Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Территориальные публичные образования. 23 страница




Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем. Деятельность фонда обеспечивает центральный аппарат фонда, а в региональных отделениях и филиалах - аппараты органов фонда.

При фонде действует правление, а при региональных отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами. Фонд, его региональные отделения являются юридическими лицами.

 

Раздел IV. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ

 

Глава XII. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ

 

§ 1. Понятие и правовые основы

государственных и муниципальных доходов

 

Наличие финансовых ресурсов - необходимое условие для выполнения задач и функций государства. Обеспечение финансовыми ресурсами государства осуществляется за счет передачи национального дохода страны в виде различных денежных платежей, за счет которых государство формирует свои доходы, т. е. государственных доходов. Государственные доходы находятся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, и распоряжаются ими уполномоченные государственные органы.

Наряду с государственными доходами в Российской Федерации формируются и муниципальные доходы, являющиеся собственностью муниципальных образований. Распоряжение муниципальными доходами также осуществляется соответствующими органами муниципальных образований.

Для формирования государственных и муниципальных доходов мобилизуется часть чистого дохода, которая создается в различных областях общественного производства, а также часть личных доходов граждан. Источниками доходов государства и муниципальных образований служат результаты деятельности различных субъектов в различных областях общественной жизни. В формировании государственных и муниципальных доходов задействованы все звенья финансовой системы государства.

Государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства в целях создания финансовой базы, необходимой для реализации целей и задач, стоящих перед государством < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. Н. И. Химичевой. С. 298.

 

Муниципальные доходы представляют собой часть национального дохода, служащую финансовой базой местного самоуправления для решения муниципальными образованиями вопросов местного значения.

Государственные доходы подлежат зачислению в государственные денежные фонды: федеральные и региональные бюджеты, внебюджетные фонды. В свою очередь, муниципальные доходы зачисляются в муниципальные денежные фонды - местные бюджеты.

В настоящее время в законодательстве определены все виды денежных платежей, за счет которых осуществляется формирование государственных и муниципальных доходов. В современных условиях основными инструментами формирования государственных и муниципальных доходов являются налоговые и иные обязательные платежи, установленные и взимаемые государством; займы, эмиссии, использование государственной и муниципальной собственности и др.

Виды государственных и местных доходов, их система и правовой режим определяются совокупностью нормативных правовых актов, основывающихся на конституционно-правовых нормах федерального, регионального и муниципального уровней.

Системообразующими актами, определяющими правовой режим государственных и муниципальных доходов, являются БК РФ и НК РФ, ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете, законы субъектов Российской Федерации о бюджете, правовые акты муниципальных образований о бюджете на текущий финансовый год и др.

Бюджетный кодекс РФ и НК РФ определяют полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по формированию доходов, необходимых для реализации стоящих перед субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями задач. Правовой режим доходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований регулируется также большим количеством нормативных актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Следует отметить, что в условиях проводимой реформы государственной власти и процесса совершенствования межбюджетных отношений правовой режим государственных и местных доходов в значительной степени подвержен изменениям.

Законодательство, регулирующее вопросы формирования источников доходов в России (в частности, БК РФ и НК РФ), является одним из самых динамично развивающихся. Это в конечном счете должно привести к функционированию эффективного механизма обеспечения финансовых ресурсов государства, однако " инфляция" нормативных правовых актов не способствует стабильному функционированию институтов государственной власти и является препятствием для социально-экономического развития Российской Федерации.

Проблема формирования государственных (муниципальных) доходов в юридической литературе получила широкое освещение. С точки зрения теории права важным является определение места в системе финансового права государственных и муниципальных доходов. По этому поводу ученые высказывают различные мнения.

По мнению одних, государственные и муниципальные доходы в системе финансового права являются его разделом, включающим в себя налоговое право, а также институт неналоговых доходов государства и муниципальных образований < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Финансовое право / Под ред. М. В. Карасевой. М., 2002. С. 318.

