Седьмой, и достаточно того, что написано о них 12 глава
Проходили дни, муж вернулся домой и, узнав о случившемся, стал горько плакать. Затем он взял слуг и сказал: “Пойдем поищем на том месте. Я надеюсь на Всенепорочную Владычицу нашу Богородицу, Которую бедняжка всегда призывала, что как в первый раз Она ей помогла, так и теперь сбережет”. В ту ночь Пресвятая Богородица явилась во сне Марии и говорит ей: “Завтра придет твой верный муж и возьмет тебя. И больше истязание к тебе не приблизится отселе и впредь, - за твою выдержку и за твою веру ко Мне, что ты призывала Меня в помощь во всех страданиях. Прекратятся твои скорби, и печали обратятся в ликование”. Она ответила: “Благодарю и поклоняюсь Тебе, Владычице моя, что Ты меня не оставила. Но как я увижу совершенную радость, если я без рук? Я не отчаиваюсь, грешная, но полагаюсь на милость Твою, что Ты дашь мне и большую помощь”. Она сказала так, полная смирения, и услышала Царицу Ангелов, которая говорит ей: “Прими руки свои, помощью и благодатью Моего Сына и Бога. Любящие меня и ходящие под покровом Моим не лишатся всякого блага”. Когда Она так сказала, женщина исцелилась. От радости она проснулась и узрела (о величайшие чудеса Твои, Владычице!), что видение было истинным. Кто может высказать ее ликование и благодарность к Пресвятой Богородице? Всю оставшуюся ночь Мария провела в молитвах коленопреклоненно, произнося Архангельское приветствие, как всегда обычно читала с благоговением и умилением. Когда рассвело, Мария услышала разговоры людей, и выйдя, видит мужа. Он как увидел ее, заплакал от радости. Она рассказала ему чудотворение, показав свои руки. Видящие это изумились и прославили Благодетельницу. Затем все вернулись в свою землю. Князь повелел праздновать Пресвятой Богородице восемь дней с великим ликованием. Те, кто слышали о том чудотворении, изумлялись. Затем дук стал выпытывать о подложном письме, которое написали для того, чтобы ее убить. Мария сказала ему: “До сего дня я скрывалась и не желала объявлять, кто я. Но так как есть воля Божия сказать вам, то послушайте. Знайте, что я дочь вашего царя, и все, что я претерпела, мне устроила царица. Но Небесная Царица, Матерь сирот - да благословится имя Ее, - меня искупила от всего скорбного. Я не признавалась прежде, чтобы меня не увидел мой отец и не умер от скорби. Но теперь, когда мне оказала такую милость благоутробная Матерь, посылайте письмо, готовимся в путь”.
Услышав это, дук, прежде печалившийся, что не знает отца Марии, приял великое ликование, как и все во дворце. Особенно радовался ее муж. Он возвысил руки к Небу со словами: “Да будет благословен Бог, удостоивший меня взять в жены мою госпожу”. Ей поклонились все как царице и, послав письмо отцу, двинулись в путь на третий день. Когда подошли к столице, царь их уже встречал. Он побежал и упал на шею дочери, и лобызал ее со слезами. А проклятая его жена скрылась, чтобы царь ее не уличил. Но он искал, пока не нашел ее, и, разжегши большой костер в середине города, сжег, так что даже косточки не осталось. На следующий день он венчал своего зятя царем. И дук вошел в радость сына своего, и все родственники и друзья совершили радостное празднование Приснодеве Богородице. Они построили и славный храм во имя Ее, и там праздновали все Ее праздники; но особенно день, когда Она исцелила руки царевны. На этот праздник совершалось множество благодеяний бедным и сиротам, ибо всегда вспоминалась величайшая милость, совершенная Всенепорочной Госпожой и Владычицей. Более всех других добродетелей новая царица предпочитала милость и нищелюбие, и никогда не уставала от души помогать и благотворить нуждающимся. Так, она не позволяла, чтобы нищим подавали служанки, но делала собственноручно со словами: “Ведь это не мои собственные руки, но руки Небесной Царицы, которые Она по великому Своему благоутробию мне даровала. Поэтому нельзя, чтобы они когда-либо ленились на благотворение рабам Ее и милость бедным. Тем более что и блага не мои собственные, но дары Всеблагого Господа Христа. Я должна делить их с моими братьями щедро”.
