Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Помните, что на этих уроках дети впервые начинают относиться к словам, которые они произносят, не как к средству общения, а как к материалу для анализа.




Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова

БУКВАРЬ:

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К УРОКАМ

Данный методический комментарий поможет организовать работу по учебнику "Букварь" для 1 класса четырёхлетней начальной школы (авторы Журова Л.Е., Евдокимова А.О.) части 1 и 2 и по рабочим тетрадям «Прописи» № 1, 2, 3, (авторы: Безруких М.М., Кузнецова М.И.), коррекционно-развивающей тетради «Я учусь писать и читать» и тетради «Учимся писать печатные буквы» (автор Кузнецова М.И.).


I. Чему и как учить первоклассников

На уроках «Обучения грамоте»

Введение

Учебник «Букварь» ч.1 и ч.2 является первой ступенью изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе.

«Букварь» - первый учебник, с которым знакомится ребенок, поступивший в школу. А это значит, что именно этот учебник, а, следовательно, и учебный предмет «Обучение грамоте» первыми должны начать реализовывать лежащие в основе Федерального Государственного образовательного стандарта положения системно-деятельностного подхода:

- учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся;

-учет различных видов деятельности учащихся и форм общения педагога с детьми для решения определенных целей образования и воспитания;

-обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

Для того, чтобы реализовать эти требования, мы все должны ясно понимать, что это длительный процесс, что ребенок, придя в школу, не может в один день перестать быть дошкольником и стать школьником. А поэтому мы постарались все задания 1-й части «Букваря» построить, исходя из двух основных возрастных особенностей первоклассников: 1) переход от свойственного старшим дошкольникам наглядно-образного мышления к логическому мышлению, необходимому для школьного обучения; 2) переход от ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности к ведущей деятельности младшего школьника – учебной.

Вы хорошо знаете, как много разнообразных формулировок должен запоминать ребенок с самого начла обучения. Учителя в основном обращаются к произвольному запоминанию. При этом далеко не всегда учителя волнует, понял ли малыш, о чем идет речь. Он должен запомнить и точно повторить. И с первых же уроков наши первоклассники усваивают, что в школе разные непонятные вещи нужно запоминать и учительница хвалит тех, кто все это запомнил. Но ведь можно пойти по совсем другому пути: все новые знания давать детям, опираясь не на память, а на их наглядно-образное мышление. И тогда с помощью самостоятельного построения моделей (которому, конечно, Вы их учите, но дети этого возраста очень легко с этим справляются) первоклассники усваивают достаточно сложные, но совершенно необходимые для них знания. И при этом все знания, которые получают первоклассники, закрепляются в специально разработанных дидактических

играх, которые являются обязательным компонентом каждого урока.

Учет индивидуальных особенностей первоклассников очень сложен для учителя, т.к. разброс этих особенностей очень велик. Мы постарались максимально учесть это при создании «Букваря». В каждом уроке одна и та же учебная задача представлена на разных уровнях сложности: часть класса учится решать эту задачу, работая вместе с учителем, часть класса уже может выполнять это же задание без помощи учителя, а наиболее сильные ученики решают самостоятельно эту же учебную задачу, но на более сложном материале (все это очень подробно описано в следующих разделах вступительной статьи и в конспектах уроков).

Основная задача обучения в 1 классе вообще, а, следовательно, и основная задача при обучении детей грамоте — научить детей учиться, именно на это направлены практически все задания и учебника, и рабочих тетрадей. Дети учатся учиться и при этом овладевают всеми необходимыми знаниями и умениями в области родного языка. То есть в нашем курсе обучения грамоте задачи обучения как бы перевернуты: обычно Вы учили детей грамоте и при этом они учились учиться (кстати, далеко не всегда!), а теперь Вы будете специально учить их учиться, а материалом для этого обучения будет родной язык.

