Правовой статус сотрудников (следователей) Следственного комитета РФ
Правовой статус сотрудников Следственного комитета РФ, в том числе следователей Следственного комитета РФ, определяется спецификой выполняемых ими функций и задач. К сотрудникам, в том числе и следователям Следственного комитета РФ, как федеральным государственным служащим, предъявляются более высокие требования, чем к другим федеральным государственным служащим. Это обусловлено особым их статусом. Сотрудники Следственного комитета РФ, как отмечалось ранее, наделены властными полномочиями в целях осуществления уголовно-процессуальной деятельности в форме предварительного расследования. По правовой природе государственная служба в органах Следственного комитета РФ относится, к правоохранительной службе как разновидности государственной службы. Однако в системе Следственного комитета РФ предусматривается государственно-гражданская служба, а в системе военно-следственных органов — военная служба. В связи с этим в системе Следственного комитета РФ предусматривается замещение отдельных должностей федеральными государственными гражданскими служащими, которые проходят службу в соответствии с Законом о государственной гражданской службе с учетом особенностей, предусмотренных Законом о Следственном комитете РФ. Кроме того, в системе военно-следственных органов Следственного комитета РФ предусматривается и военная службы Следователи и иные сотрудники военно-следственных органов имеют статус военнослужащего и проходят военную службу в соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе и Положением о порядке прохождения военной службы утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237.
Правовой статус сотрудников Следственного комитета РФ, в том числе следователей Следственного комитета РФ, образует отдельный институт государственной службы в Российской Федерации. Он регулируется как общими, так и специальными нормативными правовыми актами, устанавливающими права и обязанности, ограничения, социально-правовое обеспечение, гарантии, поощрения и ответственность сотрудником Следственного комитета РФ[3]. Элементом правового статуса сотрудников Следственного комитета РФ являются также требования, предъявляемые к соответствующим категориям государственных служащих при назначении их на соответствующие должности в Следственном комитете РФ. Так, к лицам, назначаемым на должности сотрудников Следственного комитета РФ, предъявляются определенные требования. Следователями системы Следственного комитета РФ могут быть только граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию. При этом кандидаты на соответствующие должности в системе Следственного комитета РФ должны обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами, быть способными по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Кроме того, в порядке исключения, на должности следователей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета РФ по районам, городам и приравненных к ним следственных подразделений Следственного комитета РФ, в том числе специализированных, могут назначаться граждане, обучающиеся по юридической специальности в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений. На отдельные должности федеральной государственной службы в Следственном комитете РФ могут назначаться граждане, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них иного высшего профессионального образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования и соответствующего замещаемой должности (ч. 2, 3 ст. 16 Закона о Следственном комитете РФ).
На должности руководителей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета РФ по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных отделов Следственного комитета назначаются только граждане Российской Федерации не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете РФ, следственных органах федеральных органов исполнительной власти, органах прокуратуры, судебных органах не менее трех лет. При этом назначение на должность руководителей указанных подразделений Следственного комитета РФ, производится на срок не более пяти лет, а пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается. На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета РФ должны назначаться только граждане Российской Федерации не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете РФ, следственных органах федеральных органов исполнительной власти, органах прокуратуры, судебных органах не менее пяти лет. В этом случае назначение на должность указанных руководители производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается (ч. 6, 7 ст. 16 вышеупомянутого Закона). Председатель Следственного комитета РФ в исключительных случаях обладает полномочиями назначать на должности руководителей следственных органов Следственного комитета РФ, в том числе и руководителей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета РФ по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных отделов Следственного комитета, а также руководителей главных следственных управлений и следственных, управлений Следственного комитета РФ по субъектам РФ (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных следственных управлении и следственных отделов Следственного комитета РФ, лиц, имеющих опыт работы на руководящих должностях в органах государственной власти.
