Поведенческое развитие, социальное поведение и коммуникация у собак
Стр 1 из 32Следующая ⇒ От издателей
За последние годы научные исследования и диагностика поведенческих проблем у кошек и собак ушли настолько вперед, что Британской ассоциации ветеринарии мелких животных пришлось признать: предыдущие пособия в этой области устарели — верный знак быстрого прогресса данной отрасли науки. Этому прогрессу способствовало много факторов, но одним из главных стали новые эффективные лекарственные средства, позволяющие модифицировать некоторые поведенческие особенности. Действительно, важность и распространенность поведенческих расстройств привела к появлению лекарственных препаратов, предназначенных специально для коррекции определенных поведенческих проблем у собак. Вместе с тем нельзя забывать и о достижениях в диагностике и классификации заболеваний, составляющих основу данной научной дисциплины. К составлению своего нового пособия Британская ассоциация ветеринарии мелких животных (BSAVA) привлекла специалистов, отлично разбирающихся во всех аспектах поведения кошек и собак. Трех редакторов, трудившихся над ним, можно поздравить с составлением воистину универсального руководства. Входящие в него главы охватывают все области поведенческой медицины, но особое внимание уделено синдромам, наиболее часто встречающимся в клинической практике. Редакторы пособия и менеджер BSAVA по издательской деятельности создали ещё одно достойное практическое руководство, и практикующие врачи, несомненно, найдут в нем информацию, чрезвычайно полезную для себя. Ричард Г. Харви Richard G Harvey BVSc PhD DVD MRCVS BSAVA President 2002-2003 Британская ассоциация ветеринарии мелких животных и редакторы настоящего пособия считают, что при коррекции поведения в первую очередь должны применяться методы положительного (поощрительного) подкрепления. Вместе с тем они не отрицают необходимости наказания в некоторых обстоятельствах. Но поскольку средства дрессировки, причиняющие животным физическую боль или дискомфорт, не всегда правильно используются и возможно злоупотребление ими, они должны применяться лишь в исключительных случаях и только после консультации ветеринарного врача. Перед тем как рекомендовать использование подобных средств дрессировки или какого-либо наказания, ветеринарному врачу следует тоже проконсультироваться со специалистом по поведенческим проблемам.
Предисловие
Эффективность как диагностики, так и лечения животных зависит от того, насколько ветеринарный врач осведомлен об особенностях их поведения, и зачастую именно перемены в поведении питомца заставляют владельца обратить внимание на медицинскую проблему. За последние 10-15 лет ветеринария все глубже постигает важность поведенческих проявлений и психологического комфорта животных. Являясь хранителями их здоровья и благополучия, мы должны относиться к поведению животных как к индикатору их психологического состояния. Именно поведение помогает домашнему питомцу укрепить связь со своим хозяином и упрочить свое место в его доме; но оно же нарушает это равновесие и приводит к пагубным последствиям. Хорошо известно, что поведенческие проблемы могут омрачить отношения между питомцем и хозяином и даже разорвать их, в результате чего так много домашних животных переходят от хозяина к хозяину, оказываются бездомными или подвергаются эвтаназии. Забота о сохранении нормальных отношений между питомцем и хозяином, помощь хозяину в более глубоком понимании его животного-компаньона стали неотъемлемой частью современной ветеринарной практики.
