Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА 2. «Организационно-правовые аспекты использования информационных технологий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения




§2.1. Проблемы правовой регламентации установления режима доступа к информационным ресурсам.

 

Основа всех информационных технологий и баз данных заключается в информации. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет термин информация как сведения, независимые от форм и представления[17]. В настоящие время информация является важнейшим компонентом управленческой деятельности и является предметом субъектов широкого круга правоотношений. В связи с этим, актуальным является уяснение юридически значимых характеристик информации, и ее массивов, служащих информационным ресурсом для конкретных субъектов. Обязательным условием признания информации в качестве предмета правоотношений, заключается ее физический носитель. Сформированные определенным образом, с учетом потребностей физических или юридических лиц, документы и их массивы образуют информационные ресурсы, становящиеся предметом правоотношений. Для их создания, обработки и использования применяются различные технические средства и технологии, наиболее совершенные из которых основаны на применении компьютерной техники. Это объясняет неразрывную связь правового регулирования использования информационных технологий с юридическими характеристиками информационного ресурса, как предмета правоотношений.

Теперь определим, что такое правовой режим. В правовой науке существует множество мнений и подходов к понятию правового режима. Мнение ученных Алексеева С.С. и Морозовой В.В. основывается на понимании правового режима как определенных совокупностей правовых средств[18]. Однако Матузов Н.И. и Малько А.В. определяют данный термин как специальный вид правового регулирования, который представляет собой своеобразный комплекс мер, выраженный в правовых стимулах и правовых ограничения[19]. В понимании Розанова И.С. правовой режим является совокупностью правовых и организационно-технических мер[20].

Но, при различной трактовке учеными термина «правовой режим», при рассмотрении их есть общий ряд моментов. Во-первых, все авторы рассматривают правовой режим в качестве специфического регулятора общественных отношений. Во-вторых, в правовой режим включается совокупность мер и средств. Поэтому, правовой режим можно определить как порядок регулирования какой-либо сферы общественных отношений, представляющий собой совокупность правовых средств, направленных на обеспечение наиболее оптимальной с точки зрения личности, общества и государства реализации субъектами права своих законных интересов.

Матузов Н.И. так же приводит признаки правового режима[21]:

1) Имеет цель регламентировать конкретные области общественных отношений;

2) Устанавливается законодательно и обеспечивается государством;

3) Создает конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения субъектов;

4) Представляет собой особый порядок правового регулирования.

С данными признаками можно согласиться по следующим причинам. Во-первых, трактовать законодательство нужно в широком смысле, во-вторых, правовые режимы отдельных объектов могут в определенных случаях устанавливаться и обеспечиваться не только государством, но и иными субъектами.

При установлении правового режима преследуется достижение каких-либо целей. Цели и функции правого режима связаны с целями и функциями правового регулирования. Если рассматривать точку зрения Мелехина А.В., то целью правового режима является стабильный порядок в государстве и обществе[22]. При достижении данной цели обеспечивается безопасность в государстве, и она направлена на поддержание необходимого уровня защищенности объектов общественной безопасности.

Установление цели правового режима напрямую связано с разделением на виды. Основная проблема классификации правового режима основана на многоуровневом характере данного процесса. Необходимо учитывать при выделении различных видов правовых режимов, что оснований для классификации любого правового режима достаточно.

Обязательным правилом при решении вопроса о классификации является применение логического правила. Принцип диалектики помогает правильно установить истинность познания, а правила формальной логики – определить путь установления такой истины. Однако не следует забывать, что классификация всегда условна и относительна. С получением новых знаний об объекте всегда происходит уточнение и изменение классификации.

Любая классификация начинается с поиска и определения того, что одновременно лежит в основе деления и одновременно является консолидирующим обстоятельством, позволяющим разделить исследуемое явление на части. В зависимости от целей правоприменителя критерий подразделения на виды могут быть различны, из чего следует, что количество классификаций не ограничено.

Мелехин А.В. указывает, что классификация правовых режимов, осуществляемая исследователями и законодателем, проводится по различным основаниям:

1) Сферы действия – этот подход позволяет разделить их на внутригосударственные и международно-правовые режимы;

2) Отрасли права – наиболее распространённым является административно-правовой режим, который может отражаться в различных отраслях права;

3) Основания установления;

4) Объекты правового воздействия;

5) Субъекты реализации установленных правовых предписаний[23].

