Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ
Обобщенную оценку социально-экономического эффекта можно сформировать на основе прогноза минимизации ущерба по перечисленным направлениям. Ввиду отсутствия в России опыта комплексного внедрения навигационно-информационных технологий, предлагаемая прогнозная оценка построена на зарубежном опыте и экспертных оценках специалистов Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. Помимо перечисленных социально-экономических эффектов комплексное внедрение навигационно-информационных технологий будет иметь и управленческий эффект, достигаемый за счет централизации функций планирования и управления дорожно-транспортным комплексом региона, осуществления непрерывного контроля УДС и состояния отраслевого транспорта, дифференцированного подхода по привлечению служб экстренного реагирования в случае возникновения нештатных и аварийных ситуаций на транспорте, контроля выполнения контрактов в сфере пассажирских перевозок и жилищно-коммунального обслуживания, обеспечения высокой эффективности использования, как уже имеющегося навигационного оборудования, так и вновь внедряемого.
Таблица 1-Обобщенная оценка эффекта внедрения АСДУ на базе спутниковых навигационных систем в транспортном секторе(на примере автомобильного транспорта).
Что касается экономической эффективности АСДУ-ГПТ, то создание подобной автоматизированной системы, существенно улучшая регулярность движения на городских маршрутах, позволяет получить прибыль за счет: - увеличения объема пассажирских перевозок (достигается за счет привлечения дополнительного количества пассажиров, едущих на короткие расстояния); - улучшения оплаты проезда пассажирами (достигается за счет повышения комфортабельности поездки); - высвобождения административно-управленческого персонала (достигается за счет сокращения линейных диспетчеров); - сокращения суммарных затрат времени пассажиров на ожидание транспортных средств. Первые три фактора обеспечивают годовую прибыль транспортному предприятию, а последний фактор составляет денежный эквивалент экономии затрат времени пассажиров на передвижения, т.е. внешнюю народнохозяйственную экономию. Годовая экономия рассчитывается по формуле:
где:
Таким образом, первое слагаемое формулы – это годовой прирост прибыли получаемый за счет роста объема пассажирских перевозок, второе слагаемое – годовой прирост прибыли за счет снижения транспортных издержек, а третье слагаемое – денежный эквивалент экономии суммарных затрат времени пассажиров на ожидание. Годовой объем перевозок пассажиров соответственно до и после внедрения АСДУ-ГПТ (
где:
Рассмотрим основные эксплуатационные показатели. Эксплуатационная скорость (
Коэффициент выпуска ПЕ на линию (
где: Таким образом,
Коэффициенты использования пробега (
Таким образом, Величина повышения коэффициента использования пробега определяется с помощью следующей эмпирической формулы, построенной на основании изучения существующего опыта использования радиосвязи для диспетчерского руководства:
Изменение коэффициента использования пробега как основного эксплуатационного показателя характерно для грузовых и таксомоторных перевозок. Для автобусных перевозок этот показатель какого-либо существенного влияния на экономический эффект не оказывает. Для них необходимо определить приращение коэффициента использования вместимости γ. Возможное приращение коэффициента γ выражается следующей эмпирической зависимостью, также построенной на основании изучения существующего опыта:
Указанная зависимость обладает нелинейным характером, и значение ожидаемого прироста коэффициента Δγ резко убывает с приближением γ к единице.
Следует отметить, что максимальное значение коэффициента использования вместимости автобуса γ=1 определяется в значительной мере условно и зависит от многих факторов (наличия достаточного парка автобусов, их конструктивные особенности и т.д.).
Создание АСДУ-ГПТ, улучшая качество транспортного обслуживания пассажиров за счет организации регулярности движения, сокращает затраты времени пассажиров на ожидание автобусов и способствует дополнительному притоку пассажиров, едущих на короткие расстояния. При выполнении курсового проекта предполагается, что при регулярном движении подвижного состава на маршрутах средние затраты времени одного пассажира на ожидание транспортной единицы (
где, J –интервал движения транспортной единицы (ПЕ), ч.
При нарушении регулярности движения подвижного состава на маршрутах средние затраты времени одного пассажира на ожидание транспортной единицы (
где,
Экономия сокращения времени ожидания автобусов пассажирами в результате внедрения АСДУ определяется с помощью следующей методики. Экономия от сокращения затрат времени ожидания:
где: Величина
где:
В основу этой методики положен следующий принцип: человек не может тратить на транспортные передвижения 24 часа в сутки. Часть этого времени тратится на работу (8 ч). Часть оставшегося времени не может быть использована для совершения транспортных поездок – это время, связанное с отдыхом, приготовлением и принятием пищи (8 ч сон +2 ч проч.). Всё остальное время человек может тратить по собственному усмотрению. Например, посещение театров, кино, парков и т.д., т.е. это время потраченное людьми по своему выбору. А время, теряемое на ожидание в результате нерегулярной работы транспорта, является потраченным, безусловно, напрасно. Себестоимость перевозки одного пассажира до и после внедрения АСДУ-ГПТ можно рассчитать по следующей формуле:
где: Эксплуатационные затраты определяются по формуле:
где: Для упрощения расчетов величины затрат на электроэнергию (горючее), смазочные и прочие эксплуатационные материалы, на восстановление и ремонт шин, текущее обслуживание и эксплуатационный ремонт, амортизацию на капремонт и восстановление можно определить по формуле:
где: Постоянные затраты на одну поездку пассажира могут быть определены по следующей формуле:
где:
Экономия от сокращения административно-управленческого персонала:
где:
Прибыль от перевозок пассажиров до внедрения АСДУ-ГТП (после не вычисляем):
где:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|