Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий

 

Данное Положение также играло важную роль в законодательном обеспечении реформы. В нем излагались правила:

- о выкупе в собствен­ность, вышедшими из крепостной зависимости, временно-обязанными крестья­нами усадеб, отдельно от полевых угодий;

- о содействии государства к приобретению теми же крестьянами в собственность, вместе с усадьбами всего, или части полевого надела, предоставленного им от помещиков в постоянное пользование за определенные повинности.

Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставлялось пра­во выкупать в собственность их усадебную оседлость.

Приобретение в собственность крестьянами полевых земель и угодий, отведенных им в постоянное пользование, до­пускалось не иначе, как с согласия помещика.

При приобретении крестьянами в собственность, вместе с усадебною оседлостью, полевого надела, оказывалось содействие от государства. Содействие заключалось в том, что Правительство ссужало, под приобретаемые на этом основании земли, определенную сумму, с рассрочкою крестьянам уплаты на продолжительный срок, и само взыскивало сле­дующие с них платежи, как в счет процентов по выданной сумме, так и на постепенное погашение долга. Эта сумма выдавалась помещику процент­ными кредитными бумагами, по коим Правительство принимает на себя уплату процентов и капитала.

Определение размера выкупа за усадьбы, на основании со­глашения, засвидетельствованного Мировым Посредником, в присутствии по­сторонних свидетелей, в числе от 3-х до 6-ти, зависит от договари­вающихся сторон. От этого соглашения зависело также постановление всех усло­вии, относительно порядка и рассрочки платежей. Если же добровольных со­глашений не было, то выкуп производился на основании правил Положения.

Для определения этой доли усадьбы каждого селения причисляются одному из четырех разрядов, установленных в означенном Местном Положении. Из оброка, причитающегося за весь крестьянский надел в селении, отно­сится собственно на усадебные земли: первого разряда - не более 1 р. 50 коп второго разряда - не более 2 р. 50 коп., третьего разряда - не более 3 р. 50 коп. на ревизскую душу. В четвертом разряде, к коему причисляются усадьбы в селениях, обложенных, на основании означенного Положения, за представлен­ные крестьянам особые выгоды, возвышенным оброком, денежная повинность за усадьбы может быть определена порядком, указанным в том Положении, и свыше 3 р. 50 коп. на душу.

Для исчисления выкупной суммы за усадебную оседлость, причитаю­щаяся с нее, по уставной грамоте часть оброка помножается на шестнадцать и две трети; таким образом за каждый рубль ежегодного оброка падающего на усадьбы, полагается выкупная сумма в 16 руб. 67 коп.

Исчисленная за все усадьбы сельского общества выкупная сумма разверстывалась между домохозяевами по мирскому приговору, с утвер­ждения помещика. В случае несогласия помещика на мирскую разверстку, воз­никшее недоразумение разрешается Мировым Посредником. Недовольная ре­шением Мирового Посредника сторона могла приносить жалобы Уездному Мировому Съезду.

Когда все домохозяева селения вместе желали выкупить свои усадьбы оседлость, в таком случае они должны были внести сполна выкупную сумму, определенную за все усадьбы. Когда один домохозяин выкупал свою усадебную оседлость отдельно от других, то он вносил единовременно сумму, причитающуся на ею усадьбу по разверстке. В тех селениях, где существовало общинное пользование угодьями, крестьянин, отдельно выкупающий свою уса­дебную оседлость, уплачивал помещику эту сумму, с прибавлением к ней двадцати копеек на каждый рубль.

Порядок выкупа устанавливался следующий. Крестьяне, желавшие приступить к выкупу своей усадебной оседлости, обращались с просьбой к помещику; но предварительно, они обязаны были внести выкупную сумму в Уездное Казначейство, для хранения и выдачи, впоследствии помещику при окончатель­ном закреплении за крестьянами выкупленных усадеб.