И так благомысленная царица долго радовала в этом мире земное царство, а после кончины отошла в Небесное. Его же да будет всем нам достичь.
Чудо 12 О вырвавшей себе очи, чтобы сохранить целомудрие и девство
Когда Британия только приняла христианскую веру, в ней были люди очень благоговейные и добродетельные. Многие богатые, вместо чтобы выдавать своих дочерей замуж, расходовали эти средства на постройку монастырей, помещая туда дочерей монахинями. В то время жил один любящий добродетель князь. У него росла дочь двенадцати лет по имени Мария. Она была очень красива, и князь хотел ее сделать монахиней. Он задал вопрос, чтобы узнать ее мысли: “Я хотел иметь двух детей. Тогда бы одного ребенка я отдал в монастырь вместе с половиной моего имущества и посвятил бы его Господу Христу. А другого выдал бы замуж. Но так как у меня только ты, то я печалюсь и не знаю, что сделать из двух. Мне кажется лучшим, чтобы тебе все дал Всеблагой Господь: посвятить тебя Ему, и пусть человек тебя не растлит. И если ты сотворишь мою волю, то будешь прославлена и людьми в этом мире, и на Небесах Богом”. Девочка ему говорит: “Ты разумно рассудил, отче. Я тоже предпочитаю, чтобы Спаситель был моим Женихом, а не самый сильный князь”. Тогда отец помолился от всей души и вскоре поместил ее в монастырь девственниц, где были и другие монахини. Он израсходовал все свои средства на обустройство монастыря, где его дочь добродетельно вела монашескую жизнь вместе с другими. Другие князья тоже приводили своих дочерей и оставляли там. Когда те приходили в законный возраст, они их спрашивали, что те предпочитают. Одни стремились к чину монашеского жительства и постригались, а другие, неблагоговейные, выходили замуж.
Тогда жил один воевода по имени Ричард, который управлял этой землей, очень невоздержный в образе жизни. У него была дочь, оставшаяся без матери, и он тоже поместил ее в названный монастырь. Игуменья приняла девочку с радостью и, чтобы почтить воеводу, повелела всем сестрам прийти его поприветствовать. Среди них стояла и названная Мария. Она увидела наряд воеводы и подумала: “Господи, этот человек будет иметь такую же славу в Твоем Царствии?” А он, как ее увидел, был поражен в сердце ее красотой и думал, что и она глядит на него с той же мыслью. Сердце его неисцелимо ранилось. Он не показывал другим вида, но, как только вернулся в свой дворец, послал весть к игуменье, чтобы та отпустила Марию вечером, ибо и она его также любит. Игуменья очень опечалилась и ответила, что нельзя наводить позор на монастырь, а ему, как главе города, подобало бы, если кто другой бы совершил подобное нелепое дело, наказать его. Она говорила ему много и других боголюбезных слов. Но он ничего не соображал, ибо был помрачен любовью. Воевода посылал и во второй раз, говоря, что очень стремится к очам Марии, ибо они уязвили его сердце, как только он их увидел. И пусть, де, ее пошлют по решению, а иначе он ее заберет насильно, что будет позором для игуменьи и ущербом для всего монастыря. В промежутке, до того, как пришло второе письмо, игуменья спросила девочку: “Твой отец посвятил тебя Богу и Приснодеве Его Матери, прислав все свое богатство, он умер в великой радости, видя, что ты преуспеваешь в заповедях Господа. На мой взгляд, никакая другая не может стать игуменьей, а только ты - по твоей добродетели и богатству. Я только удивляюсь, как ты могла так ошибиться, посмотрев на воеводу. Теперь он все время велит мне тебя отправить к нему. Я не знаю, что нам делать”. Девочка ответила: “Матерь моя, я не смотрела с преступным помыслом, но его намерение было порочно, что и довело его до зла. Когда он вновь пошлет человека, то я ему дам ответ, и ты будешь знать, сколь я вожделею сохранить мое девство”. Игуменья говорит: “Смотри, не отвечай жестко и грубо, чтобы не рассердить его и не повредить монастырю”. А та ответила: “Я иду в церковь, чтобы попросить Владычицу просветить меня дать подобающий ответ. И Сама Приснодева сохранит меня и монастырь”. Она прибегла к названной помощи: молилась со слезами пред образом Богоматери, чтобы Она ее искупила от осквернения плоти.
