I . Использование математических функций и формул
Стр 1 из 3Следующая ⇒ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 7
по дисциплине ИНФОРМАТИКА
Разработчик: к.т.н., доц. Баранова Е.М.
Тула, 2018 г. Лабораторная работа № 7 Специальные возможности электронных таблиц (OOo Calc). Кодирование числовой информации Цель лабораторной работы Получение навыков кодирования числовой информации при помощи инструментов электронных таблиц (OpenOffice.org.Calc) Теоретические положения I. Использование математических функций и формул 1. Перевод целой части числа из десятичной системы счисления в систему с неким основанием. Для перевода целой части числа из десятичной системы счисления в систему с неким основанием, необходимо: 1) делить число на основание системы счисления до тех пор, пока в частном не образуется 0, фиксируя остатки от деления; 2) записать остатки от деления в обратном порядке (снизу-вверх). Например, при переводе десятичного числа 35 в двоичное число, получим (рисунок 1): Рисунок 1 – Схема перевода десятичного числа 35 в двоичный код Тогда, В электронной таблице OpenOffice.org.Calc для получения целой части числа при делении используется функция QUOTIENT. Функция QUOTIENT имеет синтаксис: =QUOTIENT(Числитель; Знаменатель), где Числитель – любое десятичное число, Знаменатель – основание системы счисления. Для получения целочисленного остатка от деления используется функция MOD. Функция MOD имеет синтаксис: = MOD (Числитель; Знаменатель), где Числитель – любое десятичное число, Знаменатель – основание системы счисления. Указанные функции вызываются так: команда главного меню Вставка, действие Функция. В открывшемся окне Мастер функций выбирают категорию Математические, а затем выбирают необходимые функции (рисунок 2).
После выбора нужной функции нажимают Далее (внизу окна мастер функций), а затем выбирают параметры функций – числитель и знаменатель. После нажатия на кнопку ОК результат деления (целая часть при использовании функции QUOTIENT и остаток от деления при использовании функции MOD) возвращаются в указанные ячейки (выводится результат в той ячейке, для которой вызывалась функция). Рисунок 2 – Функция QUOTIENT и MOD в окне Мастер функций Задание 1. Перевести десятичное число 41 в двоичную систему счисления. Решение задания 1. Водятся исходные данные, например, так, как показано на рисунке 3. Рисунок 3 – Исходные данные задания 1 Далее, например, в ячейку С2 вызывается функция QUOTIENT, а в ячейку D2 – функция MOD, при этом ячейки С1, D1 содержат подписи наименований столбцов электронной таблицы (С1 – Целая часть, D1 – Остаток). Затем в ячейку А3 прописывается значение =С2, а в ячейку В3 прописывается =В1 (для столбца В формула будет одна и та же = В1 или =В2, затем В3 и так далее по мере смещения вниз по столбцу). Такой подход требуется для того, чтобы сформировать принцип перевода десятичного числа в двоичное число так, как показано на рисунке 1. Формулы, записанные в ячейки А3 и В3 растягиваются на весь столбец, для чего необходимо «потянуть» за нижний правый край содержимого ячейки (рисунок 4). Рисунок 4 – Применение формулы к ячейкам столбца Формулы, внесенные в ячейки С2, D2 также применяются ко всему столбцу (к нескольким ячейкам), причем не важно, сколько ячеек вниз охватит формула, так как нулевые ячейки (или ячейки с ошибкой, возникшие после завершения процесса перевода) можно впоследствии удалить. Ввод функции QUOTIENT представлен на рисунке 5. Рисунок 5 – Ввод функции QUOTIENT Подобным образом осуществляется ввод функции MOD (рисунок 6). Результат выполнения задания 1 представлен на рисунке 7.
