Тема: право публичной собственности
ВОПРОСЫ: 1. Право государственной собственности: субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения, осуществление. 2. Право муниципальной собственности: субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения, осуществления. 3. Приватизация как способ прекращения права государственной и муниципальной собственности: понятие, порядок, способы.
1. Право государственной собственности: субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения, осуществление.
История государственной собственности: В советское время ее обозначали как «общенародную собственность», «достояние многонационального народа СССР» (Конституций СССР). Это было декларативное, неправовое понятие. Современное законодательство придает этому явлению правовую определенность: как субъективное право конкретного публичного образования на принадлежащее ему, закрепленное за ним, обособленное имущество. Право это обладает всеми признаками права собственности: оно абсолютное (ему противостоят все прочие субъекты, в том числе и прочие публичные образования, независимо от иерархии); вещным, с абсолютной защитой и набором правомочий. Но этому проявлению единого по своей природе праву собственности свойственны некоторые особенности. Они предопределены его принадлежностью к праву публичной собственности. Публичный собственник, в отличие от частных, не имеет своего «частного» интереса. Его интерес – общее благо, польза для населения, граждан. Поэтому право публичной собственности характеризуется рядом особенностей: приобретения и прекращения, владения, пользования и распоряжения, объектами, которые в соответствии с п.3 ст. 212 ГК РФ устанавливаются законами.
Субъекты права государственной собственности указаны в п. 1 ст. 214 ГК РФ: РФ (субъект права федеральной собственности) и субъекты РФ (субъекты права собственности субъектов РФ). Объекты права государственной собственности – общее представление о них, точнее об их классификации дает ст. 212-214 ГК РФ: -по натуральному воплощению законодатель выделяет природные ресурсы (земля и прочие) и другое имущество, в том числе средства соответствующих бюджетов; -по оборотоспособности специально указаны виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (изъяты из оборота); -по наличию вещных прав на это имущество у других лиц: закрепленное и незакрепленное за государственными предприятиями и учреждение во владение, пользование и распоряжение. Незакрепленное называется казной. Само же отнесение государственного имущества к федеральной собственности или к собственности субъектов РФ должно осуществляться в порядке, установленном законом (п. 5 ст. 214 ГК), которого нет. Но подзаконные правовые акты дают следующую картину объектов, которые отнесены к федеральной собственности: 1)объекты, составляющие основу национального богатства страны (природные ресурсы); 2)имущество, необходимое для функционирования федеральных органов (органов управления, власти, суда и т.д.); 3)для обеспечения безопасности государства (оборона, государственный резерв и др.); 4)для решения общенациональных задач. В настоящее время, как отмечает в Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 г.) Правительство РФ, необходимо оптимизировать состав этого имущества, избавляясь от того, которое не соответствует целям участия государства в хозяйственных отношениях, его стратегическим задачам (приватизировать, передать в ведение субъектов РФ, муниципальных образований).
Объекты права собственности субъектов РФ: предприятия как имущественные комплексы; социально-культурные комплексы, объекты в сфере здравоохранения, образования; нежилые здания, сооружения; ценные бумаги и иное. Российская Федерация и ее субъекты, каждый отдельно, организуют специальный учет объектов права собственности (недвижимого и движимого имущества) и ведут их реестр по соответствующим правилам. Его для РФ ведет Министерство имущественных отношений, а для субъекта РФ – уполномоченные тем органы (комитет по управлению имуществом). Этот реестр не заменяет Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, который ведут учреждения юстиции. Это вид специального учета. Значение: п. 3 пост. Пленума ВАС от 25 февраля 1998 г. «Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр». Спор по их поводу возможен и разрешается судом. Основания возникновения права государственной собственности (общегражданские и специальные): А) В силу закона (преемство в части имущества СССР, природные ресурсы (недра, леса – объявляются государственной собственностью и какого-то иного специального акта не требуется); Б) Перераспределение государственного имущества между РФ и субъектами РФ в административном порядке на основании постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 г. (в порядке разграничения): все объекты – отнесены к государственной собственности, часть из них подлежит передаче муниципальным образованиям (по Перечню № 3), часть может быть передача субъектам РФ (по Перечню № 2, а также объекты, не попавшие ни в один из этих перечней). Порядок передачи административный и определен распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. «Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности»: представительный орган власти субъекта РФ утверждает перечень объектов, подлежащих передаче в собственность субъекта РФ, и представляет в Мингосимущество РФ для проверки его законности и регистрации. Мингосимущество регистрирует правильно составленный перечень и направляет его Правительству РФ для утверждения. Объекты по перечню считаются переданными в собственность субъекта РФ с момента принятия решения Правительством об утверждении перечня или по истечении 3-х месяцев с момента регистрации Перечня в Мингосимуществе, если решение так и не было принято.