Вскоре пришел человек и сказал игуменье порученное. Игуменья ответила: “Я не могу никого посылать в грех. Скажи ей, и если она захочет, то последует за тобой”. Тогда вестник вошел в храм и сказал: “Госпоже моя, наш хозяин увидел твою красоту и столь был уязвлен в сердце видом твоих сладчайших очей, что нет другого врачевания, если ты не придешь и его не увидишь. Иди добровольно и станешь его супругой, будешь в большой чести, прославишься по всему миру. А если ты не придешь по доброй воле, то он тебя заберет насильно, и ты будешь опозорена на всю Британию”, Девочка сказала в ответ: “Выйди из церкви, подожди, вскоре я тебе дам то, что вожделеет твой хозяин”. Он вышел с радостью, думая, что она уступила намерению князя. Подобным образом подумала и игуменья, что девочка побеждена врагом, и очень опечалилась. А благоговейная невеста Христова пошла и встала пред Пресвятой Девой, сказав со слезами: “Владычице, мне очень хорошо иметь очи, видеть твой святой образ. Но так как они мне помешали, когда я увидела мерзкого, то лучше я их исторгну, чем оскверню свое девство. И благодать твою я буду видеть очами души. Прости мне, молю, Госпоже моя, и не зачти мне за грех то, за что я берусь, ибо это происходит по необходимости. Из двух предложенных зол лучшее то, что не худшее”. Сказав так (о мужество и благородство!), она вырвала оба ока ножом и положила их в сосуд. Затем позвала того человека и сказала ему: “Если эти очи так привлекли твоего хозяина и так уязвили его, то вот ему праведное возмездие. Если они, как ты говоришь, могут его исцелить, то иди и отдай их ему, чтобы он радовался и ликовал”. Тот в страхе взял очи и отнес воеводе, передав ему и саму речь. Воевода изумился, увидев их, и изменился божественным попечением, поразившись добродетели благородной девушки. Он преложил плотскую любовь в благоговение духовное, плакал горько, возненавидел от всего сердца свои беззакония и, умилившись душой, отнес очи в монастырь, и поставил их пред священным образом Богоматери. Там он увидел слепую, что она стоит по близости. Собрав всех сестер, он сказал им: “Все падем молитвенно со слезами, моля Всесильного Господа Христа и Пресвятую Приснодеву Матерь Его сотворить милость благословенной этой сестре, исцелить ее. И если у нас будет теплота веры, то Господь послушает, только не колеблитесь и не сомневайтесь. То, что невозможно нам, возможно Богу, творящему волю боящихся Его. И прошу вас, да не дерзнет никакая из вас подняться с земли, пока не совершу своего моления я, недостойный”.