Данное руководство предназначено для ветеринарных врачей общей практики, и авторы стремились объединить в нем надежную научную информацию с полезными практическими советами. Сами авторы — ветеринары из разных стран, занимающиеся поведением животных, и мы уверены, что наша книга привлечет внимание тех, кто проявляет интерес к поведенческим проблемам. В книге описано нормальное поведение кошек и собак, так как без его понимания ветеринар не может консультировать по поводу поведенческих проблем. Главы по практическому применению знаний о поведении животных, по методике консультирования и составлению анамнеза, а также по основам дрессировки, физиологии стресса и страха и профилактике поведенческих проблем дают хорошую теоретическую основу. Чтобы помочь практикующему врачу в его конкретном случае, главы по поведенческим расстройствам построены по единому, логически обоснованному плану: сбор анамнеза, диагностика, методы лечения, прогнозирование и последующий контроль. Думаем, что интернациональный состав коллектива авторов настоящего руководства обеспечивает более широкий взгляд на такую быстро развивающуюся область, как поведенческая медицина. Мы старались предоставить читателю самую свежую информацию, имеющуюся в данной области. И мы очень надеемся, что эта информация поможет Вам сделать более приятной жизнь домашних животных рядом с человеком, упрочить радость здоровых взаимоотношений между ними. Дебра Хоровитц, Дэниел Миллс и Сара Хит Июнь 2002 х
Глава 1
Роль поведенческой медицины в ветеринарной практике
К. Боуэр (Caroline Bower)
Введение
Многие практикующие ветеринарные врачи стали живо интересоваться нюансами взаимоотношений между людьми и животными. Изменилась за последние годы и позиция профессионалов: поведенческая терапия животных-компаньонов поднялась сейчас на новый уровень, превратившись в один из основных предметов изучения; ветеринарная наука теперь признает, что отношения между питомцем и его хозяином столь же важны, как и физическое здоровье животного. Британская ассоциация ветеринарии мелких животных (The British Small Animal Veterinary Association), Американская ассоциация клиник для животных (American Animal Hospital Association), Американская ветеринарно-медицинская ассоциация (American Veterinary Medical Association) и другие объединения широко мыслящих специалистов первыми привлекли всеобщее внимание к вопросу поведения животных-компаньонов. А отдельные врачи и ученые, движимые возникшим интересом, успешно исследовали в этот начальный период некоторые конкретные аспекты поведения. Теперь задача состоит в том, чтобы ветеринары получили представление о потребностях своих пациентов и их хозяев, освоили методики диагностики и лечения, входящие в поведенческую медицину.
Не каждому ветеринарному врачу захочется специализироваться в области поведенческой терапии, но тем, кто занимается общей ветеринарной практикой, следует как минимум: • уметь дифференцировать клинические и чисто поведенческие проблемы и представлять себе, насколько они могут перекрываться; • быть в состоянии посоветовать владельцу, куда обратиться за специализированной помощью, если в ней возникает необходимость; • знать, в чем может состоять курс поведенческой терапии и сколько времени и денег потребуется для его проведения; • иметь представление о действии обычно применяемых лекарств, их возможных побочных эффектах и противопоказаниях к использованию. Подобно тому, как практикующий врач должен хорошо себе представлять, какое лечение получит его больной, направленный к ортопеду или дерматологу, ветеринарный врач общей практики должен знать достаточно много о поведении, чтобы оценить, нужна ли в том или ином конкретном случае помощь врача-специ-алиста и в чем именно она будет состоять. Здоровье и благополучие животного Наряду с огромным ростом интереса к поведенческим проблемам животных-компаньонов, происходит также все более широкое осознание тех потребностей домашних животных, от удовлетворения которых зависит их здоровье и благополучие, и, более того, наблюдается определенное желание решать эти вопросы. Частично это делают профессионалы, частично — организации по защите животных, благотворительные и исследовательские организации, частично — широкая общественность и средства массовой информации. Последние, однако, зачастую недостаточно информированы, но влиятельны, а потому очень важно, чтобы компетентные люди получали возможность выступать с просветительскими целями и участвовать в дискуссиях. Любой, кто принимает участие в дебатах по вопросам охраны здоровья и благополучия домашних животных, должен хорошо разбираться в проблемах поведения животных разных видов, равно как хорошо знать их потребности и особенности ухода за ними.
