Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Седьмой, и достаточно того, что написано о них 13 глава




Тогда бес ненадолго исчез. Затем он снова стал приходить подобным образом и часто мешать ей. Инокини посоветовали Аглаиде взять в келлию святой воды, чтобы, когда искуситель приходит, лить немного на него и изгонять знамением Честнаго Креста. Так она и сделала. Враг бежал, когда на него попадала святая вода, но затем опять возвращался. Тогда одна образованная сестра объяснила Аглаиде, что когда та видит беса, пусть призывает имя Пресвятой Владычицы нашей и говорит Ангельское приветствие, то есть: Радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою и далее.

Как только Аглаида сказала так на беса, он тотчас убежал, да так быстро, словно его преследует молния или сжигающее пламя, и изничтожился так, что больше не дерзал приближаться и даже как-либо появляться. Так Аглаида боголюбезным жительством прожила в том монастыре свою жизнь. Если кого искушают враги умопостигаемые и чувственные, то нет средства более полезного, как всепетое и вседивное сие имя, призываемое с благоговением и верой.

 

Чудо 18

Подобное

 

Жила другая некая монахиня в монастыре, упражнявшаяся в постах и бдениях. Ее часто вводил в заблуждение лукавый, принимая вид ангела. Он приходил, чтобы разговаривать с ней о различных вещах, и отвечал ей на все, что она хотела спросить. Духовный отец спросил монахиню на исповеди, каково состояние и ход ее монашеского жительства. Она ответила: “Хорошо, твоими молитвами, святый отче”. Духовник, услышав такой горделивый ответ, опечалился и шепнул ей, чтобы такими словами она больше не отвечала. Если даже человек исполняет и все заповеди, то пусть всегда смиряется и говорит, что он - грешник. Монахиня сказала: “Я узнала, отче, что Ангел Господень приходит с неба и посещает меня, поэтому я так и говорила”. Духовник, памятуя апостольское речение, что ангел тьмы превращается в Ангела света, ответил так: “Когда к тебе придет еще раз ангел, чтобы тебя увидеть, скажи, чтобы он показал тебе Пресвятую Богородицу, и если он тебя послушает, что Ее увидишь, пади и поклонись. И если так будет до окончания молитвы, то это Госпожа наша. А если образ исчезнет с молитвой, то знай, что он - измышление беса, который вводит тебя в заблуждение, чтобы сбросить в великое повреждение”.

Монахиня приняла спасительный совет и сказала мнимому ангелу эти слова. Он ответил: “Тебе достаточно моего пришествия, ибо ты недостойна видеть телесными очами Всецарицу”. Она еще больше просила его, чтобы сотворить такую благодать. Тогда явилась перед ней дева благовидная и прекрасная, как царица, которой монахиня поклонилась, произнося Архангельское приветствие. И тотчас диавольское представление исчезло, словно дым или ветер. А монахиня была столь поражена и так ослабла, что только с большим трудом и понуждением смогла вернуться в прежнее состояние.

Когда нам приходит какое искушение от диавола, или от мира, или даже от плоти, то нет другого, более полезного врачевания, чем, воскликнув, призвать спасительные имена, более сладкие, чем амвросия и нектар, - Иисуса Христа и Девы Марии. Ибо кто призывает сии имена с верой, обретает дивное врачевание в миг любого искушения и скорби, как многие знают по жизни.

 

Чудо 19

О воскресшем несторианине

 

В сирийских краях в давние времена было много подвижников. Места эти очень жаркие, там можно поститься, вполне соблюдая нестяжательство, наготу и всякое другое стеснение. В то время среди других жил один пустынник, добродетельный и святой человек, по имени Парфений. У него было обыкновение часто ходить на гору Синайскую, чтобы поклониться святой Купине, вспоминая произошедшее там прообразующее Приснодеву Марию чудо. Он ходил и к Красному морю с пением тропаря Иоанна Дамаскина: Во Чермнем (в переводе с церковнославянского языка - Красном. (Прим. пер.)) мори

Неискусобрачныя Невесты образ написася иногда... (Догматик 5 гласа. (Прим. пер.)).