Обратите внимание

Построение курса «Обучение грамоте» в контексте учебной деятельности ставит перед нами особые задачи — пересмотреть начальное обучение грамоте так, чтобы специально создать условия для формирования основных компонентов учебной деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебных задач с соответствующими учебными операциями контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

 

Но у пришедших в школу детей очень часто, к сожалению, еще отсутствуют те личностные качества, без которых невозможна полноценная учебная деятельность: достаточно высокий уровень произвольности, умение сосредотачиваться на поставленной перед ними учебной задаче, знание способов ее выполнения и умение осуществлять их в правильной последовательности. Дети должны быть достаточно активны и самостоятельны в учебной работе, их необходимо научить планировать и контролировать свои действия, а также оценивать правильность выполнения собственной работы.

Поведение ребенка, пришедшего в школу, особенно если он не посещал ранее дошкольного учреждения, непроизвольно, он не умеет управлять своим поведением, его нужно этому специально научить. И лучшим средством формирования произвольности поведения являются совсем не наши замечания, жалобы родителям, а хорошо всем знакомые игры с правилами. Вспомните, как Ваши непоседы, «не желающие» выполнять требования учителя на уроке, играют в любую игру – сколько азарта, как точно они стремятся выполнить правила, как бурно реагируют на любые нарушения этих правил. Эти игры организуют, регулируют действия ребенка, ограничивают его спонтанную, импульсивную активность. Осознавая правила игры, дети начинают подчинять им свои действия, в результате чего формируется волевая и эмоциональная саморегуляция.

Остановимся на важнейших для успешного обучения качествах школьника – его активности и самостоятельности. В формировании активности и самостоятельности, как это ни покажется на первый взгляд странным, ведущую роль играет стиль отношений учителя с классом. Для того чтобы сформировать у детей умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, важно положительно оценивать любой, даже неверный, но самостоятельно найденный способ решения. Нужно хвалить ребенка за саму попытку найти решение. А затем с помощью наводящих вопросов, которые задаются именно этому ученику, вместе найти правильное решение.

Особое внимание надо уделять детям с низким уровнем активности. У таких детей часто снижается интерес к учебе, нарушаются контакты с одноклассниками. Главная задача учителя в работе с ними – поощрять любое проявление инициативы с их стороны. Нужно специально заранее подготовить такого ребенка к ответу, стоять рядом с ним, когда он отвечает, можно положить ему руку на плечо, всячески поощряя и хваля его, не боясь перехвалить и продемонстрировать классу Ваше удовольствие от его ответа.

У первоклассников очень разный темп работы, и об этом надо постоянно помнить. Детей с особо медленным темпом работы нужно постоянно держать в зоне своего внимания, иначе они скоро «выпадут» из обучения, перестанут понимать любые указания учителя. Этих детей не нужно подгонять, торопить – результат будет прямо противоположный, и, кроме того, Вы можете сформировать у них состояние постоянной тревожности, неуверенности в своих силах. Всем своим видом показывайте таким ученикам: Вы видите, что они еще не успели, и что Вы их подождете. Подойдите к ним, слегка помогите, ободрите: «Ты все делаешь правильно, молодец, продолжай». Очень постепенно приучайте их работать быстрее, отмечайте любые, даже малейшие успехи. Конечно, Вы никогда не сможете добиться единого темпа работы от всех своих учеников, но, если обращать на это специальное внимание, класс начнет работать более ровно.

От того, насколько будут сформированы учебно-познавательные мотивы у младших школьников, в значительной мере зависит успешность их дальнейшего обучения. Поэтому мы постарались включить в обучение самые разнообразные интересные познавательные задания, ввести в каждый урок в качестве обязательного компонента учебные дидактические игры — сделать процесс обучения интересным и увлекательным для первоклассника, способствующим формированию мотивации обучения.

Особенно важно создать условия для формирования второго важнейшего компонента учебной деятельности — учебной задачи. При решении учебной задачи ребенок впервые попадает в ситуацию, когда перед ним стоит вопрос не о том, «что делать», а «как делать». То, что предметом усвоения становится способ действия, представляет собой значительную трудность для определенной части детей, до сих пор сталкивающихся с решением только практических («что делать?»), а не учебных («как делать?») задач. Есть ученики, которые очень долго не могут перестроиться с привычного решения практических задач на учебные. Они нуждаются в пошаговой помощи учителя и в постоянном его контроле.