Всесторонняя помощь владельцу и его животному_
Еще одним фактором, оказывающим существенное влияние на подход к работе практикующего ветеринарного врача начиная с 1980-х годов, стала растущая потребность в комплексном лечении и профилактике, а не в медицинской “пожарной команде”, — другими словами, в более обстоятельном и целостном подходе. Это обусловлено рядом причин. • В настоящее время имеется большой выбор средств и услуг, позволяющих успешно выполнять профилактические программы охраны здоровья домашних животных, например эффективные вакцины, противопаразитар-ные препараты и средства ухода за зубами. • Вслед за гуманитарной медициной, ветеринарное образование признало, что лучше профилактика, чем лечение заболевания. Вместе с тем заметно выросли знания о значении рационального питания как для здоровья домашних животных, так и для контроля заболеваний; специальность “ветеринарный сестринский уход” включает в себя программу консультирования владельца по вопросам питания и предоставления амбулаторных услуг. Все чаще именно ветеринары-практики предлагают владельцам надежные советы по всем вопросам, не исключая профилактику и лечение поведенческих расстройств. • Ветеринария признает, что комплексный подход к каждому владельцу и пациенту позволяет намного улучшить обслуживание, а довольный клиент, в конечном счете, вряд ли захочет сменить врача. Требования владельцев животных к ветеринарной практике растут год от года; благодаря средствам массовой информации и Интернету они становятся все более осведомленными; усиливается конкуренция за предоставление услуг все более высокого качества. Чтобы привлечь и удержать клиентов, добиться удовлетворительных результатов, сохранить более или менее высокий доход от практики, бригады ветеринарных специалистов непрестанно ищут способы, позволяющие улучшить качество предоставляемых услуг и расширить их спектр. Обычные люди, имеющие домашних животных, несомненно, нуждаются в ком-то, кто бы помог им предотвратить как физические, так и психические расстройства у их питомцев. Ветеринарные врачи и сестры могут эффективно работать в единой ветеринарной бригаде, консультируя по вопросам питания, осуществляя гериатрический уход, помогая скорбящим по утрате питомца, а также обеспечивая профилактику и лечение поведенческих проблем. Оказание помощи такого рода хорошо согласуется с концепцией всесторонней заботы о клиенте.
Исходя из сказанного, очевидно, что ветеринарам необходимо задуматься о том, смогут ли они предоставлять услуги по лечению поведенческих расстройств в рамках своей клиники. Включение коррекции поведения в общую ветеринарную практику благотворно сказывается на качестве помощи, оказываемой владельцу и его животному, привлекает клиентов, “привязывает” их к клинике, дает дополнительную работу ветеринарным врачам и вспомогательному персоналу, помогает уменьшить частоту смены хозяев и необязательной эвтаназии, приносит удовлетворение всем, кто принимает участие в этом лечении. Ответственность Ветеринару-хирургу необходимо научиться понимать как реальные, так и потенциальные проблемы поведения животного, лечением которого он занимается; это так же важно, как, например, понимание того, к каким осложнениям может привести вправление бедра, лучевая терапия или комплексная операция на позвоночнике. К сожалению, старшекурсникам ветеринарных вузов до сих пор предоставляют сравнительно мало сведений о поведении живот-ных-компаньонов — непропорционально мало по сравнению с тем, сколь часто клиенты обращаются за советами именно по этим вопросам. Хотя получаемое образование позволяет выпускникам компетентно справляться с большинством медицинских и хирургических проблем, все же нужно помнить, что хорошее понимание характера связи, сложившейся между владельцем и его питомцем, а также возможных причин разрыва ее крайне необходимо для успеха ветеринарной практики общего профиля. Клиент нуждается в совете и помощи; ветеринарные хирурги и их ассистенты должны обладать достаточно глубокими знаниями о поведении животных, чтобы по возможности предотвратить развитие поведенческих отклонений, уловить аномалии в поведении животного и отличить клинический случай от чисто поведенческого. Это позволит им лечить поведенческое расстройство в рамках своей практики либо своевременно направить клиента к соответствующему специалисту. Направление к специалисту_