Записанные в обратном порядке остатки от целочисленного деления на 2 и образуют двоичный код десятичного числа 41. Примечание: к таблице, содержащей результат выполнения задания 1, применено форматирование – шрифт Times New Roman, выравнивание по центру, полужирный шрифт для подписи наименований столбцов электронной таблицы. Форматирование применено и далее к таблицам, содержащим результаты выполнения заданий. Рисунок 6 – Ввод функции MOD Рисунок 7 – Результат выполнения задания 1 Ответ: (41)10=(101001)2. Задание 2. Перевести десятичное число 41: а) в восьмеричную систему счисления; б) в шестнадцатеричную систему счисления. Решение задания 2. а) Достаточно в таблице, оформленной для задания 1, изменить основание системы счисления на 8 (содержимое ячейки В2). Результат выполнения задания 2а представлен на рисунке 8. Примечание – нули, образовавшиеся вначале числа не записываются в ответ. Рисунок 8 – Результат выполнения задания 2а б) Достаточно в таблице, оформленной для задания 1, изменить основание системы счисления на 16 (содержимое ячейки В2). Результат выполнения задания 2б представлен на рисунке 9. Примечание – нули, образовавшиеся вначале числа не записываются в ответ. Рисунок 9 – Результат выполнения задания 2б Ответ: а) (41)10=(51)8; б) (41)10=(29)16. Примечание: восьмеричные числа содержат только восемь цифр – 0,1,2,3,4,5,6,7. Шестнадцатеричная система счисления содержит цифры от 0 до 9 и буква А, B, С, D, E, F, которыми заменены числа 10,11,12,13,14,15 соответственно. 2. Перевод дробной части числа из десятичной системы счисления в систему с неким основанием. При переводе дробной части числа из десятичной системы счисления в систему с произвольным основанием, необходимо: 1) умножать дробные части на основание системы счисления (в которую осуществляется перевод) до тех пор, пока при умножении в дробной части числа не образуются нули, и фиксировать при этом целые части произведения; 2) записать целые части произведения в прямом порядке (сверху вниз). Следует обратить внимание на то, что: 1) умножение на основание системы счисления ведется только для дробных частей, даже если в произведении образуется целая часть числа; 2) запятая, отделяющая дробную часть от целой остается на прежнем месте (как в исходном числе).
3) если при умножении в дробной части числа нули не образуются, необходимо вести умножение до получения дробной части с некоторой (заданной) степенью точности. Например, при переводе дробной части числа (0,8125) из десятичной системы счисления в двоичную, получим (рисунок 10): Рисунок 10 – Схема перевода десятичного числа 0,8125 в двоичный код Тогда, В электронной таблице OpenOffice.org.Calc для перевода дробной части десятичного числа в число, записанное в системе счисления с произвольным основанием имеется ряд функций, о которых будет рассказано ниже. Используя выше представленный алгоритм, перевод целесообразно выполнить с применением достаточно простых и понятных формул. Задание 3. Перевести десятичное число 0, 225 в двоичную систему счисления (ответ округлить до восьмого знака после запятой). Решение задания 3. Необходимо разработать таблицу, которая представлена на рисунке 11. Рисунок 11 – Решение задания 3 На текущем рисунке: Столбец А (Десятичное число) содержит результат умножения дробной части числа на число 2 (основание новой системы счисления). Столбец В (Дробная часть) содержит только дробную часть десятичного числа из соответствующих ячеек столбца А (если число, содержащееся в ячейках столбца А, содержит целую часть, которая при переводе в двоичную систему всегда равна 1, то эта целая часть, то есть 1 вычитается). Ячейка С2 содержит основание новой системы счисления, то есть основание той системы счисления, в которую переводится заданное число (заданная дробная часть десятичного числа). На рисунке 12 показана формула в ячейке А6, введенная при выполнении задания 3. Рисунок 12 – Формула в ячейке А6, введенная при выполнении задания 3 На рисунке 13 показана формула в ячейке В6, введенная при выполнении задания 3. Рисунок 13 – Формула в ячейке В6, введенная при выполнении задания 3 При формировании ответа выписываются целые части (нули и единицы) по столбцу А, при этом запятая устанавливается после первого нуля (как при первоначальной записи числа).
Ответ: (0,225)10=(0,00111001)2. Задание 4. Перевести десятичное число 0, 32 в: а) пятеричную систему счисления; б) в шестеричную систему счисления (ответ округлить до шестого знака после запятой). Решение задания 4. а) Пятеричная система счисления является нестандартной, она существует теоретически, но не применяется в информатике и вычислительной технике. Необходимо разработать таблицу, которая представлена на рисунке 14. Рисунок 14 – Решение задания 4а На текущем рисунке: Столбец А (Десятичное число) содержит результат умножения дробной части числа на число 5 (основание новой системы счисления). Столбец В (Дробная часть) содержит только дробную часть десятичного числа из соответствующих ячеек столбца А (если число, содержащееся в ячейках столбца А, содержит целую часть, которая при переводе в пятеричную систему всегда не больше 5, то эта целая часть, вычитается). Ячейка С2 содержит основание новой системы счисления, то есть основание той системы счисления, в которую переводится заданное число (заданная дробная часть десятичного числа). На рисунке 15 показана формула в ячейке А3, введенная при выполнении задания 4а. Рисунок 15 – Формула в ячейке А3, введенная при выполнении задания 4а На рисунке 16 показана формула в ячейке В3, введенная при выполнении задания 4а. Рисунок 16 – Формула в ячейке В3, введенная при выполнении задания 4а Так как в ячейке А4 после дробной части образовались нули, то перевод заканчивается при получении числа 3,000. Тогда, (0,32)10=(0,13)5. 6) Шестеричная система счисления является нестандартной, она существует теоретически, но не применяется в информатике и вычислительной технике. Необходимо разработать таблицу, которая представлена на рисунке 17. Рисунок 17 – Решение задания 4б На текущем рисунке: Столбец А (Десятичное число) содержит результат умножения дробной части числа на число 6 (основание новой системы счисления). Столбец В (Дробная часть) содержит только дробную часть десятичного числа из соответствующих ячеек столбца А (если число, содержащееся в ячейках столбца А, содержит целую часть, которая при переводе в шестеричную систему всегда не больше 6, то эта целая часть, вычитается). Ячейка С2 содержит основание новой системы счисления, то есть основание той системы счисления, в которую переводится заданное число (заданная дробная часть десятичного числа). На рисунке 18 показана формула в ячейке А4, введенная при выполнении задания 4б. Рисунок 18 – Формула в ячейке А4, введенная при выполнении задания 4б На рисунке 19 показана формула в ячейке В4, введенная при выполнении задания 4б.
