Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

говорить. I вариант. II вариант. Приложения




говорить

 

Жизнь заставила меня обратиться и к этой теме.

Дорогой читатель! Простите меня, что часто ссылаюсь на личный опыт. Дело в том, что эта работа является результатом моих научных исследований и обобщения

клинического опыта и опыта консультирования. И если бы все то, что происходило со

мной, происходило бы только со мной, я вряд ли писал бы о себе. Но нечто подобное

наблюдалось у многих пациентов и клиентов. Так какая разница, чей случай я опишу? Да

и исследования психологии литературного творчества говорят, что писатель обычно

пишет о себе.

Так вот, позднее начало педагогической карьеры (на пятом десятке) не давало

возможности постепенно набирать педагогический опыт, как это делали мои более

удачливые приятели, ставшие педагогами в 25-30 лет, а к 40 годам достигшие мастерства.

Мне надо было все делать быстро. Тем более что сразу же у меня была большая

лекторская нагрузка и частые выступления перед незнакомыми аудиториями (отсюда

название части: «Я и ОНИ»). Неудачные выступления приводили к тому, что не удавалось

завязать длительных деловых контактов с интересующими меня людьми. Особенно

тяжелы были мои выступления перед учеными мужами: билось сердце, перехватывало

дыхание, пересыхало в горле. Я вынужден был выступать по бумажке, а если и без бу-мажки, то все равно по «бумажке», ибо выучивал текст наизусть. Выступления

оказывались скучными. Да и в беседе один на один я также мало кого мог убедить. Так, например, в 1982 году мне грозило увольнение с работы, хотя именно тогда я высказал те

идеи, которые сейчас признаны научным миром. Итак, я вынужден был готовить себя по

науке. А когда в стране начались преобразования, появился еще один источник стресса у

наших политических деятелей: необходимость убеждать народ в своих достоинствах. Я

стал консультировать кандидатов в депутаты. Пользовались моими услугами и

руководители при составлении речей, подготовке деловых переговоров, завязывании

новых контактов.

Пройдя речевую подготовку, я стал иначе беседовать с людьми: больными, учениками, близкими. Думается, сейчас я приношу им меньше огорчений. По крайней

мере теперь более уверен, что то, о чем говорю, слушатели и собеседники понимают так

же, как и я. Конечно, не всегда все принимают, но во всяком случае становится ясным тот

пункт, по которому мы расходимся.

Еще один эффект: педагогическая и лечебная деятельность стала приносить радость

и не восприниматься как работа. Сейчас иногда я читаю лекции по восемь часов в день, и

особого утомлен гм нет. А ведь в основном приходится иметь дело с людьми

малознакомыми или совсем незнакомыми (ОНИ). Довольно часто я слышу от знакомых

педагогов разного уровня квалификации, что каждая лекция для них - экзамен. Но это же

ужасно! Каждый день быть в бою минимум три часа!

У меня нет оснований подозревать их в кокетстве. Я понимаю, что вое дело в плохой

психологической подготовке.

Думаю, этот материал будет и полезен не только тем, кто часто стоит за трибуной, но

и тем, кто часто общается с малознакомыми людьми, потенциальными деловыми

партнерами, будущими мужьями и женами и т. п. Ведь если долго вести разведку, можно

остаться одному. Основное внимание здесь уделено психологии публичного выступления

и ораторским приемам. В результате вы познакомитесь с новой методикой публичного

выступления, а может быть, и новым состоянием души, которое мною названо

«интеллектуальный, транс». Я не претендую на полное изложение проблемы, но хотелось

 

бы увлечь вас в волшебный мир слова, чтобы, познавши его тайну, «убеждая, побеждать».

А если мне это удастся, вы найдете более солидные руководства или придете в нашу

школу ораторского искусства.

 

 

1. Немного истории

 

«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог. Оно было вначале у

Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В

Нём была жизнь…»Так начинается Евангелие от Иоанна. А вот еще несколько изречений

из Библии. «Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее, угаснет: то и

другое исходит из уст твоих». «Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушает кости».

«И глупец, когда молчит, может показаться мудрым».

А Сократ как-то сказал красивому молодому человеку: «Теперь, чтобы я смог тебя

увидеть, скажи мне что-нибудь».