Каждый ветеринарный врач должен знать, когда и к кому нужно направлять пациентов с поведенческими проблемами, если в его клинике не предоставляются широкие услуги по лечению поведенческих расстройств. Предварительное клиническое обследование Непреложное правило лечения любого животного с поведенческими отклонениями: сначала произвести полный клинический ветеринарный осмотр, позволяющий установить наличие у животного каких-либо физических или клинических проблем, затем проанализировать его рацион питания, режим, проводимую медикаментозную терапию и определить переносимость лекарств, которые предполагается использовать в будущем. Возможно, это предварительное обследование выполнят в специализированной клинике, куда целесообразно направить клиента, особенно если он приезжает откуда-то издалека. В некоторых случаях консультант по проблемам поведения может дать совет относительно анализов крови, рентгеновских снимков или других исследований, которые следует сделать перед тем, как владелец и его животное посетят специалиста по поведенческой терапии. Типичный пример — необходимость анализа мочи у котов и кошек, если они оставляют метки или мочатся в помещении; анализ позволяет выявить признаки заболевания мочевых путей, способного вызвать такое поведение животного. Иногда необходимо предварительно проконсультировать владельца по вопросам поведения (например, в случаях агрессивности животного — как предотвратить увечье или усиление агрессии в период до первого посещения специалиста). Связь между ветеринарными клиниками Если клиника направляет пациента к другому специалисту, то должна быть уверенность в том, что будут установлены хорошие рабочие отношения с клиникой, принимающей вашего клиента, и он получит там профессиональную ветеринарную помощь. Направляющая клиника должна ознакомиться с процедурой направления и вероятными расходами, предоставить анамнез, а также подробную информацию о любой проводимой медикаментозной терапии и переносимости лекарств. Предварительный контакт с принимающей клиникой поможет решить, какую именно информацию необходимо туда передать. Во избежание недоразумений и для облегчения текущей связи один из ветеринаров должен быть ответствен за контакты между клиникой и консультантом по вопросам поведения. Для клиентов очень важна четкая связь с их собственной и специализированной клиникой - это помогает им сохранить мотивацию к устранению поведенческих проблем на протяжении всей программы лечения. Они будут отдавать лечению свои время и силы, и им потребуется максимально возможная поддержка. Владельцам нужно знать, что их ветеринар интересуется ходом лечения, сколь бы медленно оно не протекало. Иногда бывает уместным предоставить специалисту дополнительную информацию о клиенте или его семье, и именно поэтому необходимо установить с ним хорошие, доверительные отношения и строго оберегать конфиденциальность сведений (см. гл. 4). Услуги по лечению поведенческих расстройств в рамках клиники_
Существует два главных способа оказания услуг по лечению поведенческих расстройств в клинике: скоординированный профилактический подход и проведение консультаций по поведенческим проблемам. Профилактический подход Каждая клиника должна разработать программу, помогающую предотвратить развитие поведенческих отклонений у щенков и котят или у молодняка любых других домашних животных, относящихся к частым пациентам клиники (см.гл.6). Это предполагает ряд инициатив; список, приведенный ниже (фиг. 1.1), ни в коем случае не исчерпывает их. Далее они будут рассмотрены более подробно. Инициатива Действие Связь с местными заводчиками Установить хорошие отношения Советы по приобретению животных Поощрять хозяев консультироваться в клинике Уход за питомцем Поощрять общение хозяев с сотрудниками клиники Отношение к первому визиту Сделать все возможное, чтобы первый визит к ветеринару был приятен для владельца и животного Информированиевладельцев Предложитьинформационные подборки, книги и видеофильмы Последующее наблюдение и консультации Организовать консультации у ветеринарной сестры Социализация животного и его обучение Организовать занятия для щенков и котят Фиг. 1.1. Инициативы клиники, направленные на предотвращение поведенческих проблем у щенков и котят, а также на информирование владельцев о работе клиники и возможности обращаться в нее по всем вопросам поведения животных Эффективность программы зависит от следующего: • подготовленности специалистов клиники; • понимания важности программы для животных, клиентов и персонала клиники; • разработки стратегии тесной связи между клиникой и клиентами, как прямой (т.