Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости

 

Положение определяло в общих чертах личные и имуще­ственные права и обязанности вышедших из крепостной зави­симости крестьян, образование и функции сельских и волост­ных органов крестьянского самоуправления, характер “попечи­тельства” над крестьянами их бывших помещиков на период временно-обязанного состояния, а также порядок отбывания ка­зенных, земских и мирских повинностей. Прочие Положения и Дополнительные правила, утвержденные 19 февраля 1861 г., являлись развитием и детальной конкретизацией норм, которые изложены в Общем положении.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости и предо­ставление им права заводить торговые и промышленные пред­приятия, заключать имущественные сделки, выступать от своего имени в судах, возбуждать судебные иски, приобретать недви­жимую собственность, переходить (хотя и с определенными ог­раничениями) в другие сословия — все это давало больший про­стор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода крестьян на заработки, складыванию рынка рабочей си­лы, т. е. в конечном счете создавало более благоприятные усло­вия для развития капитализма в России. Вместе с тем в течение переходного периода еще продолжали сохраняться черты вне­экономического принуждения: временно-обязанное состояние крестьян, право вотчинной полиции помещика, зависимость крестьян и сельских органов крестьянского самоуправления от местной администрации. Но и после переходного периода сохра­нялась сословная неравноправность крестьян, прикрепление их к общине, к наделу. Крестьянство продолжало оставаться низ­шим, податным сословием, которое обязано было нести разного рода денежные и натуральные повинности, подвергалось теле­сным наказаниям, от чего были освобождены привилегирован­ные сословия — дворянство, духовенство, купечество.

В Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, отразился противоречивый характер рефор­мы — вводя нормы буржуазного права, оно одновременно со­храняло и ряд крепостнических черт.

Статьи 1—2 предоставляют личную свободу крепостным крестья­нам, однако с теми ограничениями, которые определялись нор­мами как данного Положения, так и других актов крестьянской реформы.

Личную свободу, а также ряд имущественных прав, указан­ных в последующих статьях Общего положения, крестьяне по­лучали с момента обнародования Манифеста и Положений 19 февраля 1861г. Необходимо подчеркнуть большую значи­мость акта предоставления крестьянам личной свободы и свя­занных с ней гражданских и иных прав, предусмотренных ста­тьями 21—39 данного Положения. Борьба крестьян за “волю” была ведущим направлением в многовековой истории крестьян­ского движения.

С момента обнародования закона об отмене крепостного пра­ва бывший крепостной крестьянин, у которого ранее помещик мог отобрать все его достояние и его самого продать, заложить. подарить, проиграть в карты, сдать вне очереди в рекруты, без всякой со стороны крестьянина вины сослать в Сибирь, полу­чал не только возможность свободно распоряжаться своей лич­ностью, но и приобретал ряд других личных и имущественных прав. Последующие буржуазные реформы, предоставлявшие крестьянам право участвовать в суде в качестве присяжных за­седателей, избирать и быть избранными в земские учреждения и т. д., еще более расширяли права крестьян, а главное — консолидировали крестьянство, стирали грани между бывшими помещичьими, удельными и государственными крестьянами.

По 10-й ревизии (1858 год)[4] в России насчитывалось 23069631 человек обоего пола крепостных крестьян, в том числе 22 563 086 находились в Европейской России и Сибири и 506 545 человек в Закавказском крае. Из числа 22 563 086 че­ловек обоего пола крепостных Европейской России и Сибири 542 599 человек числились “приписанными к частным заводам и фабрикам” и 40 544 человека — крепостными “разных ве­домств”. Собственно помещичьих крестьян в Европейской Рос­сии и в Сибири числилось 21 979 933 человека обоего пола, из них “помещичьих крестьян на общем праве” — 21 625 609 че­ловек и “на условном праве” — 354324. Из 21625609 че­ловек помещичьих крестьян 20 158 231 составляли “поселенные крестьяне”, т. е. имевшие свои наделы и исполнявшие феодаль­ные повинности, и 1 467 378 человек обоего пола — дворовые люди. Всех дворян, владевших крепостными крестьянами в Европейской России и в Сибири, в 1858 году насчитывалось 106 897 (точнее, владельцев имений, а вместе с семьями чи­сленность помещичьего класса составляла около 0,5 млн. чело­век обоего пола). Беспоместных дворян, владевших только дво­ровыми, насчитывалось 3703. У них было 12286 мужского по­ла (далее — м. п.) душ дворовых. Собственно помещиков, вла­девших землями и поселенными на этих землях крестьянами, насчитывалось 103 194. У них крестьян и дворовых людей на­ходилось во владении 10683853 души м. п.