В зависимости от предмета регулирования правовые режим можно разделить на административные, земельные, финансовые, налоговые, таможенные и т.д. Правовые режимы, регулирующие комплекс однородных общественных отношений объединяются в единый отраслевой режим, исходя из этого, для каждой отрасли права характерен свой режим регулирования.

Рассмотрим чуть подробнее, что такое Административно–правовой режим. Под административно-правовым режимом можно понимать совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления. Основной целью административно-правовых режимов является предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, опасных для личности, общества и государства, для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка. Объект административно-правового режима - совокупность общественных отношений в сфере государственного управления, регулируемых правилами административно-правового режима. Эти отношения относятся к публично-правовым отношениям. В случае регулирования частноправовых отношений нормами административно-правового режима это расценивается как нарушение законности. Средства обеспечения административно-правовых режимов - совокупность средств, приемов, основанных на нормах административного права, при помощи которых реализуется административно-правовой режим. Характерными признаками административно-правового режима являются:

1) Установление в сфере деятельности органов исполнительной власти;

2) Основой регламентации являются нормы административного права;

3) Закрепляются правила поведения государственных органов и граждан;

4) Применяются дополнительные ограничения и меры административного воздействия;

5) Возлагаются дополнительные обязанности;

6) Нарушение правил правового режима влечет применение мер государственного принуждения

Основой всех административно-правовых режимов служит Конституция, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.

Назначаются административно-правовые режимы для создания условий эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Нужно так же отметить ряд особенностей при приравнивании правового режима к отраслям публичного или частного права. В случае публично-правовой сферы режимы функционирования государственных и других институтов позволяют успешно решать государственные задачи. В другом случае правовой режим ориентирован на частные ситуации в узкой сфере регулирования.

Так же в отношении правового режима к какой-либо из отраслей права можно выделить соответствующую разновидность. Правовой режим, регулирующий ординарные отношения, относится к материальному праву, а обслуживающие их к процессуальному. Материальный режим регулирует права и обязанности субъектов права при правильном развитии общественных отношений. Процессуальный режим носит обслуживающий характер и обеспечивает деятельность системы правосудия и правоохранительных органов по осуществлению их функций.

Правовые режимы по сфере действия в силу многоуровневого характера, разграничить достаточно сложно. Поэтому можно обозначить их как общий режим объекта, специальный режим объекта и возможные субрежимы и вспомогательные режимы.

К одной из классификаций правового режима можно отнести классификацию по времени. Постоянный правовой режим – срок действия у данного режима не устанавливается и действует он до полной отмены. К временным режимам можно отнести режимы, которые водятся на определенный срок. К таким режимам можно отнести режим чрезвычайного положения.

Одним из важных разделений правовых режимов является разделение правовых режимов на разрешительные и запретительные. Данная классификация применима к информационным правовым режимам.

Городов О.А. определяет такие режимы как льготные и ограниченные. К льготным правовым режимам он относит информационные ресурсы свободного доступа[24]. К ограниченным правовым режимам он относит правовые режимы государственной тайны и конфиденциальной информации. Ограничительные режимы в информационном праве относятся к информации, которая не предназначена для широкого распространения и подлежит правовой охране от несанкционированного доступа. Основная цель правового режима лежит в обеспечении информационной безопасности.

Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-I «О безопасности» определял безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз[25].

В качестве основных объектов безопасности можно определить:

1) Государство – конституционный строй, территориальная целостность и суверенитет.

2) Общество – духовные и материальные ценности

3) Личность – права и свобода

В Российской Федерации для эффективного уровня защищенности объектов безопасности разрабатывается система правовых норм, задачей которой является регулирование отношений в сфере безопасности, формирование и преобразование органов, на которые возложены обязанности по обеспечению безопасности, определение основных направлений деятельности органов государственной власти. Новые этапы развития общества характеризуются увеличением роли информационной сферы. Информационная сфера оказывает активное влияние на безопасность политических, экономически и оборонных структур в Российской Федерации.