Однажды, когда он пошел туда, увидел мертвеца, лежащего на берегу. Заплакав от этого зрелища, пустынник сотворил теплейшее моление к Господу, чтобы Он помог мертвецу заступничеством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. И когда он молился, заметил, что мертвый встал и поклонился ему со словами: “Благодарю тебя, святой Божий, что великое твое благоговение и любовь к Богу и Приснодеве и Матери не только помогают тебе самому, но и другие бывают искуплены от душевной смерти, также и я, недостойный”. Тогда говорит ему Парфений: “Заклинаю тебя во имя Госпожи мира, скажи мне, кто ты, и какую ты нашел пользу”. Тот отвечает: “Да, раб Божий, подобает, чтобы я возвестил всему миру это дивное деяние и изрядное чудотворение Приснодевы Марии, воистину Матери Божией. Послушай. Я блуждал в ереси нечестивейшего Нестория, и когда мне случалось слышать имя Госпожи Богородицы, я приходил в гнев. И, переча, говорил, что великое беззаконие, называть женщину родительницей Бога. Пришло время, что я отправился морем в Иерусалим. На корабле был тогда один благочестивый человек, который, когда услышал, что я несторианин, часто увещевал меня оставить эту ересь. Но я враждовал, желая доказать, что моя мысль правильнее. Мы вели такие жаркие споры, что чуть не убили друг друга в стычке. Сами моряки нами тяготились, сперва два или три раза нас разводили в драке. Но затем, увидев, что мы не помирились и не пришли к согласию, они оставили нас, хотя мы могли и убить друг друга, что создало бы большие затруднения. Однажды, сражаясь, мы оба упали в море и пошли на глубину. Тогда увидел я славную и светоносную Жену. Она взяла моего спутника за руку со словами: “Ибо ты друг Мой, и ты сражался за имя Мое, не оставлю Я тебя потонуть, но поведу на поклонение Гробу Сына Моего, согласно желанию твоему, а через три года ты придешь в Царствие Небесное”. Тогда и ко мне обращается Владычица: “Иди, безсмысленный, в вечное мучение, где учитель твой сатана, чтобы мучиться вместе с ересиархом Несторием и всеми другими, которые не исповедуют Меня истинной Богородицей и отрицают Божественное Воплощение Моего Сына”. Сказав так, Она взяла его за руку, и они оказались на суше: море сомкнул ось сзади них, разделенное на две части, и не приближалось к ним. Она взяла благочестивого мужа, и не могу сказать, что было дальше. Но дерзну думать, как Богоматерь и сказала, что повела его в Иерусалим. А меня покрыло море тотчас, как отошла Пресвятая Дева. Мою бедную душу подхватили мрачные бесы и повели в мучение. Там я видел множество людей, в истязаниях проклинавших Нестория, как причину своего мучения. Там и я страдал до этого часа, пока мне не явилась Преславная сия Жена и не сказала: “Выходи отсюда по молитве Моего раба Парфения и скажи ему, чтобы он больше не молился за Моих врагов. А ты возвести везде о муках, которые испытывают несториане”. Как я только это услышал, дух мой вернулся в тело. Итак, благодарю тебя, святый Божий, и прошу засвидетельствовать, что я отрицаю мерзостную ересь несториан и исповедую Приснодеву Марию в полном смысле истинной Богородицей, моля Ее благоутробие, чтобы Она приняла меня через Своего раба, и я работал Ей всю жизнь, хоть я и негодный и недостойный”.

Услышав это, преподобный очень обрадовался, и они отправились в Иерусалим, нашли того благоговейного человека и, уйдя в пустыню, втроем работали Господу до конца жизни, свято жительствуя. И так они удостоились небесного блаженства, его же да будет всем нам достичь.