Гражданам Российской Федерации, которые впервые принимаются на службу в органы Следственного комитета РФ, в целях проверки их соответствия занимаемой должности, может быть установлено испытание на срок до шести месяцев. Исключением являются граждане, которые окончили образовательные учреждения высшего профессионального образования Следственного комитета РФ. При этом продолжительность испытания определяется руководителем следственного органа или учреждении Следственного комитета, в компетенцию которого входит назначение сотрудника Следственного комитета РФ на соответствующую должность. Срок испытания в органах Следственного комитета РФ в процессе прохождения службы может быть сокращен по соглашению сторон. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда гражданин, проходящий испытание, отсутствовал на службе по уважительным причинам. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах Следственного комитета РФ (ч. 1 ст. 16 Закона о Следственном комитете РФ). Сотрудник Следственного комитета РФ, который впервые назначается на соответствующую должность в Следственный комитет РФ, принимает Присягу сотрудника Следственного комитета РФ, текст которой определен в ч. 1 ст. 19 вышеуказанного Закона. Кроме того, гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет РФ при наличии определенных ограничений, которые на момент его назначения на соответствующую должность в Следственном комитете РФ имели место быть.
Эти ограничения распространяются и на случаи увольнения его из органов Следственного комитета РФ, когда он уже принят на соответствующую должность в органы Следственного комитета РФ и проходит федеральную государственную службу. Гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет РФ, если он: — признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; — был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении его осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием; — отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности федеральной государственной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой им должности связано с использованием таких сведений; — имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в Следственный комитет РФ или ее прохождению и подтвержденное заключением медицинского учреждения, данным в порядке, определенном Правительством РФ; — состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети и, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругой и супруги детей) с сотрудником или федеральным государственным гражданским служащим Следственного комитета РФ и если замещение должности федеральной государственной службы или федеральной государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; — вышел из гражданства Российской Федерации; — имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; — представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу в Следственный комитет РФ; — не представил установленные сведения или представил заведомо ложные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей; — не соблюдал ограничения и не исполнял обязанности, установленные Законом о противодействии коррупции (ч. 4 ст. 16 Закона о Следственном комитете РФ). Наравне с теми требованиями, которые предъявляются к лицам, назначаемым на соответствующие должности в органы Следственного комитета РФ, существуют ограничения и запреты, которые исключают службу в органах Следственного комитета РФ.
Такими ограничениями, которые исключают службу в органах Следственного комитета РФ, являются: — участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством Российской Федерации; — замещение должностей федеральной государственной службы в случаях избрания или назначения на государственную должность сотрудника Следственного комитета РФ (см., например, ч. 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»), а также в случае избрания его на выборную должность в орган местного самоуправления либо избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; — осуществление предпринимательской деятельности; — приобретение в случаях, установленных федеральным законом, ценных бумаг, по которым может быть получен доход; — случаи, когда сотрудник Следственного комитета РФ может быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством РФ; — обстоятельства, когда сотрудник Следственного комитета РФ получал в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные сотрудником Следственного комитета РФ в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и передаются им по акту в Следственный комитет РФ. Исключением из данного положения является случай, установленный ч. 2 ст. 575 ГК РФ, свидетельствующий о том, что если стоимость подарков превышает 3 тыс. руб., то они признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность. Кроме того, сотрудник Следственного комитета РФ, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации; — случаи выезда сотрудника Следственного комитета РФ и в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории России за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов РФ или муниципальных органов государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями; — использование сотрудником Следственного комитета РФ в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества, а также передавать их другим лицам; — разглашение или использование в целях, не связанных федеральной государственной службой, сведений, отнесенных и соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации к сведениям конфиденциального характера, или служебной информацией, ставшей известной сотрудникам Следственного комитета РФ в связи с исполнением ими должностных обязанностей; — публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе и средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа, в том числе и решения Следственного