Ему принадлежит и следующее рассуждение: «... Не следует лечить тело, не леча

душу... Ибо все - и хорошее, и плохое -порождается в теле душою... Потому-то и надо

прежде всего и преимущественно лечить душу, если хочешь, чтобы голова и все

остальное тело хорошо себя чувствовали. Лечить же душу должно известными за-клинаниями, последние представляют собою не что иное, как  верные речи (здесь и далее

выделено мною. -М. Л. ): от этих речей в душе укореняется  рассудительность,  а ее

укоренение и присутствие облегчают внедрение здоровья и в области головы, и в области

всего тела». Вообще, древние греки почитали владеющих словом. Вот что говорил

Одиссей своему обидчику:

 

Боги не каждого всем наделяют: не каждый имеет

Вдруг и пленительный образ, и ум, и могущество слова;

Тот по наружному виду внимания мало достоин

Прелестью речи зато наделен от богов; веселятся

Люди, смотря на него, говорящего с мужеством твердым

Или приветливой кротостью; он украшенье собраний;

Бога в нем видят, когда он проходит по улицам града.

Тот же, напротив, бессмертным подобен лица красотою,

Прелести ж бедное слово его никакой не имеет.

Так и твоя красота беспорочна, тебя и Зевес бы

Краше не создал, зато не имеешь ты здравого смысла.

Теперь обратимся к древнеримскому писателю Апулею: «Язык, осужденный на

вечное молчание, приносит пользы не больше, чем нос, постоянно заложенный

насморком, уши, забитые грязью, глаза, затянутые бельмом. Что пользы от рук, которые закованы в кандалы, от ног, которые стиснуты колодками?.. Конечно, от

употребления меч начинает блестеть, а оставшись без дела ржавеет; точно так же и слово: спрятанное в ножны молчания, оно слабеет от длительного оцепенения.

Впрочем, развивать криком человеческий голос - напрасный труд, пустая трата

времени, слишком уж он несовершенен во многих отношениях. Ведь человеческому

голосу недоступны ни грозный рев трубы, ни трогательная жалоба флейты, ни милый

шепот свирели, ни далеко разносящиеся сигналы рога. Я уже не говорю о многих

животных, чей безыскусственный крик вызывает восхищение своим разнообразием; например, важное мычание волов, пронзительный вой волков, печальный слоновий рев, веселое ржание скакунов, а к тому же и птиц возмущенный крик, и львов негодующий

рык, и все остальные звуки того же рода, угрожающие и мирные, которые исторгает из

глоток живых существ жестокая ярость или радостное наслаждение.

 

Вместо всего этого человеку дан свыше голос, который, правда, не столь могуч, как у

зверей, но зато доставляет больше пользы уму, чем наслаждения уху. Поэтому применять

его следует как можно чаще».

Я буду цитировать многих авторов, известных ораторов для того, чтобы дать

образцы красивой речи. Те,  кто всерьез займется изучением приемов ораторского искусства, сможет использовать сравнения и метафоры из приведенных отрывков для

обогащения своей речи.

В обучении ораторскому искусству можно выделить три этапа.  На первом  оратор

читает текст, не отрываясь от него.  И не следует стесняться этого. Если в тексте дело, будут слушать.  На втором этапе  уже накоплен опыт публичных выступлений. Оратор

выступает без конспекта, то опять утыкается в него.  На третьем этапе -  не глядя в

бумажку.  Но и теперь можно выходить к слушателям с полным текстом лекции или

выступления. Текст -это как лонжа для циркового акробата, работающего под куполом

цирка. Текст удобно иметь еще и потому, что он, как нить Ариадны, может вывести на

свет основной идеи, когда оратор будет делать отступления от основной темы. А

отступления необходимы для того, чтобы речь была яркой, образной и запоминалась.

Как заметил Цицерон, великий оратор древности, каждый, кто решается на

публичное выступление, должен: научить слушатели, доставить ему наслаждение и

повести за собой. Об этом я писал в главе «Психологическая диета», но не исключено, что

кто-то начал чтение книги с этого раздела, так что можно и повторить. В соответствии с

этим вьвделяются три красноречия: низкий (тонкий, простой) -  для доказательства.  Он

уместен в педагогическом процессе. Средний -  для услаждения.  Он хорош в

торжественных обстоятельствах.  Высокий (бурный) -  для подчинения слушателя, ведения

его за собой.  В последнем проявляется вся сила оратора.