Так он сказал, посыпал пеплом голову свою и, пав на землю лицом с великим смирением, молился со слезами и болью долго: “Госпоже и Владычице Ангелов, Матерь Всемогущего Бога, я недостоин видеть Твой святой образ и отверзать мерзкие мои уста на твое призывание, ибо нет такого греха, которого бы я не совершил, я осквернил свою душу, и тело, и всю землю. Но Господь Иисус Христос воплотился ради грешников и не гнушался блудницами, разбойниками и мытарями, но принимал всех, когда ходил в мире телом. А после Своего Божественного Вознесения Он оставил Тебя Ходатаицей за грешников. И Ты будь моей Заступницей, Владычице моя, к Сыну Твоему благоутробному, чтобы я вернулся с лукавого пути беззаконий и покаянием смыл грязь с моей души. Да услышит благодать Твоя молитвы святой игуменьи и всех священных сестер. Дай опять очи этой святой Твоей рабе. Ибо я, безстыжий, был причиной их исторжения. Да будет она искуплена от телесной слепоты и, получив всему желанный свет, станет служить в Твоем храме, как прежде. А я, недостойный раб Твой, буду искуплен из ужасного плена порока, где незримо связан железной цепью”. Это и многое другое говорил со слезами воевода; и монахини подобным образом молились весь день. И так как он молился с верой, и прошение его было благословенно, и любовь сестер свята, то Матерь Божия услышала моление. В час вечерни вся церковь засияла и послышался глас, говорящий: “Прими свет свой благодатью из Меня Родившегося”. Монахиня прозрела, увидела Всесильную Владычицу, стоящую в глубине алтаря, и сказала: “Величаю имя Твое, Госпоже моя, и славлю благодать Твою”. Князь и все сестры, когда услышали этот голос, поднялись, но не увидели Пресвятую Богородицу. Но они увидели прежде лишенную глаз исцеленной, и все прославили Всесильную Владычицу, и благодарили, совершая бдение всю ночь. Затем воевода дал в монастырь множество даров и, покаявшись в своих грехах, как обещал, больше не осквернялся в этом мире ради целомудрия девушки. Все сестры любили и чтили ее за названное чудотворение и добродетельное жительство. После смерти игуменьи общим решением избрали ее. Она боголюбезно пасла святую паству, а затем отошла в Небесное Царствие. Его же да будет всем нам достичь благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и единосущным Духом, во веки веков. Аминь.
Чудо 13 Об отсекшей себе губы и нос, чтобы сохранит обещанное девство
Жила некая добродетельная девушка, дочь богатого князя, по имени Евфимия. Она посвятила свое девство Всенепорочной Богоматери, с юного возраста жительствовала дивно и добродетельно. Она никогда не отлучалась из церкви на праздники. Все изумлялись, видя великое благоговение в столь нежной юной деве. Она была и телом очень красива и благообразна. Сколь она возрастала, столь увеличивалось и благоговение ее души. Лукавый змий весьма завидовал ее целомудрию и уязвил к любви одного очень богатого князя. Тот выпросил у отца ее в жены. Отец очень обрадовался иметь зятем такого большого человека и дал обещание. Но непорочная невеста Христова сопротивлялась отеческой воле, говоря, что несправедливо и не подобает обманывать Приснодеву Богородицу, Которой она пообещала свое девство, и предпочитать тленного, в пищу червям, человека нетленному и на Небесах живущему Жениху. Но отец разгневался и сказал ей: “Этот род великий. А ты и недостойна принять столь благородного мужа, богатого князя. Я хочу, чтобы ты исполнила мою волю, как я решил, или же жестоко тебя накажу”. Благородная девочка увидела непреклонность намерения отца и опасность ее девству. Она вошла в Божий храм и, молясь со слезами, просила Пресвятую Богородицу помочь ей в такой нужде, чтобы ее плоть не