Рисунок 19 – Формула в ячейке В4, введенная при выполнении задания 4б Так как в ячейке А8 получено такое же число, как и в ячейке А3, то дальнейшие преобразования будут такими же (образуется цикл), и нули в дробной части получены не будут. Тогда, (0,32)10=(0,153041)6. Примечание: Целая часть числа, получаемая при умножении на основание новой системы счисления, всегда меньше величины этой системы счисления. Примечание 1: Для формирования целой части числа можно использовать функцию TRUNC из категории функций Математический. Функция TRUNC имеет следующий синтаксис: = TRUNC (Число; Количество), где Число – усекаемое число, то есть число, для которого формируется целая часть; Количество – количество символов, которые требуется оставить после запятой, то есть сколько символов убирается до образования целой части числа (рисунок 20). Рисунок 20 – Функция TRUNC из категории функций Математический Выделенную целую часть следует вычесть из числа для получения дробной части, подлежащей дальнейшему умножению. На рисунках 21а,б показано решение задания 4б с применением функции TRUNC. Рисунок 21а – Решение задания 4б с применением функции TRUNC (формула в ячейке В3, по столбцу В – аналогично) Рисунок 21б – Решение задания 4б с применением функции TRUNC (формула в ячейке С3, по столбцу С – аналогично) Ответ: а) (0,32)10=(0,13)5. б) (0,32)10=(0,153041)6. Примечание: Перевод дробной и целой частей числа делается в отдельности, а затем переведенные части объединяются в одной записи числа. 3. Перевод целой части числа, записанного в системе счисления с произвольным основанием, в десятичное число. Для перевода числа, записанного в некой системе счисления, в десятичное число необходимо: 1) пронумеровать разряды в исходном числе, начиная с конца (справа налево) с нулевого разряда; 2) каждую цифру заданного числа умножить на основание системы счисления заданного числа, возведенное в степень разряда. Например, для двоичного числа 101 получим (рисунок 22): Рисунок 22 – Перевод двоичного числа 101 в десятичное число Таким же образом осуществляется перевод чисел, записанных в любых других системах счисления с той лишь разницей, что каждая цифра числа будет умножаться на основание той системы счисления, в которой изначально представлено число. Задание 5 Перевести двоичное число 111001 в десятичное число. Решение задания 5. Необходимо разработать таблицу (рисунок 23). Рисунок 23 – Решение задания 5 На текущем рисунке основу решения составляет формула, введенная в ячейку А6. Примечание: Знак ^ означает возведение в степень. Ответ: (111001)2=(57)10. Задание 6 Перевести в десятичное число: а) восьмеричное число 672; б) шестнадцатеричное число В2F. Решение задания 6. а) Необходимо разработать таблицу (рисунок 24). Рисунок 24 – Решение задания 6а На текущем рисунке основу решения составляет формула, введенная в ячейку А6. Примечание: При реализации операции возведения в степень можно использовать математическую функцию POWER (Вставка, Функции, категория Математический). Функция POWER имеет синтаксис: = POWER (Основание; Степень), где Основание – число, возводимое в степень; Степень – показатель степени. На рисунке 25 показано окно Мастер функций и параметры функции POWER. Рисунок 25 – Окно Мастер функций и параметры функции POWER С использованием функции POWER задание 6а можно выполнить так, как показано на рисунке 26. Рисунок 26 – Выполнение задания 6а с использованием функции POWER На текущем рисунке: - с применением функции POWER осуществлено возведение основания исходной системы счисления (числа 8) в степень разряда, поставленную над исходным числом (в ячейку С7 введена формула: =POWER(A4;C1); в ячейку D7 введена формула: =POWER(A4;D1)); - в ячейку А9 введена формула так, как показано на рисунке 27. Рисунок 27 – формула в ячейке 25, введенная при выполнении задания 6а с применением функции POWER Таким образом, (672)8=(442)10. б) Необходимо разработать таблицу (рисунок 28). Рисунок 28 – Решение задания 6б Примечание: буквенные значения чисел в исходном шестнадцатеричном числе В2F заменены на числовые (значения ячеек В2, С2, D2 соответствуют значениям шестнадцатеричных цифр В, 2, F соответственно). Далее в ячейку А7 введена необходимая формула. При использовании функции POWER результат тот же. На рисунке 29 показано формула в ячейке В8 (формулы в ячейках С8, D8 аналогичны). Рисунок 29 – Формула в ячейке В8 при выполнении задания 6б Формула в ячейке А10 имеет вид, показанный на рисунке 30. Рисунок 30 – Формула в ячейке А10 при выполнении задания 6б с применением функции POWER Ответ: а) (672)8=(442)10; б) (B2F)16=(2863)10. 