3.4.Основы административного права России
3. 4. Основы административного права России 3. 4. 1. Понятие административного права и административных правоотношений Административное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области реализации исполнительной власти. В предмет административного права входят следующие группы отношений: 1) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти. Они складываются между различными звеньями государственного аппарата в процессе и по поводу реализации функций управления органами исполнительной власти; 2) внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности. Сюда относится внутреннее распределение компетенции органа, внутриаппаратное перемещение служащих, а также информационное и материально-техническое обеспечение определенного государственного органа; 3) общегосударственные контрольно-организационные отношения. Данная деятельность осуществляется Главным контрольным управлением Президента РФ, Счетной палатой, Уполномоченным по правам человека в РФ; 4) организационно-охранительные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений государственных органов. Указанные общественные отношения принято называть управленческими Среди методов административного права принято выделять: 1)метод рекомендаций (лицо, которому адресуются рекомендации, может их принять либо оставить без последствий); 2)метод согласований, при котором субъекты согласуют свои позиции по определенным вопросам; 3) метод взаимной ответственности субъектов друг перед другом;
4) административно-договорной метод. Административное право делится на общую и особенную части. Общую составляют нормы, применение которых охватывает все сферы государственного управления, особенную – нормы, масштаб действия которых ограничен конкретными сферами государственного управления. Как отрасль права, административное право подразделяется на институты, среди которых можно выделить институт административно-правового статуса граждан, институт административной ответственности и др. Административно-правовая норма — установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти или государственного управления. Виды норм: обязывающие, запрещающие, уполномочивающие (дозволительные), стимулирующие (поощрительные), рекомендательные Традиционно для правовой системы административно-правовая норма делится, как правило, на гипотезу (юридический фак), диспозицию (правило поведения – предписание, запрет, дозволение) и санкцию (меры воздействия к нарушителю нормы). Основные источники административного права: Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы (например, ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ «Об основах государственной службы РФ, ФЗ «Об образовании», Кодекс РФ об административных правонарушениях и др. ), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты министерств и ведомств нормативные правовые акты министерств и ведомств, нормативные правовые акты субъектов РФ. Административные правоотношения — это урегулированные нормами административного права отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.
Объектами административно-правовых отношений могут быть действия и поведение лица, государственное, общественное имущество, предметы духовной культуры, науки и образования, совокупность прав и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина, взаимоотношения граждан с органами исполнительной власти и др. В основном административные правоотношения основаны на власти и подчинении, являются вертикальными правоотношениями. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть помимо или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения. Налицо неравенство сторон в юридическом смысле. Вертикальные отношения наиболее типичны для административного права. Субъектами административных правоотношений (те, кто в них вступает) являются: -физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства), -органы исполнительной власти (Правительство РФ, Министерства РФ, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ), -органы местного самоуправления, -государственные и муниципальные служащие, -предприятия, учреждения, организации, -общественные объединения. Административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. К материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права. Административно-процессуальные правоотношения — это отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|