Территориальные публичные образования. 26 страница
Многообразие налоговых правоотношений позволяет нам провести определенную классификацию. В юридической литературе приводятся различные основания для классификации. По функциям права выделяют: - регулятивные; - охранительные налоговые правоотношения. По характеру налогово-правовых норм выделяют: - материальные; - процессуальные правоотношения. По объекту налоговых отношений выделяют: - имущественные; - неимущественные отношения. По структуре юридического содержания налоговых правоотношений выделяют: - сложные; - простые правоотношения < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Налоговое право России: Учебник / Под ред. Ю. А. Крохиной. С. 195 - 200.
В правовом механизме регулирования налогообложения основу составляют регулятивные налоговые правоотношения, в рамках которых осуществляется программирование поведения участников правоотношений путем установления их прав и обязанностей. Охранительные налоговые правоотношения имеют производный характер от регулятивных. В рамках охранительных налоговых правоотношений реализуется охранительная функция налогового права, которая заключается в применении мер государственного воздействия на участников правоотношений в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей (например, ответственность за совершение отдельных видов налоговых правонарушений установлена в гл. 16 НК РФ). Возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений связаны с определенными жизненными обстоятельствами, которые именуются юридическими фактами. Юридические факты представляют собой обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Жизненные обстоятельства как юридические факты существуют помимо права, но именно нормы права могут тем или иным обстоятельствам придавать определенный юридический статус. Многочисленность юридических фактов обусловливает необходимость проведения их классификации.
По волевому признаку юридические факты классифицируются на: - события; - действия. В свою очередь, события подразделяются на абсолютные и относительные, а действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные же действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки, а неправомерные действия - на преступления и проступки. По характеру правовых последствий выделяют факты: - правообразующие; - правопрекращающие; - правоизменяющие юридические. Правоотношения как сложный элемент могут возникать не только на основе одного юридического факта, но и на основе нескольких фактов, что образует так называемый фактический состав < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 2004. С. 257 - 271.
В основе возникновения налоговых правоотношений могут лежать как юридические факты деяния, так и события. Основанием для изменения налоговых правоотношений могут служить такие юридические факты, как: - изменение сроков уплаты налогов путем предоставления отсрочки или рассрочки, а также предоставление инвестиционного налогового кредита; - изменение правового статуса налогоплательщика и др. Основанием для прекращения налоговых правоотношений могут послужить следующие юридические факты: - исполнение налогового обязательства в порядке и в сроки, которые определены законом; - принятие нормативного акта, отменяющего установленный ранее налог; - смерть налогоплательщика - физического лица; - ликвидация налогоплательщика - юридического лица;
- гибель или иная утрата имущества, являющегося объектом налогообложения, и др. Субъекты налоговых правоотношений. В теории права понятия " субъекты права" и " субъекты правоотношений" признаются идентичными понятиями, но при этом делаются следующие оговорки: - конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений; - новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений; - правоотношения не единственная форма реализации права < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Указ. соч. С. 257 - 271.
Субъекты права наделены определенным свойством, или, можно сказать, качествами, которыми они наделяются государством, а именно правосубъектностью, которая характеризуется двумя элементами: правоспособностью и дееспособностью. Правосубъектность можно определить как установленную нормами права способность субъекта быть носителем юридических прав и обязанностей. Правоспособность является предпосылкой для возникновения правоотношения. Правоспособность представляет собой абстрактную возможность быть носителем прав и обязанностей. В свою очередь, дееспособность представляет собой способность субъекта реализовать своими действиями права и нести обязанности, а также отвечать за их последствия. В теории права различают общую, отраслевую и специальную правосубъектность. Применительно к налоговому праву следует отметить наличие налоговой правосубъектности, которая имеет отраслевой и специальный характер < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Винницкий Д. В. Субъекты налогового права. М., 2000. С. 11.