Помещику предоставлялось право, не ожидая предложения со сто­роны крестьян, сделать такое заявление в уставной грамоте, при составлении ее, или впоследствии, чрез Мирового Посредника. Если этого заявления не было сделано, а между тем, по отсутствию помещика, или по другим причинам, непосредственное со­глашение с ним крестьян, относительно выкупа усадеб, не было достигнуто, то пре­доставлялось крестьянам право обращаться прямо к Мировому Посреднику.

Крестьяне, со дня выдачи им "данной", освобождались от платежа по­мещику той доли оброка, которая падает на выкупленные усадьбы, и получали ее в собственность, с тем лишь ограничением, что в продолже­ние первых девяти лет со времени утверждения Положения, усадьбы не могли быть передаваемы, или закладываемы посторонним лицам, не принадлежащим к обществу. По прошествии этого срока, крестьяне могли располагать выкупленными усадьбами, как своей собственностью, на основа­нии общих законов. Домохозяин, выкупивший свою усадебную оседлость, со­хранял право участия в пользовании общественным выпуском и другими ча­стями сей оседлости, состоящими в распоряжении всего общества.

Завершающим этапом ликвидации феодальных отношении в бывшей помещичьей деревне являлся перевод крестьян на вы­куп. Этот процесс начался одновременно с введением уставных грамот и растянулся на десятилетия. Положения 19 февраля 1861 г. не устанавливали никакого окончательного срока пре­кращения временнообязанного состояния крестьян: перевод крестьян на выкуп всецело зависел от воли помещика, который имел право заключать выкупные сделки как по обоюдному со­глашению с крестьянами, так и в одностороннем порядке. Уже на 3 января 1862 г. из 2796 представленных уставных грамот по 322 грамотам переводились на выкуп 2782 души мужского пола (далее—м. п.) крестьян, на 3 января 1863г. из 95300 представленных уставных грамот по 5808 грамотам на выкуп переводились 678811 душ м. п. крестьян. К началу 1864 го­да на выкуп перешло 959 892 души м. п. крестьян.

В 1863 году в связи с восстанием в Польше и развернувшим­ся широким крестьянским движением в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, где владельцами населенных име­нии были преимущественно польские дворяне, правительство изменило условия реформы в сторону некоторых уступок крестьянству, чтобы, с одной стороны, ослабить накал классо­вой борьбы в деревне в этих регионах, с другой — попытаться опереться на местное крестьянство, представленное преимуще­ственно литовцами, белорусами и украинцами, в борьбе с поль­ским национально-освободительным движением. Указами 1 марта, 30 июля и 2 ноября 1863 г. установленный по устав­ным грамотам оброк понижался на 20%, находившиеся на бар­щине крестьяне переводились на оброк, произведенные от на­дела отрезки возвращались крестьянам, мировые посредники польского происхождения заменялись русскими, присланными из внутренних губерний, а крестьяне сразу переводились на выкуп. “Для поверки денежных повинностей и составления выкупных актов” 9 апреля 1863 г. были учреждены в каждом уезде особые поверочные комиссии. В соответствии с указами 1 марта, 30 июля и 2 ноября 1863 г. на обязательный выкуп были переведены 2 517 919 душ м. п. в 9-ти западных губерни­ях (Виленской, Витебской, Волынской, Гродненской, Киев­ской. Ковенской, Минской, Могилевской и Подольской), соста­влявших Литву, Белоруссию и Правобережную Украину.

На 19 февраля 1870 г. перешло на выкуп 6679344 души м. п.. что составило 66,6% от общего числа бывших помещичь­их крестьян. На 1 января 1877г. перешедшие на выкуп со­ставляли 71,9% от общего числа крестьян. На 1 января 1881 г. крестьян-собственников числилось уже 84,1%, а временнообязанных — 15,9% (1552403 души м. п.). Пе­ревод на обязательный выкуп остававшихся к 1881 году на временнообязанном положении полутора миллиона душ м. п. крестьян предусматривался с 1 января 1883 г. изданным 28 де­кабря 1881 г. “Положением о выкупе наделов остающимися еще в обязательных отношениях к помещикам крестьянами в губерниях, состоящих на Великороссийском и Малороссийском местных положениях 19 февраля 1861г.”. Он завершился к 1895 году. Издание Положения 28 декабря 1881 г. о переводе остававшихся на временнообязанном положении крестьян на обязательный выкуп, а также объявленное одновременно пони­жение выкупных платежей на 20% и сложение недоимок по этим платежам, несомненно, явилось одной из уступок крестья­нам, на которую пошло правительство в обстановке революци­онной ситуации 1879—1881 годов. Однако данная уступка не могла сколько-нибудь существенно поправить тяжелое положе­ние крестьянства, остававшегося по-прежнему в экономической зависимости от государства и своих бывших помещиков[5].