 

2. Типы ораторов

 

Оратор простого стиля скромен и прост. Его язык близок к обиходному. Когда его

слушаешь, создается впечатление, что сам бы так сказал, если бы знал суть дела. Но эта

простота кажущаяся. Когда сам выходишь на трибуну и пытаешься рассказать даже то, чем занимаешься ежедневно, получается нечто несвязное. Сердце бешено стучит, покрываешься потом. Слушатели занимаются чем угодно, только не слушают. До сих пор

помню, как на одной из первых своих лекций я пытался объяснить, что такое

спектральный анализ, которым занимался несколько лет и знал достаточно хорошо. Мой

учитель потом спросил меня с известной долей иронии: «Миша, о чем это ты там

говорил? » И он был прав! Потом я понял, в чем трудности. Они не столько в незнании, сколько в психологии.

Все мы неплохие ораторы. Посмотрите, как мы говорим один на один или в

небольших знакомых компаниях. Но здесь же ОНИ, эти незнакомые ОНИ. Кто его знает, что от них ждать! Возникает тревога, которая мешает спокойно выступить и толково

рассказать то, о чем ты пять минут назад спокойно рассуждал со своим приятелем.

Поэтому прежде чем переходить к изложению правил риторики, давайте снимем это

предстартовое волнение- Разберемся в его причинах.

Психологический анализ такого состояния показывает, что на неосознаваемом

уровне имеются желание понравиться всем и недоверие к людям, жажда стопроцентного

успеха. Вот именно эти теоманические идеи (т. е. идеи, реализация которых

принципиально невозможна). Они вытесняются в бессознательное и проявляются в виде

тревоги. Как их ликвидировать, описано в главе «Психологическая диета». Как только

человек поймет, что неудача дает ему больше в плане личностного роста, чем успех

(анализ ошибок, очищение социального окружения от тех, кто над ошибкой или неудачей

смеялся и т. п. ), тревога уйдет, и можно приступить к овладению ораторским искусством.

В общем, успокойтесь, настройтесь на неудачу в первый раз, я вам гарантирую провал.

 

Даже сейчас, имея большой опыт публичных выступлений, я раз в три-четыре месяца

проваливаю лекцию, и, как видите, жив и даже стал здоровее. Далее на конкретных

примерах будет показано, как работать над ошибками.

Итак, хотя этому стилю и не свойственно особое полнокровие, все же он должен

обладать известной сочностью, чтобы, несмотря на отсутствие больших сил, производить

впечатление крепкого организма. При низком стиле оратор свободен от оков ритма. Речь

должна быть свободной, даже несколько несвязной, но не беспорядочной. «Подгонкой»

слова к слову можно пренебречь. Начинающие ораторы стараются нигде ни разу не спотк-нуться. Речь у них «каллиграфическая», что называется без сучка и задоринки.

(Слушатели от такой речи великолепно засыпают, хотя изредка и стараются продирать

глаза.

Но необходимо очень тщательно отнестись к остальному, раз в этих двух моментах

можно чувствовать себя свободнее. Как вы думаете, какие должны быть фразы: длинные

или короткие?  Лучше говорить короткими фразами. Конечно, они просты, но эта простота

продуманная. Как писал Цицерон, про некоторых женщин говорят, что они не наряжены и

что именно это-то им к лицу, так и эта простая речь нравится без всяких прикрас. И тут и

там происходит нечто, от чего и то и другое выигрывает в привлекательности - и

женщина, и речь. Далее следует устранить всякое бросающееся в глаза украшение.

Наконец, и всякие искусственные средства для наведения белизны и румянца придется

отвергнуть. Останутся только одно изящество и опрятность. Прочитайте еще раз отрывок.

Как здорово написано! И вот уже тысячи лет работы Цицерона вызывают восхищение.

Но пойдем дальше. Речь такого оратора чиста, ясна и понятна, говорит он, предусмотрительно выбирая приличествующие случаю выражения. Оратор бросает остроумные, быстро смещающиеся мысли, извлекая их из никому неведомых тайников, и

осторожен в использовании арсенала ораторских средств (это его основное качество).

Оратору низкого стиля позволительно пользоваться двумя приемами -  риторическим

вопросом и метафорой,  сравнением. Но и здесь следует соблюдать меру.

