Направление 1 «Школа добровольчества»
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Основные задачи направления: Обучить волонтерской деятельности ее участников; Стимулировать интерес подростков и молодежи к участию в добровольческой деятельности; Выявлять и поддерживать наиболее перспективных участников – будущих лидеров волонтерских команд. Развитие добровольческого движения будет более успешным при умелой организации обучения волонтерству. Цель обучения состоит в том, чтобы помочь понять, что такое волонтерство, благотворительность, прочувствовать важность служения обществу и необходимость участия в выявлении и решении общественных проблем. Обучающее направление будет содействовать определению интереса и готовности детей и молодежи к добровольчеству. Направление предусматривает: 1.Проведение стартовых тематических уроков (занятий). На стартовых уроках происходит знакомство с понятиями «добровольчество», «волонтерство», «служение обществу», с историей добровольческого движения, деятельностью современных международных и казахстанских добровольческих объединений. Формы занятий зависят от возрастной категории детей и молодежи. Занятия могут проводить самостоятельно педагоги – организаторы, учителя, преподаватели, либо приглашенные активисты городских волонтерских движений, благотворительных организаций, которые могут обогатить процесс обучения. 2. Проведение педагогической и психологической диагностики (опросы, тестирования, анкетирования и пр.) С учетом ценностных ориентаций выявляется группа детей, заинтересовавшихся идеей добровольного служения обществу, желающих стать участниками волонтерских инициатив. 3. Проведение обучающего курса «Служение обществу» для учащихся.
Обучающий курс «Служение обществу» проводится в системе дополнительного образования, объем часов определяется организациями образования в соответствие с учебным планом. Для построения содержания был использован курс, разработанный специалистами Научно-информационного центра гражданского образования по заказу Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан. [1]. Данный курс включает 9 уроков, которые нацелены на вовлечение школьников и студентов в участие в общественно-полезной деятельности: Урок 1: Как мы понимаем служение обществу. Урок 2: Планирование служения обществу. Урок 3: Выбор проекта и стратегия класса (группы). Урок 4: Стратегическое планирование: сотрудничество в пользу сообщества. Урок 5: Стратегическое планирование: определение ресурсов и завершение плана. Урок 6: Вовлечение сообщества в действия. Урок 7: Реклама и гласность (публичность). Урок 8: Заключительные приготовления к Всемирному дню молодежного служения и Весенней неделе добра (общественно полезному добровольческому проекту). Урок 9: Подведение итогов, оценка проектов. Занятия проводятся в интерактивной форме, с использованием таких методов и приемов как: ролевая игра, работа в парах и группах, постановка сценок, презентации, проектная работа и др. 4. Проведение экскурсий. Обучающий эффект усиливается в результате посещения мест, где служение обществу существует наглядно (благотворительные организации, приюты для бездомных, центры бесплатной раздачи еды и одежды и т.д.), встреч с людьми, имеющими опыт в добровольческой деятельности. Направление 2 «Школа лидерства» Основные задачи направления: 1. Выработать мотивацию и способствовать стремлению участников проекта к ответственному лидерству; 2. Формировать положительный опыт лидерского поведения в моделируемых личностных ситуациях, ситуациях профессиональной и добровольческой деятельности;
3. Выявлять и поддерживать наиболее перспективные проекты развития добровольческих инициатив; 4. Создавать добровольческие объединения обучающихся на основе самоуправления для дальнейшей реализации социально-значимых инициатив. Программа «Основы волонтерства и благотворительности» развивает лидерские качества у своих участников. Лидер должен быть не просто менеджером, но и творческой личностью, разрабатывающей и предлагающей свои проекты. Поэтому данное направление является прямым продолжением обучающего. Оно позволит формировать систему лидерства в гимназии и колледже через самоуправление, разработку социальных проектов и создание лидерских волонтерских команд. Направление предусматривает: 1. Проведение тренингов по креативному самоменеджменту. Тренинги – это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого развиваются способности познания себя и других людей, повышаются представления о собственной значимости, ценности, формируется положительная Я–концепция. Возможная тематика тренингов: «Тренинг-знакомство», «Тренинг командообразования», «Я-концепция лидера», «Что такое истинное лидерство», «Что я могу сделать полезного для других», «Выбор руководителя группы» и др. Так же, как и обучающий модуль, тренинги могут проводить самостоятельно учителя, преподаватели, психологи, либо приглашенные специалисты, имеющие опыт организации детского и молодежного движения лидерства. 2. Инициирование социальных проектов. Участники добровольческого движения разрабатывают социально значимые проекты, определяют цель, ресурсы и способы их реализации. Выявление и поддержка проектов школьников и студентов осуществляется на конкурсной основе. Здесь данное направление может соединяться с первым модулем "Школа добровольчества" (разработанные в обучающем модуле проекты могут быть доработаны и представлены на конкурсе). 3. Создание добровольческих команд (отрядов). Победители конкурсов проектов создают собственные добровольческие команды для реализации социальных проектов. Это позволит лидерам проявить свои организаторские способности, закрепить полученные в ходе обучения и тренингов навыки по управлению группой. Данный блок предполагает также разработку визитной карты команды: логотипа, символа, эмблемы, девиза (слогана), флага, формы, свода правил и принципов (устава). Разработка имиджа и стиля объединения закладывает основы корпоративной культуры участников добровольческого движения.