4. Перевод дробной части числа, записанного в системе счисления с произвольным основанием, в десятичное число. При переводе дробной части числа, записанной в произвольной системе счисления в десятичную систему счисления необходимо: 1) пронумеровать разряды дробной части числа в прямом порядке (слева направо), начиная с -1 разряда; 2) каждую цифру дробной части числа умножить на основание представленной системы счисления, возведенное в степень разряда. Например, для перевода дробной части числа 0,110, представленной в двоичной системе счисления, в десятичную систему счисления, получим (рисунок 31): Рисунок 31 – Перевода дробной части числа 0,110, представленной в двоичной системе счисления, в десятичную систему счисления Таким же образом осуществляется перевод дробных частей чисел, записанных в любых других системах счисления с той лишь разницей, что каждая цифра числа будет умножаться на основание той системы счисления, в которой изначально представлено число. Принцип реализации алгоритма перевода дробной части в десятичное число в электронной таблице OpenOffice.org.Calc аналогичен принципу перевода целой части числа. Задание 7 Перевести в десятичное число двоичное число 0,11. Решение задания 7. Необходимо разработать таблицу (рисунок 32). Рисунок 32 – Решение задания 7 В ячейке В7 формула имеет вид: =POWER(A4;B1); в ячейке С7 формула имеет вид: =POWER(A4;C1); в ячейке А9 формула имеет вид: =C2*C7+B2*B7. Ответ: (0,11)2=(0,75)10. Задание 8 Перевести в десятичное число: а) троичное число 0,12; б) шестнадцатеричное число 0,DE. Решение задания 8. а) Необходимо разработать таблицу (рисунок 33). Рисунок 33 – Решение задания 8а В ячейке В7 формула имеет вид: =POWER(A4;B1); в ячейке С7 формула имеет вид: =POWER(A4;C1); в ячейке А9 формула имеет вид: =C2*C7+B2*B7. Тогда, (0,12)3=(0,5555555556)10. б) Необходимо разработать таблицу (рисунок 34). Рисунок 34 – Решение задания 8б В ячейке В8 формула имеет вид: =POWER(A5;B1); в ячейке С8 формула имеет вид: =POWER(A5;C1); в ячейке А10 формула имеет вид: =C2*C8+B2*B8. Тогда, (0,DE)16=(0,8671875)10. Ответ: а) (0,12)3=(0,5555555556)10; б) (0,DE)16=(0,8671875)10. Примечание1: Для работы с шестнадцатеричной системой счисления необходимо помнить, что в шестнадцатеричной системе счисления используются шестнадцать символов: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, E, F. Символу А соответствует число 10, В – 11, С – 12, D – 13, E – 14, F – 15. Поскольку перечисленные соответствия представляют собой не цифры, а двузначные числа, их заменили символами. Примечание 2: При переводе дробных чисел в десятичную систему округление производится до требуемого знака после запятой. Примечание 3: Перевод дробной и целой частей числа делается в отдельности, а затем переведенные части объединяются в одной записи числа (при переводе числа в десятичную систему можно имеющиеся целую и дробную части переводить одновременно, расположив разряды целой и дробной частей в соответствии с вышеизложенными правилами). Примечание 4: Для того, чтобы ячейка возвращала результат с требуемой степенью точности, необходимо установить формат ячейки – команда главного меню Формат, далее Ячейки; в открывшемся окне Формат ячеек выбрать Числовой и ниже указать число знаков после запятой (рисунок 35). Рисунок 35 – Установление формата ячеек Примечание 4: При разработке таблиц для выполнения заданий использовалось форматирование – гарнитура шрифта Times New Roman, кегль шрифта – 14, выравнивание – по центру ячейки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|