Важнейшим компонентом информационной безопасности считается защита информационной сферы. Определяется три основных направления защиты информационной сферы:

1) Защита общества и государства от вредной информации;

2) Защита информации от неправомерного доступа и воздействия на нее;

3) Защита прав физических и юридических лиц на информацию.

Ограничительные информационные режимы в целом позволяют реализовать все эти цели.

После составления понятия о правовых режимах, рассмотрим, что понимается под служебной тайной. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 139 определял под служебной тайной информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности[26]. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Но данная трактовка подверглась серьезной критике ученых. Трахтенгерц Л.А. считал, что информация содержащиеся в служебной тайне может не иметь действительной или потенциальной коммерческой ценности, а обладатель принимает меры к охране ее не столько в силу ее ценности, сколько в силу служебной обязанности[27].

По мнению Отнюковой Г. основным признаком служебной информации должно является отсутствие гражданской оборотоспособности соответствующей информации[28]. Данная информация не может быть предметом гражданско-правовых договоров и основной критерий служебной информации должен заключатся в необщедоступности.

После принятия и вступление в юридическую силу 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации данная норма закона утратила юридическую силу. На данный момент в законодательстве Российской Федерации нет четко сформулированного понятия служебной тайны.

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" возлагает на органы валютного контроля и должностных лиц обязанность сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий, но в самом законе не раскрывается понятие служебной тайный[29].

Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» определяет сведения, которые могут относиться к служебной тайне, но снова не раскрывает понятие служебной тайны[30].

Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» содержит понятие служебная информация, под которой понимается любая информация, не являющаяся общедоступной информацией об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах[31]. Так же в законе обговаривается что лица, обладающие служебной информацией, не могут использовать эту информацию для заключения сделок и передачи ее третьим лицам.

Проанализировав данные законодательные акты можно прийти к выводу, что требуется четко унифицировать в законодательстве Российской Федерации понятие служебная тайна. Данное несовершенство в законодательстве приводит к многочисленным дискуссиям в доктрине права. По мнению некоторых авторов, служебную информацию можно определить как несекретные сведения служебного характера.

По мнению Лопатина В.Н. служебную тайну можно определить как защищаемую по закону конфиденциальную информацию, ставшую известной в государственных органах и органах местного самоуправления в силу исполнения должностных обязанностей и на законных основаниях[32]. Так же автор определяет основные признаки служебной тайны:

1) Использование служебной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) Функционирование в режиме «собственной служебной» тайны;

3) Нераспространение на данный режим статуса государственной тайны.

На сегодняшний день разработан законопроект Федерального закона «О служебной тайне», который остается еще не принятым. В данном законопроекте служебная тайна определяется как конфиденциальная информация, образующаяся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которой нарушает права и свободы граждан, препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий либо иным образом отрицательно сказываются на их реализации, а также конфиденциальная информация, полученная органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательно порядке[33]. В пояснительной записке к законопроекту содержатся его концептуальные положения. Однако не многие авторы соглашаются с концепцией пояснительной записки. Основной вопрос спора возникает вокруг сферы деятельности служебной тайны. В законопроекте информация, составляющая служебную тайну, функционирует в системе государственной и муниципальной службы. С этим мнением также соглашаются Лопатин В.Н. и Соколова О.С.

Другое мнение высказывает Городова О.А. С ее точки зрения, сведения служебного характера также могут циркулировать в учреждениях и организациях, в которых имеют место служебные отношения[34].

Гаврилов Э.П. в отношении служебной тайны считает, что это та же коммерческая тайна, но ставшая доступной третьим лицам, которым тайна была предоставлена ее обладателем[35].

Проблема правовой регламентации установления режима доступа к информационным ресурсам на сегодняшний день очень актуальны.

Начиная от понятия правого режима и заканчивая его классификацией нет единого мнения по данному вопросу. Каждый автор приводит свое понятие и признаки правового режима. Но все придерживаются определенных установок. Во-первых, все авторы рассматривают правовой режим в качестве специфического регулятора общественных отношений. Во-вторых, в правовой режим включается совокупность мер и средств. Классифицировать правовой режим можно в большом количестве вариаций и способов, при этом, его классификация может меняться с развитием какой-либо отрасли права. По моему мнению, классификация информационно-правовых режимов должна делиться на общедоступные и ограниченно доступные, что позволяет эффективнее обеспечивать безопасность информационных ресурсов. Тем самым определяется круг лиц, которые могут получать ту или иную информацию без нарушения безопасности информационных ресурсов.