 

Чудо 20

Об Иоанне Кукузельском

 

Жил некий юноша в большом городе Диррахии, бывшей Юстиниане. Он лишился отца, а мать его, благочестивая и боголюбивая, отдала сына изучать священные книги. За то, что он был восприимчив умом, а голосом просто прекрасен, все его называли ангелогласным. В то время, как сложилось в царстве, искали благоречивых и доброгласных. Нашли и этого мальчика, послали в царскую школу, чтобы он изучал музыкальное искусство и стал в нем совершенным. Вскоре, будучи сообразительным и разумным, он превзошел всех. Поэтому и царь полюбил его и одарил изобильно. Спустя некоторое время Иоанн увидел, что все князья почитают его за ту любовь, которую ему оказывает царь, - за его звучное пение. Он очень огорчился, опасаясь, как бы земная слава не повредила небесному ликованию, поэтому стал искать подходящего момента, чтобы уйти из мира.

В те дни к царю пришел игумен великой Лавры Святой Горы Афон по какому-то неотложному делу. Все уладив, он ушел обратно. Иоанн Кукузельский, видя благообразие наставника монастыря и его ангельское жительство, возблагоговел и оставил всю царскую славу и пышность. Он снял плотские тканные одежды, надел власяные и, взяв трудовой посох в руки, пошел в Лавру. Привратник спросил Иоанна, что он ищет и какое ремесло знает. Тот ответил: “Желаю стать монахом, а сам я пастух”. Когда через привратника об этом узнал игумен, то обрадовался, потому что им был нужен такой человек. Они его испытали и вскоре сделали монахом, и послали в пустынное место пасти коз. Иоанн ушел с радостью и вожделением безмолвия, к которому так стремился. Он совершал свое служение без лени, непрестанно молясь Господу.

А царь очень тосковал о нем. Он посылал людей, чтобы те обыскивали города и деревни, крепости, пустыни и монастыри. Посланные пришли и на Афон, и там внимательно смотрели и искали, но никто не узнал Кукузеля, потому что тот был одет в старую и рваную одежду.

В один из дней Иоанн пас коз на круче. Увидев, что внизу никого нет, и никто его не услышит, он начал петь песнопение с великой искусностью и умилением. А некий подвижник, живший поблизости в пещере, услышав такую сладостную и слаженную мелодию, удивился. Он вышел из пещеры и увидел поразительное зрелище: пастух поет, а козы не пасутся, но стоят и радостно слушают, пораженные его ангельской, а не человеческой песнью. Когда монах увидел все, то пошел в Лавру и сообщил о том игумену. Игумен послал за пастухом, а когда его привели, игумен сказал ему: “Заклинаю тебя Богом, скажи правду. Ты Иоанн Кукузельский, которого так ищет царь?”

Он пал в ноги и в слезах попросил прощения со словами: “Я - недостойный и грешный раб твоей святости. Но очень молю тебя и прошу, оставь меня на этом простом служении, которое ты мне дал изначально, чтобы я пас коз, а царь пусть не узнает”. Настоятель монастыря пошел в столицу и, пав в ноги императору, просил: “Молю и прошу державу власти твоей, владыко, даровать мне человека ради его душевного спасения. Если он огорчил твое царствование, прости ему”. Царь спросил имя человека, за которого просил игумен. Настоятель отвечает: “Я тебе не скажу, если ты мне не дашь письменного согласия на выполнение просьбы”. Царь повелел изготовить документ и подписал его. Тогда игумен рассказал в подробностях все об Иоанне Кукузельском. Услышав это, царь заплакал, приняв в сердце несравненную печаль и радость. Он радовался, что Кукузель был столь благоговеен, что облекся в ангельский образ (схиму), возненавидев всякое телесное сладострастие. А горевал о том, что подписал такую дарственную, и она не имеет обратной силы. Игумен смягчил словами его потерю и утешил его сердце. Затем, поблагодарив царя и помолясь, настоятель пошел в монастырь и там рассказал братьям о произошедшем.