Почему необходимо пользоваться риторическим вопросом? Вот видите, и в

письменной речи он применим. Во-первых, задавая вопрос, я как бы принуждаю

слушателя думать, ставлю его во взрослую позицию. Слушатель обдумывает вопрос, и

если я потом делаю небольшую паузу, он сам находит ответ. Через несколько секунд он от

меня получает подтверждение, что мыслил правильно! Следовательно, во-вторых, у него

возникает чувство радости. Процесс слушания становится творческим. В него постепенно

втягивается все большее количество слушателей. Это происходит по механизмам

идентификации. Иногда я прошу слушателей вслух ответить на риторический вопрос. И

что я делаю, когда получаю правильный ответ? Правильно, хвалю ответившего. Так

создается атмосфера творчества.   В такой атмосфере у слушателей в кровь

выбрасываются морфиноподобные вещества - эндорфины,  которые способствуют

усвояемости идей. Слушатели начинают думать так не потому, что я сказал, а потому, что

убедил. Теперь, когда они услышат противоположное мнение, то без доказательств уже не

откажутся от той идеи, к правильности которой пришли сами. Я просто помогал.

Второй ораторский прием, который позволителен оратору низкого стиля, - это

метафора, сравнение. Обратите внимание на свежесть метафор древних авторов. Кажется, что все это написано сегодня.

Давайте поучимся строить метафоры и сравнения. Здесь можно сформулировать два

правила.

 

Правило первое:  учет знаний слушателей.  С чем сравнить устройство организма, если я говорю об этом с производственником? Конечно, с заводом. Организм устроен как

завод. Его снабжают сырьем, после обработки которого получается готовая продукция, а

отходы необходимо как-то ликвидировать. Если я говорю о воспитании со строителями, 67

то сравниваю его с постройкой здания, а если этот разговор идет с крестьянином, то с

выращиванием растений.

 

Правило второе:  наглядность метафоры.  Когда я сравниваю человека, живущего

по жестким правилам, который четко знает, что такое хорошо, а что такое плохо, то

помещаю его на гладкий вертикальный столб. Человек изо всех сил карабкается по нему

вверх, а жизнь его сталкивает вниз. Видны все его муки и тщетность усилий. После этого

легко понять, почему, когда обстоятельства меняются в лучшую сторону, самоощущение

такого человека не меняется. А теперь, пожалуйста, подумайте, не живете ли и вы на этом

столбе? Хотите изменить положение? Повалите столб на землю. Теперь мне уже не надо

судить, хороши вы или плохи, дорогой читатель. Мне просто нужно решить, хороши вы

или плохи для меня.  Задача, с которой я смогу справиться. Для меня вы хороши! Вы ведь

купили мою книгу, читаете ее и уже почти подошли к концу. Конечно, для лгелгявы

хороший и умный человек и я буду с вами общаться. А какой вы есть на самом деле, пусть

судит Бог. Мне теперь уже не нужно говорить, что Н. - плохой человек. Просто он не

подходит мне.  Так при помощи метафор можно способствовать психологической

коррекции, и речь становится увлекательной.

Средний стиль используется на званных обедах, тожественных приемах и других

ритуалах и предназначен в основном для услаждения слуха. У нас сейчас не то время, поэтому об ораторе среднего стиля поговорим в лучшие времена.

Оратор высокого стиля. Опять вернемся к М. Цицерону. Третий род - тот пышный, неистощимый, мощный, красивый, который, конечно, и обладает наибольшей силой. Это

и есть как раз тот, восхищаясь красотами речи которого, люди дали красноречию играть

такую крупную роль в государстве, но именно такому красноречию, которое неслось бы с

грохотом в мощном беге, которое казалось бы парящим выше всех, вызывало бы

восхищение, красноречию, до которого подняться они не имели бы надежды. Оно то

врывается в мысли, то вкрадывается в них, сеет новое убеждение, исторгает

укоренившееся. Но есть большая разница между этим родом красноречия и простым. Кто

усовершенствовался в том простом и точном стиле, чтобы говорить умно и убедительно и

не задаваться более высокими целями, тот, уже одного этого добившись, становится

крупным, если не величайшим оратором: ему меньше всего грозит опасность очутиться на

скользкой почве, и, раз встав на ноги, он уже никогда не упадет. Оратору среднему, если

он свой стиль в достаточной мере обеспечил соответствующими средствами выражения, не придется бояться сомнительных и рискованных моментов в ораторском выступлении, даже если у него, как это часто случается, иногда не хватит сил: большой опасности для

него не будет, ибо с большой высоты ему не придется падать. А этот наш оратор, которого