Признание субъектом налогового права осуществляется посредством распространения на индивидуальных и коллективных субъектов норм законодательства о налогах и сборах. Налоговая правосубъектность характеризуется налоговой правоспособностью и налоговой дееспособностью. Субъекты налогового права вступают в налоговые правоотношения путем правореализации, т. е. непосредственно своими действиями претворяя налоговые нормы. Субъекты налогового права осуществляют реализацию норм налогового права путем соблюдения, исполнения, правоприменения правовых норм.
В ст. 9 НК РФ содержится перечень субъектов, которые являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. К их числу отнесены: - организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками и плательщиками сборов в соответствии с НК РФ; - организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами в соответствии с НК РФ; - налоговые органы; - таможенные органы. Определенный в НК РФ круг участников не является исчерпывающим, поскольку число потенциальных и реальных участников налоговых правоотношений не ограничивается только теми участниками, которые определены в ст. 9 НК РФ. Их число намного больше, что наглядно видно в таких институтах, как налоговое обязательство, налоговый контроль и др. В юридической литературе отмечается, что проблема определения роли государства в качестве субъекта налоговых правоотношений является одной из самых сложных < 1>. Государство является носителем суверенитета, одним из выражений которого является исключительное право государства осуществлять установление налогов и обеспечивать их взимание посредством государственного принуждения. -------------------------------- < 1> См.: Худяков А. И. Указ. соч. С. 271.
Следует признать, что государство, являясь субъектом налоговых правоотношений, тем не менее посредством установления системы государственных органов (налоговых и финансовых), наделенных определенной компетенцией в налоговой сфере, непосредственно является участником налоговых отношений и участвует в налоговых правоотношениях посредством государственных органов. Фактически государственные органы (налоговые и финансовые) являются представителями государства < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Худяков А. И. Указ. соч. С. 277.
Государство как обязательный субъект налоговых правоотношений опосредует свое участие в указанных правоотношениях через осуществление полномочий специальных государственных органов, созданных для осуществления контроля и надзора за надлежащим исполнением публично-правовой обязанности (обязательства) по уплате налогов и сборов < 1>.
-------------------------------- < 1> См.: Налоговое право России: Учебник. Общая часть / Под ред. Н. А. Шевелевой. С. 122.
Правовой статус государственных органов, участвующих в налоговых правоотношениях, определяется через совокупность следующих элементов: целевого, структурно-организационного, компетенционного < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. М., 2002. С. 177.
В системе органов государственной власти, являющихся участниками налоговых правоотношений, следует выделить: - финансовые органы Российской Федерации; - налоговые органы Российской Федерации; - таможенные органы Российской Федерации. Финансовые органы представлены Минфином России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, уполномоченными в области финансов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, могут быть представлены в зависимости от системы и структуры органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований министерствами финансов, управлениями или департаментами финансов субъектов Российской Федерации или финансовыми отделами муниципальных образований. Налоговые органы Российской Федерации представлены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, которым являются ФНС России и ее территориальные органы. Таможенные органы РФ представлены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, которым является ФТС России и ее территориальные органы. Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением ФТС России нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Минфин России осуществляет следующие полномочия: 1) принимает следующие нормативные правовые акты: а) формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций; б) форму таможенного приходного ордера, на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при декларировании товаров; в) форму требования об уплате таможенных платежей; 2) дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Минфин России не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента РФ и Правительства РФ. Налоговые органы Российской Федерации (далее - налоговые органы) представляют собой единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов. Правовой статус налоговых органов определяют НК РФ (гл. 5), Закон о налоговых органах РФ, а также Постановление Правительства РФ " Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе". Система налоговых органов включает: - ФНС России; - Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации; - межрегиональные инспекции ФНС России; - инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления; - инспекции ФНС России межрайонного уровня. Система налоговых органов базируется на принципах единства и централизации. Важнейшим звеном, определяющим правовой статус налоговых органов, является их компетенция, т. е. совокупность властных полномочий и обязанностей. Полномочия налоговых органов определяются НК РФ и федеральными законами. Компетенция налоговых органов непосредственно реализуется ФНС России и ее территориальными органами. Налоговые органы вправе (ст. 31 НК РФ): 1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов; 2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ; 3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; 4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; 5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ; 6) в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином России; 7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги; 8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; 9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ; 10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации; 11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; 12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля; 13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности; 14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски в случаях, предусмотренных НК РФ; 15) осуществлять иные права, предусмотренные федеральными законами. ФНС России наделена следующими полномочиями < 1>: -------------------------------- < 1> См.: Постановление Правительства РФ " Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе".
