3.3.2.Структура и источники трудового права
Трудовое право состоит из Общей и Особенной частей. Нормы Общей части регламентируют наиболее общие вопросы организации и применения труда работников. Здесь установлены: предмет трудового права, состав участников трудовых отношений, их правовое положение (статус), метод правового регулирования, пределы действия норм трудового права во времени, в пространстве и по кругу лицу, компетенции сторон социального партнерства, границы их полномочий, прав, обязанностей и ответственности, процедура подписания и изменения коллективных договоров. Нормы Особенной части трудового права конкретизируют положения Общей части, регламентируя отдельные виды общественных отношений и группируя их в институты. Здесь закреплены нормы, регламентирующие вопросы заключения и прекращения трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты, дисциплины и охраны труда, особенности труда отдельных категорий работников (несовершеннолетних, лиц с семейными обязанностями и других) и прочие вопросы. Источники трудового права – это нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и связанные с ними иные отношения в сфере применения труда. К источникам трудового права также относятся и акты локального нормотворчества. Нормативные акты о труде разрабатываются и принимаются государственными органами различного уровня и компетенции. Основным источником трудового права является обладающая высшей юридической силой и имеющая прямое действие Конституция Российской Федерации. В Конституции закреплены основополагающие принципы трудового права, на основании которых происходит создание и изменение всего комплекса норм трудового законодательства.
Трудовое законодательство формируется из федеральных законов, среди которых базовым для трудового права является Трудовой кодекс РФ. Иные федеральные законы (например, «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ) регулируют отдельные вопросы трудовых и непосредственно связанных с ними правоотношений. Указы Президента Российской Федерации в области регулирования трудовых отношений различают на персонифицированные и нормативные. Персонифицированные указы касаются решения кадровых вопросов в отношении должностных лиц, назначаемых Президентом РФ. Указы Президента нормативного содержания касаются неопределенного круга лиц и принимаются во исполнение Конституции РФ и федеральных законов (например, «О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации» от 5 октября 2002 г. № 1129). Нормативные акты Правительства Российской Федерации (например, «О переносе выходных дней в 2018 году» от 14 октября 2017 года №1250 ) и отраслевых министерств развивают и конкретизируют действующие законы. Они не должны ухудшать положение работников по сравнению с Конституцией, федеральными законами и Указами Президента, имеющими большую юридическую силу. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, с соблюдением федерального законодательства. Законодательство субъектов Российской Федерации уточняет и конкретизирует вопросы трудоустройства и занятости в регионах, в зависимости от демографического состояния в регионе, вводит дополнительные льготы для участников трудовых отношений, с целью увеличения занятости населения, а также дополнительные льготы для социально незащищенных слоев населения и т. п.
В нормативных правовых актах органов местного самоуправления также могут содержаться нормы, регулирующие трудовые правоотношения на территории муниципального образования, например: вопросы регистрации трудовых договоров предпринимателями без образования юридического лица с наемными работниками и др. В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса РФ, локальные нормативные акты работодателя также отнесены к источникам трудового права. Работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и соглашениями. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного Трудовым кодексом РФ порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. К локальным нормативным актам отнесены Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 Трудового кодекса РФ), приказы (распоряжения) о приеме на работу, о переводах, об отпусках, об увольнениях и многие другие. Особое место в системе источников трудового права занимают международно-правовые акты о труде. Среди них важнейшее значение для формирования отечественного законодательства имеют нормы, принимаемые Международной организацией труда. К числу источников трудового права следует отнести также коллективные договоры и соглашения, которым в условиях рыночных отношений отводится особая роль, так как именно эти правовые акты должны позволить работодателям и представителям работников закрепить на договорном уровне наиболее благоприятные условия для активной трудовой деятельности наемного персонала, с одной стороны, и защитить бизнес от несанкционированных, стихийный действий работников, с другой стороны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|