С тех пор дивного Иоанна не безпокоил уже земной царь. Он служил Царю, Который на Небе, воспевая и славословя Его без лени каждый день. Затем он получил от настоятеля разрешения построить келлию и церковь Архангелов вне монастыря, чтобы жить там в безмолвии шесть дней недели. Но в воскресные дни и другие праздники Кукузель всегда был на правом клиросе великой церкви и пел Богу с желанием и умилением. В Субботу Акафиста (когда читается Акафист Пресвятой Богородице) он радостно пел самогласны и Канон Богородице по обычаю, и от трудов немножко вздремнул на стасиме утрени. Тогда ему является Госпожа Богородица и говорит: “Радуйся, Иоанн, чадо мое. Пой Мне, и не оставлю тебя”. Сказав так, Она дала ему золотую монету. Проснувшись, он нашел (о чудо!) в своей правой ладони эту монету! Исполненный безпредельной радости и слез, он благодарил Богоматерь. А ту монету поместили в церкви, и она совершила великие чудотворения. С тех пор Иоанн всегда был на правом клиросе, и умилительно и безленностно славословил Господа.

Однажды от больших трудов нога у него загнила и потек гной. Но

Всемогущая Владычица его излечила также, как Иоанна Дамаскина. Она явилась ему со словами: “Ты теперь здоров”, - и он тотчас получил всемилостивое врачевание. Воздав благодарность Богоматери, Иоанн оставался в полном здравии до конца. Жил в постах, бдениях, особенно отличаясь великим смирением. Он провидел свою кончину. Встретившись со всеми братьями и помолившись за них, Иоанн сообщил, чтобы его погребли в доме Архангелов, который он построил. Так он почил во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава во веки. Аминь.

 

Чудо 21

О святой Лавре Афонской и об источнике водном преподобного отца наша Афанасия

 

Раз мы уже обратились к великой Лавре Афонской, то подобает сказать об этом дивном и известнейшем монастыре, когда и как он был построен. В 6469 году от Сотворения мира (961 г. по Р.Х.) жил в Трапезунде некий муж мудрейший, благоговейный и богоносный, по имени Аврамий, который очень любил все божественное. Желая удалиться из мира, он пошел на гору, называемую Кимина, где подвизался святой старец Михаил Малеинос. Аврамий стал у него монахом, получив имя Афанасия, и был в послушании, строго сохраняя весь суровый образ жизни и неся подвиг: ел единственный раз в неделю и причащался Божественных Таин. Святой старец повелел ему есть раз в три дня и спать на циновке, а не стоя, как он делал раньше.

В то время к святому старцу пришли два брата предводителя, благороднейшие князья, племянники названного Малеиноса. Одного, по имени Никифор, царь Роман назначил военачальником, чтобы тот уничтожил весь флот, напавший на Крит. А другой, Лев, был патрикием и попечителем школ западной части острова. Преподобный им сказал: “Знайте, чада мои любезнейшие, что в учениках моих есть один великий человек, которого зовут Афанасий. Добродетель его выше естества, и я желаю, чтобы вы исповедовались ему с сегодняшнего дня и впредь. Этот человек, воистину, достоин направлять души людей”. Князья, беседуя с тем старцем, удивились его мудрости и рассудку, и исповедовались ему. Никифор сказал затем и следующее: “Знай, отче, что я очень стремлюсь удалиться из мира и безмолвствовать в монастыре”. Старец ответил: “Имей, чадо, эту благую мысль в своем сердце, и Бог поможет тебе на пользу”. Старец прочел разрешительную молитву, и они ушли восвояси.

С тех пор Михаил, сколько бы предводителей и знатных людей ни приходило к нему ради исповеди, посылал их к Афанасию, который жил вне монастыря один. Он был чужд славе и смирен. Зная, что святой старец Михаил собирается после смерти назначить Афанасия преемником в предстоятельстве братьев, он удалился оттуда и пришел на Святую Гору Афон, где обрел в Кариях простейшего старца, безмолвника (исихаста), и подчинился ему, притворившись, что сам неученый земледелец.