На 1 января 1895 г. числилось крестьян, перешедших на вы­куп, —9 158754 души м. п. в местностях с общинным земле­владением и 109 791 домохозяин с подворным землевладением. Было заключено 124 тысячи выкупных сделок, из них 20% по обоюдному соглашению крестьян с помещиками, 50% — по од­ностороннему требованию помещика и 30% — “правитель­ственной мерой” (т. е. указами 1 марта, 30 июля и 2 ноября 1863г. и Положением от 28 декабря 1881 г.).

В Закавказье, где крепостное право было отменено законами 13 октября 1864г. и 13 октября 1865г. (в Грузии) и 14 мая 1870г. (в Армении и Азербайджане) перевод временно-обязанных крестьян начался с 1912—1913 гг. согласно Положе­ниям от 20 декабря 1912 г. и 7 июля 1913 г. и не завершил­ся даже к 1917 году.

Выкупная операция — буржуазная по своему содержанию мера, проводимая крепостническими методами насилия и при­нуждения. Выкуп крестьянами их надельных земель в боль­шинстве случаев носил принудительный характер — в силу не­соразмерности выкупных платежей ценности и доходности выкупаемых наделов и длительности самой выкупной опера­ции. Вот почему перевод крестьян на выкуп проводился преи­мущественно по одностороннему требованию помещиков или “обязательной мерой” правительства.

Выкуп не только способствовал более интенсивному прони­кновению товарно-денежных отношений в крестьянское хозяй­ство, социальному расслоению деревни, но он давал помещикам (особенно крупным латифундистам) денежные средства для перестройки своего хозяйства на капиталистической основе. Перевод крестьян на выкуп означал дальнейшее отделение крестьянского хозяйства от помещичьего. Выкупная операция ликвидировала систему феодальных отношений в деревне и превращала крестьянина в самостоятельного собственника зе­мельных угодий. Выкупная операция, оказавшаяся выгодной для государства, несомненно, позволила ему выйти из тяжело­го финансового кризиса, в каком оно оказалось после Крым­ской воины, и проводить активную экономическую политику: строить казенные железные дороги и промышленные пред­приятия, предоставлять значительные ссуды помещикам и ка­питалистам-предпринимателям. Выкупная операция явилась важным фактором первоначального накопления для капитали­стического хозяйства пореформенной России.

Статьи 1—3 устанавливают два вида поземельной собственности, приобретаемой бывшими помещичьими крестьянами посред­ством выкупа: 1) так называемую усадебную оседлость и 2) по­левой надел (пашня, сенокосы, выгоны и другие угодья), кото­рый крестьяне получали по уставной грамоте в постоянное поль­зование за феодальные повинности. Условия и порядок выкупа усадьбы определены статьями 8—26 данного Положения, выкуп в собственность полевого надела определен статьями 27—122 (раздел второй). Статус перешедших на выкуп крестьян (крестьян-собственников) и их поземельные права определены статьями 156—179, составляющими раздел третий.

По смыслу ст. 3, крестьяне не имели права требовать перевода их на выкуп. Оно предоставлялось только помещику, который мог заключать выкупные сделки как по обоюдному с крестьяна­ми соглашению, так и без их согласия, в одностороннем порядке, но в последнем случае он лишался от 20 до 25% выкупной сум­мы, составлявшей так называемый дополнительный платеж.