е. устной), так и опосредованной (например, с помощью информационных подборок для клиентов, видеофильмов, раздачи рекламных материалов). Лучше всего, если только на одного человека или небольшую группу людей в клинике возлагается ответственность за разработку инициатив и выполнение согласованных мероприятий. Иногда, особенно в крупных учебных центрах, бывает необходимо проводить непрерывный мониторинг и тренинг; в этом случае требуется соответствующая мотивация человека или группы людей, ответственных за программу; они должны активно продвигать программу и реагировать на новые идеи, получая при этом должное вознаграждение. Связь с местными заводчиками • Следует проводить индивидуальные или групповые беседы с местными заводчиками и поставщиками домашних питомцев о важности поведенческих характеристик поставляемых ими животных. • Нужно использовать любую возможность для тактичного объяснения им их роли в предотвращении поведенческих проблем. • Нужно обсуждать и такие вопросы, как подбор партнера для вязки, обеспечение ранней социализации щенков и котят и приучение их к рукам, обращение с ними и условия содержания, наличие или отсутствие в доме животных того же вида, политика выбора животного, подходящего для будущего владельца, и обучение хозяев-новичков. Советы по приобретению животных
Предваряющие покупку советы нередко помогают хозяевам решить, животное какой породы, пола, а иногда и вида им стоит приобрести. • Следует поощрять намерения предполагаемого хозяина еще до приобретения животного обсудить все вопросы с ветеринарным врачом или сестрой. • Специально обученным ветеринарным сестрам можно поручить проведение бесед с клиентами по ряду вопросов, связанных с уходом за домашними питомцами. Важно, не считаясь с затратами времени на беседу с клиентом, составить ясную картину того, что ему нужно, насколько хорошо он сумеет справиться с тем или иным питомцем, в каких условиях живет и каков его образ жизни; важно также рассеять любые неправильные представления, которые могут у него быть. Часто совета ищут при покупке второй собаки или кошки, и здесь ветеринар только тогда сможет дать полезный совет, если он хорошо разбирается в вопросах поведения животных. Клиника должна нацелить клиента на приобретение щенков или котят у надежного заводчика, если только это возможно, и объяснить, на что именно обратить внимание, рассматривая как помет, так и других животных в доме. Уход за питомцем
Следует поощрять владельцев обращаться в клинику по любому вопросу, связанному с уходом за питомцем. Если установлены непринужденные отношения, хозяин, скорее всего, обратится за помощью сразу же, как только заметит, что с питомцем творится что-то неладное. В некоторых клиниках имеются специально отведенные часы, когда ветеринарная сестра или фельдшер проводят консультации; в других — на вопросы по уходу за животными компетентно и терпеливо отвечают регистраторы. Первый визит к ветеринару Нужно сделать все возможное, чтобы первые визиты к ветеринару были приятными как для клиента, так и для животного. Во время этих визитов можно делать прививки и проводить профилактический осмотр, проверять вес и даже устраивать животному встречи с “собратьями” (для развития социальных навыков) либо посещение занятий для щенков и котят (см. гл. 2, 3 и 6). При проведении первой вакцинации животного или при первом визите нового клиента следует увеличить время консультации с тем, чтобы его хватило на: • приятное знакомство; • создание непринужденной атмосферы для хозяина и его питомца; • рассмотрение таких важных тем, как привыкание и социализация животного; • неторопливое ведение приема и нежное обращение со слишком робкими животными с целью их ободрить. Когда животному делают инъекцию (разумеется, тонкой иглой), нужно отвлечь его и угостить лакомством. В карточке пациента следует сделать запись о том, что обсуждались важные поведенческие темы (см. гл. 6). Информация для хозяина
