Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

брать.. понимаешь.




брать.

26. Духовно зрелый человек хорошо переносит одиночество и общается для

того, чтобы отдать.  

 

27. Плохо переносит одиночество тот, кто противен сам себе. Он идет в

общество и думает, что другим он не будет противен. Глубокое заблуждение!  

 

28. Одиночество для человека, как вода для кита, а общение — как кислород. И

если от одиночества нельзя избавиться, то его следует использовать.  

Афоризмы 24—28 могут вызвать несогласие у тех, кто плохо переносит одиночество.

Лучше, если они вызовут легкую грусть по поводу собственной пустоты и сильное

желание заполнить ее интенсивной работой над собой. Ведь все ценное, что есть в нас для

нас и для других, наработано нами тогда, когда мы находились в одиночестве. Если

одиночество правильно использовано, то целью общения становиться не только ВЗЯТЬ, но и ДАТЬ. Тот, кто мучается от одиночества, как правило, не имеет ничего, чтобы мог

дать. Тех, кому нравится моя книга, я хочу спросить: «Как вы думаете, когда я ее писал, сколько людей было вокруг меня? »

 

29. Ставь только самые высокие, большие, но реальные цели, ибо к маленькой

цели ведет только один путь, а к большой цели — много путей.  

Вся беда невротичных натур заключается в том, что они ставят цели или слишком

маленькие или нереальные. Когда цель маленькая, то ее мешают выполнить

обстоятельства, а когда нереальные — то сам Господь Бог. Небольшой пример.

Выпускница школы мечтала стать модельером верхней женской одежды, но мать

настаивала на том, чтобы она поступила в мединститут, иначе отказывалась

финансировать ее учебу. В семье назревал скандал. В процессе психологического

тренинга мы предложили мечтать о том, чтобы стать хозяйкой салона типа «Моден

Бурда». Тогда поступление в мединститут становилось желательным, ибо для того, чтобы

осуществить эту мечту, необходимо знать анатомию. Она решила, что во время учебы

сможет заниматься моделированием, обшивая однокурсниц. Занятия психологией

общения оказались ей тоже необходимыми для того, чтобы управлять людьми, интенсифицировала она и свои занятия английским языком. Под моим руководством она

выполнила две научные работы по психологии управления, а желание стать модельером

верхней одежды у нее пропало. К моменту выхода первого издания этой книги она уже

поступила в медицинский университет, и я писал: «Не знаю, станет ли она

врачом-психотерапевтом, но в том, что ее судьба сложится счастливо, не сомневаюсь».

Сейчас я рад, что мои предсказания сбылись. Во время учебы она активно занималась

научной работой. Когда училась на втором курсе, ее доклад был принят на

международный съезд психотерапевтов. Она все время подрабатывала, используя знания

психологии, которые приобрела, учась еще в школе. На 4-м курсе вышла замуж за такого

же активного молодого человека. У нее уже растет сын. Она увлеклась

психосоматической проблемой и практически подготовила диссертацию, работая в

кружках на кафедрах терапии и хирургии. Сейчас она уже окончила медицинский

институт и ординатуру.

Ученым я советую стремиться получить Нобелевскую премию, бизнесменам — стать

самыми крупными предпринимателями в своей отрасли, спортсменам — стать

чемпионами мира, политическим деятелям — президентами, и т. п. И не беда, если вы не

достигните этой цели. Вы приобретете так много навыков, что все равно из вас получится

что-то хорошее. Я пытаюсь получить Нобелевскую премию. Пока ее не получил. Да и не

получу, но двадцать книг уже опубликовал. Тоже неплохо!

 

К нереальным целям относятся желание перевоспитать другого человека, никогда не

ошибаться, всегда и во все времена пользоваться успехом, всегда всем нравиться, всегда

быть на высоте, и т. п.

Итак: ставьте только самые высокие, большие, но реальные цели.  

 

30. Намечай великое, но довольствуйся и малым.  