Сложней проблема обстоит в понятии служебной тайны. В законодательстве нет точного определения данному понятию, что приводит к малой эффективности и несовершенству действующего законодательства. Во многих законодательных правовых актах упоминается о служебной тайне, но в силу отсутствия данного понятия возникает затруднение использования данных законодательных актов и спорные вопросы, которые сложно решить без вмешательства органов судебной власти. Для точной формулировки понятия служебная тайна нужно определить, какую сферу деятельности будет охватывать данное понятие. Я считаю, что понятие служебная тайна должна охватывать все сферы деятельности, где используются персональные данные, чтобы эффективнее обеспечивать безопасность прав и свобод граждан. В моем понимании Служебная тайна – это конфиденциальная информация, образующаяся в процессе управленческой деятельности органа или организации, полученная законным путем при выполнении должностных обязанностей и возлагающая дополнительную ответственность за распространение данной информации третьи лицам.

 

§2.2. Особенности составов правонарушений, связанных с использованием информационных технологий и реализацией права на информацию.

 

Проанализировав предыдущий параграф, мы пришли к выводу, что задача информационных правовых режимом заключается в обеспечении безопасности информационных ресурсов Российской Федерации. Служебная тайна определяет, какая информация охраняется нормой права. В данном параграфе я хочу разобрать возможные правонарушения, связанные с использованием информационных технологий и реализацию права на информацию.

Для начала определим, каких граждан можно отнести к государственным служащим. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет государственную гражданскую службу как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнений полномочий[36]. Так же закон определят органы государственной власти, в которых исполняется служебная деятельность. К ним относятся федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации. Тем самым закон определяет граждан, которые являются должностными лицами.

Служебная тайна охраняет конфиденциальную информацию, которая состоит из персональных данных. Понятие персональные данные устанавливает Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", который определяет данный термин как любую информацию, относящуюся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. К таким данным относятся фамилия, имя, отчество, дата рождения и место рождения, адрес, семейное положение, социальное положение, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация, относящаяся к физическому лицу[37]. Данную информацию может обрабатывать оператор. Данный федеральный закон определяет, что оператором могут быть органы государственной и муниципальной власти, физические и юридические лица которые осуществляют обработку персональных данных, определяют цель обработки персональных данных и иные действия, совершаемые с персональными данными. Для получения возможности обработки персональных данных нужно получить разрешение данного лица. Но закон так же предусматривает возможность обработки персональных данных без разрешения при условии достижения цели и осуществления и выполнения, возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей. Это предоставляет обработку персональных данных должностным лицам без разрешения лица, данные которого подвергаются обработке. Федеральный закон «О персональных данных» не устанавливает ответственность за нарушение обработки персональных данных.

Нормы законов, определяющие ответственность за нарушение законодательства о персональных данных, указаны в Кодексе об административных правонарушения Российской Федерации, Уголовном кодексе и Трудовом кодексе Российской Федерации.

Перечень нарушений, предусматривающих ответственность за нарушение требований законодательства в сфере персональных данных в кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации достаточно объемный. Кодекс определяет, какие действия нарушают обработку персональных данных. К таким действиям относятся:

1) Неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации об обработке его персональных данных;

2) Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах;

3) Использование несертифицированных информационных систем, базы банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации;

4) Разглашение персональных данных.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации четко определяет ответственность должностных лиц за нарушение обработки персональных данных и совершенствует эффективность безопасности данных. Также административная ответственность может быть применена в отношении лиц, оказывающих услуги по технической защите информации, в частности за осуществление деятельности без лицензии, либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации.

В соответствии с нормами российского законодательства, к уголовной ответственности могут быть привлечены исключительно физические лица, совершившие преступление, посягающее на интересы государства, общества и личности.

