Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа в тетради «Прописи» № 1




3. Проведение горизонтальных и вертикальных параллельных линий.

Задания:

1) ответить «Да» или «Нет»: горизонтальные линии проводятся слева направо? (да); вертикальные линии проводятся снизу вверх? (нет); вертикальные линии проводятся сверху вниз? (да);

2) провести параллельные линии (рисунок: тигры, с. 12);

3) провести параллельные линии (рисунок: рыбки, с. 12);

4) раскрасить рыбок так, чтобы красная рыбка оказалась между зеленой и голубой;

5) назвать, какие рыбки плывут за зеленой, какая рыбка плывет впереди красной, какая — позади красной.

Очень важно, чтобы дети усвоили, как правильно проводить горизонтальные и вертикальные линии. Постоянное повторение в прямой вопросно-ответной форме утомляет ребят, поэтому проверку можно провести в виде игры. Для этого надо предложить учащимся выполнить первое задание. Утверждения, с которыми должны согласиться или не согласиться ребята, могут быть такими: «Полосы на спине у тигра — это вертикальные линии, мы будем проводить их сверху вниз. Полосы на лапах тигра — это горизонтальные линии, мы будем проводить их справа налево. Полосы у рыбок — это вертикальные линии, мы будем проводить их снизу вверх. Шпалы железной дороги — это вертикальные линии, мы будем рисовать их сверху вниз».

Учителю нужно обратить внимание на то, что в этом задании, как и в любой игре, должны быть «штрафные очки» и «призы». После окончания игры стоит повторить, как пишутся вертикальные и горизонтальные линии. Пусть дети хором закончат начатое предложение: «Вертикальные линии пишутся. (сверху вниз), а горизонтальные линии пишутся. (слева направо)».

Основная задача работы на с. 12 — закрепление понятия «параллельные линии» и отработка умения проводить параллельные горизонтальные и параллельные вертикальные линии, строго соблюдая направление движения. Кроме того, идет работа по развитию глазомера ребят, так как расстояние между соседними линиями должно быть примерно одинаковым. Педагог помещает на доске два рисунка, в одном из которых не выдержана параллельность линий, а в другом — выдержана, но интервалы между полосками разные, и просит ребят рассказать, какие ошибки были допущены при выполнении этих рисунков.

Ребятам, правильно и быстро выполнившим второе задание, можно предложить раскрасить второго тигра так, чтобы на странице получилось два одинаковых хищника.

4. Проведение вертикальных и горизонтальных параллельных линий.

Задания:

1) провести необходимые вертикальные параллельные линии, дорисовывая карандаши (с. 13);

2) рассказать, что общего у этих карандашей, чем они отличаются друг от друга, между какими карандашами находится зеленый карандаш; назвать каждый карандаш, который находится после красного; поставить точку под карандашом, который находится между голубым и желтым; определить, сколько карандашей перед коричневым, какие карандаши нарисованы после красного и перед желтым;

3) провести необходимые параллельные линии на рисунках зебры, забора и поезда;

Если в классе есть ребята, которые до сих пор не научились проводить параллельные линии, очень важно каждому из них объяснить причину его ошибок.

Учитель обязательно должен проводить зарядку для пальцев и кистей рук, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть и снять мышечное напряжение.

Дифференцированная работа.

Педагогическая поддержка

Различение звуков [и] и [у]. Работа в тетради «Я учусь писать и читать».

Задания:

1) определить, какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении:
Иголка и нитка

Большие подружки.

Смотри, получились

Какие стежки!

Диво!

(Е. Благинина)

2) определить, есть ли преграда на пути воздушной струи при произнесении звука [и], как выходит воздух — легко и свободно или преодолевая преграду;

3) назвать слова со звуком [и] из приведенного выше стихотворения;

4) определить, какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении:

Улитка просит уточку:

— Закинь-ка в речку удочку.

Уточка закинула —

Уклейку рыбку вынула.

(Г. Сапгир)

5) произнести звук [у]; определить, как воздух выходит изо рта — легко и свободно или преодолевая препятствие;

6) из ряда слов запомнить слова со звуком [у], назвать их в той же последовательности: нос, суп, зубы, сыр, усы, косы, осы, бусы, сок, удочка, облако, руки, кукла;

7) выполнить задание в тетради «Я учусь писать и читать» на с. 5.

