Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные методы исследования




Объективное исследование

Клиническое исследование больного, или объективное исследование больного (Status praesens) позволяет судить об общем состоянии организма и состоянии отдельных внутренних органов и систем. При диагностике поражения следует помнить, что изменения со стороны какого-то одного органа (локальный процесс) всегда вызывают нарушения во всем организме. Например, ангина может провоцировать изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, костно-суставной и выделительной систем и т. д. Другие же заболевания могут носить генерализованный (системный) характер с поражением ряда органов и даже систем.

Для того чтобы объективное исследование больного было полным и системным, его проводят по определенному плану:

1) общий осмотр больного (inspectio);
2) ощупывание (palpatio);
3) выстукивание (percussio);
4) выслушивание (auscultatio).

Проводят и другие методы исследования, позволяющие изучить состояние всех систем организма: дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения, лимфатическую, эндокринную, нервную, костно-суставную и др. К числу объективных методов исследования относятся лабораторные методы исследования, исследования функционального состояния методом проб, рентгено-электрофизиологические, ультразвуковые методы и другие. Общий осмотр - метод объективного обследования больного, осуществляемый системно и по определенному плану. Пальпация (от лат. palpatio - щупанье) - метод исследования органов больного путем ощупывания пальцами. Перкуссия (от лат. percussio - постукивание) - выстукивание больного (пальцем или молоточком) для определения по характеру звука состояния внутренних органов. Аускультация (от лат. auscultatio - выслушивание) - метод исследования внутренних органов (легких, сердца) человека путем выслушивания звуковых явлений, возникающих при работе этих органов.

Основные и дополнительные диагностические методы.

Все диагностические методы исследования подразделяются на основные и дополнительные.

К основным клиническим методам относятся:

1) расспрос;
2) осмотр;
3) пальпация;
4) перкуссия;
5) аускультация;
6) измерения.

Эти методы позволяют определить дальнейшую тактику врача, выбрать оптимально необходимые методы дополнительного исследования.

К дополнительным методам относятся:

1) методы лабораторной диагностики;
2) инструментальные методы диагностики;
3) рентгенологические и др. методы.

Они позволяют определить сущность патологического процесса.

Так, если при проведении эндоскопии желудка выявляется опухолевое поражение, производят биопсию и цитологическое исследование полученного материала, выявляя степень озлокачествления. Данные этих исследований позволяют выбрать тактику дальнейших действий врача: оперативное вмешательство, химиотерапия, лучевая терапия. При этом учитываются общее состояние больного, а также изменения по другим органам и системам, данные лабораторного исследования.

Основные принципы общего осмотра:

1) схема общего осмотра;
2) сознание больного;
3) положение, телосложение и характер движений больного.

Патологические признаки, обнаруженные во время осмотра пациента, нацеливают на уточнение отдельных данных анализа и проведения дальнейших методов исследования. Осмотр всегда следует проводить по определенной схеме, чтобы не упустить деталей. Осмотр проводится только при дневном освещении или лампой дневного света, так как при электрическом освещении трудно выявить желтушное окрашивание кожи и склер. Последовательно обнажая тело больного, осматривают его при прямом и боковом освещении. Общий осмотр позволяет выявить положение больного, его поведение, состояние кожи и видимых слизистых оболочек. Состояние ортопноэ (вынужденно сидячее положение) из-за резко выраженной одышки при бронхиальной астме, например. При плеврите больные лежат на боку, соответствующем стороне поражения плевры. При выпотном перикардите больной лежит или сидит в резко согнутом коленно-локтевом положении, способствующем ослаблению острой боли в области сердца. Если самочувствие больного позволяет, осмотр туловища и грудной клетки следует проводить в вертикальном положении, а живот - в вертикальном и горизонтальном. Вначале производят общий осмотр, а затем - участков тела по областям: голова, лицо, шея, туловище, конечности, кожа, кости, суставы, слизистые оболочки, волосяной покров. Общее состояние оценивается по состоянию сознания, психической характеристике, положению и телосложению.

Сознание больного может быть ясным, а может быть нарушенным.

В зависимости от степени расстройства сознания различают следующие его виды:

1) ступорозное (stupor) - состояние оглушения. Больной плохо ориентируется в окружающей обстановке, отвечает на вопросы с запозданием;
2) сопорозное (sopor) - спячки, из которого больной выходит при громком окрике или тормошении; при этом все рефлексы сохранены;
3) коматозное состояние (coma) - бессознательное состояние, при котором отсутствуют реакции на внешние раздражители, рефлексы, выражено расстройство жизненно важных функций.

Коматозные состояния могут быть следующими:

1) алкогольная кома, возникающая вследствие алкогольной интоксикации;
2) апоплексическая кома - наблюдается при кровоизлиянии в мозг;
3) гипо- и гипергликемическая кома - при заболевании поджелудочной железы (сахарном диабете) - в зависимости от применения противодиабетических препаратов и степени развития заболевания;
4) печеночная кома - развивается при острой или подострой дистрофии печени, циррозе и других состояниях;
5) уремическая кома возникает при острых токсических поражениях почек и др.;
6) эпилептическая кома - наблюдается при приступах эпилепсии.

Могут быть ирритативные расстройства сознания (галлюцинации, бред), возникающие при ряде психических и инфекционных заболеваний. Осмотр может дать представление и о других нарушениях психического состояния, таких как подавленность, апатия, возбуждение, бред. В развитии ряда соматических заболеваний психическим в настоящее время отводится большое место факторам (психосоматические болезни), не имеющим в своей основе поражения органов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...