в журналах и сборниках;

· авторефераты диссертаций;

· реферативные журналы. (РЖ)  ВИНИТИ (для психологов «0.4. Биология. Раздел 0.4. II. Психология»). В РЖ ВИНИТИ обобщается информация, публикуемая в 130 странах мира на 66 языках. В нем публикуются рефераты, аннотации и библиографические описания работ (См. Приложение М).

Курсовая работа по учебной дисциплине «Общая психология» предполагает подбор, изучение и анализ состояния определенной научной проблемы.

Обзор литературных источников по изучаемой проблеме не сводится к перечислению существующих в этой области исследовательских работ, а представляет собой подробный анализ основных результатов и выводов имеющихся исследований. Студенту необходимо систематизировать изложение соответствующих теоретических позиций и эмпирических сведений, выделить основные линии научных дискуссий по этой теме, выявить сильные и слабые стороны той или иной позиции, обосновать выбор собственной позиции. Целесообразно использовать приемы рационального чтения научной литературы и алгоритмы изучения теоретических источников [3, с.296 - 306].

  (См. «Приложение Е»).

Теоретическое исследование начинает носить обзорно-критический характер, если автор не только делает обзор, но и представляет аргументированную критику того, что сделано по проблеме, формулирует собственные выводы.

При выполнении курсовой работы теоретического характера автор может также вносить обоснованные собственные теоретические предложения, оригинальные идеи в теорию обсуждаемой проблемы с опорой на обзор и критический анализ имеющихся концепций в современной отечественной и зарубежной научной литературе.

 

Таблицы

Структурированный или цифровой материал, используемый в работе, желательно приводить в виде таблиц, включаемых в основную часть работы или в приложение. Таблица располагается в курсовой работе непосредственно после первого упоминания о ней в тексте. Все таблицы должны иметь названия, отражающие их содержание, и порядковую нумерацию, которая указывается над названием таблицы. Каждая таблица нумеруется арабскими цифрами. При ссылке на таблицу пользуются сокращением. Например, (См. табл. 1.3) — смотрите таблицу 3 первой главы.

 

         
 
Таблица__________- __________________________________________           номер                                  название таблицы
Головка

 

 

 


Подзаголовки граф
Заголовки граф

       
       
Строки (горизонтальные ряды)

         
         
         
         

 

 


Заголовок располагается над таблицей и должен кратко характеризовать значение табличных данных. При необходимости под заголовком меньшим шрифтом в скобках дается уточняющее наименование приведенных в таблице данных. Точка в конце заголовка не ставится. В случае если на одной странице таблица не вмещается, продолжают ее на следующей странице. В этом случае на следующей странице над таблицей пишут "Продолжение табл. Пример оформления таблиц показан ниже:

 

 

Таблица 1.2 Психологический эффект цветов

 

Цвет Давление крови Пульс, дыхание Мускульное  напряжение Воздействие  на эмоции
Красный Увеличивает Ускоряет Увеличивает Возбуждает
Оранжевый Слегка увеличивает Слегка увеличивает Увеличивает Стимулирует
Желтый Не меняет Не меняет Не меняет Уравновешивает
Зеленый Незначительно Незначительно Незначительно Уравновешивает
Голубой Уменьшает Успокаивает Уменьшает Успокаивает
Синий Значительно уменьшает Значительно уменьшает Уменьшает Затормаживает
Фиолетовый Сильно уменьшает Сильно успокаивает Сильно уменьшает Подавляет

 

Если таблицы с текстом непосредственно не связаны, не имеют первостепенного значения, то можно их располагать в приложении.

При использовании в курсовой работе таблиц, содержащих большой объем информации, разрешается печатать их более мелким шрифтом. Например, шрифтом arial 9 или 10 кеглем. Нумерация таблиц осуществляется в пределах главы.

Иллюстрации в курсовой работе размещаются тогда, когда они могут придать излагаемому материалу ясность, конкретность и образность. Все иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы и т.п.) именуются рисунками и нумеруются последовательно в пределах главы арабскими цифрами. Например: Рисунок 1.4 (четвертый рисунок первой главы). Все рисунки сопровождаются названием непосредственно после номера рисунка. В конце наименования рисунка точка не ставится. Номер и наименование рисунка ставится непосредственно под рисунком.  Рисунки должны размещаться сразу же после первого упоминания о них в контексте курсовой работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок размещается на следующей странице.

 

Рисунки и таблицы в курсовой работе должны носить авторский характер. Если рисунок или таблица приводятся из какой-либо научной работы необходимо указать источник, откуда они взяты. В таком случае после названия таблицы или рисунка указывается [Приводится по: 21, с.134].

 

Рисунки должны быть выполнены аккуратно и иметь достаточное разрешение. Не рекомендуется использовать рисунки, скачанные с сайтов, даже с указанием ссылок на них, поскольку на сайтах рисунки имеют очень низкое разрешение и слабую яркость и контрастность.

 

3.3 Заключение

В Заключении необходимо дать оценку степени разработанности изучаемой проблемы и соотнести ее с целью исследования в рамках курсовой работы. В заключении целесообразно привести общие выводы по всей работе, которые представляют собой сжатое изложение полученных результатов. Формулируются выводы в виде отдельных пунктов с порядковой нумерацией. Количество выводов может быть разным, оптимальным является количество равное 4_5. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов исследования поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы.

Решение каждой из перечисленных в начале письменного изложения задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Не следует включать в выводы общепринятые в психологической науке положения, уже не нуждающиеся в доказательствах.

Выводы должны быть конкретными. Их пишут в виде утверждений. В выводах целесообразно отметить, в рамках какого подхода получены результаты. Давать полное описание того, как именно были получены выводы, не требуется. Выводы – это обобщения, охватывающие только наиболее существенные результаты проведенной работы.

В заключении также дается краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. Можно вновь обратиться к актуальности изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов, подчеркнуть перспективность использованного подхода, высказать предположение о возможных путях его модификации, поделиться мнением о необходимости апробировать иной исследовательский подход, о целесообразности применения тех или иных методов. В заключении подводится итог решения поставленных задач, подчеркивается практическая значимость работы и даются конкретные рекомендации по использованию полученных результатов.

 

Библиографический список

 Список использованных источников составляется в соответствии с требованиями общероссийского стандарта ГОСТ 7.1-84 (см. п. 3.2.2), ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка» и правилами, принятыми в ведущих (рецензируемых) научных изданиях.

  В список включают все использованные в работе источники в алфавитном порядке. Сведения о книгах (монографиях, справочниках и т.п.) должны включать: фамилию, инициалы автора (авторов); заглавие, данные о последующих изданиях; место издания, издательство; год издания и объем в страницах. Название места издания приводится полностью, допускаются сокращения только нескольких названий: Москва — М., Ленинград — Л., Санкт-Петербург — СПб., Киев – К.

В сведения о статье из периодической печати включают: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии (если она обозначена), место издания, издательство, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.   Количество источников, которые необходимо проанализировать при написании курсовой работы, должно составлять не менее 25.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...