Посредничество государства между помещиками и крестьяна­ми в выкупной операции, о чем говорится в статье, имело важ­ное социальное и экономическое значение. Содействие выкупу со стороны государства, которое гарантировало помещикам вы­купные платежи в строго выдерживаемые им сроки, избавляло также помещика в условиях социальной напряженности в поре­форменной деревне от многочисленных столкновений с крестья­нами на этой почве. Выплатив помещику соответствующую сум­му, правительство с помощью своего мощного административ­но-полицейского аппарата взыскивало ее вместе с процентами с крестьян. Правительственное содействие делу выкупа, несом­ненно, решало задачу ускорения перевода крестьян на вы­куп.

Статья 5 подчеркивает, что Положение о выкупе касается толь­ко заключения сделок о выкупе крестьянской надельной земли и не распространяется на другие сделки по купле-продаже недви­жимой собственности. Порядок заключения последних регла­ментируется общим гражданским законодательством.

Статья 1350 тома Х Свода законов Российской империи, упо­минаемая в 1-м примечании к ст. 5, гласит: “Ненаселенные зем­ли, проданные от лица одного состояния лицам другого, выкупу не подлежат”.

Пункты 1—4 статьи 6 свидетельствуют о незначительности льгот и облегчений при совершении выкупных сделок. Они не­сколько уменьшали расходы обеих сторон в процессе оформле­ния сделки и сокращали ее бюрократическую процедуру. По­скольку подавляющее большинство выкупных сделок соверша­лось по одностороннему требованию помещиков, на практике указанные льготы и облегчения более всего были на руку по­мещикам.

Упоминаемые в статье 7 особые условия выкупа земель бывшими помещичьими крестьянами Сибири и Бессарабской области из­ложены в Дополнительных правилах о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в Сибири (ст. 11—20), и в Правилах о людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области (ст. 8—11). Сибирским по­мещикам давалось право либо заключать со своими крестьянами сделки о предоставлении им в собственность их земельного на­дела, либо продать свои имения в казну. Помещик мог предоста­вить крестьянам их наделы в собственность либо за деньги (с рассрочкой в уплате выкупной суммы), либо за особые повинно­сти (деньгами или работой) по смерть помещика, либо на опре­деленный срок. При этом условия о выполнении определенных работ за надел пересматривались каждые три года. По 10-й реви­зии в Сибири числилось всего 4320 душ мужского пола крепост­ных, в том числе 384 души дворовых. Основная масса крепост­ных Сибири сосредоточивалась в Тобольской губернии (3149 душ м. п.). В Бессарабской области числилось 10 844 души м. п. крепостных, в том числе 3005 душ м. п. Дворовых. К бывшим крепостным Бессарабской области применялось то положение, на котором находились бессарабские царане: свободные крестьяне, сидевшие на помещичьих землях, за которые они на договорных с помещиками условиях отбывали феодальные повинности. Согласно Дополнительным пра­вилам о бывших помещичьих крестьянах Бессарабии (ст. 8—11), помещик обязывался предоставить крестьянам зе­мельные наделы не в собственность, а в постоянное пользование.

Государство содействовало крестьянам в выкупе земельного надела, следующим образом. Определенная по правилам Положения сумма, выдаваемая помещи­ку, под приобретаемые крестьянами в собственность мирские земли и угодья, обеспеченными (гарантированными) Правительством кредитными бумагами, именовалась "выкупной ссудой". Всякие добавочные, сверх, выкупной ссуды, платежи, какие крестьяне обязывались уплатить, помещику, по взаимному с ним соглашению, не обеспечивались (не гарантировались) государством. Крестьяне, приобретшие в собственность землю, при посредстве выкупной операции, обязаны были вносить в казну ежегодно, взамен следовавшего помещику за землю оброка, по шести копеек на рубль с назначенной Прави­тельством выкупной ссуды, впредь до ее погашения. Таковые платежи име­новались “выкупными”. Выкупная ссуда погашалась взносом выкупных платежей в продолжение сорока девяти лет со дня выдачи ссуды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...