• В информационные подборки о щенках и котятах нужно включать сведения об особенностях их поведения. • Рекомендовать клиентам полезные буклеты и книги, которые могут продаваться в клинике. • Организовать прокат учебных видеофильмов. • Неустанно разъяснять, что в случае появления каких-либо поведенческих проблем следует прежде всего обратиться в клинику для консультации или за направлением к специалисту. Администрация должна внимательно относиться к тому, что выставлено на продажу в помещении клиники, и следить, чтобы сотрудники имели полное представление о содержании книг и свойствах других товаров. Последующее консультирование
Постоянным клиентам можно предлагать бесплатные консультации ветеринарной сестры или фельдшера; это позволит уделять больше времени беседам о здоровье и поведении животного. Социализация и дрессировка
• Требовать от сотрудников клиники, чтобы они при любой возможности подчеркивали важность социализации и привыкания животного к различным раздражителям. • Проводить занятия или “встречи” для щенков или котят (см. гл. 6). Иметь в арсенале клиники подобную услугу очень полезно. • Установить отношения с хорошими местными тренерами собак, использующими основанные на вознаграждении методы дрессировки. • Посетить занятия этих тренеров с тем, чтобы знать, какого тренера и какие приемы рекомендовать клиентам и их юным питомцам. Важно, чтобы занятия для маленьких щенков были непродолжительными и обязательно в своей возрастной группе. В идеале должно быть менее 10 щенков в группе, поскольку в более многочисленных группах или в присутствии старших животных они могут оробеть или разыграться, либо перенять дурные привычки. Многие приводят на занятия взрослых собак главным образом потому, что у тех возникли какие-то поведенческие отклонения, но это не основание для включения их в группы обучения щенков, главная цель которого — предотвращение подобных проблем. Консультации в клинике
Главные условия для организации в клинике консультативной работы по вопросам поведения - наличие времени, знаний и подходящего помещения. Требуются также оборудованная площадка для занятий на улице, снаряжение, используемое при дрессировке, и информационный материал для клиентов, однако выбор здесь в определенной степени зависит от предпочтений конкретного специалиста. Помещение для консультаций
Консультации следует проводить либо в специальной комнате, предназначенной для непринужденного общения в большей степени, чем стандартный ветеринарный кабинет (фиг. 1.2), либо в смотровой комнате, если там можно переставить мебель в соответствии с особенностями сеансов данного типа. • Учитывая, что беседа ветеринара с клиентом зачастую продолжается более часа, необходимым условием является комфорт: прежде всего, удобные стулья. • Расположение мебели в комнате должно способствовать непринужденности диалога; в ней не должно быть барьеров, таких, как врачебный стол. Внеся простые изменения, например передвинув стол или удобно поставив стулья, можно создать в комнате иную атмосферу. • Потребуется плоская поверхность для ведения записей во время консультации. Некоторые консультанты предпочитают работать вообще без стола, используя вместо него переносную доску с зажимом, но стол удобен для того, чтобы положить на него угощение, игрушки и оборудование для обращения с животным. В некоторых клиниках уже имеются комнаты, пригодные для проведения консультаций по вопросам поведения. Их преимущество в том, что там меньше чувствуется больничная атмосфера, - это помогает клиенту расслабиться и раскрепоститься. Последнее особенно важно для получения от него правдивых и подробных сведений. Консультацию не стоит прерывать без особых на то причин, поскольку это, как правило, беспокоит клиента и животное и сбивает с мысли врача. Клиент отвечает намного охотнее, когда к нему относятся с полным вниманием, и может рассказать даже о чем-то конфиденциальном и сугубо личном. Шум за стенами комнаты следует свести к минимуму; в идеале следует отключить в комнате все телефоны. Посещения на дому. Иногда лечению поведенческого расстройства помогает наблюдение пациента в домашних условиях (например, при некоторых формах навязчивого поведения или проблемах взаимодействия с людьми или с животными в доме, скажем, при агрессии между кошками). Недостатком посещений на дому является трата времени на дорогу, нежелательные прерывания консультации и необходимость везти с собой все требуемое оборудование. В случаях, когда посещения на дому невозможны, полезно использовать видеозаписи. Телефонные консультации. Если у клиента нет возможности посещать ветеринара, в некоторых случаях приходится проводить официальные телефонные консультации. • Если предполагается