осквернилась. Помолившись достаточное время, Евфимия рассудила в себе так: “Если красота моего тела есть причина измены Небесному Жениху и может быть осквернена недостойным человеком, то лучше лишиться этой безполезной красоты и стать безобразной на вид, только бы сохранить чистоту души, к которой Господь стремится больше, чем к тленной красоте”. Она обдумала все и, согретая божественным рачением целомудрия, отсекла себе нос и губы. Когда отец услышал о ее дерзости и увидел ее, то так разгневался, что хотел Евфимию убить. Но чтобы не причинять ей только одно страдание при отсечении головы, он оставил ее в живых, дабы мучить ежедневно. Когда ее вволю отхлестал, то позвал одного из крестьян, который работал на его полях, очень жестокого и безчеловечного. Князь отдал ему дочь в рабыни, чтобы она совершала самые тяжелые и презренные работы в поле, а он драл ее нещадно, если она ослушается. Князь поклялся, что если он услышат, что тот когда-нибудь сжалится над ней и сделает ей благо, или проявит какую-нибудь милость к ней, то крестьянину отрубят голову. Селянин взял Евфимию. Он ее безпощадно бил и мучил, потому что от природы был грубым и безчеловечным, а также из-за страха перед ее отцом, ставил на самые тяжелые работы. Благороднейшая девочка достойно переносила все тяготы, благодаря Господа, Который удостоил ее быть наказанной по любви к Нему. А когда тот немилосердный человек собирался ее пороть, она шла в скрытое место и долго молилась со слезами ко Господу, моля дать ей до конца стойкость и силу. Большую часть ночей Евфимия тратила на покаяние и молитву, когда имела возможность. И этот страшный и жесточайший плен страдалица и мученица целомудрия переносила не десять дней, не сто, а целых семь лет. И кто ее видел, из знавших, сколь она была прекрасна и какой стала от трудов, скорбей и истязаний, не мог не сострадать и не плакать над ее несчастьем. Однажды ночью, в Навечерие Рождества, когда тот варвар ужинал, Евфимия тайно пошла на скотный двор и там молилась, размышляя о воплощении нашего Господа, как Он стал человеком ради нашего спасения. Крестьянин, увидев, что девочка пропала, схватил палку и побежал ее бить, как он обычно это делал. Побежав к скотному двору, он издали увидел сильный свет и испугался, что там пожар, и горит стойло. Приблизившись, он увидел то, чего не был достоин видеть. Он видит Небесную Царицу со множеством святых Ангелов! Она утешала Евфимию со словами: “Терпи стойко, любимая Моя дочь, ибо за временную скорбь, понесенную тобой по любви к Сыну Моему, ты будешь вкушать в Его Царствии вечную славу и примешь неувядаемый венец. В знамение и обручение великого дерзновения, которого ты удостоишься у Небесного твоего Жениха, да будут теперь исцеленными твои отсеченные члены силой Сына Моего”. Увидев это, селянин задрожал. Он созвал всех домашних, и все узрели Всенепорочную Владычицу вместе с Небесным Ее сопровождением и девочку с преобразившимися губами и носом, как прежде. Они упали на землю, ибо не могли смотреть на столь великий свет. Через некоторое время домашние встали и увидели только Евфимию, которая молилась и сияла, подобно молнии. Они послали весть отцу, он тотчас пришел и, увидев дочь излеченной, изумился; поблагодарив Господа, попросил у нее прощение за прежнее неразумие. Затем он, израсходовав много золота, построил в том скотном дворе прекраснейший монастырь и оставил там ее работать Небесному Жениху. Она своим добродетельным жительством собрала и многих других. Прекрасно и чудно пожив во всех заповедях Господа и богоугодно упасая священное стадо, Евфимия оставила все временное и отошла в Царствие нескончаемое. Его же да будет всем достичь.