мы ставим выше всех, мощный, решительный, горячий, если он рожден лишь для этого

одного рода красноречия или если он упражняется в нем одном, не попытавшись сочетать

своего богатства с умеренностью двух предшествующих родов, то он достоин глубокого

презрения. Ибо тот простой оратор, говоря проницательно и хитро, кажется уже во всяком

случае мудрым, средний кажется приятным, этот же со своим неистощимым пылом, если

в нем нет ничего другого, производит впечатление человека не в своем уме. Раз человек

не может сказать спокойно, просто, стройно, ясно и отчетливо, и, не подготовив слушателей, начинает зажигательную речь, получается впечатление, будто он безумствует на

глазах у здоровых и как бы предается пьяному разгулу среди трезвых.

 

Истинно красноречив тот, кто умеет говорить о будничныых делах просто, о

величавых - величаво, а о средних - стилем промежуточным между обоими.

 

Ниже опишу несколько ораторских приемов высокого стиля и на примере одной

публичной лекции постараюсь показать, как переходить от низкого стиля к высокому.

Сейчас же хочу привести еще одну метафору, которая покажет соотношение стиля

 

низкого, среднего и высокого. Если сравнить ораторское искусство с фигурным катанием,  

низкий стиль соответствует скольжению, средний - поддержкам, а высокий - прыжкам.  

Я лично упражнялся только в низком стиле и сам не заметил, как временами стал говорить

высоким, точно так же как долго занимался пешей ходьбой и неожиданно понял, что

неплохо бегаю.

А теперь рассмотрим некоторые психологические приемы, которые помогают

завладеть вниманием слушателей.

В плане целенаправленного моделирования эмоций вызывание удивления, интереса, а потом радости (удивления, гнева, интереса, радости) позволяет удержать внимание

аудитории. Человек, прошедший нашу подготовку, постарается не стоять за трибуной, а

если ему нужны записи, он их захватит с собой и, не стесняясь, в случае нужды будет

пользоваться ими.

Послушайте рассказ одного ученика из нашей школы ораторского искусства.

«Конференция проходил» в большой аудитория, заполненной участникам» всего на

треть. Трибуна отстояла от первого ряда, кстати, почтя пустого, метра на три-четыре. На сцене, которая находилась еще дальше, стоял стол, за которым сидел

президиум. Зная, что лучше читать выступление, когда от первого человека тебя

отделяет »е более полутора-двух метров, я вышел из-за трибуны, прихватив записи, и

подошел на деловое расстояние к слушателям первого ряда (выделяют 4 психологических

расстояния: интимное- менее 40 сантиметров, деловое - 40 сантиметров - 2 метра, публичное - для лекций - 2-4 метра, общественное - для митингов и демонстраций - более

4 метров). Но председательствующий велел мне вернуться за трибуну. Я встал за

трибуну, приподнял ее и пошёл вместе с ней к первому ряду. В зале мгновение наступила

тишина. Пока я перемещался вместе с трибуной, многие участники конференции

пересели поближе. Первый ряд был заполнен. Теперь я понимаю, насколько важно

вызвать в зале удивление. А это необязательно делать словами».

 

Действительно, движение, перемещение очень помогают вызвать удивление и тем

самым удержать внимание слушателей. Когда я рассказываю о психологии судьбы, о

позициях комплекса «Я, ВЫ, ОНИ, ТРУД», то становлюсь в аудитории на стул с четырьмя

ножками. Тогда видно, что неполноценность или отсутствие одной из них делает человека

зацикленным на своих межличностных проблемах. Все силы уходят на удерживание равновесия. На продуктивную деятельность их уже не хватает. Демонстрируя переход от

низкого стиля к высокому, когда аудитория уже завоевана, можно подняться и на стол. Я

это продемонстрировал во время подготовки к проведению избирательной кампании

кандидатов в депутаты. При этом я заявил, что, выступая перед толпой, необходимо быть

выше всех. Ленин ведь тоже в свое время стоял на броневике. Дело было в 1990 г., а место

проведения - зал заседаний бывшего Ростовского областного совета. Газеты тогда писали, что деревянная душа этого парадного стола возмущалась подобным обращением. Просто

она молчала, потому что не могла говорить.

Можно моделировать эмоции с помощью самой речи. Главное - избегать

банальностей.  Расскажу об одном своем выступлении в застойные времена.