Афоризм навеян мыслями психотерапевта И. М. Литвака, который считает, что у

человека должно быть две программы: программа-минимум и программа-максимум. Если

у человека есть только программа-максимум, то его реальная жизнь будет очень тяжелой, и он просто не доживет до того светлого будущего, которое намечено

программой-максимум. У нас вся страна жила светлым будущим в эпоху социализма, не

имея программы-минимум. А если человек имеет только программу-минимум, то он

теряет направление и крутится на месте.

Такой подход хорош и при выборе работы. Берись за любую интересную работу

независимо от того, какой она дает доход. В общем, все, или хотя бы что-нибудь.

Итак: намечай великое, но довольствуйся и малым.

31. Не ищи грибы, а ищи лес, где они водятся. Там грибы сами найдутся.

Совет тем, кто хочет удачно устроить свою личную жизнь. Нельзя искать суженого

на дискотеках, балах и гуляньях. Его можно найти на производстве, научной

конференции, на соревнованиях профессионалов и пр. Очень хорошо, если с ним

сотрудничаешь.

Итак: не ищи грибы, а ищи лес, где они водятся. Там грибы сами найдутся.  

 

32. Не гонись за счастьем, а найди то место, где оно водится. И счастье само тебя

найдет. Могу подсказать то место, где водится твое счастье, — это ты сам. А путь к

нему — максимальное развитие всех своих способностей.  

 

33. Стань тем, кем ты должен стать, — и счастье тебя найдет.  

 

34. Человек должен стремиться стать «самым-самым лучшим…» (врачом, писателем, поваром, инженером, столяром и т. п. )

Для этого нужно много усилий, но нет никаких гарантий, что ты станешь

самым-самым… Есть только один гарантированный способ «стать самым, самым…» —

ничего не делать. Но станешь ты «самым-самым…» несчастным.

Афоризмы навеяны мыслями В. Франкла, который рассматривал счастье, успех, авторитет, радость как побочный продукт правильно организованной деятельности. А для

тех, кто ставит цель всего этого достигнуть, они, как линия горизонта, при приближении к

ним удаляются.

Итак: человек должен стремиться стать «самым-самым лучшим…» (врачом, писателем, поваром, инженером, столяром и т. п. )

 

35. Солдату надо мечтать стать генералом не для того, чтобы стать генералом, а

для того, чтобы быть хорошим солдатом.  

Афоризмы 30—35 — это как бы дополнение к афоризму 29. Разъясню только

последний. Думаю, что это будет полезно и другим, чем-то похожим на одного из моих

подопечных. Послушайте его рассказ.

«Меня воспитывали в духе „плох тот солдат, который не мечтает стать генералом“.

Мною он был понят как „стань генералом“. И став студентом мединститута, я выбрал

теоретическую кафедру не потому, что мне нравился предмет, а потому что, как я и мои

близкие считали, там можно было быстрее стать генералом, т. е. доктором наук и

профессором. Не буду описывать всю тягомотину неинтересных экспериментов, хотя

успехи у меня были. Я почти написал диссертацию, но, к счастью (это я теперь говорю „к

 

счастью“, тогда для меня это было большое горе), меня не приняли в аспирантуру, что в

конечном итоге привело меня на клиническую кафедру. Но, к сожалению, осталось

„желание стать генералом“. Тему для научной работы я выбрал, связанную с дерьмом в

прямом и переносном смысле слова: я исследовал микроэлементы в моче, кале, крови и

спинномозговой жидкости у дефектных больных. Когда диссертация была уже готова, ВАК, разобравшись, запретил принимать такие темы к защите (и в годы застоя бывали

правильные решения). Я тоже много пережил, но потом с помощью УЧИТЕЛЕЙ понял, что МЕЧТАТЬ стать генералом надо лишь для того, чтобы БЫТЬ хорошим солдатом.