1) осуществляет контроль и надзор за: а) соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей; б) осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами; в) соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения; г) полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей; д) проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей; е) соблюдением организатором азартных игр требований, установленных законом; 2) выполняет следующие функции: а) бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения; б) осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов; в) принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней; г) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. ФНС России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах. Составным элементом компетенции налоговых органов являются их обязанности. На налоговые органы возлагаются следующие обязанности: - соблюдать законодательство о налогах и сборах; - осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; - вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; - бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; - руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; - сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации; - принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ; - соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии актов налоговой проверки и решений налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора; - представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа; - осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов; - по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Налоговые органы исполняют также другие обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Помимо налоговых органов участниками налоговых правоотношений являются таможенные органы. В систему таможенных органов включаются федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы Российской Федерации. Таможенные органы являются субъектами налоговых правоотношений, связанных с взиманием только двух налогов: налога на добавленную стоимость и акцизов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. В настоящее время законодательство о налогах и сборах не включает таможенные пошлины и сборы в систему федеральных налогов и сборов. Отношения, связанные с установлением, введением и взиманием таможенных пошлин и сборов, в настоящее время регулируются в полном объеме таможенным законодательством Российской Федерации. Следует отметить, что таможенные и налоговые правоотношения тесно взаимосвязаны, прежде всего в сфере определения компетенции указанных органов, а также в сфере взимания таможенных платежей. Для осуществления возложенных функций таможенные органы имеют свою систему, включающую в себя: - ФТС России; - региональные таможенные управления; - таможни; - таможенные посты. Таможенные органы пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, НК РФ, иными актами законодательства о налогах и (или) сборах, а также федеральными законами. Таможенные органы осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации, привлечение к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. При этом на должностных лиц налоговых и таможенных органов возлагаются следующие обязанности: - действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами; - реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов; - корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их чести и достоинства. Важнейшим элементом деятельности государственных органов, являющихся участниками налоговых правоотношений, является обеспечение защиты интересов налогоплательщиков в случае нарушения указанными органами прав налогоплательщиков и иных лиц. Закон возлагает на налоговые и таможенные органы обязанность нести ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим НК РФ и иными федеральными законами. В свою очередь, должностные лица указанных органов за неправомерные действия или бездействие несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налогоплательщики - субъекты налогового права делятся на две группы: 1) физические лица; 2) организации. Налоговый кодекс РФ (ст. 11) определяет налогоплательщиками и плательщиками сборов организации и физические лица, на которых возлагается обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы. Понятие " налогоплательщик" является специальным термином законодательства о налогах и сборах. Рассматриваемый термин подлежит использованию исключительно законодательством о налогах и сборах, поскольку присущ исключительно налоговому праву. В основе определения правового статуса налогоплательщиков лежит налоговая правосубъектность, состоящая из налоговой правоспособности и налоговой дееспособности. Как уже указывалось, налоговая правоспособность и налоговая дееспособность - взаимосвязанные категории. Налогоплательщиками - физическими лицами могут быть граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Особое место в числе налогоплательщиков - физических лиц занимают индивидуальные предприниматели, которые зарегистрированы в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности. В целях налогообложения к категории налогоплательщиков отнесены также частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуального предпринимателя в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них законодательством о налогах и сборах, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Налоговая правоспособность у физического лица возникает с момента рождения. При этом остается в юридической литературе открытым вопрос об определении момента наступления налоговой дееспособности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|