Помещичьи крестьяне, получившие в 1861 году личную сво­боду, зачислялись в состав податных сословий, которые в отли­чие от привилегированных сословий (дворян, почетных граж­дан, духовенства, купцов 1—2 гильдий) обязаны были платить подушную подать, отбывать прочие государственные повинно­сти, в том числе и рекрутскую.

Центральным вопросом реформы был вопрос о земле. Закон подчеркивал право собственности помещиков на всю землю в имении, в том числе и на крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями этой надельной земли, обя­занными отбывать за нее помещику установленные Положения­ми повинности — барщину или оброк. Наделение крестьян землей за повинности и определяло временнообязанное состоя­ние бывшего крепостного крестьянства после отмены крепост­ного права.

Выдвигавшиеся в ходе подготовки реформы помещика­ми-крепостниками проекты о безземельном освобождении крестьян были отвергнуты. Принятая 4 декабря 1838 г. прави­тельственная программа разработки реформы предусматривала обязательное наделение крестьян необходимым количеством земли. При наделении крестьян землей правительство исходило из двух принципиальных соображений: 1) из интересов сохранения крестьянского хозяйства как объекта эксплуатации и 2) обеспе­чения спокойствия в стране из опасения крестьянских волне­ний. Власти великолепно знали, что одним из главных требова­ний в крестьянском движении было предоставление крестьянам земли (“воли без земли не бывает”—таков был лозунг крестьян). Но если полное обезземеление крестьян в силу ука­занных соображений было невозможно, то и наделение кресть­ян достаточным количеством земли, которое поставило бы крестьянское хозяйство в независимое положение от помещи­чьего, было невыгодно помещику. Поэтому была поставлена за­дача предоставить крестьянам землю в таком размере, чтобы они были привязаны к своему хозяйству, к своему наделу, а вследствие недостаточности последнего — привязаны к поме­щичьему хозяйству. Отсюда и родилась система отрезков от крестьянского надела, зафиксированная в местных положениях.

При крепостном праве помещик обязан был по закону про­довольствовать крестьян в голодные годы, а также призре­вать (т. е. давать содержание) престарелых и “увечных” крестьян, у которых не было ближайших родственников. На практике и в то время помещик возлагал эту обязанность на самих крестьян: он обязывал их создавать “запасные хлебные магазины” (страховой зерновой запас), вводил для этого спе­циальные “мирские запашки” и облагал крестьян дополнитель­ным мирским сбором на содержание одиноких инвалидов и престарелых. На помещика также была возложена ответствен­ность за уплату крестьянами подушной подати; от его воли в значительной мере зависела и отдача крестьян в рекруты. Ком­ментируемая статья освобождает помещика от этих обязанно­стей.

Статья 10 возлагает на крестьян те обязанности (по общественному продовольствию, призрению), которые снимались с помещика. Статьи 11—16 предусматривают право крестьян выкупить свои на­делы в собственность. Условия этого выкупа и права крестьян на выкупленную ими надельную землю изложены в Положе­нии о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависи­мости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий.

В статьях 18—20 определяется система управления крестьянами, вы­шедшими из крепостной зависимости: вотчинная полиция, об­щие и специальные государственные органы. Последние указа­ны в Положении о губернских и уездных по крестьянским де­лам учреждениях.