А быть всегда легко! И только после этого ко мне стали приходить сами по себе знаки

отличия. И если я еще не „генерал“, т. е. не доктор наук, то это только потому, что, став

хорошим солдатом, я не имею времени для добывания генеральских погон. Но меня это не

волнует, кроме того, сейчас у меня совсем другие, более высокие цели, которых можно

добиться и без „генеральского“ звания». Так я писал о нем в первом издании. К моменту

выхода этого издания он уже имеет практически все «генеральские отличия», которыми

отмечают научную работу. Он даже является академиком одной из наших академий.

Итак: солдату следует мечтать стать генералом не для того, чтобы стать

генералом, а для того, чтобы быть хорошим солдатом.  

 

36. Даже если только хочешь остаться на месте — расти!  

Можно долго не объяснять. Жизнь идет вперед, и если ты не растешь, то останешься

позади. Если бы это знали те, кого увольняют с работы, от кого уходят мужья и жены, друзья и дети! Когда растешь, то меняешься сам и тем самым можешь поддержать к себе

интерес.

Итак: даже если только хочешь остаться на месте — расти!  

 

37. Когда критикуешь гения, подумай, может быть, ты его просто не

понимаешь.

Больше говорю это себе и своему поколению. Нас приучили критиковать

психоаналитиков,

генетиков,

так

называемых

буржуазных

философов,

вейсманистов-морганистов и т. п., не читая их работ. Так, генетику, психоаналитическую

психотерапию и кибернетику мы называли «продажными девками» империализма. Потом

выяснилось, что они вполне приличные и респектабельные дамы. Так что критикуем мы

очень легко, охотно и с грохотом. Только кого? Не себя ли? Когда я понял, что одного

диплома мало, нужно еще и образование, я стал его добывать. Читая гениев, я по инерции

их продолжал критиковать. Но когда я стал их перечитывать, уже имея хоть небольшое, но все-таки образование, до меня дошло, что это не гении ошибались, а я просто их не

понимал. Сейчас я пришел к глубокому убеждению, что гении не ошибаются. Они иногда

просто не все делают, но это только потому, что в те времена, в которых они жили, не

было условий сделать то, что можно сделать сегодня. Как можно обвинять Демокрита за

то, что он не описал структуру атомного ядра? Ведь тогда еще не было соответствующего

оборудования! Спасибо ему за высказанную мысль. И слава Богу, что гении не все

сделали! Что-то новое, может быть, удастся сделать и нам! В общем, взбираясь на гору, которую создал гений, возьми себе то, что тебе нужно для построения собственной горы, а остальное не трогай.

Итак: когда критикуешь гения, подумай, может быть, ты его просто не

понимаешь!  

 

38. Если ты сделал открытие, жди освистывания. Верно и обратное: если тебе

рукоплещут, следовательно, открытия нет.  

Навеяно высказанной кем-то мыслью о том, что история всех великих открытий

проходит три стадии: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда. В этом

 

что-то есть. Только так и должно быть». Не присутствовал при разговоре изобретателя

автомобиля с чиновником, но убежден, что он проходил примерно так: Изобретатель: Бот я придумал повозку, которая может двигаться без лошади.

Чиновник: Не говорите глупости. Этого не может быть, потому что не может быть

никогда.

Я и чиновника не обвиняю. Думаю, что первый автомобиль был менее надежным, чем лошади чиновника.

Афоризм предназначен для молодых (не календарным возрастом, а душой), чтобы не

расстраиваться, когда тебя освищут. В приложении прочтите статью, которую написал

специально для гениев: «Как стать богатым и знаменитым еще при собственной жизни». А

если этого мало, почитайте А. С. Пушкина:

 

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минуты шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

 

 

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

 

 

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд,

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

 

 

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

 

Почему бы нам не последовать совету великого поэта и мудреца.

Итак: если ты сделал открытие, жди освистывания. Верно и обратное: если тебе

рукоплещут, следовательно, открытия нет.  

 

39. Иной все сделает для твоего счастья при условии, что ты останешься

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...