Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях

Правительство придавало большое значение учреждениям. на которые были возложены обязанности по проведению крестьянской реформы на местах. Этим было продиктовано из­дание специального законодательного акта, в котором детально были разработаны структура и функции указанных учреж­дений.

Первым звеном в этой системе были мировые посредники, вторым, утверждавшим решения мировых посредников и рас­сматривавшим поступавшие на них жалобы, — уездный съезд мировых посредников. Третьим звеном, утверждавшим реше­ния мировых съездов, рассматривавшим жалобы на действия первых двух звеньев, а также разрешавшим все другие вопро­сы, связанные с проведением реформы в жизнь, выступало гу­бернское по крестьянским делам присутствие, возглавляемое губернатором. Высшее наблюдение над деятельностью этих уч­реждений и вообще над проведением реформы было возложено на Главный комитет об устройстве сельского состояния, образо­ванный одновременно с утверждением Положений 19 февраля 1861 г. и заменивший собой Главный комитет по крестьянско­му делу, на который была возложена подготовка крестьянской реформы. Главный комитет об устройстве сельского состояния числился при Государственном совете под непосредственным наблюдением императора. В состав Комитета назначались по личному выбору императора руководители ведомств, непосред­ственно связанные с подготовкой и проведением крестьянской реформы: министры внутренних дел, юстиции, финансов, госу­дарственных имуществ, императорского двора, начальники 2 и 3 отделений Собственной его императорского величества кан­целярии.

Первостепенное значение придавалось институту мировых посредников. Из 132 статей данного Положения 122 трактуют о порядке назначения, компетенции и ответственности этих должностных лиц.

Дополнительные правила об устройстве крестьян, водворенных в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам

Мелкопоместным считался помещик, который имел менее 21 души м. п. и притом не более определенного в законе количест­ва земли. По 10-й ревизии из 103 194 помещичьих семей (вла­девших населенными имениями) насчитывалось 42 978 семей, владевших менее чем 21 душой м. п. каждая, т. е. 41,3% от об­щего числа земле- и душевладельцев. В общей сложности у та­ких владельцев числилось 339 586 душ м. п., или в среднем по 8 душ на владение. Однако мелкопоместных в смысле настоя­щих Дополнительных правил (т. е. отвечающих обоим критери­ям — мало крестьян и мало земли) было вдвое меньше. Поми­мо этого насчитывалось 3703 семьи беспоместных душевладель­цев, у которых в общей сложности находилось 12 286 душ м. п. крепостных, или немногим более чем по 3 души на вла­дельца[6].

Необходимость издания особых, более льготных для мелко­поместных владельцев Правил диктовалась заботой правитель­ства поддержать материально этот слои дворянства. Имея в среднем по 8 душ на владение (а в более чем 23 случаев и ме­нее душ), в материальном отношении они мало чем отлича­лись от крестьян (хотя и обладали всеми правами и привиле­гиями дворянства): жили в тех же крестьянских домах и на­равне с крестьянами обрабатывали землю. Многие из них жи­ли всецело за счет военной и гражданской службы. Именно этот слой дворянства до реформы разорялся н деклассировал­ся. С 8-й (1833 г.) ко 10-ю ревизию число мелкопоместных сократилось в полтора раза, а душевлалельцев — в пять раз. Своих крестьян они продали другим помещикам или отпустили за выкуп на волю.

Заключение

Экономика России неуклонно и закономерно развивалась по пути дальнейшего становления капиталистических отношений. К середи­не XIX в. кризис феодальных отношений стал очевидным. Посесси­онная промышленность окончательно показала свою экономическую несостоятельность, в силу чего по инициативе самих заводчиков была перестроена на новый лад. Владельцы посессионных предприятий по­лучили право увольнять крепостных, которые затем переводились в разряды государственных крестьян или городских жителей. Их же после увольнения охотно брали на предприятия по вольному найму.

Вотчинная промышленность, основанная на труде крепостных крестьян, также приходила в упадок.