Можно говорить, что именно нормы УК РФ отражают "основную цель" Федерального закона "О персональных данных" - защиту интересов субъектов. В частности, предусмотрена ответственность за следующие виды нарушения:

- незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Отягчающим обстоятельством по данному виду нарушений признается данное правонарушение, совершенное с использованием своего служебного положения.

- за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

Теперь рассмотрим правонарушения должностных лиц связанные с информационными технологиями. Данный вопрос в законодательстве Российской Федерации не рассматривается, тем самым данные правонарушения остаются безнаказанными. Рассмотрим на примере должностного лица. Сотрудник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений составляет протокол, поступивший с камеры видеонаблюдения. При получении информации произошел сбой в системе и штраф за данное нарушение изменился в меньшую или в большую сторону. Протокол направлен гражданину, нарушившему правила дорожного движения. В случае выявления ошибки в протоколе, встает вопрос, на кого будет возложена ответственность за данную ошибку. В кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации нет нормы закона, которая возлагала бы ответственность за данное правонарушение на должностное лицо. В силу чего сотрудник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений составивший протокол с ошибкой не понес наказания. А гражданин, получивший постановление об административном правонарушении, используя свои права и обязанности, может только отменить данное постановление. Рассмотрим с другой стороны данный вопрос. Гражданин при помощи компьютерных технологий взломал систему видеофиксации дорожных правонарушений и вывел ее из строя. При этом ущерб не был понесен, а выгоду от данного правонарушения гражданин не получил. Вследствие чего гражданин не несет никакой ответственности. Для увеличения эффективности законодательства Российской Федерации необходимо внести нормы в законодательные акты, которые позволят привлекать к ответственности граждан и должностных лиц, связанных с правонарушениями в сфере информационных технологий.

Проанализировав особенности составов правонарушений, связанных с использованием информационных технологий и реализацией права на информацию можно прийти к следующему заключению.

Правонарушения, связанные с реализацией права на информацию, на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации полностью рассмотрены со всех сторон. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" полностью определяет понятия, используемые в этом законе, определяет возможные механизмы и действия при обработке персональных данных, перечисляет права и обязанности участников данного нормативного акта. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации точно определяет ответственность за нарушение обработки персональных данных, определяет субъекты, на которых возлагается данная ответственность.

Правонарушения, связанные с использованием информационных технологий в законодательном акте не имеют норм, по которым можно привлечь к ответственности. На основании этого, предлагаю внести нормы в кодекс об административном правонарушении:

13.31. В случае допущения должностным лицом ошибки при использовании информационных технологий и выполнении должностных обязанностей возложенных на него, повлекшей нарушение

влечет наложение административного штрафа на должностное лицо от пяти до десяти тысяч.

13.32. Взлом информационной системы при помощи информационных технологий, вследствие которого не был причинен материальный вред, и отсутствовала цель получения выгоды

влечет наложение административного штрафа на граждан от двух до четырех тысяч рублей; на должностное лицо от пяти до восьми тысяч рублей.

 

 

§2.3. Организация и правовое регулирование использования автоматизированных информационных систем и устройств автоматической фиксации нарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

 

Безопасность дорожного движения - это состояние процесса перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Дорожно-транспортные происшествия являются одной из самых опасных угроз здоровью и жизни людей во всём мире. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий превышает ущерб от всех иных транспортных происшествий вместе взятых. Основным показателем безопасности дорожного движения является аварийность, связанная с автомобильным транспортом. Проблема аварийности, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, и крайне низкой дисциплинированностью участников дорожного движения. Свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями правил дорожного движения водителями транспортных средств.

Соблюдение правил является главным условием предотвращения ДТП и обеспечения безопасности дорожного движения. Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения на улицах и автодорогах нашей страны пока осуществляется на недостаточном уровне. В свою очередь, это вызывает недисциплинированное поведение участников движения на дорогах, халатное отношение к исполнению наложенных административных наказаний. Весомое воздействие на участников дорожного движения с целью повышения осознания ответственности возможно путём решения следующих задач комплексного усиления контроля нарушений ПДД:

1. контроль поведения участников дорожного движения в части соблюдения ПДД;

2. контроль исполнения назначенных взысканий за нарушения ПДД.