проведение телефонных консультаций, следует предварительно (по почте, факсом или по электронной почте) получить от клиента и направляющей клиники как можно больше информации и, если это приемлемо, попросить домашнюю видеозапись поведения животного, чтобы просмотреть ее перед разговором с клиентом. • Договариваясь с владельцем о телефонной консультации, нужно заранее назначить время ее проведения, запланировать такую же ее продолжительность, как при приеме в клинике, и обсудить вопрос стоимости такой услуги. В США консультирование клиентов по телефону обычно неприемлемо, поскольку государственные нормы ветеринарной практики требуют от ветеринара встретиться с клиентом и пациентом, чтобы выявить “сложившиеся взаимоотношения между владельцем и животным”. Во многих ситуациях бывает достаточно обсудить данный клинический случай с давшим направление на консультацию ветеринаром, который, в конечном счете, контролирует лечение животного и уход за ним. Ветеринарные врачи должны знать местные законы и организовывать свою деятельность в соответствии с ними. Время
Не следует начинать лечение поведенческого расстройства в клинике, если сотрудники не готовы потратить на это достаточно много времени. Возможно, потребуется изменение графика консультаций и приема или административного управления таким образом, чтобы ветеринар, выполняющий данную работу, был свободен в определенные дни. При тщательном планировании сделать это нетрудно. Ответы на телефонные звонки. Иногда беседы с клиентами по телефону бывают довольно продолжительными, но их легко сделать короче, если научить регистратора давать объяснения и отвечать на простые вопросы. Неизбежно встретятся клиенты, желающие предварительно обсудить свой вопрос по телефону с ветеринаром, которого собираются посетить, дабы убедиться в целесообразности своего визита, особенно если им долго добираться. Клиентам, которые живут за пределами обычной зоны обслуживания клиники, обычно приходится звонить для обсуждения хода проводимого лечения. Поэтому следует: • освободить определенное время, когда удобно разговаривать с клиентами по телефону; • заранее решить, будет ли взиматься плата за эти телефонные консультации, чтобы клиент знал о предстоящих расходах. В консультационной комнате. Время в консультационном кабинете тратится на то, чтобы: • внести записи в историю болезни; • установить доверительные отношения с клиентом; • поставить диагноз; • установить причину проблемы или проблем; • разработать общую схему лечения, не только целесообразную, но и выполнимую для владельца и его семьи; • обучить владельца всем приемам, выполнение которых необходимо для успешного лечения (см. гл. 4 и 7); • научить владельца понимать поведение своего питомца. По мере накопления опыта врач научается собирать необходимую информацию все более искусно и эффективно, не давая клиенту отвлекаться и непродуктивно расходовать время. Свободный обмен информацией необходим, но использование предварительно отпечатанной формы истории болезни позволяет провести консультацию более организованно и четко. Некоторые случаи требуют более часа консультационного времени, и со временем ветеринар научается заранее определять, какие именно. Время и оплата. Устанавливая плату за консультации по вопросам поведения, необходимо учитывать время, проведенное в консультационном кабинете. Некоторые специалисты по вопросам поведения устанавливают почасовой тариф, другие находят более удобным взимать плату за консультирование по единому тарифу. Есть компании по страхованию домашних животных, которые покрывают расходы, связанные с поведенческими проблемами. Повторные консультации. Консультация по ходу лечения обычно необходима в сложных случаях, когда клиенты особенно обеспокоены и им, по всей вероятности, требуются непрерывная поддержка и мотивация. Она полезна в случаях серьезной агрессии, а также всякий раз, когда специалист и клиент считают это целесообразным. Дату повторной консультации устанавливают перед тем, как клиент покинет ветеринарный кабинет. Такие консультации, как правило, длятся 20-30 минут. Выдача заключения„ Следует оставить время для составления письменного заключения, предоставляемого как клиенту, так и направившему на консультацию ветеринару (см.фиг. 1.3). Площадка для работы с животными на улице