На данном этапе завершается подготовка к социальному служению, и участники программы переходят к следующим модулям «Добровольчество в действии» и «Информационный центр». Направление 3. «Добровольчество в действии» Основные задачи направления: 1. Осуществлять непосредственно практику общечеловеческих ценностей через социальное служение; 2. Содействовать процессам личностной самореализации детей и молодежи. Второе и третье направления взаимосвязаны. Основной акцент в «Школе лидерства» будет делаться на формировании и развитии лидерских качеств у участников программы, в третьем направлении - собственно на деятельности (акции и мероприятия, направленные на решение актуальных социальных проблем). Ведущей идеей будет здесь то, что личностная самореализация и формирование лидерских качеств возможно только в реальной деятельности, направленной на преодоление проблем. Модуль «Добровольчество в действии» обеспечивает активное участие и взаимодействие обучающихся, включение их в процесс служения обществу. Направление предусматривает: 1. Проведение добровольческих акций, мероприятий. Содержание и формы практической деятельности определяются с учетом особенностей психолого-педагогического и физического развития, возраста участников проектов. Для детей младшего школьного возраста приемлемы такие виды деятельности, как: изготовление поделок-сувениров для пожилых людей, ветеранов; постановка и показ сказок; посильная помощь родителям, школе; оформление выставки рисунков на тему «Добро» и т.д. Участникам проекта среднего школьного возраста под силу проведение различных праздников в начальных классах и детских садах города; организация субботников; оказание адресной помощи пожилым, одиноким людям и инвалидам, ветеранам; оформление передвижных выставок; участие в работе информационного центра и т.д.
В старшем школьном возрасте и для студентов колледжа целесообразны: - проведение опросов общественного мнения и исследований с целью выявления потребности местных сообществ в помощи; - постоянное шефство над социальными объектами; - адресная помощь ветеранам, лицам пожилого возраста, детям-сиротам, инвалидам. - проведение экологических, патриотических и др. акций; - организация работы информационного центра; - организация добровольческой деятельности по профилю получаемого образования студентами колледжа (молодежные консультации, открытые уроки в регионах и др.). 2. Сотрудничество с городскими, республиканскими, международными добровольческими организациями. Участники проекта принимают участие в городских, республиканских, международных мероприятиях, акциях, программах, форумах, слетах и т.д., развивают сотрудничество с детскими и молодежными добровольческими движениями и объединениями. Направление 4. «Информационный центр» Основные задачи направления: Создать информационные ресурсы, раскрывающие цели, задачи, образ социального служения в современном обществе; Содействовать повышению уровня информированности участников программы о служении обществу для их более активного участия в добровольческой деятельности; Формировать престижный образ добровольческой и благотворительной деятельности, социального служения. Повышение престижности социального служения, включение в активное участие в добровольческом служении большей части школьников и студентов требует создания привлекательного образа этой деятельности. Важнейшей задачей для развития социального служения является создание современных информационных ресурсов, в частности может быть создан молодежный центр, осуществляющий информационное обеспечение программы «Основы волонтерства и благотворительности». Направление предусматривает: 1. Создание информационных банков. Участники проекта осуществляют поиск «Адресов помощи» («Разведка добрых дел»), создают базы данных (люди, организации, нуждающиеся в помощи, волонтерские организации, крупномасштабные акции, события, в которых могут принять участие добровольческие команды и др.), составляют «карты помощи» и др. 2. Создание и ведение рубрик «Служение обществу» на сайтах организаций образования.
