Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления использования информационных технологий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения




 

Человечество вошло в информационный век, достижения научно-технического прогресса существенно изменили жизнь людей, и в основе этих изменений лежит высокая значимость информационных процессов в современном мире. Информационные системы являются фундаментом всех информационных процессов и развития новых технологий. Существует множество мнений и представлений ученых о том, что такое информационные системы. Голицына О.Л. считает, что информационная система – материальная система, организующая, хранящая и преобразующая информацию. Это система, основным предметом и продуктом функционирования которой является информация[2]. Гвоздева В.А. дает свое определение термину информационной системы – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, участвующих в обработке данных[3]. Но все определения термина информационная система сходятся в том, что это база данных, содержимым которой является информация. Сама система может обеспечивать хранение, поиск, сбор, обработку и выдачу информации. Информационная система может производить анализ проблем и предлагать новые способы решения проблем. Основным средством переработки и преобразования информации является персональный компьютер. Так же необходимо учитывать крайне важную роль человека в этом процессе. Получение и предоставление информации реализуется человеком, а впоследствии собранная информация нуждается в участии человека при ее обработке.

В число составляющих информационной системы входят базы и банки данных, информационные технологии. Под базами и банками данных принято понимать совокупность данных, отображающую состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области. Постоянство является характерной чертой баз данных. В них постоянное происходит накопление и использование данных, а также обновление структур и состава данных для решения поставленных задач.

Теперь рассмотрим, что понимается под понятием информационные технологии по мнению ученых, а так же, как это понятие закреплено в законодательстве Российской Федерации. Информационные технологии - это специальный технический термин, который применяется во многих сферах: экономической, промышленной, информационной и т.д. Развитие информационного прогресса и разработка новых нормативных правовых актов послужили причиной появления данного термина в правовой сфере. На сегодняшний день ученые не имеют общего мнения относительно его содержания и существенных признаков.

По мнению Синаторова С.В., информационные технологии - это совокупность методов и устройств, используемых человеком для обработки информации.[4]

Румянцева Е.Л. считает, что информационные технологии являются системой методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, и выдачи данных, информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств, в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями[5]. Основной целью этой системы является получение нужной информации требуемого качества на заданном носителе, при помощи информационных технологий.

Если обратиться к понятию Гвоздевой В.А., приведенному ею в своей книге «Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы» то мы увидим, что она описывает информационные технологии как процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления[6]. Согласно данному определению, цель этого процесса заключается в производстве информации для последующего анализа и принятия на его основе решения для выполнения какого-либо действия.

Другие авторы считают, что информационные технологии - это совокупность методов производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности[7]. Исходя из данного понятия, можно прийти к заключению, что основная цель применения информационных технологий заключается в снижении трудоемкости использования информационных ресурсов.

На основе всего вышеизложенного можно заключить, что каждый автор придерживается своей точки зрения в понимании термина информационные технологии, но многие сходятся в одном - это метод и технические возможности, при помощи которых человек может получить необходимую информацию в короткий срок в нужном качестве для последующих действий.

Рассмотрев понятие информационных технологий в представлении ученых, можно перейти к понятию информационных технологий, закрепленному в законодательных актах Российской Федерации. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информационные технологии как процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов[8]. Сам закон регулирует отношения, возникающие при применении информационных технологий. Только один законодательный акт содержит в себе понятие информационных технологий. В Таможенном кодексе Таможенного союза закрепляется порядок и возможности использования информационных технологий таможенными органами. Однако, определение информационных технологий в Таможенном кодексе Таможенного союза не содержится[9]. Так же в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрены административные правонарушения в сфере связи, информационных технологий и коммуникации, но понятие информационных технологий в нем так же не раскрыто[10].

Можно выделить три основания для классификации временных периодов развития информационных технологий. Первый период развития информационных технологий - это вид реализуемых задач и процессов обработки информации.

6) В 60-70-е годы основным направлением развития являлась автоматизация операционных действий, выполняемых человеком.

7) В 80-х развитие информационных технологий осуществлялось в сфере решения стратегических задач.

На данных этапах развития так же сталкивались с определенными проблемами: обработка больших объемов информации, нехватка программного обеспечения, организация доступа к стратегической информации и защита данной информации.