Статьи 21—39 определяют новый статус крестьянина. Крестьяне поступали в категорию свобод­ных сельских обывателей, т. е. приобретали права (а также и новые обязанности) незакрепощенных податных сословии.

Статья 21 отменяет особенно ненавистное для крестьян право помещика вмешиваться в их семейную жизнь. Обильный доку­ментальный материал, относящийся к эпохе крепостного права (а также и литературные произведения), содержит потрясаю­щие описания трагедий крестьян вследствие вмешательства в их личную жизнь помещиков и “по закону” и в порядке “злоупотребления помещичьей властью”.

Статьи 22—23 содержат перечисление имущественных прав, предоставляемых освобожденным от крепостной зависимости крестьянам. Особого внимания заслуживает здесь свобода торгово-предпринимательской деятельности. Крестьяне приобрета­ли права, предусмотренные уставами Торговым и Фабричным: заниматься торговлей, всякого рода ремесленной деятельно­стью, устраивать фабрики и заводы, записываться в ремеслен­ные цехи того или иного города (но при этом оставаясь в своем звании крестьян), заниматься казенными подрядами и т. д. Примечание к ст. 23 имеет в виду статьи местных положений: ст. 107 для губерний великороссийских, новороссийских и бе­лорусских, ст. 107 для губерний малороссийских, ст. 84 для гу­берний Правобережной Украины и ст. 79 для литовско-бело­русских губерний. Указанные статьи предоставляли крестьяни­ну право, “не испрашивая на то особого разрешения ни у поме­щика, ни у общества”, устраивать и содержать на своей усадеб­ной земле постоялые дворы, промышленные и торговые заведе­ния (согласно Уставу торговому, предоставлявшему таковое право всем свободным сословиям).

Статья 24 предоставляет крестьянам правоспособность в сфе­ре гражданского и уголовного процесса. Характерно деклари­руемое в примечании 2 к данной статье право иска и жалобы крестьян как на посторонних лиц, так и на владельца земли, на которой они водворены, т. е. на своего бывшего помещика. На­помним, что крестьянам при крепостном праве было запрещено жаловаться на помещиков. В статье специально подчеркивается отсутствие у ее норм обратной силы, что имело особый смысл, поскольку помещики в преддверии реформы принимали допол­нительные меры к ограблению и притеснению крестьян: продажа крестьян отдельно от земли (“на своз”), что противоречило даже тогдашним законам, на­сильственное переселение на неудобные земли, перевод в дво­ровые, отнятие имущества, ссылка в Сибирь и т. п.

При взыскании штрафов, пеней, недоимок и пр. применялись статьи Устава о благоустройстве казенных селений. Статьи 384—407 этого Устава регламентируют “порядок и спо­собы исполнения приговоров сельских и волостных расправ” в селениях государственных крестьян, процедуру удовлетворе­ния имущественных исков (в частности, порядок продажи крестьянского имущества за долги, отдачи должника или недо­имщика в общественные работы, “порядок и способы исполне­ния решений судебных мест”). В данном случае применялись нормы изданного 30 апреля 1838 г. Учреждения об управлении государственными имуществами в губерниях.

Статья 25 лишает помещика одной из его существенных фео­дальных привилегий — права вотчинной юстиции. В крепостную эпоху помещик пользовался в своем имении широкой административной и полицейской властью: имел право держать свои тюрьмы, наказывать телесно крестьян. В 1857 году под­тверждалось право помещиков наказывать крестьян розгами до 40 ударов, палками до 15 ударов, заключать в смирительные дома на срок до трех месяцев или сдавать в арестантские роты гражданского ведомства на срок до шести месяцев. Вес это совершалось без суда, по личной воле помещика, решение которо­го было безапелляционным и приводилось в исполнение немед­ленно. На помещиков вообще была возложена функция под­держивать полицейский порядок в крепостной деревне.