Участники программы освещают актуальные проблемы волонтерской деятельности: пишут статьи, готовят репортажи, видеоролики, размещают информацию на сайтах, в СМИ. 3. Организация выставок. Небольшая передвижная выставка расскажет о деятельности волонтеров или о завершении социального проекта. В качестве материалов для стендов можно использовать фотографии, плакаты, публикации газет. Стенды требуют первоначальных расходов на изготовление фотографий, оборудования и оформления. Все это могут сделать и волонтеры (добровольцы), например, занимающиеся в художественных студиях. 4. Проведение конференций, форумов, «круглых столов». Конференции и форумы позволят привлечь к программе специалистов, общественных деятелей, что даст новый импульс развитию программы. Кроме того, конференции позволят обобщать существующий опыт и предполагать новые направления развития добровольчества. Уровень может быть городской, республиканский, международный. Ожидаемые результаты: В результате реализации программы ожидается развитие личностных качеств и компетенций детей и молодежи, таких как: - стремление осуществлять самопознание и самосовершенствование; - стремление бескорыстно трудиться во благо общества; - умение определять пути к улучшению собственной жизни и жизни других людей; - навыки ответственного лидерства и социального взаимодействия. Участие школьников и студентов в волонтерском движении способствует изменению мировоззрения самих учащихся и приносит пользу, как обществу, так и самим волонтерам. Реализация собственного личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения должны стать ведущими мотивами участия человека в служении обществу. Участники движения посредством добровольческой деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, на деле следуют своим моральным принципам и открывают духовную сторону жизни. Таким образом, системное развитие и поддержка добровольчества, как общественной ценности и, одновременно, уникальной системы знаний и технологий в сфере развития людских ресурсов, выступает одним из действенных и эффективных инструментов решения задач по созданию условий для активного ответственного участия молодежи, граждан всех возрастов в решении социальных проблем общества.
Использованная литература: Закон Республики Казахстан «О волонтерской деятельности», от 30 декабря 2016 г. № 42-VI.(с изменениями от 11.07.2017 г.), Закон Республики Казахстан ««О благотворительности» от 16 ноября 2015 г. № 402-V. Веселова А. П., Федоричева Н. А. – Волонтерское движение «Наш выбор»- социальное волонтерство- Внешкольник.-2018.- № 5(185).- С. 33-35 Дьячкова Т. В., Зарниченко Н. В. Волонтерское движение подростков как средство противостояния асоциальным группировкам.- Народное образование - 2017.- № 1-2.- С. 157-162 Мирошниченко А. Е. Волонтерское движение как форма социализации школьников – Внешкольник.- 2018.- № 3(183).- С. 38-45 Салтыкова Т. А. И др. – Ресурсный центр по реализации волонтерских (добровольческих) практик на базе общеобразовательной школы: слагаемые успеха – Внешкольник.- 2016.- № 6(174).- С. 30-35 Шульгина И. Б. Добровольчество (волонтерство) в России – модный тренд или социальный проек? –Внешкольник-2018.- № 1(181).- С. 60-62 Шульгина И. Б., Шевченко И. В. – Добровольческие (волонтерские) программы во внеурочной деятяльности совремнных школьников- Внешкольник.- 2018.- № 4(184).- С. 45-55 Становление благотворительной деятельности в образовании.Тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, доктор педагогических наук Лаврененко, Лариса Яковлевна. – Великий Новгород, 2003. – 377 с. Аргынов А.Х., Жумаканова Р.А. Служение обществу. Пособие по развитию волонтерской деятельности учащихся организаций образования. Составители - Алматы, Научно-информационный центр гражданского образования, 2009, 86 с. Омарова Г.А., Мукажанова Р.А. Истинные лидеры в истории человечества (духовно-нравственный аспект лидерства). - Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2013. – 98 с. Также использованы материалы из Интернета
Приложение 1
Организационная схема работы кружка «Основы волонтерства и благотворительности»
Результаты согласования
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|