Основой следующего периода развития информационных технологий можно определить как преимущество компьютерных технологий.

Исходя из этого признака, моментом возникновения информационных технологий нужно считать не период появления компьютерной техники, а момент, когда человек изобрел письменность и счеты, при помощи которых он смог обрабатывать информацию. Следующий этап развития приходится на промышленную эпоху, где человек получал информацию из газет и других источников массовой информации. Последний этап развития информационных технологий, который приходится на наше время, характеризуется широким использованием персональных компьютеров и применением глобальных компьютерных сетей[11].

1) 60-е годы характеризуются довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций;

2) 70-е годы ознаменованы появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем.

3) 90-е - информационные технологии помогают с анализом стратегических преимуществ в бизнесе и основаны на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации.

Последний период развития информационных технологий заключался в видах технологического инструментария.

1) Вторая половина XIX в. «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга.

2) С конца XIX в. «механическая» технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта.

3) 40-60-е гг. ХХ в. «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

4) 80-х гг. компьютерная технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения.

 

Также информационные технологии можно классифицировать по следующим признакам: способ реализации в автоматизированных информационных системах; степень охвата автоматизированных информационных технологий задач управления; классы реализуемых технологических операций; тип пользовательского интерфейса; варианты использования сети ЭВМ; обслуживание предметной области.

 

По способу реализации автоматизированных информационных системах в автоматизированных информационных системах выделяют традиционно сложившиеся и новые информационные технологии.

Если традиционные автоматизированные информационные системы прежде всего существовали в условиях централизованной обработки данных, до массового использования ПЭВМ были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости при формировании регулярной отчетности, то новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.

По степени охвата автоматизированных информационных технологий задач управления выделяют электронную обработку данных, когда с использованием ЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления ведется обработка данных с решением отдельных экономических задач, и автоматизацию управленческой деятельности.

Во втором случае вычислительные средства, включая суперЭВМ и ПЭВМ, используются для комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений.

К этой же группе могут быть отнесены АИТ поддержки принятия решений, которые предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей и ППП для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам, явлениям производственно-хозяйственной практики.

К названной группе относятся и широко внедряемые в настоящее время АИТ, получившие название электронного офиса и экспертной поддержки решений. Эти два варианта АИТ ориентированы на использование последних достижений в области интеграции новейших подходов к автоматизации работы специалистов и руководителей, создание для них наиболее благоприятных условий выполнения профессиональных функций, качественного и своевременного информационного обслуживания за счет полного автоматизированного набора управленческих процедур, реализуемых в условиях конкретного рабочего места и офиса в целом.

Электронный офис предусматривает наличие интегрированных пакетов прикладных программ, включающих специализированные программы и информационные технологии, которые обеспечивают комплексную реализацию задач предметной области. В настоящее время все большее распространение приобретают электронные офисы, оборудование и сотрудники которых могут находиться в разных помещениях. Необходимость работы с документами, материалами, базами данных конкретной организации или учреждения в домашних условиях, в гостинице, транспортных средствах привела к появлению АИТ виртуальных офисов. Такие АИТ основываются на работе локальной сети, соединенной с территориальной или глобальной сетью. Благодаря этому абонентские системы сотрудников учреждения независимо от того, где они находятся, оказываются включенными в общую для них сеть.

Автоматизированные информационные технологии экспертной поддержки составляют основу автоматизация труда специалистов-аналитиков. Эти работники кроме аналитических методов и моделей для исследования складывающихся в рыночных условиях ситуаций по сбыту продукции, услуг, финансового положения предприятия, фирмы, финансово-кредитной организации вынуждены использовать накопленный и сохраняемый в системе опыт оценки ситуаций, т.е. сведения, составляющие базу знаний в конкретной предметной области. Обработанные по определенным правилам такие сведения позволяют подготавливать обоснованные решения для поведения на финансовых и товарных рынках, вырабатывать стратегию в областях менеджмента и маркетинга.

По классам реализуемых технологических операций АИТ рассматриваются по существу в программном аспекте и включают: текстовую обработку; электронные таблицы; автоматизированные банки данных; обработку графической и звуковой информации; мультимедийные и другие системы.