В то же время активно развивалась капиталистическая промыш­ленность — купеческая и крестьянская. Однако феодализм мешал ее свободному росту, затруднял привлечение наемных работников, су­жал рынок сбыта.

Рост капиталистической промышленности в стране требовал все больше и больше свободных рабочих рук. Этому существенно меша­ла барщинная система хозяйства. Представители буржуазии и неко­торая часть либеральных помещиков требовали отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труду.

В 30 — 50-е годы XIX в. в России произошел промышленный пе­реворот. Развитие капиталистической промышленности, тесно свя­занной с выработкой товаров на рынок, приводило к увеличению го­родского населения. Однако процесс расширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промышленности. Это объяснялось тем, что подавляющая часть населения страны вела на­туральное хозяйство. Крепостные крестьяне не могли быть полноцен­ными потребителями промышленной продукции.

Все более невыгодным становился труд крепостных и для помещиков. Некоторые из них предпочитали переводить крестьян подрядностью на оброк, а затем нанимать их для работы на барской земли. Основная масса помещиков все же шла по пути усиления эксплуатации крестьян с целью повышения доходности своих имений. Стране требовалось все больше товарного хлеба. Помещики спешили использовать это обстоятельство для получения прибылей.

Некоторые помещики, особенно черноземных районов, в погоне за прибылями усиливают эксплуатацию крепостных крестьян путей их перевода полностью на барщину и даже на так называемую месячину. Крестьянин получал от барина скудный месячный продовольственный паек и все время работал на барской земле, отрываясь от своего хозяйства.

Страна переживает кризис крепостнического хозяйства. Многий помещики разоряются. Растут нужда и обнищание крестьян. Положение в еще большей мере обостряется в связи с тяжелой и неудачной для России Крымской войной. В это время усиливаются рекрутские наборы, увеличиваются налоги. Сама же война показала всю гнилость экономики России, наглядно продемонстрировала отсталость страны, что в конечном счете привело к возникновению в 1859 — 1861 гг. революционной ситуации в стране.

Стихийные массовые выступления и восстания крестьян становятся столь мощными и опасными для царизма, что царь и многие его приближенные понимают необходимость принять срочные меры для спасения самодержавия.

Отмена крепостного права произошла не мгновенно. Проведение крестьянской реформы предшествовала длительная работа по выработке проектов законодательных актов об отмене крепостного права.

Царизм при выработке проекта реформы не мог, разумеется, иг­норировать мнение большинства помещиков. В целях его выяснения царское правительство образовало из местных помещиков губернские комитеты, которым предлагалось выработать свои предложения к проекту об отмене крепостного права.

На содержание проекта крестьянской реформы значительное вли­яние оказало мнение губернских комитетов, которые выражали ин­тересы реакционных крепостников. В результате с учетом мнения губернских комитетов был подготов­лен окончательный проект, рассмотренный Государственным сове­том, большинство членов которого его одобрило. 19 февраля 1861 г. царь подписал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и комплекс законов об отмене крепостного права.

Революционная ситуация 1859—1861 гг. дала непосредственный толчок, который ускорил решение вопроса об отмене крепостного права, обусловленное объективными закономерностями экономичес­кого развития.

С момента обнародования манифеста крестьяне получили личную свободу. Помещики потеряли право вмешиваться в личную жизнь крестьян, не могли переселять их в другие местности, тем более не могли продавать другим лицам с землей или без земли. За помещика­ми сохранялись лишь некоторые права по надзору за поведением вы­шедших из крепостной зависимости крестьян.

Изменились также и имущественные права крестьян, прежде все­го их право на землю. Однако в течение двух лет сохранялись по су­ществу прежние крепостнические порядки. За это время должен был совершиться переход крестьян во временнообязанное состояние. Наде­ление землей производилось в соответствии с местными положения­ми, в которых для различных районов страны (черноземных, степных, нечерноземных) определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой крестьянам. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, какую землю получали крестьяне.