Старец написал ему алфавит и учил его.

А Никифор, узнав об уходе Афанасия, был очень огорчен. Так как он духовно знал мысль старца идти на Афон, то написал судье Фессалоник, чтобы люди тщательно обыскали всю гору и нашли Афанасия по решению суда. Он описал и черты лица, и весь облик старца. Придя на Афон, посланные сообщили все управляющему святых монастырей, и им ответили подождать до праздника Рождества Христова, когда братия собираются в Протате, чтобы вместе праздновать.

Когда пели всенощную, то управляющий увидел Афанасия, узнал его по чертам, описанным вельможным Никифором. Тогда на того возложили покаянное послушание совершать чтение по чину. Он объявил, что не знает грамоты. Но предстоятель богослужения определил ему читать, как он знает. Тотчас объявилась истина, и все изумлялись, слыша его мудрый и во всем благоглаголивый язык. Все поклонились ему, особенно старец исихаст, прося прощения за прежнее невежество.

Афанасий, услышав, что Никифор послал бумагу о нем, попросил предстоятеля, чтобы его не объявляли. Так и было сделано. Но через некоторое время вновь пришел Лев, брат Никифора и, обыскав всю Гору, нашел его. Обнявшись, он обрадовался и возвеселился духом. А братья по подвижничеству, видя благоговение князя к преподобному, попросили его оказать милость, чтобы построить более широкую церковь в Протате, ибо прежняя стала маленькой, и всем было очень тесно. Князь дал по просьбе Афанасия достаточно денег, и они основали и построили церковь. Попрощавшись со святым, Лев ушел к Никифору.

Никифор, узнав о преподобном, тотчас послал корабли, написал к предстоятелю, чтобы они послали Афанасия по решению суда. Братия, видя веру старца, подвигли отправиться в путь. Против своего желания, поехал Афанасий на корабле на Крит, где благочестивый Никифор тогда вел войну с варварами. И с Божией помощью, заступничеством святого, он победил их со всей силой и привел в подчинение верному царю. Тогда он сказал Афанасию: “Се, отче, твоей молитвой освобождена Гора

Афонская от страха перед агарянами. (Арабы. Названы по имени Агари, наложницы патриарха Авраама. (Прим. пер.))

А когда ты уедешь, то построй молчальнический монастырь, чтобы я потом туда пришел. Как ты помнишь, у нас было согласие, что я уйду из мира”. С этими словами Никифор дал деньги старцу, но тот не пожелал их, ответив: “Побойся Бога, будь внимателен к ловушкам мира: если дело боголюбезно, то оно завершится, как ты определил”. Святой сказал так, ибо не желал запутаться в заботах о хозяйственных делах. А благоговейный Никифор очень этим огорчился. Затем они попрощались, и святой вернулся на Святую Гору Афонскую, а Никифор пошел к царю, который оказал ему большую честь, дал награды за победу и взятие Крита и назначил великим князем Крита.

Стремясь однако, как и сказано было выше, построить храм Приснодевы Богородицы, Никифор посылает на Афон шестьдесят золотых лир с одним духовным лицом по имени Мефодий. Святой Афанасий, видя великое благоговение благочестивейшего правителя, принял деньги и начал строить монастырь в 969 году от Рождества Христова. Много нападений и искушений он потерпел от бесов. Много трудов и страданий выдержал, пока не построил огромный монастырский корпус, видный и сегодня. Кто не ходил на Святую Гору Афон, чтобы увидеть святую Лавру, сколь она прекрасна, сколько в ней источников текущих, необычайных, каких-то радостных деревьев, высоких башен, безчисленных келлии, богатых храмов и другого, - пусть прочтет житие нашего преподобного Афанасия, чтобы получить великую и ликующую радость.