Помещики пользовались своими правами гораздо шире, чем это им было предоставлено но закону. В смысле расправ и наказании крестьян произвол не знал границ. Архивы тогдашних правительственных уч­реждений полны жалобами крестьян на произвол поме­щиков. Закон и теперь, однако, оставляет за помещиком неко­торое право вмешательства в уголовные дела его бывших крестьян. Таким образом, если ст. 9 Общего положе­ния снимала с помещика обязанность ходатайствовать за крестьян по делам гражданским и уголовным, то ст. 28 не от­нимала у него права вмешательства в дела крестьян.

Указанные в ст. 29 права подробно регламентированы в ст.ст. 47, 71, 75, 130—140 данного Положения, а также надле­жащими статьями других законов: Устава о службе от прави­тельства, Устава о податях. Законов межевых и пр. Эти права предоставляли возможность (разумеется, зажиточному кресть­янству) путем получения соответствующего образования, оста­вления надела с уплатой всех за него повинностей или досроч­ного выкупа выйти из общины, приписаться в мещане или в купцы. Пореформенная статистика свидетельствует о значи­тельном росте численности мещан и купечества за счет выход­цев из крестьян.

Статья 30 дополняет формулировку ст. 25, имея в виду лишь одну конкретную форму воздействия — поражение в сословных правах.

Статья 31 конкретизируется в ст. 8—26 Положения о выку­пе. Комментируемая статья провозглашает гарантию от посяга­тельств со стороны помещика на движимое имущество кресть­ян, на их общественные денежные средства и хлебные запасы. Эта гарантия весьма существенна, ибо при крепостном праве крестьянское имущество нисколько не было защищено от про­извола помещика.

До 1848 года закон не разрешал помещичьим крестьянам приобретать недвижимую собственность (землю) на свое имя. Всякие покупки земли (как и другой недвижимости) крестьяне могли производить только на имя своих помещиков. Тем са­мым помещики становились юридически собственниками по­купных крестьянских земель. Таким образом, права крестьян на это имущество законом не были защищены. Указ 3 марта 1848 г. предоставил и помещичьим крестьянам право поку­пать земли, дома. лавки, мельницы и пр., но с согласия поме­щиков. Судя по последующему законодательству, такое согла­сие они получали не всегда, почему и после 1848 года вынужде­ны были покупать землю на имя господина. Однако основная масса таких земель была куплена, конечно, до ука­за. Исключив из действия закона земли, купленные кре­стьянами до 1848 года. указ 3 марта 1848 г. открывал перед по­мещиками широкие возможности для прямого захвата этих зе­мель. Такие случаи особенно участились в период подготовки крестьянской реформы. Помещики в предвидении реформы шли на всякие ухищрения для захвата покупных крестьянских земель: отбирали их за оброчные недоимки, за предоставлен­ные в долг деньги, отбирали под видом “покупки” за ничтож­ную пену, присоединяли их к наделении земле, продавали их как свою собственность, пользуясь утратой крестьянами доку­ментов на покупные земли, и т. п.

Статья 32 официально признает за крестьянами право соб­ственности на земли, приобретенные ими в крепостное время, на условиях, которые сформулированы в специальных прави­лах, приложенных к статье.

“Буде помещик не согласится выдать крестьянам надле­жащие данные на имущества, приобретенные ими на имя их по­мещиков, крестьяне могут заявлять о том, не пропуская десяти­летней давности со времени приобретения недвижимого имуще­ства, мировому посреднику для распоряжений на основании нижеследующих статей.

Если мировому посреднику будет заявлено крестьянами о принадлежности им недвижимого имущества, приобретенного ими на собственные деньги, хотя и на имя помещика, то миро­вой посредник обязан спросить о том владельца и, когда нуж­но, потребовать его письменного по сему предмету отзыва. Буде в сем отзыве или в уставной грамоте владелец, безуслов­но признает право крестьян на сие имущество, то мировой по­средник утверждает оное за крестьянами и выдает им копию с своего о том постановления. Земля, признанная на сем основа­нии собственностью крестьян, не включается в состав мирского надела и не облагается никакой в пользу помещика повинно­стью..