Как и на предыдущем уроке, учителю важно организовать в классе наблюдение за артикуляцией гласных звуков. Ребята должны почувствовать, что ни язык, ни зубы, ни губы не мешают воздуху выходить изо рта.

Выполнение седьмого задания состоит из следующих шагов:

1) интонационное выделение первого звука в слове иголка;

2) изолированное произнесение звука [и];

3) интонационное выделение первого звука в слове удочка;

4) изолированное произнесение звука [у];5) называние всех предметов, нарисованных на странице: утка, утюг, индюк, индеец, улитка, игрушки (если возникнет проблема с последней картинкой, учитель должен помочь ребятам и предложить им назвать мяч и куклу одним словом);

6) выяснение вопроса, почему рисунок утки соединен стрелкой с клеточкой под удочкой, ведь к клеточке под иголкой провести линию легче; почему рисунок индюка соединен с клеточкой под рисунком иголки, ведь линия получилась бы короче, если бы мы соединили его с клеточкой под рисунком удочки;

7) самостоятельное соединение оставшихся картинок;

8) проверка сделанного: называние всех картинок, которые соединены с клеточкой звука [и], с клеточкой звука [у].

 

Уроки № 10–11

Тема урока Примерная структура урока
Интонационное выделение первого звука в словах. Проведение наклонных и прямых параллельных линий 1. Интонационное выделение первого звука в словах "внучка", "кошка", "мышка", "репка", «Жучка», «дед», «бабка». Отработка пространственных отношений между объектами. Деление предложения на слова. (Букварь ч. I с.12). 2. Игра «Назови слова с заданным звуком». 3. Классификация предметов по заданному признаку: подбор пар слов по первому звуку: пальто-панама, шапка-шорты, варежки-валенки, босоножки-ботинки (Букварь ч. I с. 13). 4. Проведение наклонных и прямых параллельных линий (Прописи № 1 с. 14-15) 5. Дифференцированная работа Различение звуков [ш] и [ж], работа в тетради «Я учусь писать и читать» (с. 6).

Методический комментарий

Работа по учебнику

1. Интонационное выделение первого звука в словах. Различение понятий: «перед», «за», «между».

Задания:

1) вспомнить и назвать героев сказки «Репка»;

2) произнести слова репка, дед, бабка, внучка, Жучка с интонационным выделением первого звука (р-р-репка и т. д.).

3) назвать по порядку всех, кто тянет репку, начиная с деда, затем — с мышки;

4) определить, кто из них первый, кто — последний;

5) определить, кто находится между бабкой и Жучкой, между внучкой и кошкой;

Для оживления в памяти детей сюжета можно воспользоваться иллюстрациями к сказке.

Работу над заданием можно организовать следующим образом. Дать школьникам возможность послушать четкое, ясное произнесение слов репка, дед, бабка, внучка, Жучка и т. д. Затем произнести слово репка с интонационным выделением первого звука: рррепка. Пусть учащиеся поупражняются в произнесении слова репка с интонационным выделением звука [р’]. Педагог должен следить за тем, чтобы дети не отрывали звук от слова ([ р’р’р’ ]- епка), а произносили слово целиком: [ р’р’р’эпка ]. Помните, это трудное задание, поэтому произносите слово вместе с учеником, чтобы он подравнивал свое произношение под Ваше.

Объяснить ребятам, что они долго тянули звук.... — сделать паузу, может быть, кто-то в классе сам назовет этот звук, а потом предложить детям послушать, как долго можно произносить этот звук: [ р’р’р’ ].

Старайтесь не допускать хорового произнесения, т.к. Вы не сможете определить таким образом, как произносит каждый учащийся.

Точно такая же работа проводится со словом дедка. Учитель произносит слово, интонационно выделяя первый звук. Звук [д’] нельзя тянуть. Чтобы интонационно выделить этот звук, нужно произнести его громче остальных звуков в слове. Такое произнесение трудно не только для первоклассника, но и для многих учителей, поэтому потренируйтесь дома, чтобы дети слышали образцовой произношение: не [д’]едка, а [Д’эдка]. На уроке учитель сначала дает образец произношения слова д едка, а потом произносит его с интонационным выделением первого звука вместе с каждым учеником, чтобы ребенок мог приблизить свое произношение к образцу учителя.