При многих поведенческих расстройствах у собак полезно поработать с пациентом и понаблюдать за ним на открытом воздухе. Это рекомендуется, например, при тревожном состоянии животного, в случаях агрессивности по отношению к другим собакам или когда контроль над собакой затруднен. Полезно посмотреть, как собака реагирует на незнакомое место, как обращается с ней хозяин. Большое значение имеет безопасность: животное должно оставаться под соответствующим контролем во избежание несчастных случаев или бегства, особенно при испытании нового снаряжения типа предохраняющих воротников или шлеек- Может оказаться весьма полезным выйти во двор вместе с хозяином, когда тренер демонстрирует правильное использование такого снаряжения. “Подсадная” собака- "Подсадная” собака используется при оценке агрессивности обследуемого животного по отношению к другим собакам. Она должна быстро реагировать и никогда не выходить из-под контроля. Важно также создавать ей возможность общения с неагрессивными собаками, иначе есть риск, что со временем она начнет пугаться или сама станет агрессивной. С помощью подсадной собаки можно показать клиенту, как сохранять контроль над животным, избегать контакта глазами, соблюдать критические расстояния и выбирать время для вознаграждения. Этот метод применяется в Великобритании, но не все специалисты по вопросам поведения захотят использовать подсадных собак для демонстрации, так как это сопряжено с опасностью и риском. Материалы, выдаваемые клиенту
Такие материалы охватывают самые разные темы: от причин агрессии между собаками до проблемы оставления меток кошками. Они необходимы для закрепления того, что хозяин узнал во время консультации, и могут использоваться как приложение к заключению консультанта (см. ниже) или выдаваться отдельно. Желательно, чтобы клиент уносил с собой после консультации какой-то материал дополнительно к письменному заключению с программой лечения. В некоторых ситуациях можно ограничиться краткими письменными инструкциями по плану лечения и графиком контрольных консультаций. Специалисты по поведенческим проблемам зачастую разрабатывают свои собственные образцы документов, но могут использовать и формы, подготовленные другими. В любом случае предоставляемые документы должны быть персонифицированы и напечатаны на бумаге со штампом клиники. Оборудование
Важно обеспечить возможность приобретения снаряжения, рекомендуемого клиенту, так как трудности, с которыми тот, вероятно, столкнется при самостоятельных поисках, приведут его к демотивации. • Снаряжение (для собак и кошек) - шлейки, ошейники, предохраняющие воротники или намордники - должны сидеть на животном надлежащим образом, поэтому необходимо иметь изделия нужных размеров. • Можно иметь в запасе двусторонние поводки, длинную привязь, игрушки для активных и интерактивных игр, корректирующие поведение изделия (например, аэрозоли для устрашения и предупреждающие лай цитронелловые ошейники), а также биологически активные средства, устраняющие запах. На некоторые из этих изделий появится спрос и со стороны других клиентов клиники, особенно если они привлекательно смотрятся на витрине. Форма истории болезни
Форма (бланк) истории болезни служит руководством к сбору данных и помогает проверить, не упущено ли что-либо важное (см. гл. 7). Хотя большая часть формы отводится сбору исходных данных, она пригодится и для записи той информации, которая реально получена ветеринаром во время консультации, а не вписана регистратором или хозяином перед посещением ветеринарного кабинета. Иногда важнейшую информацию, объясняющую причины возникновения проблемы, можно почерпнуть из случайно оброненного замечания или манеры ответа. Когда хозяева приходят вдвоем, их замешательство или противоречивость ответов на простейшие вопросы помогает объяснить тревогу в поведении питомца (см. гл. 4). Некоторые специалисты по вопросам поведения перед консультацией посылают клиентам бланк истории болезни, предлагая вернуть его по почте, факсом или по электронной почте или же принести с собой на консультацию. Тогда консультант просматривает информацию вместе с клиентом во время приема, уточняет ее и вписывает другие необходимые данные. Делая записи во время консультации, важно поддерживать хороший контакт глазами с клиентом и положительный язык жестов по отношению к нему, а для этого стараться тратить на записывание минимум времени. Письменное заключение
В конечном счете, успех зависит от того, наско
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|