Чудо 14 О невинных юных девочках, которым Всепетая Владычица послала с Небо венки
У некой благородной и добродетельной женщины было две дочери, очень красивых, которым она внушала подражать матери в ее жительстве согласно Богу, и особенно учила их великому благоговению к Пресвятой Богородице. После смерти мужа она очень обнищала и, не имея приданого для дочерей, горевала, боясь предать их честь из-за бедности. Но, имея веру в Бога, она пошла вместе с ними в церковь и, остановившись перед ликом Пресвятой Девы, сказала со слезами: “Владычице Ангелов, Матерь сирот, помощь бедных, под Твою опеку и покров предаю от всей моей души этих двух сирот, чтобы Ты управляла ими, ибо я не могу их сохранить без вреда душе и телу по причине моей бедности и незнания, что делать. И Твой Божественный Промысл, по Твоему безпредельному благоутробию, да покроет их, да сохранит их, да не будет опорочено их девство”. Так говорила благоговейная мать и, взяв за руки дочерей, подвела их к священному образу в знак покорности, что с того часа матерью да будет Пресвятая Богородица, а не она. Затем все вернулись домой и, как закрыли двери, - увидели молниевидного юношу, который нес мошну, полную серебра, со словами: “Небесная Царица шлет тебе эти деньги, чтобы управит дочерей”. Когда мать взяла их, то юноша отошел в Небеса. А она упала на землю со слезами, благодаря богатую дарами Делательницу блага за поддержку и скорое восприятие. Затем она употребила деньги, одела дочерей, купила им самое необходимое в жизни. Но злые соседи, зная о прежней их бедности, начали болтать и порочить их, неправедно и постыдно осуждая, что, мол, мать продала их честь кому-то за богатство и получила деньги. Когда благоговейная женщина узнала о такой страшной клевете, то можно вообразить, сколь ей было скорбно и больно. Чем больше проходило дней, тем больше увеличивались слухи, о которых знал уже весь город. Итак, когда она уже не могла сносить речи людей, то сказала дочерям: “Давайте, чадушки, пойдем к вашей многоблагоутробной Матери и со слезами и смиренным сердцем попросим Ее благости, чтобы Она помогла вам освободиться от языков людских; и если с неколебимой верой попросим, то вас послушает многомилостивая Мать Всещедрого Бога, как и прежде Она нам помогла”. Девочки послушали материнских слов и ушли в божественный храм, чему были научены. Горячо помолившись, проливая слезы с теплой верой, они вернулись домой, имея надежду ко Всесильной Заступнице, что пошлет Она с высот помощь. Вскармливающая младенцев Царица приняла смиренное моление и слезы невинных юных девочек, послушала их и вновь чудесно помогла. Однажды в праздник все горожане были в кафедральном соборе, и духовник читал поучение; там была и эта женщина с дочерьми, - вот, посреди поучения, когда проповедник устал, все увидели необыкновенного Ангела, как он вошел из окна, держа в руках два прекрасных и чудных венка, составленных из белых роз и других благоуханнейших цветов. Ангел говорит двум юным девушкам, чтобы слышали все: “Два благоуханных венка из белых цветов вам посылает с Небес Царица в знак вашего девства”. С этими словами он надел на их головы венки и тотчас стал невидим. Как обрадовались, вы думаете, о слушатели, девочки, и как были поражены стоящие вокруг! Поучение осталось незаконченным, Подбежали архиерей и князи, и лобызали небесные венцы. Все люди устремились к девушкам, чтобы почтить их. В конце концов все проводили их до дома. Они не стали тщеславны даже в столь великом почете, но с великим смирением благодарили любящую почитание Царицу. Архиерей и первые предводители города сильно израсходовались и воздвигли два прекраснейших монастыря во имя Пресвятой Богородицы, поставив и ту, и другую девочку игуменьями в каждый из монастырей. Обе вели столь добродетельное и дивное жительство, что многие благородные дочери князей, не только из этого города, но и из других, слыша добрую о них славу и зная боголюбезное жительство, оставляли преходящее богатство и суету и приходили в их послушание. Оба монастыря сильно разрастались, все относились к ним с большим благоговением, потому что считалось великим блаженством, если какая женщина удостоится войти в благословенный сестринский состав монастырский. А две дивные предстоятельницы скончались свято, их святые мощи благоухали, а блаженные души отошли в Небесное Царствие. Его же да будет всем нам достичь.