С каждым новым словом учитель бoльшую инициативу передает классу, приходя на помощь только в случае необходимости. Нужно постараться вызывать детей так, чтобы избегать неправильных ответов, но если всё-таки ребенок ошибается, не делать ему замечаний, а предложить повторить слово еще раз, чтобы было лучше слышно, и произнести его вместе с ребенком, чтобы он приблизил свое произношение к правильному образцу. Очень важно на этом уроке постараться вовлечь в работу всех учащихся класса, не довольствоваться двумя-тремя ответами наиболее активных детей, всячески поощрять и хвалить неуверенных в себе, робких учеников.

Возможные вопросы по сюжетной картинке: Назови по порядку всех, кто тянет репку. Начни с деда, затем с мышки. Кто из них первый. Кто – последний? Кто находится между бабкой и Жучкой, между внучкой и кошкой? Назови всех людей, всех животных.

В этом задании необходимо отработать такие понятия как «перед, «за», «между», а также назвать всех героев по порядку в целях уточнения и расширения представлений об этих отношениях.

Далее учитель просит детей вспомнить и рассказать сказку "Репка" или рассказывает её сам. Степень развёрнутости Вашего рассказа определяется возрастом учеников. Чем младше дети, тем с большим удовольствием они слушают сказку. Рассказывая сказку, Вы можете делать паузу перед тем, как называть новое действующее лицо, и, указывая на персонаж на картине, предлагая детям самим называть героев сказки. Для старших учеников сюжет сказки очевиден, и эта работа нужна лишь для последующего анализа.

После этого педагог произносит первое предложение: «Посадил дед репку» и обращает внимание детей на то, что в этом предложении 3 слова, и они показаны на схеме. Далее учащимся предстоит самостоятельно определить, сколько слов во 2-м и 3-м предложениях. Под диктовку учителя школьники «записывают» предложения, выкладывая полоски. Учитель чётко отделяет слова друг от друга и спрашивает, сколько слов получилось в предложении. Выслушав ответы, учитель показывает на доске, как правильно нужно было выполнить это задание, и при этом обращает внимание детей на расстояние между полосками – слова не должны сливаться друг с другом.

2. Игра «Назови слова с заданным звуком».

Эта игра способствует закреплению способа интонационного выделения звуков в слове.

Методика игры такова: учитель предлагает детям назвать слова со звуком [ш]. Можно спросить у класса, в каких словах, обозначающих героев сказки «Репка», есть этот звук. Если дети затрудняются с ответом, назвать всех героев сказки по порядку. Когда Вы назовёте «кош-ш-шка», дети услышат нужный звук. Если кто-то в классе сам правильно ответит, похвалите ребёнка, а потом сами повторите слово, интонационно выделяя звук [ш].

Каждый правильный ответ ребенка необходимо отмечать. Для этого можно использовать игрушки. Это вносит в игру элемент соревнования, стимулирующий каждого ребенка. В конце игры определяется победитель, назвавший наибольшее количество слов.

Методика игры подробно описана в первой части методического комментария.

3. Классификация предметов по заданному признаку. Определение первого звука в словах (с.13). Классификация слов по одинаковому первому звуку.

Задания:

1) каждое слово произнести так: ппальто, вварежки, вваленки и т. д.;
2) подобрать пары по первому звуку (пальто- панама, шапка – шорты, варежки – валенки, босоножки – ботинки).

По просьбе учителя все слова дети произносят вслед за учителем с подчёркнутым интонационным выделением первого звука.

В зависимости от уровня подготовленности класса и усвоения текущего материала можно предложить и более сложные задания: назовите слова, обозначающие зимние вещи, в которых одинаковые первые звуки (варежки-валенки); есть ли среди слов, называющих летние вещи, такие, в которых одинаковый первый звук? (Нет); назовите все предметы, которые носят парами (варежки, валенки, ботинки, босоножки).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...