Посмотрим, как можно научить детей решать любую практическую задачу, как учебную. На одном из первых уроков «Букваря» (ур.3-4) первоклассникам читается отрывок из стихотворения К.И.Чуковского и дан рисунок, на котором изображены больные животные, пришедшие на прием к доктору. А на следующей странице – те же животные, но уже здоровые. Детям предлагается попробовать сравнить больных и здоровых, заметить все, чем они отличаются друг от друга. Естественно, подобное задание в качестве практической задачи хорошо знакомо Вашим первоклассникам. И дети начинают наперебой выкрикивать: «У больной медведицы лапа перевязана, а у здоровой нет!», «Волчица больная с палкой, а здоровая без палки!» и т.д. Обязательно положительно оцените все эти верные ответы, но потом добавьте: «Вы все сказали правильно, но заметили не всё. Действительно, у здоровой медведицы лапа уже не перевязана. Но никто не сказал, что в вылеченной лапе она держит яблоко. Что волчица без палки заметили все, а вот что она уже даже пляшет – не сказали. Давайте попробуем сравнивать по-другому. Каждое животное будем рассматривать очень подробно и внимательно – сверху будем двигаться, например, или снизу. Вы сами решите, как. Но как договоримся, так и будем делать, тогда ничего не пропустим.» И дальше вместе с детьми наметьте план сравнения и учите их придерживаться этого плана. Конечно, Вашим импульсивным первоклассникам хочется сначала назвать то, что им бросилось в глаза, они моментально забывают о только что совместно составленном плане. Но Вы же формируете у Ваших воспитанников произвольность поведения, Вы учите их сосредотачиваться на поставленной задаче? Вот и учите, не надейтесь, что все это «само как-нибудь сформируется». Спокойно возвращайте их к плану: «Ты правильно заметила, Наташенька, про букашку, но мы договорились сначала все рассмотреть в коровах. Когда дойдем до букашки, я обязательно вызову тебя первой и ты нам все расскажешь» и т.д.

На двух-трех уроках при необходимости сравнить что-то Вы вместе с детьми разрабатываете порядок действий. Но затем передайте инициативу классу. Пусть дети сами наметят план сравнения и таким образом сами научатся выполнять сравнение, как учебную задачу. А Вы должны внимательно следить за тем, чтобы Ваши ученики не «сползали» с намеченного ими же плана.

Формирование учебной деятельности — процесс сложный и длительный, осуществляемый в совместной работе учителя с младшими школьниками.

Обратите внимание

Вначале все делает учитель: он ставит перед детьми учебную задачу, дает им полный пооперационный состав этой задачи, показывает образцы выполнения каждой отдельной операции и порядок их следования друг за другом, контролирует и оценивает выполнение каждой операции и учебной задачи в целом. Формирование учебной деятельности и заключается в постепенной передаче выполнения отдельных учебных действий от учителя ученику для самостоятельного выполнения. Но важно помнить, что время, необходимое для усвоения операций при решении любой учебной задачи, у разных детей существенно отличается.

 

Мы уже говорили выше о том, что опираясь на особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, свойственного первоклассникам, целесообразно формировать необходимые умственные действия с помощью моделирования детьми различных языковых отношений. Очень важно, что построение моделей дает кроме того и возможность формировать у ребенка развернутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждой операции и за их последовательностью, а вслед за этим и умение оценивать выполненное действие.

Гуманизация и демократизация нашего образования зависят прежде всего от Вас, от Учителя. Мы прекрасно понимаем все реальные трудности этого процесса, ведь сегодняшние учителя сами прошли недемократическую школу и вуз. Нужна серьезная работа по собственному воспитанию, по формированию у себя новой личностной позиции: если ребенок плохо учится, в этом виноват прежде всего учитель. Такой подход к себе – трудный, часто болезненно трудный, ведь гораздо легче найти виноватых вокруг, чем обвинять себя, но именно такой подход поможет преодолеть любые трудности в учебе детей. Давайте попробуем так работать!