Перспективным направлением развития компьютерной технологии является создание программных средств для вывода высококачественного звука и видеоизображения. Технология формирования видеоизображения получила название компьютерной графики. Компьютерная графика - это создание, хранение и обработка моделей объектов и их изображений с помощью ЭВМ. Эта технология проникла в область экономического анализа, моделирования различного рода конструкций, она незаменима в производстве, проникает в рекламную деятельность, делает занимательным досуг. Формируемые и обрабатываемые с помощью цифрового процессора изображения могут быть демонстрационными и анимационными. К первой группе, как правило, относят коммерческую (деловую) и иллюстративную графику, ко второй - инженерную и научную, а также связанную с рекламой, искусством, играми, когда выводятся не только одиночные изображения, но и последовательность кадров в виде фильма (интерактивный вариант). Интерактивная машинная графика является одним из наиболее прогрессивных направлений среди новых информационных технологий. Это направление переживает бурное развитие в области появления новых графических станций и в области специализированных программных средств, позволяющих создавать реалистические объемные движущиеся изображения, сравнимые по качеству с кадрами видеофильма.

Программно-техническая организация обмена с компьютером текстовой, графической, аудио- и видеоинформацией получила название мультимедиа-технологии. Такую технологию реализуют специальные программные средства, имеющие встроенную поддержку мультимедиа и позволяющие использовать ее в профессиональной деятельности, учебно-образовательных, научно-популярных и игровых областях. При применении этой технологии в экономической работе открываются реальные перспективы использовать компьютер для озвучивания изображений, а также понимания им человеческой речи, ведения компьютером диалога со специалистом на родном для специалиста языке. Способность компьютера с голоса воспринимать несложные команды управления программами, открытием файлов, выводом информации на печать и другими операциями в ближайшем будущем создаст самые благоприятные условия пользователю для взаимодействия с ним в процессе профессиональной деятельности.

 

По типу пользовательского интерфейса можно рассматривать АИТ с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам. Так, пакетная АИТ исключает возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она производится в автоматическом режиме. Это объясняется организацией обработки, которая основана на выполнении программно-заданной последовательности операций над заранее накопленными в системе и объединенными в пакет данными. В отличие от пакетной диалоговая АИТ предоставляет пользователю неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений.

Интерфейс сетевой АИТ предоставляет пользователю средства теледоступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым средствам связи, что делает такие АИТ широко используемыми и многофункциональными.

 

Подводя итоги данного параграфа можно сделать вывод. Во-первых, информационная технология это специальный технический термин который применялся в информационной сфере. Во-вторых, ученые не имеют общего мнения относительно его содержания и существенных признаков. Каждый автор придерживается своей точки зрения в понимании термина информационные технологии, но многие сходятся в одном, что это метод и технические возможности, при помощи которых человек может получить необходимую информацию. Основной функцией информационных технологий является получение данной информации в короткий срок в нужном качестве для последующих действий. Термин «информационные технологии» должен пониматься как метод сбора, поиска, хранения и выдачи информационных данных человеку при помощи компьютерных технологий для увеличения скорости получения конечного результата.

 

Правовое регулирование организации и функционирования специализированных подразделений, обеспечивающих применение информационных технологий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

 

На сегодняшний день развитие информационных систем и использование их в Министерстве внутренних дел имеет широкое применение. Согласно Федеральному закону от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» в статье 11 прописано что полиция обязана использовать достижения науки и техники, информационных систем, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникционную инфраструктуру. Тем самым закон обязывает сотрудников применять современные информационные технологии при выполнение должностных обязанностей.

Разработкой и внедрение информационных технологий в работу сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения занимается научно-исследовательский центр Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Приказом Министерства внутренних де от 05 января 1999 года № 5 был утвержден устав научно-исследовательского центра.