В целях урегулирования взаимоотношении между помещиками и крестьянами Сенатом по представлению губернаторов назначались мировые посредники из числа дворян-помещиков. Уставные грамоты составлялись помещиками или мировыми посредниками. После этого их содержание обязательно доводилось до сведения соответствующего крестьянского схода или сходов, если грамота касалась нескольких деревень. Затем могли вноситься поправки по замечание ям и предложениям крестьян, а мировой посредник решал спорные вопросы. Грамота вступала в силу после того, как крестьяне были ознакомлены с ее текстом и когда мировой посредник признавался содержание соответствующим требованиям закона. Согласие крестьян на условия, предусмотренные грамотой, было не обязательно. Правда, помещику было выгоднее добиться такого согласия, ибо в этом случае при последующем выкупе земли крестьянами он получал так называемый дополнительный платеж.

В целом по стране крестьяне получили земли меньше, чем до тех пор имели. Особенно значительными оказались отрезки в черноземных районах. Крестьяне были не только ущемлены в размерах земли они, как правило, получали неудобные для обработки наделы, так как самая лучшая земля оставалась у помещиков.

Временнообязанный крестьянин получал землю не в собственность, а только в пользование. За пользование он должен был расплачиваться повинностями — барщиной или оброком, которые мало отличались от прежних его крепостных повинностей.

Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение.

Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство организовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив крестьянам, таким образом, кредит. Этот кредит должен был погашаться в течение 49 лет с вы­платой ежегодно 6% на ссуду.

После заключения выкупной сделки крестьянин именовался соб­ственником. Однако его собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями. Полным собственником крестьянин ста­новился лишь после выплаты всех выкупных платежей.

Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоя­нии не был установлен, поэтому многие крестьяне тянули с перехо­дом на выкуп. К 1881 г. таких крестьян оставалось примерно 1%. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в тече­ние двух лет. В этот срок следовало заключить выкупные сделки либо потерять право на земельные наделы. В 1883 г. категория временно-обязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сдел­ки, часть лишилась земли.

В 1863 и 1866 гг. реформа была распространена на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались.

Реформа предусматривала организацию крестьянского самоуп­равления. Крестьяне освободились от власти помещиков и вотчинной полиции. Их место в большой мере заняли сельские волостные органы самоуправления. Для выколачивания из крестьян выкупных платежей был использован старинный институт — сельская община с ее круговой порукой.

Органом общинного самоуправления был сельский сход. Он ре­шал вопросы, связанные с распределением земли среди членов общи­ны на основе уравнительного землепользования. Староста следил главным образом за своевременным и точным выполнением кресть­янами повинностей. Он мог подвергать аресту или общественным работам на срок до двух дней, штрафовать на сумму решения, которые касались всей волости.

На волостном сходе выбирали волостного старшину, который выполнял решения схода и различные полицейские функции (задер­живал бродяг, дезертиров, принимал другие меры по охране порядка). Старшину избирали, как правило, из кулаков. Волостной сход избирал волостной суд для рассмотрения малозначительных уголов­ных и гражданских дел.

Крестьянское общественное самоуправление функционировало под контролем полицейских органов. В контакте с ним действовали старосты и особенно волостные старшины. Крестьяне и после выку­па земельных наделов относились к сословию с существенными огра­ничениями прав по сравнению с другими слоями населения.

В целом крестьянская реформа носила буржуазный характер и способствовала дальнейшему развитию в России капиталистических отношений.

Список использованной литературы

1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов, 1995 г.

2. Занойчковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.

3. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1996 г.

4. История отечественного государства и права (под ред. Чистякова О.И.).

5. История СССР. Том 2. /Под ред. Нечкиной М.В./. М., 1954.

6. М.,1996 г.

7. Российское законодательство Х — XX веков. М., 1985.

8. Юшков С.В. Курс истории государства и права. М., 1949 г.


[1] История СССР. Том 2. /Под ред. Нечкиной М.В./. М., 1954. С. 237.

[2] Занойчковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. С. 16.

[3] Занойчковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. С. 50.

[4] Занойчковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. С. 47.

[5] Занойчковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. С. 56.

[6] История СССР. Том 2. /Под ред. Нечкиной М.В./. М., 1954. С. 202.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...