 

Другие отмечают наличие института правового регулирования государственных доходов как совокупности правовых норм, регулирующих однородные финансовые отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, государственных и муниципальных предприятий в целях выполнения функций и задач государства и муниципальных образований < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Крохина Ю. А. Финансовое право России. С. 338.

 

Представляется справедливым утверждение о выделении в системе финансового права раздела, объединяющего значительное число финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере формирования государственных и муниципальных доходов.

 

§ 2. Система государственных и муниципальных доходов.

Классификация доходов бюджетов

 

Финансовая основа государства и муниципальных образований, как уже отмечалось, формируется за счет различных видов доходов, что позволяет провести определенную систематизацию. В целом государственные и муниципальные доходы представляют единую систему, имеющую единую нормативно-правовую основу.

Система государственных и муниципальных доходов представляет собой совокупность поступающих в собственность государства и муниципальных образований денежных платежей для формирования государственных и муниципальных фондов в порядке, определенном действующим законодательством.

При этом нормативное обеспечение регулирования формирования государственных и муниципальных доходов осуществляется нормативными правовыми актами различных отраслей права, например административного, налогового, бюджетного и гражданского.

Классификация государственных и муниципальных доходов может осуществляться по различным критериям.

По территориальному признаку доходы подразделяются на:

- доходы Российской Федерации;

- региональные доходы;

- доходы муниципальных образований.

В зависимости от метода мобилизации доходов они бывают:

- обязательные;

- добровольные.

К обязательным можно отнести таможенные пошлины, налоги, сборы и иные платежи, к добровольным - пожертвования, займы, лотереи и др.

По порядку образования и использования государственные и муниципальные доходы подразделяются на:

- централизованные;

- децентрализованные.

К централизованным доходам относятся доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, а также доходы государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования), к децентрализованным доходам - доходы, получаемые от государственных и муниципальных унитарных предприятий.

По юридическому признаку государственные и муниципальные доходы подразделяются:

- на налоговые;

- неналоговые.

Доходы бюджетов всех уровней формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством Российской Федерации.

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

К налоговым доходам относятся предусмотренные НК РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы (ст. ст. 13 - 15 НК РФ), а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

В налоговые доходы Российской Федерации включаются поступления налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (ст. 50 БК РФ):

- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100%;

- налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100%;

- налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Закона о соглашениях о разделе продукции и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20%;

- налога на добавленную стоимость - по нормативу 100%;

- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50%;

- акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100%;

- акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50%;

- акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100%;

- акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100%;

- акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100%;

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100%;

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100%;

- налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40%;

- налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100%;

- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100%;

- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95%;

- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100%;

- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20%;

- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20%;

- водного налога - по нормативу 100% и др.

В частности, к налоговым доходам субъектов Российской Федерации относятся доходы от следующих региональных налогов (ст. 56 БК РФ):

- налога на имущество организаций - по нормативу 100%;

- налога на игорный бизнес - по нормативу 100%;

- транспортного налога - по нормативу 100% и др.

В свою очередь, к налоговым доходам местных бюджетов относятся (ст. 61 БК РФ):

- собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации;

- отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, и др.

 

§ 3. Неналоговые доходы государства

и муниципальных образований

 

Финансовая база государства и муниципальных образований формируется с помощью различных форм и методов привлечения денежных ресурсов. К числу неналоговых доходов могут быть отнесены обязательные и добровольные платежи. К числу обязательных неналоговых доходов относятся таможенные пошлины и сборы. На добровольных началах формируются доходы, получаемые от размещения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований представляют собой поступающие в распоряжение государства и муниципальных образований доходы от использования государственного и муниципального имущества, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлекаемые на добровольных началах < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. Н. И. Химичевой. С. 298.

 

Неналоговые доходы имеют нормативное закрепление, их перечень представлен в ст. 41 БК РФ.

К числу неналоговых доходов относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

а) средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

б) средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

в) средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

г) плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

д) доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

е) часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

ж) другие доходы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

В частности, штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов.

Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам и в порядке, которые установлены федеральным законом о федеральном бюджете и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для соответствующих налогов и сборов, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ, которые невозможно отнести к соответствующему налогу и сбору, подлежат зачислению в федеральный бюджет, бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации, местные бюджеты в порядке, определяемом федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

4) безвозмездные и безвозвратные перечисления в виде:

а) финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

б) субвенций из федерального бюджета и (или) из региональных бюджетов;

в) иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

г) безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований;

д) иных неналоговых доходов.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

При этом следует отметить отличие обязательных неналоговых доходов от налоговых платежей. Указанные платежи отличаются друг от друга нормативным регулированием. Налоговые доходы формируются в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в то время как нормативное регулирование обязательных неналоговых доходов может осуществляться комплексом нормативных правовых актов различной отраслевой принадлежности.

Обязательные неналоговые доходы в отличие от налоговых доходов обладают возмездным характером. К примеру, таможенный сбор как платеж является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Соответственно, после уплаты таможенного сбора в интересах плательщика сбора совершаются юридически значимые действия.

 

Глава XIII. ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА

 

§ 1. Понятие налогов и сборов. Функции налогов

 

На Руси о первых налогах, распределявшихся на регулярной основе, упоминается еще в летописях. Так, в Лаврентьевской летописи сказано: " В лето 6367 Имаху дань Варяги из заморья на Чюди и на Словенах, на Мери и на Всех Кривичах; а Козари Имаху на Полянах, и на Северах и на Вятичах, и маху по белей Веверице от дыма" < 1>.

--------------------------------

< 1> Памятники истории Киевского государства IX - XII вв. Л., 1936. С. 29.

 

Процесс собирания налогов князьями " по большой части, бывал отнесен к двум временам года: к весне и зиме" < 1>, когда князь и его войско отдыхали от походов. Налоги упоминаются под разными названиями: дань (общее название всех сборов), оброк, урок. До 988 г. основными видами налогов были оброки, корма, подати. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за ней по подвластным народам. Первый способ назывался повозом, второй - полюдьем.

--------------------------------

< 1> Толстой Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины Императрицы Екатерины Второй. СПб., 1848. С. 35.

 

Полюдье было, по сути, административно-финансовой поездкой князя по подвластным племенам < 1>. Уплачивали дань натурой, чаще всего мехами, медом, кунами. Предметы, служившие платой, во многом зависели от конкретного вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя. Подати поступали в казну князя главным образом от землевладельцев. Они взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба < 2>. Определенного различия между денежными и натуральными продуктами, уплачиваемыми населением, не имелось < 3>.

--------------------------------

< 1> См.: Ключевский В. О. Русская история: Полный курс лекций: В 3 т. М., 1993. Т. 1. С. 132.

< 2> См.: Гагмейстер Ю. А. Разыскания о финансах Древней России. СПб., 1833. С. 49.

< 3> Там же. С. 51.

 

Впервые законодательное закрепление норм, регулирующих отношения, связанные со сборами и повинностями, появляется в " Русской Правде". В ст. ст. 42 - 43 Краткой редакции " Русской Правды" и ст. ст. 96 - 97 Пространной редакции отмечаются такие подати и повинности, как корм, городовые и мостовые деньги < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Новицкая Т. Е. Древнерусское государство и право. М., 1998. С. 63 - 71.

 

Налоги и сборы являются системообразующими категориями налогового права, на основе которого формируется все современное налоговое право России.

Уяснение сущности налогов и сборов - это средство познания природы налогового права и его содержания. Несомненно одно: налоги и сборы являются отправной точкой налогового права не только теоретического, но и практического характера. При этом не следует отождествлять понятия налога и сбора, поскольку между этими категориями есть некоторая разница как юридического, так и экономического характера.

До принятия НК РФ четкое законодательное определение налога отсутствовало. Статья 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 " Об основах налоговой системы в Российской Федерации" < 1> определяла, что " под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, которые определяются законодательными актами". Из самого определения следует, что законодатель не провел в нем четкого разграничения между обязательными платежами, что, несомненно, было необходимо, поскольку не все обязательные платежи можно отнести к налогам.