Мы опустим описание безпредельного числа чудес, совершенных вспоминаемым святым, а напишем только о Приснодеве Богородице-Экономиссе сей Лавры до сих пор, как то ниже явится яснее.

Когда святой израсходовал все деньги, посланные правителем, он очень печалился, что ему не удалось завершить работу. Размышляя об этом, он отправился в путь из монастыря в Карии, чтобы посоветоваться с первейшим на Горе, подобает ли послать людей к правителю или другим князьям, чтобы попросить о помощи.

На долгом пути в четыре мили из Лавры он увидел прекрасную и всю сияющую Женщину, Которая сказала ему: “Откуда ты идешь, Афанасий?” - Он, пораженный, отвечал: “Кто Ты и почему Ты меня спрашиваешь?” - Она говорит: “Я - Мать Господа твоего”. “Прости, Владычице, я не поверю, - в испуге сказал святой, - если не увижу какое знамение. Ведь много уловок беса”. Отвечает ему Пречистая: “Ударь в эту скалу во имя Святой Троицы крестообразно твоим посохом, и благодатью из Меня Рожденного пойдет вода, обильная и сладчайшая”. Так и сделал святой, и истек источник великолепной воды. Тогда святой упал на землю, прося прощения, а Она спросила его, куда он пошел. Святой рассказал Ей все дело.

Владычица говорит ему: “Иди в монастырь, и ты найдешь, что амбары полны хлеба, сосудами с вином и оливковым маслом, и всем, что необходимо. Этого хватит помощью Сына и Владыки Моего, чтобы ты совершил до конца весь монастырь. В том монастыре никогда не дерзай назначать эконома, потому что Я буду вашим Экономом всегда, буду заботиться о всем необходимом, только не нарушайте монашеского образа и Устав, и совершайте последования, и соблюдайте каноны”. Сказав так, Она стала невидима. Преподобный, вернувшись в монастырь, нашел все, как ему сказала Владычица, и стал свободен в средствах пока не завершил строительство божественного храма и всего монастыря, каким он является и сегодня.

Это чудо о воде не записано в житии святого (не знаю, почему), но его знают все, живущие на Афоне (в действительности сейчас оно известно по любому изданию “Афонского Патерика”. (Прим. пер.)). В храме есть и образ Пресвятой Девы, так же и посредине монастырских врат. Там святой стоит перед Пресвятой Владычицей смиренно и с великим благоговением. Она протягивает правую руку к святому. Надписано: “Матерь Божия (ΜΡ ΘΟΥ), Эконом сей Лавры”. А по краю иконы изображены чудеса святого, среди них и два описанных. На одном изображении Владычица показывает рукой на камень, а святой ударяет посохом, и исходит вода. А на другом - Матерь Божия, старец и монастырь, там же написано: “Пресвятая Владычица, построившая монастырь. Она - Эконом монастыря. Преподобный - помощник Эконома”. Этим подтверждается, что все так и было. В Святой Лавре, действительно, никогда не было эконома, а только помощник эконома (парэконом), как его называют и теперь.

Но вернемся к рассказу. Когда святой завершил монастырь, он установил праздновать день посещения Богоматери, а после его успения братия сохранили этот обычай. Но Всепетая Владычица явилась однажды в видении настоятелю со словами: “С сего дня и впредь не празднуйте больше Мне, но рабу Моему Афанасию.

Потому что он был в трудах в этом доме до смерти, и он достоин иметь хотя бы небольшое вознаграждение и благодарность за свои работы и трудности”. С тех пор слаженно братия празднуют 5 июля день памяти святого Афанасия. Собираются почти две тысячи монахов и мирян, совершают всенощное бдение с чтениями и песнопением, от заката солнца до утра воспевая в Троице Богу, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

 

Чудо 22

О священном монастире Иверон и чтимой иконе

Вратарницы

 

Во времена благочестивейшего и приснопоминаемого царя Константина расцвела и увеличилась благодатью Господа нашего Иисуса Христа наша вера. Идольские капища были стерты, а чины монахов умножились, во всех городах и весях строились храмы и святыни. Как раз в те годы родился некий благочестивый и доблестный муж по имени Петр, который стремился найти место безмолвное и пустынное, что-бы удалиться из мира и испытать жизнь без смятений.