7) При суждении сего рода дел как мировой посредник, так и мировой съезд и губернское присутствие обязаны принимать в уважение только доказательства письменные, как те, кои при­нимаются судами на основании гражданского судопроизводства по делам тяжебным, так и домашние, не подлежащие в подлин­ности своей никакому спору и сомнению бумаги.

8) Когда право собственности крестьян на имущество такого рода будет признано и утверждено губернским присутствием, действующим в качестве высшего совестного суда, уездный суд по предъявлении оному полученной крестьянином или кре­стьянами копии с решения дела немедленно выдает им на озна­ченное имущество данную на гербовой бумаге низшего досто­инства без взимания пошлин.

9) Заложенное имущество, признанное на основании предыдущих статей собственностью крестьянина или крестьян, не освобождается от залога, и имущество, проданное с публичного торга или перепроданное в другие руки, остается у последнего покупщика, но крестьянам предоставляется в сих случаях оты­скивать судебным порядком понесенные ими убытки с помещи­ка, на имя которого было приобретено имущество, или же с его наследников”.

Приведенные правила, как видно из их содержания, ставили крестьянам жесткие условия для возврата их покупных земель. Прежде всего, правила ограничивали иск сроком давности по­купки: он не должен был превышать 10 лет. Данные по семи центрально-промышленным губерниям России (Владимирской, Калужской, Костромской, Московской. Нижегородской, Твер­ской и Ярославской), в которых более, нежели в других регио­нах страны, покупалось крестьянами на имя помещиков земли, показывают, что подавляющее число покупок, произведенных крестьянами (90%), и купленной земли (97%) приходилось на время до 1851 года (т. е. до предельной даты срока давно­сти). Далее, для утверждения своих прав на землю крестья­не обязаны были представить письменные документы на владе­ние этой землей. Как правило, такие документы находились у помещика, поскольку покупки совершались на его имя. Сама процедура рассмотрения спора о покупных землях всецело за­висела от мировых посредников, уездных мировых съездов и губернских по крестьянским делам присутствий (дворянских по своему составу), которые далеко не всегда решали споры в пользу Крестьян.

По смыслу данных правил, губернское по крестьянским де­лам присутствие являлось окончательной инстанцией в реше­нии споров крестьян с помещиками о покупных землях. Одна­ко, как показывают архивные документы высших государствен­ных учреждений, крестьяне при отказах им в исках губернски­ми присутствиями обращались с ходатайствами в Главный ко­митет об устройстве сельского состояния и в Земский отдел Министерства внутренних дел (в архивных фондах которых и сохранились многочисленные тяжебные дела бывших крепост­ных крестьян о покупных землях). Судя по этим документам, полная драматизма борьба крестьян за собственные земли про­должалась почти два десятилетия после обнародования Поло­жении 19 февраля 1861 г.

В 1862 году Министерство внутренних дел предложило Главному комитету об устройстве сельского состояния пересмо­треть условия закрепления купчих крестьянских земель, сняв десятилетний срок давности для предъявления иска и расши­рив круг принимаемых к рассмотрению доказательств. Но ут­вержденное 6 мая 1863 г. царем мнение Государственного сове­та оставило в неприкосновенности эти правила. В 1871 году последовало разъяснение Главного комитета: “Помещик имеет право землю, купленную крестьянами на его имя до 3 марта 1848 г., передать им или оставить за собою, и затем продать в составе прочего своего имения как собственность”. Тем са­мым самому помещику предоставлялось право решать, возвра­щать крестьянам их покупную землю или распоряжаться ею как своей собственностью.

Предоставление ст. 33—35 крестьянам права приобретать в полную собственность землю, как в индивидуальном порядке, так и обществами и товариществами, имело далеко идущие эко­номические и социальные последствия. За 1863—1892 годы крестьянами было куплено 12 110 816 десятин земли, из них в единоличную собственность — 5 789 862 десятины, товари­ществами — 4 847 643 десятины и сельскими обще­ствами — 1473311 десятин. Основным объектом ку­пли-продажи земли были помещичьи земли, так как крестьян­ские надельные земли на долгое время были фактически исключены из торгового оборота. Вовлечение помещичьей.зем­ли в торговый оборот и формирование буржуазной земельной собственности.

