Органы и должностные лица, осуществляющие дознание, и их компетенция
Дознание, как отмечалось выше, — одна из форм предварительного расследования. Дознание производится по преступлениям небольшой или средней тяжести, и, как правило, в условиях очевидности. По своей процессуальной сущности эта форма предварительного расследования введена в уголовное судопроизводство в силу того, что она не представляет определенной сложности в расследовании преступлений по уголовным делам указанной категории тяжести преступлений. Можно сказать, что дознание представляет собой более упрощенную форму расследования по сравнению с предварительным следствием как по порядку и объему совершения определенных процессуальных (следственных) действий, так и по срокам, предусмотренным законом, для их производства. В российском уголовно-процессуальном законодательстве дознание производится при условии, что уголовное дело было возбуждено по признакам преступлений, перечень которых установлен в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. В данном случае речь идет о тех преступлениях, которые обладают меньшей общественной опасностью по сравнению с теми, которые отнесены к подследственности органов предварительного следствия. Кроме того, их обнаружение и характер преступлений связан с непосредственной профессиональной деятельностью органов дознания, а в ряде случаев они совпадают с теми составами преступлении (обладающими повышенной общественной опасностью), которые правомочны расследовать следователи правоохранительных органов исполнительной власти и следователи Следственного комитета РФ. К таким уголовным делам, по которым производится дознание, закон относит, например, умышленное причинение вреда здоровью (ч. 1 ст. 112 УК РФ), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ) и др.
Дознание может производиться также и по письменному указанию прокурора. Срок производства дознания в данном случае не должен превышать 30 суток с момента возбуждения уголовного дела. Данный срок дознания может быть продлен прокурором еще на 30 суток. Дознание считается оконченным с момента составления обвинительного акта. Дознание производится в пределах установленной законом компетенции: — дознавателями органов внутренних дел РФ; — дознавателями пограничных органов ФСБ России; — дознавателями органов ФССП России; — дознавателями (следователями) органов по незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ; — дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; — следователями Следственного комитета РФ (ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Понятие «дознаватель» по уголовным делам неразрывно связаны с понятием органа дознания, ибо не все органы дознания имеют право производить дознание по уголовным делам. Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания имеет более широкий спектр уголовно-процессуальных полномочий. Так, органы дознания представляют собой более широкий круг участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения и по своей сущности являются государственными органами и должностными лицами, наделенными уголовно-процессуальными функциями, связанными с производством дознания, возбуждением уголовного дела, производством неотложных следственных действий, производством иных процессуальных (следственных) действий по уголовному делу. К органам дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ относятся органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, которые в соответствии со ст. 13 Закона об ОРД наделены полномочиями по осуществлению оперативно-разыскных мероприятий.
Таким образом, органами дознания являются оперативные подразделения: -органов внутренних дел РФ; -органов ФСБ России; -ФСО России; -таможенных органов РФ; -СВР России; -ФСИН России; -ФСКН России. Кроме того, к органам дознания относятся: -органы ФССП России; -командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; -органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. Ряд должностных лиц — капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководители геолого-разведывательных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации традиционно относились к органам дознания. Однако в настоящее время закон их к таковым не относит, но они выполняют уголовно-процессуальные функции органов дознания. Положение данных должностных лиц является особенным. С одной стороны, они не являются органами дознания, с другой — имеют право, при наличии поводов и оснований, возбуждать уголовные дела, совершаемые на морских и речных судах, находящихся в дальнем плавании, по месту нахождения партий и зимовок, а также в пределах территорий консульских и дипломатических представительств и учреждений. Кроме того, уголовно-процессуальный закон возлагает на них выполнение неотложных следственных действий (ч. 3 ст. 40 УПК РФ). Органы дознания выполняют уголовно-процессуальную функцию обвинения - уголовное преследование. Оперативно-разыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона об ОРД). Оперативно-разыскную деятельность на территории России как один из видов деятельности по выявлению преступлений осуществляют органы, которые в соответствии с Законом об ОРД наделены соответствующей компетенцией.
