Экологическое волонтерство
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Волонтерство и благотворительность в сфере образования и их роль в модернизации системы образования в современных условиях
Методические рекомендации
Астана Г Содержание
Введение
Современная образовательная система Республики Казахстан ориентируется на гармонизацию общечеловеческих, национальных, этно-культурных и личностных ценностей, развитие целостного мировоззрения, гражданского сознания и жизненных навыков учащейся молодежи. Социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном казахстанском обществе предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Казахстанскому обществу необходимы инициативные люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству,отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В связи с этим, особую значимость приобретает проблема развития социальной активности молодежи.
Добровольческие инициативы - тема очень актуальная для Казахстана. К казахстанцам, особенно молодому поколению, пришло понимание того, что добровольный труд на благо общества необходим каждому и является одним из условий успешной жизни всей страны. Одним из наиболее эффективных и целесообразных средств раскрытия человеческого потенциала, воспитания гуманности и развития у обучающихся социального опыта является волонтерство – инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании. Волонтерство – это институт честности, справедливости, милосердия, ответственности, дружбы, добра, терпимости и созидательности. Граждане Казахстана очень активно принимают участие в благотворительной и социальной жизни страны. Об этом свидетельствуют количественные показатели волонтеров, принимающих участие в организации и проведении спортивных соревнований, благотворительных марафонов, программ поддержки детей с трудноизлечимыми заболеваниями, проектов, реализуемых в детских домах и онкологических отделениях. Это связано с особенностями казахстанского менталитета. Елбасы, выступая на VIII Гражданском форуме поручил расширить программу по поддержке волонтёрского движения в Казахстане. «На современном этапе важно привлекать волонтёров к социальным проектам. Например, шефство над детскими домами, о чём мы говорили, адресная помощь и социально - уязвимая категория населения, а также другие начинания», - отметил Елбасы. 2019 год объявлен Годом молодежи в Казахстане. Представители молодежи должны стать инициаторами новых социальных проектов, которые станут школой, где в совместных делах учащиеся и молодежь могут получить опыт социального взросления и социальной ответственности, показать пример служения обществу. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях развития волонтерства и благотворительности в сфере образования, определяет цели, задачи, порядок волонтерства и благотворительности в образовании.
2. Нормативное правовое обеспечение Правовую базу Методических рекомендаций составляют: - Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года); - Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье»; - Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»; - Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года «О правах ребенка в Республике Казахстан»; - Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); - Конвенция о правах ребенка (1989 г.); - Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE); - Гражданский кодекс Республики Казахстан (1994 г.); - Закон Республики Казахстан «О волонтерской деятельности», от 30 декабря 2016 г.(с изменениями от 11.07.2017 г.) - Закон Республики Казахстан «О благотворительности» от 16 ноября 2015 г.
3. Цели и задачи благотворительности и волонтерской деятельности в сфере образования
Цель благотворительности в сфере образования - это использование интеллектуально-духовного потенциала, бескорыстное служение Родине, поддержка и помощь конкретным людям, поддержания престижа и роли семьи в обществе, патриотическое воспитание детей и молодежи. Благотворительность сегодня способствует решению многих актуальных задач. Главной целью развития волонтерского движения в организациях образования является объединение усилий учащейся молодежи и общественности в решении проблем гуманизации молодежной среды и оказание всесторонней социально-психологической помощи и поддержки нуждающихся категорий граждан. В ходе организации волонтерской деятельности в организациях образования преследуется достижение следующих педагогических задач: - воспитание у обучающихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.;
- вовлечение обучающихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения; - поддержка инициатив обучающихся в реализации программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности. Основными направлениями по организации волонтерской деятельности в организации образования являются: - создание психолого-педагогических условий для активизации социального потенциала учащихся школ, ориентации на позитивную социализацию через развитие добровольчества; - организация обучения волонтерской деятельности; - распространение информации о создании волонтерского центра или отряда, волонтерской школы на уровне образовательной организации и города (распространение через социальную сеть, сайт организации, СМИ, буклеты); - разработка основных механизмов привлечения к волонтерской деятельности; - разработка положения, регламентирующего деятельность волонтерских объединений; - разработка кодекса волонтеров, направленный на осмысление учащимися школ миссии добровольческого движения, осознания принципов деятельности волонтеров, целей и задач организации, прав и обязанностей ее участников и руководителей организации; - принятие планов координации деятельности волонтерских объединений и выбор приоритетных направлений в работе; - реализация проектов, программ, акций и др., призванных актуализировать приоритетные направления волонтерской деятельности; - совершенствование системы партнерского взаимодействия между различными волонтерскими организациями и иными общественными объединениями и некоммерческими организациями, использующими волонтерский труд. - проведение добровольческих акций и информирование организаций системы образования о своей деятельности, о мероприятиях, проводимых в рамках добровольческого движения; - составление примерной программы ознакомления и обучения учащихся школ различным видам добровольческих практик, способствующих личностному росту учащихся и содействующих улучшению жизни и оказанию помощи гражданам местного социума.