3) Налоги, сборы. 4) Изъятие имущ ество у частных собственников помимо их воли по основаниям, указанным в законе: у лица, которому в силу закона имущество не может принадлежать (ст. 238 – государственная собственность); изъятие земельных участков для государственных нужд (ст. 239); выкуп государством бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240); реквизиция (ст. 242 государственная собственность); конфискация (ст. 243); национализация. 5) Присвоение такого бесхозяйного имущества как клады (ст. 233 – памятники истории и культуры). 6) наследование вымороченного имущества (ст. 1151 ГК РФ – в собственность РФ). Прекращение права государственной собственности (особенности оснований и последствий): 1) Ограничение применения общегражданских оснований прекращения права собственности (вместо них, как правило, специальные: в порядке приватизации, в порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, разграничения, в порядке передачи находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры). 2) Запрет отчуждения имущества, изъятого из оборота. 3) Особенности прекращения права собственности в связи с обращением взыскания по обязательствам публичных образований: - п. 1 ст. 125 ГК – обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы допускаются в случаях, предусмотренных в законе, т.е. не допускается («иммунитет»); - п. 1 ст. 126 ГК – отвечает всем имуществом, кроме имущества, закрепленного на ПХВ и ПОУ за государственными предприятиями и учреждениями; - особые правила обращения взыскания на бюджетные средства публичных образований (бюджетное законодательство, пост Правительства РФ от 22.02.2001 г. № 143)
Осуществление права государственной собственности зависит от вида имущества, от того, относится ли оно к закрепленному или незакрепленному. Во всяком случае, от имени РФ или субъекта РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в случаях, предусмотренных законами и нормативными актами – органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 1 и 3 ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК). Осуществление права федеральной собственности: - Правительство РФ (ст. 116 Конституции, ФЗ). - Федеральные органы исполнительной власти (Министерство имущественных отношений – учредитель от имени государства, принимает решение о реорганизации, арендодатель, осуществляет контроль за использованием закрепленного имущества, организует выполнение прогнозного плана приватизации); федеральные органы исполнительной власти по координации и регулированию деятельности в соответствующих отраслях (утв. уставы, назначают руководителей, принимают решение о создании и др.); Российский фонд федерального имущества (владеет имуществом до приватизации, продает имущество). Споры между соответствующими органами по вопросам распоряжения объектами федеральной собственности неподведомственны суду, и являются спорами о компетенции, а она определяется положениями об этих органах (п. 5 пост. Пленума ВАС от 25 февраля 1998 г.). Осуществление права собственности субъектов РФ органы, которые созданы в соответствии с общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (ФЗ от 6 октября 1999 г.). В Кемеровской области они определены Уставом (от 9 апреля 1997 г.); Законом «О схеме управления Кемеровской областью» от19 октября 2001 г. и Законом «О порядке управления государственной собственностью Кемеровской области» от 20 июля 1998 г. Органы: - представительные (Областной Совет нардепов) уст. Порядок управления, принимают решения о передаче имущества Кемеровской области иным публичным образованиям. - Исполнительные органы Кемеровской области: Администрации Кемеровской области (Губернатор: принимает решения о приобретении и отчуждении имущества в государственную собственность Кемеровской области; принимает решения о создании, реорганизации и прекращении деятельности предприятия, учреждений, организаций государственной собственности Кемеровской области; принимает решения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Управления Администрации области (департаменты): вносят Губернатору области предложения об учреждении, реорганизации, ликвидации предприятий, учреждений, организаций области, вносят Губернатору области предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; вносят на утверждение комитета по управлению государственным имуществом области уставы предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области (исходя из принципа отраслевой принадлежности), если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области: ведет реестр государственной собственности Кемеровской области в соответствии с Положением о реестре государственной собственности Кемеровской области, в порядке, установленном действующим законодательством, оформляет предложения о передаче объектов федеральной, муниципальной собственности в государственную собственность Кемеровской области, а также предложения о передаче объектов из государственной собственности Кемеровской области в федеральную, муниципальную собственность, по поручению Губернатора выступает учредителем предприятий, учреждений, организаций, созданных на основе государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; утверждает уставы предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; по поручению Губернатора области назначает на должность и освобождает от должности руководителей предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; по поручению Губернатора заключает, изменяет, расторгает контракты с руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Оформляет закрепление имущества области в хозяйственное ведение и оперативное управление, дает согласие на продажу недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении, на передачу его в аренду или залог либо на распоряжение этим имуществом иным предусмотренным законом способом. Осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к государственной собственности Кемеровской области имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении юридических лиц, а также переданного в установленном порядке иным лицам. В случае нарушения установленных правил владения этим имуществом и его использования принимает необходимые меры в соответствии с действующим законодательством. Выступает арендодателем объектов государственной собственности Кемеровской области, в соответствии с действующим законодательством проводит конкурсы и аукционы на право заключения договоров аренды объектов государственной собственности Кемеровской области.
Фонда имущества Кемеровской области (Кузбассфонд), является уполномоченным органом, осуществляющим заключение сделок по продаже объектов государственной собственности области, в том числе акций (долей, паев) хозяйственных обществ и товариществ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|