Как явствует из содержания ст. 36, в случаях, когда земля приобреталась на вольном рынке обществами и товарищества­ми, любому участнику этих покупок предоставлялось право, даже без согласия общества и товарищества, потребовать выде­ления в единоличную собственность своего пая или же денеж­ного за него вознаграждения. Значимость таковой возможно­сти заключается в том. что крестьянину, собственнику земли, открывался путь выхода из общины: он мог отказаться от свое­го надела (выполнив при этом все прочие формальности) и строить свое хозяйство на покупной земле.

Второй раздел Положения регулировал устройство сельских обществ и волостей и их управления.

“Сельское общество” составлялось из крестьян, на земле одного помещика: оно могло состоять либо из целого селения (села или дерев­ни), либо из одной части разнопоместного селения, либо из нескольких мелких, по возможности смежных, и, во всяком случае, ближайших между собой по­селков (выселков, починков, хуторов, застенков, односелий, или от­дельных дворов, и т.п.), пользующихся всеми угодьями, или некоторыми из них сообща, или же имеющих другие общие хозяйственные выгоды.

"Волости" образовывались из состоящих в одном уезде и, по возможности, смежных, сельских обществ. При соединении в волости сельские общества не раздроблялись. Сельское общественное управление составляли сельский сход и сельский староста. Сверх того, общества могли иметь: особых сборщиков податей; смотрителей хлебных магазинов, училищ и больниц; лес­ных и полевых сторожей; сельских писарей, и т. п.

"Сельский сход" составляется из крестьян-домохозяев, принадлежавших к составу сельского общества, и, кроме того, из всех назначенных по выбору сельских должностей лиц. Не воспрещалось домохозяину, в случае отлучки, болезни и вообще невозможности лично явиться на сход, присылать вместо себя кого-либо из членов своего семейства; с дворов же многотягольных дозво­ляется присылать на сход двух или более крестьян, если сие согласно с мест­ным обычаем.

Ведению сельского схода подлежали:

- выборы сельских должностных лиц и назначение выборных на волостной сход;

- приговоры об удалении из общества его членов; временное устранение крестьян от участия в сходах не долее, как на три года;

- увольнение из общества членов его и прием новых;

- назначение опекунов и попечителей; проверка их действий;

- разрешение семейных разделов;

- дела, относящиеся до общинного пользования мирскою землею: передел земель, накладка и скидка тягл, окончательный раздел общинных земель на постоянные участки и т.п.;

- при участковом или подворном (наследственном) пользовании землею, распоряжение участками мирской земли, не состоящими в подворном пользовании;

- совещания и ходатайства об общественных нуждах, благоустройстве, обучении грамоте;

- принесение, жалоб и просьб, по делам общества, через осо­бых выборных;

- назначение сборов на мирские расходы;

- раскладка всех лежащих на крестьянах казенных податей, земских и мирских денежных сборов, равно как земских и мирских натуральных повин­ностей, и порядок ведения счетов по означенным подателям и сборам;

- учет должностных лиц, сельским обществом избранных, и назначение им жалованья или иного за службу вознаграждения;

- дела по отбыванию рекрутской повинности, в той степени, в какой они касаются сельского общества;

- раскладка оброка и издельной повинности по тяглам, по душам, или иным принятым способом, там, где повинности, в пользу помещика, отбывают­ся за круговую порукою целого общества;

- принятие мер к предупреждению и взысканию недоимок;

- назначение ссуд из запасных сельских магазинов и всякого рода вспо­моществовании;

- дача доверенностей на хождение по делам общественным;

54. Для решения нижеследующих дел требуется согласие не менее двух тре­тей всех крестьян, имеющих голос на сходе:

- о замене общинного пользования землею участковым или подворным (наследственным);

- о разделе мирских земель на постоянные наследственные участки;

- о переделах мирской земли;

- об установлении мирских добровольных складок и употреблении мир­ских капиталов;

- об удалении порочных крестьян из общества и предоставлении их в рас­поряжение Правительства.