- преподавание на безвозмездной основе по программам общего и дополнительного образования, организацию мастер-классов,семинар-тренингов, научных лагерей, экспедиций и олимпиад; - совершенствование системы подготовки волонтеров и координаторов волонтеров; - развитие системы стимулирования волонтеров и волонтерских организаций; распространение лучшего опыта волонтерского движения. Организационные структуры деятельности волонтеров в организациях образования могут быть представлены в виде волонтерских отрядов или команд и волонтерских объединений. Наиболее распространенным добровольным объединением в школах является отряд юных добровольцев с 14 лет или добровольческая команда с 15 лет, которые создаются с целью оказания посильной поддержки в решении актуальных проблем местного сообщества, помощи нуждающимся категориям населения в школьном микрорайоне.
4. Волонтерство в системе образования Образовательное пространство – важная сфера добровольческой деятельности, которая позволяет оказать помощь людям в одной из самых значимых областей – получении знаний. Оно подразумевает преподавание на безвозмездной основе по программам общего и дополнительного образования, организацию мастер-классов, научных лагерей, экспедиций и олимпиад. Выстраивая процессы обучения, воспитания и развития, мы должны учитывать специфику современного мира, которая состоит в том, что он меняется все более быстрыми темпами, изменения сопровождаются увеличением объёма информации. К сожалению, мы сталкиваемся и с негативными проблемами воспитания подрастающего поколения: инфантилизм, иждивенчество, девиантное поведение и т.д. Мы привыкли, что волонтёрство, как правило, затрагивает остросоциальные сферы нашей жизни — помощь людям с ограниченными возможностями, детским домам, одиноким пожилым людям, бездомным животным. Но острые социальные вопросы - не единственная сфера, где необходима помощь добровольцев, а охват волонтёрами различных областей жизни намного шире. Предлагаем следующие основные направления волонтёрской деятельности в образовательных организациях: - Социальное волонтёрство - Экологическое волонтёрство - Спортивное волонтёрство - Культурное волонтёрство - Гражданско-правовое волонтёрство Социальное волонтерство Добровольцы, выбравшие для себя это направление деятельности, отдают свое свободное время, оказывая помощь и поддержку пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны, сиротам в домах ребенка и детских домах, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Волонтёры своим участием помогают пожилым людям достойно встретить старость.
В младших классах часто требуется помощь в адаптации детей к школьной жизни, в усвоении учебного материала, помощь классным руководителям в организации игр на перемене и в подготовке к праздникам. Такую работу могут вести старшеклассники, члены родительского комитета, попечительского совета. Учащиеся-волонтёры могут участвовать в проведении тематических уроков для начальной школы, интересных мастер-классов для детей, спортивных праздников и экологических викторин. Экологическое волонтерство Одна из основных сфер волонтёрства – это природоохранная деятельность. Волонтёры принимают активное участие в акциях по посадке деревьев, помогают на особо охраняемых природных территориях: уборка мусора, установление аншлагов и др. Проводят встречи со школьниками на экологические темы, занимаются сбором информации, сбором подписей, участвуют в международных программах и многое другое. Волонтёрство в общественной организации помогает людям найти единомышленников, друзей, получить опыт в природоохранной работе, внести свой вклад в сохранение природы Земли. Волонтёры – школьники могут быть вовлечены в такие направления эко-волонтёрства, как: - подготовка и реализация проектов по раздельной утилизации мусора; - субботники, дни чистоты, посадка деревьев, уборка парков, лесов, берегов водохранилищ; - помощь бездомным животным (устройство животных в приюты, поиск для животных новых хозяев); - изготовление скворечников, подкормка птиц в зимний период. Спортивное волонтёрство Спортивные волонтёры - это волонтёры, помогающие в проведении спортивных соревнований. Спортивные волонтеры участвуют в мероприятиях различного объема и выполняют при этом различные роли. Они помогают обеспечить идеальную организацию соревнований, работу со спортсменами, зрителями и журналистами, сопровождение команд, обеспечение комфортного быта и досуга гостей спортивных соревнований. Встреча делегаций, судейство соревнований, проведение спортивных праздников, освещение спортивных событий, мероприятия по формированию здорового образа жизни детей и взрослых - вот она «работа» спортивного волонтёра. Культурное волонтёрство Одним из интереснейших направлений волонтёрской деятельности является включение добровольцев в культурную жизнь. Это и: - помощь в организации масштабных культурно-развлекательных мероприятий; - работа с музеями и галереями по взаимодействию с посетителями, по систематизации каталогов. Как правило, работа волонтёров в музеях, библиотеках состоит в работе с посетителями, помощи в организации различных образовательных и концертных мероприятий, сборе внешней информации и т. д. Волонтёры получают ряд преимуществ: приглашения на открытие выставок, бесплатный вход в музей, доступ к программам музея и другие привилегии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|