комитета РФ, его руководителей, если это не входит в должностные обязанности сотрудника Следственного комитета РФ; — принятие без письменного разрешения руководителей Следственного комитета РФ наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в должностные обязанности сотрудника Следственного комитета РФ входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями; — использование преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума; — использование должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публичное выражение отношения к указанным объединениям и организациям в качестве сотрудника Следственного комитета РФ, если это не входит в его должностные обязанности; — создания сотрудником Следственного комитета РФ в государственных органах структуры политических партий, других общественных (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствование созданию указанных структур; — прекращение исполнения должностных обязанностей сотрудником Следственного комитета РФ в целях урегулирования служебного спора; — случаи, когда сотрудник Следственного комитета РФ входит в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ; — занятие без письменного разрешения руководителей Следственного комитета РФ оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (ст. 16 и 17 Закона о государственной гражданской службе). Кроме ограничений, которые не позволяют принимать лип на государственную службу в органы Следственного комитета РФ, а также их увольнение, существуют запреты, которые распространяются на сотрудников Следственного комитета РФ, в том числе и на следователей Следственного комитета РФ. Так, сотрудникам Следственного комитета РФ запрещается: — разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Данное правило распространяется на гражданина и после его увольнения из системы Следственного комитета РФ; — замещать в течение двух лет после увольнения из Следственного комитета РФ без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на условиях трудового договора должности в организациях, а также выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности сотрудника Следственного комитета РФ. Кроме того, если владение сотрудником Следственного комитета РФ ценными бумагами, акциями (долями участия, паями и уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, то он обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Важным элементом правового статуса сотрудника Следственного комитета РФ является институт его аттестации. По правовой сущности аттестация, как отмечалось ранее, представляет собой административно-должностные отношения, которые складываются в процессе прохождения федеральной государственной службы сотрудником Следственного комитета РФ по оценке его деловых, личных, нравственных качеств, уровня профессиональной подготовки с целью рекомендации его на соответствующие должности, присвоения специального звания или оценки его службы[4]. Поэтому в системе Следственного комитета РФ также существует институт аттестации. Аттестация сотрудников Следственного комитета РФ проводится в целях определения их соответствия замещаемой должности и уровня их квалификации. Порядок и сроки проведения аттестации сотрудников Следственного комитета устанавливаются Положением об аттестационных комиссиях Следственного комитета РФ, утвержденным приказом Председателя Следственного комитета РФ от 21 апреля 2011 г. № 70. Для указания соответствующего уровня профессиональной подготовки, сложности его службы, ответственности и условий выполняемой работы сотрудника Следственного комитета РФ существуют квалификационные требования. Такими квалификационными требованиями в системе Следственного комитета РФ являются специальные звания сотрудников Следственного комитета. Сотрудникам Следственного комитета присваиваются следующие специальные звания: 1) младшие специальные звания: — младший лейтенант юстиции; — лейтенант юстиции; — старший лейтенант юстиции; — капитан юстиции; 2) старшие специальные звания: — майор юстиции; — подполковник юстиции; — полковник юстиции; 3) высшие специальные звания: — генерал-майор юстиции; — генерал-лейтенант юстиции; — генерал-полковник юстиции; — генерал юстиции Российской Федерации (ст. 20 Закона о Следственном комитете РФ). Данные специальные звания сотрудников Следственного комитета РФ не распространяются на сотрудников системы военно-следственных органов, которые проходят военную службу в качестве военнослужащего (подробнее см. гл. 23 настоящего учебника). Порядок присвоения специальных званий в системе Следственного комитета РФ определен Положением об этом органе, утвержденным Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. №38 Специальные звания сотрудникам Следственного комитета РФ присваиваются персонально, последовательно, при условии соответствия специального звания занимаемой должности. Запись о присвоении сотруднику Следственного комитета РФ специального звания вносится в его личное дело. Все специальные звания системы Следственного комитета РФ могут быть первыми и очередными. Первое специальное звание, специальное звание полковника юстиции, а также очередное специальное звание досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой должности, присваиваются Председателем Следственного комитета РФ. Права должностных лиц Следственного комитета РФ по присвоению других специальных званий до подполковника юстиции включительно устанавливаются Председателем Следственного комитета РФ. К присвоению первого специального звания лейтенанта юстиции представляются сотрудники Следственного комитета РФ, имеющие высшее образование, прошедшие аттестацию и имеющие стаж службы в Следственном комитете РФ не менее шести месяцев. Сотрудникам, имеющим высшее юридическое образование и перешедшим на службу в Следственный комитет РФ из органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных учреждений высшего профессионального образования юридического профиля, научных юридических учреждений, учреждений повышения квалификации и правовых служб предприятий, учреждений и организаций, специальное звание лейтенанта юстиции может быть присвоено с учетом занимаемой ими должности и квалификации до истечения шести месяцев службы в Следственном комитете РФ. Лицам, назначенным на должность в Следственный комитет РФ, обучающимся по юридической специальности в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившим третий курс указанных образовательных учреждений, присваивается специальное звание младшего лейтенанта юстиции. Гражданам, ранее проходившим военную службу, службу и органах прокуратуры или правоохранительных органах и имеющим воинское (специальное) звание или классный чин прокурорского работника, при назначении на должность в Следственном комитете РФ после прохождения аттестации может быть присвоено в порядке, определяемом Председателем Следственного комитета РФ, соответствующее имеющемуся у них воинскому (специальному) званию или классному чину прокурорского работника специальное звание до полковника юстиции включительно, но не выше специального звания, предусмотренного должностью, на которую они назначаются. Председателю Следственного комитета РФ предоставляется право присвоения гражданину, поступающему на службу в Следственный комитет РФ, но не имеющему воинского (специального) звания или классного чина прокурорского работника, в порядке исключения первого специального звания (до подполковника юстиции включительно) в соответствии с должностью, на которую гражданин назначается. Очередное специальное звание присваивается сотруднику Следственного комитета в день истечения срока его службы в предыдущем специальном звании, если он занимает должность, по которой предусмотрено специальное звание, равное или более высокое, чем присваиваемое специальное звание. Устанавливаются следующие сроки пребывания в специальных званиях: — младший лейтенант юстиции — один год; — лейтенант юстиции — два года; — старший лейтенант юстиции — три года; — капитан юстиции — три года; — майор юстиции — четыре года; — подполковник юстиции — пять лет. Высшие специальные звания присваиваются Президентом РФ. Высшие специальные звания до генерал-полковника юстиции включительно присваиваются Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета РФ сотрудникам Следственного комитета РФ по истечении не менее двух лет службы в предыдущем специальном звании и не менее одного года в замещаемой должности. Сроки пребывания в специальном звании генерал-полковника юстиции и генерала юстиции Российской Федерации не устанавливаются. Особое место в федеральной государственной службе в органах Следственного комитета РФ имеет институт поощрении (стимулирование) и ответственности сотрудников Следственного комитета РФ. Поощрения в основном применяются для вон действия на потребности, интересы, волю и сознание сотрудники Следственного комитета РФ за исполнение ими своих служебных обязанностей. Так, на сотрудников Следственного комитета РФ за добросовестное исполнение ими своих служебных обязанностей, безупречную и эффективную службу в Следственном комитете РФ, выполнение заданий особой важности и сложности применяются следующие поощрения: — объявление благодарности; — награждение Почетной грамотой; — занесение на Доску почета, в Книгу почета; — выплата денежной премии; — награждение подарком; — награждение ценным подарком; — награждение именным оружием; — досрочное присвоение очередного специального звания или присвоение специального звания на одну ступень выше очередного; — награждение медалями Следственного комитета, в том числе медалями «За верность служебному долгу», «Доблесть и отвага», «За заслуги», «За отличие», «За безупречную службу», «Ветеран следственных органов», «За содействие», «За усердие в службе», а также иными медалями Следственного комитета РФ, учреждаемыми Председателем Следственного комитета РФ; — награждение нагрудным знаком «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации» с одновременным вручением Почетной грамоты Председателя Следственного комитета РФ. Положения о нагрудном знаке «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации» и медалях Следственного комитета РФ утверждаются Председателем Следственного комитета РФ. Кроме того, Председатель Следственного комитета РФ может применять установленные поощрения и награждения к не являющимся сотрудниками Следственного комитета РФ лицам, оказывающим содействие в решении возложенных на Следственный комитет РФ задач и в развитии системы Следственного комитета РФ. Особо отличившийся сотрудник Следственного комитета РФ может быть представлен награждению государственными наградами Российской Федерации (ст. 27 Закона о Следственном комитете РФ). Кроме вышеперечисленных видов поощрения, за неисполнение или ненадлежащее исполнение, а также за совершение соответствующих правонарушений сотрудник Следственного комитета РФ несет соответствующие виды юридической ответственности. Наиболее распространенным видом юридической ответственности, который применяется к сотруднику Следственного комитета РФ, является применение к нему дисциплинарной ответственности. Основанием применения дисциплинарной ответственности на сотрудника Следственного комитета РФ является неисполнение или ненадлежащее исполнение им служебных обязанностей, а также совершение проступков, порочащих честь сотрудника Следственного комитета. В связи с этим к нему могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: — замечание; — выговор; — строгий выговор; — понижение в специальном звании: — лишение медалей Следственного комитета: — лишение нагрудного знака «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации»; — предупреждение о неполном служебном соответствии: — увольнение из Следственного комитета РФ по соответствующему основанию (ч. 1 ст. 28 вышеуказанного Закона). Председатель Следственного комитета РФ имеет право применять к сотрудникам Следственного комитета РФ все виды дисциплинарных взысканий. Кроме того, решение о лишении медалей Следственного комитета и нагрудного знака «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации» принимается только им. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения к сотруднику Следственного комитета РФ, награжденному нагрудным знаком «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации», может быть применено только с согласия Председателя Следственного комитета РФ. Полномочия других руководителей следственных органов и учреждений Следственного комитета РФ по привлечению к дисциплинарной ответственности сотрудников Следственного комитета РФ определяет Председатель Следственного комитета РФ (ч. 2—5 ст. 28 Закона о Следственном комитете РФ). Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни сотрудника Следственного комитета РФ или пребывания его в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть применено во время болезни сотрудника или пребывания его в отпуске. Кроме того, дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности позднее двух лет со дня совершения проступка. Сотрудник Следственного комитета РФ, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о применении дисциплинарного взыскания отстранен от должности. Отстранение от должности производится по распоряжению руководителя следственного органа или учреждения Следственного комитета РФ, имеющего право назначать на соответствующую должность сотрудника. За время отстранения от должности сотруднику выплачиваются денежное содержание (денежное довольствие) в размере должностного оклада (оклада по должности), доплаты за специальное звание (оклада по воинскому званию) и доплаты (надбавки) за выслугу лет (ч. 6—10 ст. 28 Закона о Следственном комитете РФ). Существуют особые виды оснований наложения взысканий на сотрудника Следственного комитета РФ. Одним из особых оснований применения того или иного вида дисциплинарных взысканий является несоблюдение сотрудником Следственного комитета РФ ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами (ст. 30.3 Закона о Следственном комитете РФ). Взыскание в виде замечания или выговора может быть применено к сотруднику Следственного комитета при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии). Другими основаниями применения дисциплинарных взысканий на сотрудника Следственного комитета РФ и применение особого вида дисциплинарного взыскания, увольнение его в связи с утратой доверия, является: — непринятие сотрудником Следственного комитета РФ мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; — непредставление сотрудником Следственного комитета РФ сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений; — участие сотрудника Следственного комитета РФ на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом; — осуществление сотрудником Следственного комитета РФ предпринимательской деятельности; — вхождение сотрудника Следственного комитета РФ и состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 30.2 Закона о Следственном комитете РФ). Кроме дисциплинарной ответственности к сотруднику Следственного комитета РФ может быть применена уголовная ответственность в соответствии с УПК РФ (ст. 29 Закона о Следственном комитете РФ). Во всех случаях проверка сообщения о совершенном сотрудником Следственного комитета РФ преступлении, возбуждение в отношении его уголовного дела (за исключением случаев, когда он, застигнут при совершении преступления) и производство расследования являются исключительной компетенцией следственных органов Следственного комитета РФ. При этом сотрудник Следственного комитета РФ, в отношении которого возбуждено уголовное дело, на период производства расследования отстраняется от должности. За время отстранения от должности указанному сотруднику Следственного комитета РФ выплачиваются денежное содержание (денежное довольствие) в размере должностного оклада (оклада по должности), доплаты за специальное звание (оклада по воинскому званию) и доплаты (надбавки) за выслугу лет. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр руководителя следственного органа Следственного комитета РФ и следователя, досмотр их вещей и используемых ими транспортных средств, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления. Для обеспечения качественного исполнения сотрудником Следственного комитета РФ своих должностных обязанностей, реализации прав на него распространяются установленные федеральным законодательством гарантии его служебной деятельности. Одной из гарантий деятельности сотрудника Следственного комитета РФ является предоставление ему ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту проведения отпуска и обратно с оплатой в установленном порядке стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно в пределах Российской Федерации (один раз в год). Данный порядок оплаты стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно в пределах России определен Инструкцией о порядке возмещения прокурорским работникам Следственного комитета при прокуратуре РФ расходов на проезд к месту ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно, утвержденной приказом Следственного комитет при прокуратуре РФ от 26 февраля 2009 г. № 4. При этом сотрудникам Следственного комитета РФ, проходящим службу в местностях с особыми климатическими условиями, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется по нормам, установленным Правительством РФ, но не менее 45 календарных дней. Сотрудникам Следственного комитета РФ предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за стаж с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|