Чудо 15 О напившемся монахе
Жил некий монах, келарь в общежительном монастыре. Его послушанием была раздача братиям вина. Он благоговел к Пресвятой Девой и никогда не пропускал службы в церкви. Монах, воодушевленный служением братии, заботился о всех телесных нуждах монахов. Единственное, бедняга любил вино, и когда совершал послушание, то пил иногда больше других. В один из дней он обедал (в южных странах обедают обычно вечером. (Прим. пер.)) и выпил столько, что опьянел. Он упал на подстилку, а утром, когда проснулся и услышал колокол, поднялся, что-бы отправится в церковь, ибо, как мы сказали выше, у него было великое стремление к божественному, и он никогда не хотел опаздывать не спасительное собрание братьев. Келарь прошел небольшое расстояние, но с трудом двигался дальше, потому что голова его болела с похмелья. Однако движимый бывшим у него желанием, он шел дальше. А диавол, превратившись в быка, вышел перед ним и стал угрожать, что вот-вот ударит рогами. Монах удивился и совершил крестное знамение. Диавол тотчас ушел ненадолго. Вновь превратившись в черного пса, он не давал монаху идти вперед. Но с крестным знамением, как и прошлый раз, ушел. Когда монах дошел до церковных врат, этот бес стал страшнейшим львом и ринулся вперед, чтобы его разорвать. Тогда является Прекраснейшая Женщина, изгнавшая беса, изобличив его с угрозой, что он дерзал злодействовать против Ее раба. Затем, взяв за руку монаха, Она ввела его в келлию со словами: “Следи за собой отселе и впредь не напивайся, если стремишься спастись; и исповедуй грех этот своему духовнику, чтобы исполнить епитимью, которую он на тебя наложит”. Монах спросил Ее, кто Она, что Она так добра к нему. Она ответила: “Я - Мать Иисуса Христа”. Услышав это, инок пал на землю с великим страхом, совершая поклон. А Ее не стало видно. Инок заплакал от радости, и в тот час совершенно избавился от пьянственной страсти. Он исповедовался тщательно, по Господнему повелению, исполнил епитимью и совершенно воздерживался от вина, как должен делать каждый, кого побеждает эта страсть, - прежде, чем окажется истязаемым. Пусть все воздерживаются от многопития, как матери блудного расточительства. Откройте ваши глаза, те, кто любят пьянство, возьмите себя в руки, принудьте к воздержанию, чтобы не запоздать к вечному радованию и вкушению. Его же да будет всем нам достичь благоприимным заступничеством Приснодевы и Богоматери. Аминь.
Чудо 16 О человеке, которого искушал бес блуда и который освободился благодаря Богоматери
Жил некий безмолвствующий монах на Горе Масличной, у него в келлие хранился прекрасный образ Богородицы. Он чрезвычайно благоговел к Приснодеве и молился Ей каждый раз, чтобы Она освободила его от беса блуда. У него шла столь сильная битва с этой страстью, что не прекращалась днем и ночью, а страсть временами так одолевала, что была опасность пасть и на деле. Но лишь вредитель душ желал зажечь в его душе пламя мерзкой похоти, он при бегал к священной иконе и со слезами молился, чтобы исчез соблазн плоти. Хотя враг и видел, что брат с помощью Богородицы укреплялся, но не успокаивался, а всегда искушал его. Однажды брат стоял вне келлии, и вновь пришли лукавые помыслы. Когда монах пожелал прибегнуть к молитве, по обычаю, то увидел своими глазами ясно диавола и сказал ему: “До каких пор, враг истины, ты будешь меня искушать? Ты не знаешь намерения моего, что я не поддамся? Что ты меня мучишь напрасно?” - А диавол говорит: “Я победил многих других, более добродетельных, чем ты, и хочу и тебя победить наконец. Ибо я не устаю, у меня нет другой работы, кроме этой. Но если ты сделаешь то, что я тебе скажу, то я кончу и не буду тебя