Сельский староста исполнял, в пределах ве­домства сельского общественного управления, следующие обязанности:

- созывал и распускал сельский сход и сохранял на нем по­рядок;

- предлагал на рассмотрение схода все дела, касающиеся нужд и польз сельского общества;

- приводил в исполнение приговоры сельского схода, распоряжения воло­стного управления и мировых учреждений;

- наблюдал за целостью меж и межевых знаков, на землях, в пользовании крестьян находящихся или принадлежащих им в собственность;

- наблюдал за исправным содержанием дорог, мостов, гатей, перевозов и пр., на землях, отведенных сельскому обществу в надел или приобретенных крестьянами в собственность;

- наблюдал за исправным отбыванием крестьянами податей и всякого рода повинностей как казенных, земских и мирских, так оброка или издольной по­винности в пользу помещика, и собирал сии подати и оброки в тех обществах, где не было особых сборщиков;

- понуждал к исполнению условий и договоров крестьян между собою, а равно заключенных с помещиками и посторонними лицами, когда такие дого­воры не оспариваются самими крестьянами;

- надзирал за порядком в училищах, больницах, богодельнях и других об­щественных заведениях, если они учреждены сельским обществом на свой соб­ственный счет;

- наблюдал за своевременным составлением ревизских сказок, и подает оные, куда следует;

- по просьбам крестьян о выдаче им установленных билетов и паспортов на отлучки, или об увольнении вовсе из общества, давал волостному старшине надлежащее удостоверение в том, что к увольнению означенных крестьян пре­пятствия нет;

- заведывал, в порядке, установленном обществом, мирским хозяйством и мирскими суммами; надзирает за целостью запасного общественного хлеба и за правильным распоряжением оным;

- охранял от растраты те имущества неисправных плательщиков, коими обеспечивается взыскание недоимки.

Волостное управление составляли волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд.

"Волостной сход" составлялся из сельских и волостных должностных лиц, замещаемых по выбору, и из крестьян, избирае­мых от каждого селения или поселка, к волости принадлежащего, по одному от каждых десяти дворов, как пользующихся землею за повинности, так и приобретших участки в собственность.

Ведению волостного схода подлежали:

- выборы волостных должностных лиц и судей волостного суда;

- постановление о всех вообще предметах, относящихся до хозяйственных и общественных дел целой волости;

- учреждение волостных училищ; распо­ряжения по волостным запасным магазинам, где они есть;

- принесение, куда следует, жалоб и просьб, по делам волости, чрез осо­бых выборных;

- назначение и раскладка мирских сборов и повинностей, относящихся до целой волости;

- поверка действий и учет должностных лиц, волостью избираемых;

- поверка рекрутских списков и раскладка рекрутской повинности,

- дача доверенностей на хождение по делам волости.

По полицейским делам, волостной старшина в пределах ведомства воло­стного управления был обязан:

- объявлять, по предписаниям земской полиции, законы и распоряжения правительства, и наблюдать за нераспространением между крестьянами под­ложных указов и вредных для общественного спокойствия слухов;

- охранять благочиние в общественных местах и безопасность лиц имуществ от преступных действий, а также принимать первоначальные меры для восстановления нарушенной тишины, порядка и безопасности, впредь до распо­ряжения земской полиции;

- задерживать бродяг, беглых и военных дезертиров, и представлять их по­лицейскому начальству;

- доносить земской полиции о самовольно отлучившихся из волости и о преступлениях и беспорядках, случившихся в волости;

- наблюдать за точным исполнением установленных настоящим Положени­ем правил о приписке, увольнении и перечислении крестьян из одного общест­ва в другое, и доносить о сем земской полиции, для уведомления Уездного Ка­значейства и Казенной Палаты;