На одним из совещаний в обществе «Знание» поднимался вопрос, как лучше вести

агитацию и пропаганду. Высказывалось мнение, что мало наглядной агитации и надо

увеличить количество схем и плакатов. Тогда, дескать, усвояемость идей будет выше. Я

выступил и сказал примерно следующее: «Если бы я работал в ЦРУ и проводил

идеологическую диверсию против СССР, то своих агентов внедрял бы в учебные

учреждения на должность преподавателей общественных наук. Они должны были бы

выполнять все инструкции наших руководителей, но с единственным условием -

проводить занятия скучно. Тогда автоматически будут усвоены прямо противоположные

 

идеи. Скучных преподавателей я назвал бесплатными наемниками империализма. Через

несколько дней со мной беседовал сотрудник КГБ. Но он оказался умным человеком.

Кроме того, мне помог наш классик. Через неделю я читал в КГБ лекцию о психологии

общения. Значит, не всякий аппаратчик виноват, что он аппаратчик.

А теперь процитирую классика, а вы попытайтесь угадать, кто это.

 

«Слог профессора должен быть увлекательный, огненный. Он должен в высочайшей

степени овладеть вниманием слушателей. Если хоть один из них может предаться во

время лекции посторонним мыслям, то вся вина падает на профессора: он не умел быть

так занимателен, чтобы покорить своей воле даже  мысли  (здесь и далее выделено мною.

- МЛ. ) слушателей. Нельзя вообразить, не испытавши, какое вредное влияние происходит

от того, если слог профессора вял, сух и не имеет той живости, которая не дает

мыслям ни на минуту рассыпаться. Тогда не спасет самая ученость - его не будут

слушать; тогда никакие истины не произведут на слушателей влияния, потому что их

возраст есть возраст энтузиазма и сильных потрясений; тогда происходит то, что

самые ложные мысли, слышимые ими стороною, но выраженные блестящим и

привлекательным языком, мгновенно увлекут их и дадут им совершенно ложное

направление...

Рассказ профессора должен делаться по временам возвышен, должен сыпать и

возбуждать высокие мысли, но вместе с тем должен быть прост и приятен для всякого.

Он не должен довольствоваться тем, что его понимают некоторые; его должны

понимать все. Чтобы быть доступнее, он не должен быть скуп на сравнения. Как часто

понятное еще более поясняется сравнением! И поэтому эти сравнения он должен всегда

брать из предметов, самых знакомых слушателям. Тогда и идеальное и отвлеченное

становится понятным».

 

Это цитата  Н. В. Гоголя,  а фраза, которую я выделил, позволила сотруднику из КГБ

отстоять меня.

 

 

3. Психологическое айкидо и публичное выступление

 

 

Сейчас мы проведем небольшой семинар. Представьте себя студентами

медицинского университета пятого курса. Вы пришли к нам на кафедру психиатрии и медицинской психологии и слушаете вводную лекцию. Начало имеет определенное значение

для дальнейших контактов. Каждый профессионал хочет иметь способных учеников, пытается привлечь к занятиям своей специальностью наиболее достойных. Сейчас

прочитайте два варианта вводной лекции и ответьте на три вопроса: 1. В каком стиле читались лекции?

2. Какие эмоциональные и интеллектуальные реакции при этом вызывались?

3. При каком варианте у вас возник интерес к этой дисциплине?

I вариант

«Дорогие коллеги! Я рад приветствовать вас на нашей кафедре. Вы пришли изучать

необычную медицинскую специальность - психиатрию, науку, которая изучает клинику, профилактику и лечение психических заболевании. Сама наука имеет ряд трудностей.

Во-первых, совершенно необычная терминология, с которой вам придется

познакомиться; во-вторых, отсутствие четких критериев для диагностики; в-третьих, 70

 необычное поведение наших больных и их необычные реакции. Обследуя больного, все

время следует помнить об этом. Если вы будете печальны, он решит, что у него асе

очень плохо. Если будете веселы, он подумает, что вы смеетесь над ним. Если будете

смотреть пристально, он решит, что вы что-то против него замышляете. Но я думаю, то вы преодолеете эти трудности и успешно сдадите экзамены. Может быть, кто-нибудь захочет стать психиатром. Мы это будем приветствовать, а у меня вы найдете

поддержку».