искушать”. Монах спросил: “Что ты хочешь, чтобы я сделал?” Бес говорит: “Одно малое и легкое, что я прошу. И поклянись, что не расскажешь другому, и я тебе скажу”. Подвижник, будучи неученым и безхитростным, желая освободиться от такой битвы, поклялся не говорить никому другому. Тогда извивающийся змий сказал: “Не поклоняйся больше этому образу, который в твоей келлие, а выкинь его оттуда, и я потом не буду тебя искушать”. Монах говорит: “Я тебе отвечу завтра”. И бес стал невидимым. А монах раздумывал, не зная, что сделать, и очень скорбел и терзался - особенно потому, что поклялся не говорить никому, а лукавый во всем бес постарался закрыть дверь, и нельзя было спросить учителя, чтобы узнать о малейшем уклонении. А в тот день на Гору пришел авва Феодор Элийский, опытный в Писании, на деле проверенный искушениями бесов, и все, кто его спрашивали, получали большую пользу. Пришел и названный монах, сообщив ему о деле. Авва строго вразумил его о клятве и прибавил: “Разве ты не знаешь, что враг ничего не предлагает, кроме греха, чтобы метнуть человека в малый грех, но затем подвести к совершенно явной опасности падения? Ведь это такое величайшее беззаконие, - не покланяться Всепетой высокой Владычице! Меньший грех - развратничать тысячи раз, чем отрицать Приснодеву Богородицу. Итак, не слушай больше лукавого, но призови Ее, и Она поможет тебе постыдить беса”. Подвижник, побывав у аввы, шел в келлию, а по дороге ему встретился бес, сказавший: “Злодей, разве ты не поклялся мне не говорить никому, что я тебе сказал? Знай, что ты будешь мучим как клятвопреступник, и я никогда не перестану тебя мучить”. Монах ответил: “Враг добра, лукавый во всем, развратник я или клятвопреступник, - это не тебе меня судить, а только Богу и Владыке, Сыну Приснодевы, от Которой ты мне велел отказаться, но я тебя не слушаю, и делай со мной, если что сможешь. Ее благодать мне помогает и искупает меня от твоих искушений и ловушек”. Тогда бес стал невидим. Монах, приспособив на шее суму, в которой стал держать икону Пресвятой Девы, носил ее всегда с собой. И с того времени коварный бес не мог больше его искушать, а монах проводил свою жизнь доблестно и добродетельно и удостоился небесного блаженства. Его же да будет всем нам достичь благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Ему же слава во веки. Аминь.
Чудо 17 О том, что всеми чтимейшее имя Приснодевы Марии истребляет и изгоняет бесов
В одной деревне Вунах, в земле Колонейской жил священник по имени Петр, человек развратный и злобный, которого за его нечестивые дела родные выставили за двери дома. У него была любовница по имени Аглаида. Устыдившись и испугавшись всего, вскоре она оставила мир и пошла в монастырь, где приняла постриг. Однажды она стояла у окна келлии и увидела у колодца беса в образе юноши. Он запрыгал от колодца к окну, чтобы ее схватить. Аглаида в испуге упала в обморок и ударилась головой о землю. Собрались сестры, подняли ее, словно мертвую, и положили на кровать. Когда она немного пришла в себя, бес пришел снова и говорит ей: “Аглаида, любимая моя, что я тебе сделал, что ты меня отвергаешь? Я делал тебе все, что ты хотела, а ты меня не любишь. Вернись в мир, и я тебе дам в мужья богатого князя, удостою многого вкусить. Ты будешь есть прекраснейшие блюда, пить лучшие вина, исполнять все пожелания плоти. Что ты сидишь здесь, неразумная, ведь умрешь раньше времени от стольких постов, всенощных и тягот телесных”. Она ответила так: “Сгинь от меня, враг истины, потому что никогда я не буду исполнять твои желания, но скорее я оплакиваю то время и скорблю, когда неразумно тебе служила”.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|