--------------------------------

< 1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 11. Ст. 527 (документ утратил силу).

 

Анализируя зарубежное налоговое законодательство, можно прийти к выводу о том, что " определения понятия " налог" или вовсе отсутствуют в соответствующих актах, или носят самый общий характер" < 1>.

--------------------------------

< 1> Кучеров И. И. Налоговое право зарубежных стран: Курс лекций. М., 2003. С. 93.

 

Легитимное понятие налога было введено вступившей в силу частью первой НК РФ.

В ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из самого определения понятия " налог", содержащегося в НК РФ, можно выделить следующие его признаки: обязательность, денежный характер, безвозвратность, публичный и индивидуальный безвозмездный характер.

Современное налоговое законодательство (ст. 3 НК РФ) указывает на то, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

При этом налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

К элементам налогообложения относятся:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

Элементы налога формируют структуру любого налога. Любой налог должен содержать в себе совокупность частей (элементов), без которых налог как правовая категория существовать не может. Без этих составных частей налог в том понимании, в котором он определяется законодателем, не образует каких-либо правовых последствий. Отсутствие в законе о налоге хотя бы одного из перечисленных элементов говорит о том, что налог не установлен и, следовательно, не может взиматься.

Несомненно, каждый налог обладает своей спецификой, и законодатель обязан определять все элементы налога таким образом, чтобы налогоплательщик мог знать, какие налоги и в каком размере он должен платить.

Рассматривая налог, необходимо определить юридические признаки сбора. Несмотря на то что налог и сбор не тождественные категории, тем не менее сбор также является системообразующей категорией налогового права. Следует отметить, что до настоящего времени в теории налогового права является дискуссионной проблема соотношения понятий " налог" и " сбор" и вообще юридической природы сборов. Тем не менее в литературе выделяют общие и отличительные признаки налогов и сборов.

К общим признакам относят:

- обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджетные и внебюджетные фонды;

- адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

- изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

- возможность принудительного способа изъятия;

- контроль единой системы налоговых органов < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Налоговое право России: Учебник / Под ред. Ю. А. Крохиной. М., 2004. С. 49 - 50.

 

При этом приводятся и основания разграничения по различным основаниям, а именно по значению, цели, обстоятельствам, характеру обязанности, периодичности.

Налоговый кодекс РФ определяет сбор как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8).

Проблема соотношения понятий налога и сбора имеет не только теоретический, но и практический характер. Важно определить правовые формы установления сборов и как эти формы соотносятся с правовым механизмом установления налогов. Вопрос состоит в том, являются ли идентичными правовые формы установления налогов и сборов или между ними имеются существенные различия.

Конституционный Суд РФ в своих Определениях от 10 декабря 2002 г. N 283-О и N 284-О < 1> выработал собственные подходы к соотношению налогов и сборов и порядку их установления.

--------------------------------

< 1> ВКС РФ. 2003. N 2.

 

Раскрывая содержание понятия " законно установленные налоги и сборы", Конституционный Суд РФ указал, что установить налог или сбор можно только законом и только путем прямого перечисления в нем существенных элементов налогового обязательства.

Учитывая правовые позиции Конституционного Суда РФ, федеральный законодатель при определении в НК РФ основных начал законодательства о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ) исходил из того, что налоги и сборы как обязательные платежи в бюджет имеют различную правовую природу: если налог - это индивидуальный безвозмездный платеж в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, то сбор - это взнос, уплата которого плательщиком является одним из условий совершения в отношении него государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. п. 1, 2 ст. 8 НК РФ).

Указанное различие предопределяет и различный подход к установлению этих обязательных платежей в бюджет: налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и все перечисленные в НК РФ элементы налогообложения, включая налоговую ставку (п. 1 ст. 17 НК РФ). При установлении сборов элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам (п. 3 ст. 17 НК РФ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...