На сегодняшний день основными задачи научного-исследовательского центра является исследование актуальных проблем деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России в области обеспечения безопасности дорожного движения, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью; участие в научном обеспечении и разработке государственных мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;

реализация научно-технической политики в области развития и использования информационных технологий и специальных технических средств в практической деятельности Госавтоинспекции. Научно-исследовательский центр занимается Участие в разработке и реализации федеральных и международных программ в области обеспечения безопасности дорожного движения, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Были разработаны две федеральные программы: от 20 февраля 2006 года № 100 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах"[12]; от 03 октября 2013 года "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах"[13]. Данные федеральные программы ускорили внедрение информационных технологий в структуру Министерства внутренних дел и повысили эффективность работы данной структуры органов исполнительной власти. Так же предметом исследования центра является Исследование проблем государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного движения, регистрационно-экзаменационной деятельности Госавтоинспекции Участие в решении организационно-технических вопросов по разработке новых и модернизации существующих технических средств, повышению эффективности их применения. В структуру центра входят научно-исследовательские подразделения и вспомогательные подразделения.

В региональных отделениях Министерства внутренних дел созданы информационные центры. Основные задачи этих центров в сфере информационных систем заключаются в осуществление комплекса организационно-технических мероприятий по защите информации, обслуживанию средств вычислительной техники, инженерного оборудования и средств связи, обеспечивающих работу программно-технических комплексов информационного центра; развития и организации эксплуатации автоматизированных информационных систем и интегрированных банков данных оперативно-справочного, розыскного и криминалистического назначения, информационно-вычислительных сетей общего пользования. Так же в целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на отдел информационного обеспечения были возложены новые обязанности по предоставлению государственных услуг[14].

Рассмотрим совсем новое подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения, которое возникло после принятия Правительством Российской Федерации федерально-целевой программы от 20 февраля 2006 года № 100 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах"[15]. С 2008 года на территории Российской Федерации стали устанавливать камеры видеофиксации дорожных правонарушений

В соответствии с приказом МВД России от 28 июня 2010 года №549 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России» в структуре Государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел России был созданы специальный отдел обеспечивающий работу камер видеофиксации[16]. В рамках своей компетенции Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения выполняет следующие функции: организация мероприятий по фиксации нарушений скоростного режима, проезда на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу движения. Осуществляют мероприятия для привлечения к административной ответственности собственников транспортных средств и лиц нарушивших правила дорожного движения по нарушениям зафиксированным с камер видеофиксации.

Так же на них возложены и другие полномочия. Создание доказательной базы факта нарушения на основе видеоматериалов, а также данных автоматизированных технических средств; контроль за исполнением административного наказания; обеспечение эксплуатации программно-технических средств центра; разработки предложений по техническому совершенствованию системы фото-видеофиксации.

Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений взаимодействует со многими структурами Государственной инспекции безопасности дорожного движения и с другими органами власти. Федеральная служба судебных приставов является одним из органов государственной власти, с которым взаимодействует отдел. Для исполнения административного постановления гражданину дается 30 дней. По истечении этого срока, сотрудники отдела «Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений», направляют административный протокол в органы судебных приставов для дальнейшего его исполнения. В случае несогласия гражданина с вынесенным постановлением, он обращается в органы судебной власти. С начала использования камер видеофиксации дорожных правонарушений в органах судебной власти сложилась тенденция к частому возникновению спорных вопрос в этой области. По запросам из суда, центр автоматизированной фиксации административных правонарушений предоставляет все необходимые данные для решения спорного вопроса. Взаимодействует с почтой России для передачи почтовой корреспонденции.

 

Проанализировав специализированные подразделения, обеспечивающие применение информационных технологий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, можно сделать вывод, что данные структуры тесно взаимосвязаны. Точно распределены задачи, обязанности и полномочия между структурами. С принятием новых законодательных актов и государственных программ расширяются полномочия структур и создаются новые.

Создание всех информационных технологий применяющихся в безопасности дорожного движения возложено на научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения. Анализируя все возможные ситуации дорожно-транспортных происшествий, и предотвращая их появления, центр совершенствует имеющиеся технологии и создает новые для максимального уровня предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Сам научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения является основой всех информационных технологий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений - это отдел, создание которого стало необходимо с принятием федерально целевой программы от 20 февраля 2006 года № 100 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". Показал эффективность своей работы за короткий срок. Обротка данных с камер видеофиксации и составление административных протоколов позволили эффективней использовать новые информационные технологии, применяющиеся в безопасности дорожного движения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...