Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интегральный алгоритм чтения




1. Автор. (Фамилия, Имя, Отчество, специальность, занимаемое поло­жение, известность).

2. Название. (Сокращённое и полное. Яркость, точность, проблема­тич­но­­сть).

3. Источник. (Когда, где и кем издана работа. Объём и тираж. Автор предисловия).

4. Основное содержание:

4.1. О чём? (Блоки, разделы, оглавление. Суть главной проблемы).

4.2. Что? (Способы доказательства главной мысли).

5. Факты. (Положения, данные, схемы, подтверждающие главный тезис, подлежащие запоминанию).

6. Критика:

6.1. Автором. (Кого и за что критикует автор? Какие подходы автор счи­тает спорными?)

6.2. Автора. (Что в рассуждениях автора убедительно, что вызывает сомнения).

7. Новизна. (Новизна фактов. Свежесть и оригинальность мыслей. Воз­мож­ность и необходимость их использования на практике).

Методика использования алгоритма

Необходимо выполнить два рисунка: один – с надписями блоков алго­ритма, другой – без них. Главным требованием к рисунку является то, что он должен содержать не более 7 элементов, логически связанных между собой и блоками алгоритма. 2 элемента рисунка должны иметь внутреннее деление (пункты алгоритма 4 и 6).

Первую неделю работы с алгоритмом необходимо запомнить его ри­су­нок, расположение и название блоков. Перед началом чтения необ­хо­димо посмотреть внимательно на алгоритм, затем начинать читать текст. После завершения чтения, глядя на рисунок алгоритма, требуется ответить на вопросы по его блокам. Отвечать нужно обязательно пись­менно. Если воз­ни­кают затруднения при ответе по памяти, осуществ­ляется его поиск в тексте.

На второй неделе работы с алгоритмом допускаются устные ответы на вопросы и использование рисунка алгоритма без подписей.

На третьей неделе с целью закрепления навыка с помощью алгоритма читается любой текст.

 

Пример графический образа интегрального алгоритма

 

 

 

Дифференциальный алгоритм чтения

Дифференциальный алгоритм предназначен для улучшения пони­ма­ния основного содержания текста и его осмысления.

Дифференциальный алгоритм включает в себя следующие блоки:

1. Ключевые слова. (Слова, раскрывающие главные мысли автора).

2. Смысловые ряды. (Ряды ключевых слов, выражающих основопо­лага­ю­щие идеи автора).

3. Цели значений. (Определяющие подход автора к рассмотрению дан­ной проблемы).

 

Опорные (или ключевые) слова – это те слова, которые обозначают предмет, состояние, действие и несут основную смысловую нагрузку. В основном в качестве ключевых слов выступают имена существительные и прилагательные, глаголы. В исключительных случаях ключевым словом может быть наречие, но никогда – предлог, союз или междометие. Бывает, что целый абзац не содержит ключевых слов.

  Смысловые ряды представляют собой пары слов, в состав которых входит ключевое слово. Дополняющие или определяющие смысловые ряды, они являются теми фундаментальными кирпичиками, на которых держится смысл всего текста. Все вместе они представляют собой суть текста, то смысловое ядро, о котором мы говорили.

Выделение смысловых рядов в тексте является подготовительным этапом к его качественной обработке.

Доминанта – суть текста в целом.

       Умение извлечь главную мысль автора из произведения отличает ак­тивное чтение от пассивного, выявляет аналитический, творческий под­хо­ды читателя к материалу. Таким образом, чтение текста должно при­водить к раскрытию его смысла и значения, а это возможно при целе­направлен­ном выполнении определённых действий, главным результатом которых является нахождение доминанты.

Итак, вместо дословного чтения текста наш мозг постепенно осу­ще­ствляет перекодирование содержания в собственные мысли.

Для работы с интегральным и дифференциальным алгоритмами целе­со­образно:

· внимательно прочитать текст;

· разделить его на смысловые части;

· определить ключевые слова;

· на основе ключевых слов своими словами сформулировать глав­ные мысли абзаца или раздела;

· составить план и придумать заглавия для частей (допускается в ви­де рисунков и знаков).

Технологические приемы конспектирования:

· выписки цитат;

· пересказ своими словами;

· выделение идей и теорий;

· критические замечания;

· уточнения;

· перевод на более простой и понятный язык;

· собственные разъяснения;

· сравнивание позиций;

· реконструкция текста в виде создания таблиц, рисунков, схем;

· описание связей и отношений;

· введение дополнительной информации и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...