- распоряжаться в чрезвычайных случаях, как например: при пожарах, на­воднениях, повальных болезнях, падеже скота и других общественных бедстви­ях, и немедленно доносить полицейскому начальству о чрезвычайных происше­ствиях в волости;

- предупреждать и пресекать преступления и проступки, принимать поли­цейские меры для открытия и задержания виновных, и представлять их на дальнейшее распоряжение подлежащего начальства;

- наблюдать за исполнением приговоров мировых учреждений и волостного суда.

Волостное правление составлялось из старшины, всех сельских старост или помощников старшины, и из сборщиков податей, там, где есть особые сборщики.

Решению правления, единогласному или по большинству голосов налич­ных членов, подлежали только следующие дела:

- производство из волостных сумм денежных расходов, утвержденных уже волостным судом;

- продажа частного крестьянского имущества, по взысканиям казны, помещика или частного лица, кроме тех случаев, которые по закону возлагаются на об­щую полицию,

- определение и увольнение волостных должностных лиц, служащих по найму.

Старшина, по всем другим делам его ведомства, только советуется с правлением, но распоряжается по своему усмотрению, под личною свою ответственностью.

Для составления волостного суда избирается ежегодно волостным схо­дом (или сельским, если волость состоит из одного сельского общества) от че­тырех до двенадцати очередных суден. Определение числа сих выборных и установление между ними очереди предоставляется сходу, на следующих осно­ваниях:

- присутствие суда должно было состоять не менее, как из трех судей;

- судьи могли быть избраны, или для бессменного в течение целого года, отправления своей должности, или для отправления оной по очереди, заранее определенной сходом;

- в последнем случае, из избранных в числе от 4-х до 12-ти судей, должны выбывать, в назначенные сроки (как например: через два, четыре или шесть месяцев), не более половины, и затем выбывшие замещаются другими избранными судьями, по очереди.

Волостной суд ведал, на основании следующих статей, как споры и тяжбы между крестьянами, так и дела по маловажным их проступкам.

Волостной суд решал окончательно: все споры и тяжбы собственно ме­жду крестьянами, ценою до ста рублей включительно, как о недвижимом и движимом имуществах в пределах крестьянского надела, так и по займам, покупкам, продажам и всякого рода сделкам и обязательствам, а равно и дела по вознаграждению за убытки и ущерб, причинен­ные крестьянскому имуществу.

Окончательному решению волостного суда подлежали все, без ограничения ценою иска, между крестьянами споры и тяжбы, которые тяжущиеся стороны предоставят решению волостного суда. Споры и тяжбы, в коих, кроме крестьян, участвовали посторонние лица, могли быть также, по желанию тяжущихся сторон, предоставляемы окончательному решению волост­ного суда.

Волостной суд разбирал и приговаривал к наказанию крестьян, при­надлежащих к волости, за маловажные проступки, когда оные совершены в пределах самой волости против лиц, принадлежащих к тому же состоянию, и без участия лиц других состояний, а также, когда означенные проступки не находились в связи с уголовными преступлениями, кои подлежат рассмотрению общих судебных мест. Если в совершении проступка участвуют крестьяне, принадлежащие к другой волости, то виновных приговаривал к наказанию суд той волости, в пределах которой проступок был совершен.

Волостной суд был властен приговаривать винов­ных: к общественным работам - до шести дней, или к денежному взысканию - до трех рублей, или к аресту - до семи дней, или, наконец, лиц, от телесного наказания не изъятых, - к наказанию розгами до двадцати ударов. Назначение меры наказания за каждый проступок предоставлялось усмотрению самого суда. Приговоры волостного суда по проступкам, подлежащим его рассмот­рению, считались окончательными. Они приводились в исполнение сельскими старостами, или когда волость состояла из одного сельского общества, помощником волостного старшины, под наблюдением старшины и за общею их ответственностью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...