Он молился Богу, чтобы Бог ему открыл, куда идти, и увидел в видении Пресвятую Богородицу, говорящую ему: “Отче, на Горе Афонской успокоение твое. Его Я выпросила по жребию у Сына и Бога Моего, чтобы там имели прибежище те, кто удаляются от забот и смут мира и стремятся к добродетели, проводя жизнь без печали, за что удостоятся вечного блаженства. Я весьма полюбила эту Гору. В краткое время она заполнится монахами из всяких земель и из всяких мест. И милость Сына Моего и помощь Моя не уйдет от них, но Я буду их посещать, охранять, молясь Сыну Моему об их спасении”. Тут проснулся благочестивый Петр и, поблагодарив Господа и Его Приснодеву Матерь, ушел на ту Гору, где мужественно сражался с бесами и удостоился узреть в видениях заступничеством Богоматери множество Ангелов, и стал великим чудотворцем, и в мире отошел ко Господу.

Через какое-то время пришел и отец наш Афанасий, построивший великую Лавру (См. предыдущее 21 чудо. (Прим. пер.)). В те времена жил и отец наш Иоанн, по существу - чистейший сосуд и вместилище Всесвятаго Духа. По происхождению он был ивер (грузин), царской крови и очень богат. Но, оставив богатство, славу и все имущество, ушел в монастырь. Сняв блестящие одежды, надел скудный и бедный подрясник. Когда он услышал о славе Святой Горы Афонской и преподобного Афанасия, то нашел его, и они начали как братья соревноваться в спасительном добротолюбии. Когда же ивер вскоре узнал, что его сын Евфимий пришел в Византий (Константинополь), дабы найти душевный мир и упокоение, то пустился в путь, его разыскивая. Встретившись, оба они притекли к желанному безмолвию у великого Афанасия. Он него Иоанн научился всякому любомудрию и стал почти новым Златоустом, и перевел все наши писания на язык иверов.

Спустя немного времени пришел некий Торникий и стал монахом. Он был военачальником в царстве иверов и неоднократно мужественно сражался с врагами, побеждая их и великодушием, за что чрезвычайно прославился у себя на родине. В то время безбожные персы услышали о смерти императора Романа и начали сражаться против царицы городов - Константинополя под предводительством некоего Силиара. Он часто делал набеги на восток, опустошая города и веси, не находя никого, кто бы ему противостоял. Дети императора были еще очень малы и не могли сразиться с ним. Вдова императора горевала и скорбела, зная, что варвары приближались к столице. Не имея другой надежды, она вспомнила о Торникии, сказав: “Если к нам не придет военачальник иверов, то нам не будет помощи”. Она послала на Святую Гору просительные письма Афанасию и Иоанну, прося отпустить Торникия. Но он не пожелал придти. Но затем против своей воли, что-бы не преслушаться святых своих наставников, он спустился и направился в Византий, Императрица, увидев его, возликовала и, показав детей, сказала ему: “От твоей души, честный отче, зависит жизнь этих сирот”.

Торникий отправился с отрядами и порубил все войско варваров, многих взял в плен и вернулся с победой во дворец. Его встречал и чествовал весь синклит, а особенно императрица. Обрадованная и приободренная, она дала ему много денег, но он не пожелал их принять, сказав: “Я, о владычице, оставил мои собственные деньги ради Господа, а теперь буду копить чужие? Но если повелит твоя властность, построй монастырь на Горе, чтобы мой народ имел покой на чужбине”. Царица с радостью его послушала и послала начальников с великим множеством золота, повелевая совершить все дело как можно тщательнее, дабы создать самую прекрасную обитель. Так и произошло. Царица украсила церковь золотыми и серебряными сосудами и посвятила монастырю пригороды, метохии (владения) и земли на помин души всего императорского дома.