II вариант

 

«Дорогие коллеги! Я рад приветствовать вас на нашей кафедре. Ходят слухи, что

психиатрия трудная наука.. Так вы не верьте атому! Конечно, есть некоторые

сложности в овладении терминологией. Но эти сложности меркнут, если вспомнить

анатомию (изучая одну только височную кость, надо было запомнить около ста

терминов). Да и память особенно напрягать не нужно. Психиатрия изучает клинику, лечение и профилактику психических заболеваний, и переживания больных ничем по

качеству не отличаются от наших. Мы так же, как и они, бываем веселы и грустны, беспечны и подозрительны, активны и пассивны. Отличие только одно. У нас все это

имеет видимые причины, длится недолго, и тяжесть проявлений соответствует

обстоятельствам. Не будете же вы месяцами грустить, если завалите экзамен, и

неделями радоваться после покупки какой-либо вещи? У психически больных все эти реакции и нарушения поведения или вообще не имеют причин, или выраженность их не

соответствует поводу. Но все-таки одна трудность есть: необходимо все время думать, но зато тогда можно почти не читать учебников. Не верите? Давайте

попробуем!  

У больного зрительные галлюцинации, т. е. он видит то, чего на самом деле нет, например, чудовищ, которые хотят на него напасть. Но он их видит так же реально, как

сейчас вы видите меня.  

А теперь подумайте, какие мысли у него будут при этом возникать? Правильно! Он

будет убежден, что все эти чудовища существуют. А, переубедить его можно будет?

Правильно, нельзя, хоть эта мысль и нелепа. А какие чувства при этом у него будут

возникать? Правильно! Страх. Поведение при этом будет меняться? Конечно! Так вот, нелепые мысли, которые не поддаются коррекции и сопровождаются нелепым

поведением, называются бредом. Страх так и будет называться страхом, а само

бегство от чудовищ - психомоторным возбуждением. И последний вопрос. А будет ли

больной ориентирован в окружающей обстановке? Будет ли он замечать, что делается

вокруг? Конечно, нет! Этот симптом называется нарушением ориентировки в

окружающей обстановке и относится к патологии сознания. Вот видите, вы без какой-либо подготовки точно описали одно из самых сложных психопатологических состояний

- делирий, который встречается при алкогольных психозах. Так что я уверен, что наша

встреча на экзаменах будет приятной, а может быть, кто-нибудь из вас захочет стать

психиатром или психотерапевтом. Нам нужны умные люди! »

 

Да, первый вариант - это Родитель - Дитя. Лектор все время на неосознаваемом

уровне подчеркивал, что он умный и сомневается в интеллекте слушателей. Второй

вариант - это Взрослый - Взрослый. Как видите, он соответствует низкому стилю с точки

зрения ораторского искусства.

Реакции слушателей нетрудно предвидеть. При первом варианте «главные врачи»,

«академики», «министры здравоохранения» и «нобелевские лауреаты», т. е.

представители учебно-карьеристской группы, подумают следующее: «Старая хвастливая

обезьяна кривляется. Да я в его годы уже буду... Ничего, как-нибудь сдам я эту

 

злосчастную психушку! » Представители культурно-развлекательной группы будут в это

время обсуждать свои дела, а алкогольно-сексуальной - целоваться на задних рядах.

Пугливых студентов на пятом курсе уже нет. Их Дитя уже не задрожит от страха. При

таком стиле общения слушать не будут или не смогут!

При втором варианте есть шанс, что эмоция интереса возникнет.

Ответить на третий вопрос нетрудно. При первом варианте привлечь толковых

специалистов не получится. При втором такой шанс есть.

Тем, кто будет пытаться использовать мои рекомендации в практической

деятельности, я советую составить речь (рекламу, докладную записку и т. п. ) и потом

проанализировать, какое воздействие она окажет на того, кому она предназначалась.

Представьте себе, как бы вы реагировали на нее? Если положительно, то вперед! Если

возникнут затруднения, обращайтесь в наш центр.

С точки зрения психологического айкидо, весь смысл контакта с НИМИ - поставить

партнеров по общению во взрослую позицию, т. е. позицию разума, интеллекта.

Принципы у всех разные, чувства не сходятся, а интеллект в качественном отношении

одинаков (2 х 2 = 4, и нет никаких споров). Если в работу интеллекта не вмешиваются с

искажениями принципы и чувства, тогда все в порядке, и какая разница, сколько человек

слушает: один или сто. И если беседой один на один вы владеете, вам незачем учиться

ораторскому искусству. Просто снимите робость, т. е. ликвидируйте в бессознательном

малоадаптивные идеи о том, что у вас всегда и все должно получаться.