К таким органам относятся оперативные подразделения: — органов внутренних дел РФ; — органов ФСБ России; — ФСО России; — таможенных органов РФ; — СВР России; — ФСИН России; — ФСКН России. Кроме того, оперативно-разыскную деятельность по выявлению преступлений осуществляют и оперативные подразделение органа внешней разведки Минобороны России, но только в целях обеспечения безопасности данного органа и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. Руководители органов, имеющих право осуществлять оперативно-разыскную деятельность, имеют право сами определять перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы. Задачами данных органов являются. — выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших: — осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших: — добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России. Оперативно-разыскная деятельность по выявлению преступлений основывается на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Оперативно-разыскная деятельность осуществляется органами, имеющими право на данный вид деятельности, посредством производства оперативно-разыскных мероприятий. Закон об ОРД (ст. 6) допускает проведение следующих оперативно-разыскных мероприятий: — опрос; — наведение справок; — сбор образцов для сравнительного исследования; — проверочную закупку; — исследование предметов и документов;
— наблюдение; — отождествление личности; — обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; — контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; — прослушивание телефонных переговоров; — снятие информации с технических каналов связи; — оперативное внедрение; — контролируемую поставку; — оперативный эксперимент. Результаты оперативно-разыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-разыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений. Данные результаты могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных законом (ст. 11 Закона об ОРД). Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-разыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-разыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-разыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность. Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также о лицах, оказывающие или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 12 Закона об ОРД).
Разглашение без соответствующего разрешения вышеназванных сведений влечет уголовную ответственность по ст. 281 УК РФ («Разглашение государственной тайны»).
Вопросы для самоконтроля 1. Какие органы осуществляют выявление и расследование преступлений в Российской Федерации? 2. В чем заключается сущность выявления и расследования преступлений в Российской Федерации? 3. Какие органы, осуществляют предварительное следствие в Российской Федерации? 4. Какова компетенция органов, осуществляющих предварительного следствия в Российской Федерации? 5. Кто осуществляет дознание в Российской Федерации? 6. В чем заключается сущность дознания в Российской Федерации? 7. Какова компетенция органов, осуществляющих дознание в Российской Федерации? 8. Перечислите органы дознания в Российской Федерации. 9. В чем заключается сущность оперативно-разыскной деятельности в Российской Федерации? 10. Какие органы осуществляют оперативно-разыскную деятельность в Российской Федерации? 11. Какова компетенция органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность в Российской Федерации?
ЧАСТЬ 2 СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ Учебные задачи: — формирование общих теоретических знаний о Следственном комитете РФ; — усвоение основных понятий, раскрывающих правовые основы деятельности Следственного комитета РФ и его органов; — усвоение системы и структуры Следственного комитета РФ; — усвоение основных направлений деятельности Следственного комитета РФ; — усвоение правового статуса сотрудников (следователей) Следственного комитета РФ. В результате изучения данной темы обучающиеся должны: Знать — основные задачи и принципы организации и деятельности Следственного комитета РФ, полномочия его органов; — основные понятия, используемые в целях раскрытия правового положения, организации и деятельности Следственного комитета РФ и полномочий его сотрудников; — систему органов Следственного комитета РФ; — особенности государственной службы сотрудников Следственного комитета РФ; Уметь — анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовое положение Следственного комитета РФ и его сотрудников; — оперировать юридическими понятиями и категориями, раскрывающими правовой статус Следственного комитета РФ и его сотрудников; — анализировать юридические факты, связанные с полномочиями и деятельностью следственных органов РФ и сотрудников следственных органов РФ; — анализировать правоприменительную практику следственных органов РФ; — принимать решения, определяющие порядок деятельности следственных органов РФ и сотрудников следственных органов РФ; Владеть — юридической терминологией; — навыками работы с нормативными правовыми актами, регулирующими основные направления, принципы организации и деятельности, правовой статус Следственного комитета РФ; — навыками анализа правоприменительной практики деятельности Следственного комитета РФ. Ключевые слова: Следственный комитет РФ; уголовное судопроизводство; предварительное следствие; следователь; следователь-криминалист; Председатель Следственного комитета РФ; принципы деятельности; возбуждение уголовного дела; функция уголовного преследования; правовой статус; государственная служба; поощрения; увольнения; дисциплинарные проступки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|