Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Методический комментарий




К урокам по «Букварю» часть 1 и Прописям № 1, 2, 3.

Уроки № 1-2

Тема урока Содержание, методические приемы
Введение понятия «предложение». Ориентировка на странице прописей. 1.Составление рассказов по сюжетным картинкам. Обозначение каждого предложения полоской (Букварь ч. I с. 4 – 5). 2. Объяснение правил работы в рабочей тетради («Прописи № 1» с. 4 – 5). 3. Соединение предметов линиями в точном соответствии с точкой начала движения и указанным стрелкой направлением движения. Проведение линий слева направо, сверху вниз («Прописи № 1» с. 6 – 7).

 

Методический комментарий.

Работа по учебнику

1. Составление предложений по сюжетным картинкам. Введение понятия " предложение ". Обозначение предложения полоской.

Задания:

1) рассмотреть рисунок на с.4, ответить на вопрос, прочитанный учителем;

2) произнести каждое предложение и обозначить его полоской бумаги;

3) «прочитать» предложения;

4) придумать рассказ о первом дне в школе с опорой на серию сюжетных картинок (с.5).

Любой ответ ребенка одобряется, но тут же следует вопрос: «Я почему ты так думаешь?» Например, ученик отвечает: «Это 1-е сентября». Учитель: «Почему ты так думаешь? Это интересно! А я думала, что это праздник 1-е мая». Пусть дети с первого урока учатся доказывать свою точку зрения, находить доказательства в рисунке. Нужно стараться привлечь для доказательства разных точек зрения как можно больше учеников. Если дети растерялись и не могут ответить на прочитанный учителем вопрос, целесообразно задать им дополнительные вопросы, например: «Почему у всех детей сегодня в руках цветы?», «О чём сообщает колокольчик в руках первоклассницы?». Можно ли придумать к рисунку такое предложение: «Сегодня первое сентября!»? Почему вы думаете, что это 1 сентября?», «Все ли дети рады этому событию?» и т.д.

Придуманные детьми предложения должны быть зафиксированы. Мы предлагаем обозначать каждое предложение узкой полоской бумаги (размер полоски 8´1 см). Демонстрационные полоски, которыми пользуется учитель на доске, должны быть такого же цвета, но значительно большего размера.

При работе с первым предложением нужно обратить внимание на последовательность действий учеников (за партами) и учителя (у доски): педагог наглядно объясняет, как нужно работать, а первоклассники одновременно с ним выполняют задание на местах, например: «Мы составили предложение «Сегодня первое сентября!». Обозначили его полоской. Возьмите полоску и положите её так же, как я. Это наше первое предложение». Затем нужно вызвать к доске кого-нибудь из учащихся, пусть он прочитает предложение (повторит его), дотрагиваясь указкой до полоски. Дальше под контролем учителя точно такая же работа проводится со 2-м, 3-м и 4-м предложениями.

Дети "записывают" свой рассказ, выкладывая полоски-предложения. Такая работа позволяет изменить порядок предложений в рассказе, внести в него дополнения или сокращения — и все это немедленно отразить в модельном изображении. Для шестилетнего ученика каждая полоска обозначает то предложение, которое он зафиксировал. Изменился порядок предложений в рассказе — дети переставляют, меняют местами полоски. Для того чтобы у всех учеников сформировалось четкое понимание способа построения любого связного высказывания, Вы можете, выслушав несколько разных рассказов по картинке о первом школьном дне, предложить детям свой рассказ. "А я расскажу вам о том, что нарисовано на этой картинке. А вы слушайте внимательно, и каждое предложение обозначайте полоской". По ходу своего рассказа обязательно следите за тем, как работают дети, следуют ли они за Вашим рассказом или произвольно выкладывают полоски. Например, первое предложение в нашем рассказе: «Сегодня первое сентября». Возьмите одну полоску, положите её перед собой на стол. Это наше первое предложение. (Все объяснения сопровождаются показом приёмов на доске). «Прочти» его, Наташа (Коля, Вера, Зоя и т.д.) Второе предложение: «Дети пришли в школу». Возьмите другую полоску, положите её перед собой на стол. Это наше второе предложение. «Прочтите» второе предложение. «Прочтите» оба предложения. (Учитель следит за тем, как ученики проводят указкой по полоске слева направо при «чтении» предложений). Аналогичная работа проводится с третьим и четвёртым предложениями («Они принесли много цветов», «Дети и учительница очень рады празднику»).

Далее можно предложить учащимся поменять предложения местами и понаблюдать, изменится ли от этого смысл рассказа. Какое у нас третье предложение? («Они принесли много цветов»). Давайте попробуем переставить это предложение, сделаем его первым. Учитель вызывает ученика, переставляет вместе с ним полоски, читает: «Они принесли много цветов. Сегодня 1 сентября. Дети пришли в школу. Дети и учительница очень рады празднику".

- Как вы думаете, можно ли так построить рассказ? Почему?

- А если сделать первым четвёртое предложение нарушится ли рассказ?

Учитель делает вывод: «Рассказ – последовательное, понятное изложение».

Обратите внимание

Учитель, начиная с первого урока, предлагает детям задумываться, спорить, аргументировать свою позицию. Уже первый заданный учителем вопрос должен ориентировать детей не на перечисление того, что нарисовано, а на доказательство своей точки зрения.

Далее детям предлагается попробовать самостоятельно рассказать о первом дне в школе с опорой на серию сюжетных картинок (с.5).

Школьники составляют предложения по этим рисункам. Учитель ещё раз обращает внимание учащихся на то, что они назвали предложения, повторяет каждое и предлагает обозначить их полосками. Например, педагог говорит: "Я произнесу первое предложение, вы положите одну полоску. Произнесу еще одно предложение, вы положите еще одну полоску. "Мама, папа и дети-двойняшки идут в школу". Учитель проговаривает предложение, понижая интонационно голос в конце предложения и делая паузу, во время которой смотрит, положили ли дети полоску, одобряет их: "Правильно, я сказала одно предложение, и вы положили одну полоску. И на доске это предложение также обозначим полоской. Учитель вызывает к доске ребенка, который повторяет предложение и кладет одну полоску.

Учитель проговаривает второе предложение: "Учитель встречает во дворе первоклассников», дети выкладывают вторую полоску на столах. Учитель проверяет так же, как после первого предложения, вызывает другого ребенка к доске выложить на доске второе предложение полоской, проговорив его вслух. - "Вот у нас уже два предложения".

Учитель повторяет третье предложение: "Дети вошли в класс, и начался урок». Дети на столах, а один ученик у доски, обозначают предложение полоской. Аналогично работают с 4-м предложением.

Учитель следит, чтобы, работая с полосками, ученики выкладывали их одну под другой. Далее учитель озвучивает только что составленный рассказ. "Мы «записали» наш рассказ с помощью полосок. Посмотрите, как я его «прочитаю». Учитель "читает" и ведет указкой по полоскам, преднамеренно забывая второе предложение. Дети замечают ошибку. Рассказ "прочитывается" вместе с детьми.

Под диктовку учителя дети убирают полоски-предложения в той последовательности, в которой он произносит. Одновременно со всем классом один ученик работает у доски. Учитель "читает" первое предложение, а вызванный ученик убирает с доски первую полоску, но после того, как её убрали дети. Прочитывая третье предложение, учитель внимательно следит, чтобы дети убрали третью полоску в своем рассказе, не перепутав последовательность. Если допускаются ошибки, то учитель произносит предложение еще раз, спрашивая у ребенка, какое же оно по счету.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...