 

1. Особенности формирования лингвистических представлений
в процессе работы по «Букварю»

Формирование начальных представлений
о предложении и слове

Работа по составлению рассказа по картине, выделение предложений из текста хорошо знакомы каждому учителю. Поэтому мы не будем подробно останавливаться на этом материале. Но хочется обратить Ваше внимание на некоторые моменты этого обучения.

Каждое названное детьми предложение должно быть зафиксировано. Как это сделать? Можно обозначить его линией, которую ученик сам проведет в тетради. Но с такой линией невозможна никакая последующая работа. Мы предлагаем обозначать каждое предложение узкой полоской бумаги (образец дан на первой же странице учебника). Дети «записывают» свой рассказ, выкладывая полоски-предложения. В таком случае можно изменить порядок предложений в рассказе, внести в него дополнения или сокращения — и все это немедленно отразить в модельном изображении. Учтите, что это для нас с Вами все полоски одинаковы, и их можно не передвигать на листе, меняя порядок предложений. Для первоклассника каждая полоска обозначает то предложение, которое он зафиксировал. Изменился порядок предложений в рассказе — дети переставляют, меняют местами полоски. Для того чтобы у всех учеников сформировалось четкое понимание способа построения любого связного высказывания, Вы можете, выслушав несколько разных рассказов по картинке о первом школьном дне, предложить детям: «Теперь я расскажу Вам о том, что нарисовано на этой картинке. А Вы слушайте внимательно и каждое предложение обозначьте полоской». По ходу своего рассказа обязательно наблюдайте за тем, как работают дети, следуют ли они за Вашим рассказом или произвольно выкладывают полоски.

Часто учителя просят учащихся на этом самом начальном этапе обучения придумать предложение, состоящее из определенного количества слов. Подумайте, насколько разумно такое задание. Ведь шестилетний ребенок не выделяет еще ни предлогов, ни союзов, поэтому, естественно, задание придумать предложение из трех слов может быть выполнено так: «Мы с мамой пошли в зоопарк». Для человека, начинающего учиться анализировать свою речь, это — правильное решение: «Мы с мамой» — одно (первое) слово (в лучшем случае первых два!), «пошли» — второе слово, «в зоопарк» — третье. А Вы вынуждены сказать, что задание выполнено неверно. Вы будете намеренно обеднять речь Ваших учеников, понуждая их придумывать предложения без предлогов, союзов, частиц и т. д. Поэтому разведите эти два задания: пусть дети придумывают интересные предложения, а слова пусть считают в тех предложениях, которые Вы сами предлагаете им для анализа.

При работе со словом очень важно показать школьникам разницу между словом и предметом, которое это слово называет. На простейших окружающих детей вещах покажите им, что мяч, например, можно подбросить, кинуть, положить и т. д., но со словом «мяч» всех этих действий проделать нельзя, слово «мяч» можно только сказать, услышать, написать, прочитать. Как можно больше привлекайте своих учеников к этим объяснениям, пусть они сами называют слова и показывают разницу между словом и предметом.

 

Обратите внимание

Помните, что на этих уроках дети впервые начинают относиться к словам, которые они произносят, не как к средству общения, а как к материалу для анализа.

 

Это совсем не легкая задача, ее выполнению первоклассников нужно специально учить.

Когда Ваши ученики уже узнают о том, что предложение состоит из слов, очень полезно провести с ними игру «Живые модели». Каждый ребенок становится словом в предложении. «Слова» должны встать друг за другом так, чтобы получилось предложение. Это предложение Вы вместе с классом «читаете», переставляете в нем «слова», получаете новое предложение, добавляете «слово» (вызываете еще одного ребенка), «читаете», что получилось, и т. д. Такие упражнения очень полезны, они помогают детям понять, как важен порядок слов в предложении, увидеть, что предложение может стать более интересным, если добавить какое-то слово, что слова можно поставить и так, что предложение вообще исчезнет, а получится чепуха.

При этом можно составлять предложения и со служебными словами, строя модели с предлогами и союзами. В такой игровой форме Ваши ученики с удовольствием выполняя роли слов, легко овладевают достаточно сложными знаниями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...