Решение обозначенных задач должно производиться при возможно более полном учете интересов граждан. Решение первой задачи осуществляется при помощи специальных технических средств автоматической фиксации административных правонарушений. Внедрение средств фото-видеофиксации повышает количество выявленных нарушений от 30 до 80 процентов от общего числа зафиксированных нарушений. Однако на пути решения этой задачи возникает проблема объединения в единую систему центра обработки данных административных материалов по нарушениям правил дорожного движения, зафиксированных специальными техническими средствами с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи, работающими в автоматическом режиме и подсистемы административной практики. При этом зачастую региональные ЦАФ строятся на разнородном оборудовании, что, с одной стороны, обусловлено таким положительным явлением, как развитие этих систем в ходе всеобщего технического прогресса, с другой стороны, вызывает трудности при стандартизации и интеграции этих систем. Решение второй задачи, в свою очередь, представляет собой комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на организацию оперативного взаимодействия Госавтоинспекции с гражданами и сторонними структурами. Основой взаимодействия должна стать замкнутая информационная система, обеспечивающая Госавтоинспекции эффективное взаимодействие:

1) с Почтой России в части передачи постановлений о правонарушениях, зафиксированных в автоматическом режиме, и получения статуса вручений;

2) с гражданами в части предоставления информации о наличии неоплаченных штрафов за административные правонарушения и сведений об этих правонарушениях;

3) с финансовыми организациями в части получения информации о состоянии оплаты постановлений и передачи информации для предоставления её гражданам;

4) с подразделениями Федеральной службой судебных приставов в части передачи дел о неоплаченных штрафах;

Также замкнутая информационная система обеспечивает оперативное предоставление сотрудникам ДПС актуальных сведений о наличии у проверяемых субъектов неоплаченных штрафов. Реализация замкнутой информационной системы такого уровня в наше время существенно упрощается, так как опирается на успешно решенные инфраструктурные задачи: применение электронной подписи позволяет перейти с бумажного документооборота на электронный, а, следовательно, значительно ускорить обмен данными, во многих структурах успешно работают собственные информационные системы, и задачи организации взаимодействия сводятся к интеграции разнородных информационных систем без необходимости дополнительного перевода на электронный документооборот бизнес-процессов в этих системах, мощности современного оборудования достаточно для построения эффективных центров обработки данных регионального уровня при минимальных затратах, наличие успешного опыта в интеграции разнородных систем. Внедрение замкнутой информационной системы взаимодействия не только решает обозначенные выше актуальные задачи Госавтоинспекции, но и создает надежную основу для дальнейшего построения специализированных систем автоматизации деятельности оперативно-розыскных ведомств и подразделений министерств внутренних дел.

 

Для решения проблемы безопасности дорожного движения Правительство Российской Федерации приняло федерально-целевую программу от 20 февраля 2006 года № 100 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах"[38]. Причиной, послужившей началом созданию данной программы стала проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, которая приобрела особую важность в связи с несоответствием требованиям безопасности дорожного движения, малой эффективностью работы системы обеспечения безопасности дорожного движения и очень низкой дисциплиной участников дорожного движения. С каждым годом возрастает количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и погибшими. Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются наезд на пешехода, препятствие и на стоящее транспортное средство, а также столкновение и опрокидывание. Свыше восьмидесяти процентов дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств. Самыми распространёнными нарушениями правил дорожного движения, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям, относятся: превышение скоростного режима, выезд на встречную полосу, управление транспортным средством в состоянии алкогольно опьянения или без водительских прав. Наибольшее количество участников пострадавших и погибших в дорожно-транспортных происшествиях, является пешеходами. Основными целями программы стали сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и сокращение числа пострадавших и погибших, предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, повышение уровня безопасности транспортных средств, проработка нормативно-правовых и организационных аспектов внедрения комиссионного принципа приема квалификационных экзаменов у кандидатов на получение права на управление транспортным средством, строительство и обустройство подземных и надземных пешеходных переходов и т.д. Достижение поставленных целей даст возможность приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности, и вследствие чего уменьшить социальную напряженность проблемы. Результаты реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100, показали эффективность применения целевой программы, о чем свидетельствуют сокращения показателей смертности при дорожно-транспо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...