Но теперь скажем о главном - о священном образе Вратарницы.

Во время правления иконоборца Феофила шло великое гонение на святые образы. Христоненавистник изгнал многих православных, предавая их различным истязаниям. Он повелевал убирать все иконы из храмов и уничтожать, посылал и солдат в каждый город и деревню, чтобы они разыскивали иконы, и, разыскав, сжигали. Была некая вдова в краях Никеи, имевшая единородного сына, весьма богатая и добродетельная, построившая церковь около дома. У нее была икона Богоматери, к которой она очень благоговела и лобызала ее, по заслугам слывя другой Анной. Солдаты императора, обыскивая везде, пришли и в ее дом. С любопытством осмотрев из врат названный храм, увидели икону и обрадовались, понадеявшись взять у женщины много денег. Они говорят женщине: “Или дай нам деньги, или мы совершим повеление царя, умертвив тебя различными пытками”. Мудрая и разумная вдова ответила смиренным образом: “Я вам завтра дам много денег, потому что сегодня их нет у меня дома”. Услышав это, солдаты удалились.

А ночью вдова, войдя вместе с ребенком в церковь и преклонив колени, возвысила руки и очи к небу и молилась долгий час со слезами, орошая землю. Встав, она взяла икону с великим страхом и благоговением и отнесла ее к морю. Тогда она опять помолилась со словами: “Госпоже и Владычице мира, благодать Твоя, как Матери Божией, владычествующей над всеми творениями, имеет власть и силу искупить нас от гнева беззаконного царя, а твою икону из вод”.

Сказав так, она опустила икону в море, и - о чудо! - икона не упала плашмя, но начала путь по воде, устремляясь к закату солнца. Когда женщина увидела это поразительное чудо, то восслала Богу и Пресвятой Его Матери великое благодарение. Повернувшись к сыну, она сказала со слезами: “Чадо мое желаннейшее, теперь объявится наша любовь и благочестие к Богу и благоговение к святому образу Богородицы. Я, любимое чадо, женщина, и не могу идти далеко, чтобы спрятаться; но если меня схватят, то я готова погибнуть за любовь к Богоматери. А ты иди в края Греции, чтобы тебе не сделали зла”. Она так сказала, и они, обнявшись, расстались со слезами.

Мальчик пошел в Фессалоники, а оттуда на Святую Гору, и прибыл в почитаемый монастырь иверов. Став там монахом и преподобно жительствуя, отошел ко Господу, ибо к Нему и стремился. Но Божий Промысл был и в том, что по прибытии мальчик тотчас сообщил о событиях, случившихся с иконой.

Но вернемся к последовательности нашей речи. Образ Приснодевы был в скрытом месте многие годы, - или на суше, или на море, - то знает Тот, Кто все знает и творит преславные и изумительные знамения. Однажды некие старцы в монастыре иверов сидели и беседовали о спасении души, но вдруг они внезапно увидели на море пламя огня, словно бы столб, вершина которого доходила до неба. Увидев его, они поднялись, восклицая: “Господи, помилуй!” Собрались все братия и удивлялись, но какова была причина, они ни в коей мере не могли понять. Огненный столп явно виделся не только днем, но и ночью сиял много сильнее солнца. Поэтому все монахи на Горе, видя это диво, собрались в монастыре иверов на одновесельных лодках - из Лавры, из Ватопеда, из других монастырей. Приблизившись и подплыв ближе, они увидели святой образ Богоматери. Но сколько они не подгребали ближе, икона все удалялась. Настоятель монастыря иверов повелел всем собраться в храме и молиться со слезами ко Господу, чтобы Он удостоил их принять святой образ Его Матери, да будут они иметь его ради мирного утешения на чужбине. И они не потерпели. неудачу в прошении, Господь послушал их моление!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...