Специалист по сократическому диалогу, прослушав второй вариант лекции, сказал

бы, что это речь в духе великого Сократа. Тот, когда видел несогласие партнера, вначале с

ним соглашался, а потом задавал ему вопросы до тех пор, пока не добивался того, что

партнер соглашался с его точкой зрения. Один из сократических диалогов приведен в

главе «Психологическая диета».

Сейчас вы прочтете стенографическую запись моей беседы в стиле сократического

диалога с больным язвенной болезнью желудка, который тревожился, не рак ли у него.

 

Он: Доктор, я думаю, что у меня рак желудка!

Я: Какие у вас для этого есть основания?

Он: У меня боли в желудке, нет аппетита, и я худею. Кроме того, беспокоит

слабость и падение работоспособности. Снижено настроение. Доктор, я умираю!

Я: Да, я с вами не спорю (присоединение). Но как вы себе представляете, что такое

рак?

Он: Ну, это опухоль, которая растет и душит организм.

Я: Я с вами полностью согласен (присоединение). Но у меня к вам один вопрос.

Опухоль зарождается и все время растет. Вы согласны со мной, что улучшения при

опухоли быть не может?

Он: Да, согласен.

Я: Сколько лет вы больны?

Он: Двенадцать.

Я: Как вы думаете, сколько времени может продолжаться рак?

Он: Ну, не знаю...

Я: Не может быть. Раз вы высказали это предположение, то уже читали

литературу. Так сколько лет развивается рак?

Он: Три-четыре года. Иногда больше, иногда меньше.

Я: Но вы-то болеете двенадцать лет!

Он: Да, но бывают исключения.

Я: Да, конечно бывают (присоединение). Но как тогда объяснить, что вам

периодически становилось лучше, если считать, что вы двенадцать лет больны раком?

Он: Да, неувязка. Получается, что не рак!

 

 

Конечно, не всегда так быстро получается, но эффективность этого метода велика.

Найдите в этой книге сократические диалоги или их фрагменты.

Есть

такая

методика,

которая

называется

нейро-

лингвистическим

перепрограммированием (НЛП). Она сейчас в моде. Используется не только в медицине, но и при психологической подготовке бизнесменов. Занимающиеся НЛП назвали

сократический диалог рефреймингом. Пример рефрейминга.

 

Покупатель: Эта вещь хорошего качества, но стоит очень дорого!

Продавец: Да, конечно, стоит она дорого. А сколько стоит ремонт?

 

Можно дальше не продолжать. Понятно, через пять -семь минут продавец убедит

покупателя, что тот сэкономит, если купит дорогую вещь, ибо ее не придется

ремонтировать.

Еще несколько слов об НЛП. Это хорошая система для овладения общения с НИМИ

(как с одним партнером, так и при публичном выступлении). Не то, чтобы они сказали

что-то новое, но в некоторых пунктах их объяснения более убедительны, чем мои. Так что

приобретите их книги, если моя для вас оказалась не очень полезной.

НЛП предлагает к партнеру пристраиваться по позе (стараться незаметно принять, только зеркально, ту же позу, что и клиент), по дыханию (дышать в одном ритме ), по речи

(если партнер говорит, что не видят смысла продолжать переговоры, то партнер должен

ответить примерно так: «Давайте проясняй ситуацию»). Здесь налицо присоединение.

Партнер тоже применил глагол, «связанный» со зрительным анализатором.

Учитесь описывать события, а не называть их.  Тогда вы будете правильно поняты

партнером по общению и не впадете в ошибку. Когда мой пациент говорит, что его

любили, а потом сделали гадость, я спрашиваю,   как  его любили. Довольно быстро

выясняется, что любви не было. Если вы хотите правильно понять партнера, попросите, чтобы он описал,   как все это происходило.

Аргументацию можно проводить и в стиле когнитивной терапии.

А сейчас мне не терпится начать лекцию. На какую тему? Давайте на самую нудную, связанную с моей специальностью врача-психиатра, занимающегося не только

психотерапией, но и наркологией. О вреде... нет, не алкоголя. Есть еще более нудная - о

вреде курения. Именно эту лекцию администрация института предложила мне прочесть

студентам всех потоков первого курса. У нас их было пять, по сто человек в каждом. Так

что предстояло каждый день по два часа читать одну

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...