Профилактическая поведенческая медицина
У. Хантхаузен, К. Сексел (Wayne Hunthausen and Kersti Seksel)
Введение
Новый питомец приносит в семью много радости и счастья, но с его появлением у домочадцев появляются и определенные обязанности. Мало накормить и напоить домашних животных — у них есть еще социальные и поведенческие потребности. Если эти потребности не удовлетворять, возникнут поведенческие проблемы, большинство из которых можно было бы предотвратить. Печально, но факт: ежегодно многих животных выбрасывают или усыпляют, потому что владельцы не в силах более терпеть их поведение. Хотя в настоящее время доказано положительное влияние четвероногих друзей на физическое и психологическое здоровье человека (например, снятие стресса, снижение повышенного кровяного давления, нормализация уровня холестерина в крови), с ними связаны и некоторые трудности. Поведение домашних животных становится иногда проблемным для их владельцев и, следовательно, ведет к разрушению связи человека с животным. В большинстве западных стран проблемы поведения продолжают оставаться причиной № 1 эвтаназии собак- и кошек-компаньонов, причем чаще всего усыплению подвергаются животные моложе одного года. Хорошо известно, что профилактика лучше лечения. Если дать владельцу практический совет в отношении поведения его нового питомца, если научить его не возлагать на животное несбыточных надежд, то развитие многих проблем можно предотвратить, а хозяин сумеет понять, почему его питомец ведет себя так, а не иначе (см. гл. 2 и 3). Поведенческие проблемы_
Итак, что такое поведение и что такое поведенческие проблемы? В словаре понятие “нормально (правильно) вести себя” определяется как “поступать социально приемлемым образом”. При исследовании поведения важным является не только то, что животное делает, но также и то, когда, где, как и почему оно это делает. Поведенческая реакция представляет собой динамический процесс с началом, серединой и концом, и ее всегда следует рассматривать в том контексте, в котором она происходит, а не изолированно. Наблюдая за ситуацией, в которой осуществляется поведение домашнего животного, люди решают, считать ли его надлежащим, нормальным или допустимым.
В ветеринарную клинику чаще всего обращаются с поведенческими проблемами, в результате которых поведение животных наносит вред домашнему хозяйству или потенциально опасно для людей, других животных или самого питомца. Такое поведение может быть социально недопустимым и нежелательным, но по существу вполне нормальным. Однако даже нормальные формы поведения, проявляемые несвоевременно или чрезмерно интенсивно, могут считаться аномальными. Например, с точки зрения хозяина недопустимо, что собака мочится дома, но если мочевой пузырь полон, а путь на улицу закрыт, для животного вполне естественно помочиться в помещении. Важно также помнить: то, что для одного владельца представляет проблему, не обязательно так же выглядит в глазах другого. Терпимость и отношение к конкретному поведению животного зависят от предыдущего опыта и культурного уровня человека, а также от его представления о том, каким должно быть допу-стимое поведение. Например, некоторые люди, видимо, искренне любят агрессивных животных, в то время как другие приемлют только спокойных и покладистых питомцев. Одни владельцы не возражают, чтобы животное управляло их жизнью, тогда как другим необходим полный контроль над питомцем. На поведение влияют три главных фактора: • генетика; • предыдущий опыт; • окружающая среда. Генетическая составляющая, как правило, неизменна для данного индивида, но его генетический потенциал можно модифицировать путем медицинского или хирургического вмешательства. Например, кастрация помогает животным, генетически являющимся самцами,
воздерживаться от проявления некоторых проблемных форм поведения, свойственных самцам. Кроме того, кастрация ограничивает распространение наследственных дефектов. Как правило, изменить поведение можно, изменяя окружающую среду и ответные реакции животного, обусловленные более ранним опытом. К сожалению, многие хозяева не знают, что нужно делать, у кого попросить совета, когда их питомцы ведут себя неподобающим, с их точки зрения, образом. Помимо агрессии, к наиболее распространенным проблемам, с которыми владельцы обращаются к ветеринарному врачу или тренеру, относится нечистоплотность питомца; владельцам также не нравится, когда их собаки роют землю, подпрыгивают, лают, кусаются, рвут и грызут вещи (Houpt, 1985). Всё это формы вполне нормального поведения, поэтому их нельзя устранить полностью. Фактически можно нанести непоправимый вред здоровью собаки, если попробовать отучить ее от таких нормальных моделей поведения. Но их можно модифицировать и тем самым сделать социально более приемлемыми, если изменить время, место или продолжительность такого поведения. Владельцы должны понять, почему их собаки или кошки ведут себя так, а не иначе, и научиться правильно реагировать на это. Некоторые общие представления о природе поведения собак и кошек и их потребностях помогут им лучше разобраться в проблеме (см. гл. 2 и 3). Недостаточное воздействие раздражителей и малоподвижность чаще всего усугубляют недопустимое поведение. Молодые собаки и кошки — любопытные, в высшей степени активные, социальные животные; им нужны подвижность, социальное взаимодействие и разнообразие раздражителей. Если их основные потребности не удовлетворяются, то неудивительно, что они находят “недопустимые” пути выполнения своих требований. Рекомендации по выбору домашнего животного
Прежде всего, важно правильно выбрать питомца. Нередко домашних животных покупают под влиянием мимолетного желания. Свое решение будущие владельцы принимают, основываясь на эмоциональных факторах, таких, как предыдущий опыт содержания питомца конкретной породы, опыт общения с животным у друзей, последний крик моды, фильмы, в которых сняты животные определенной породы. Идеально для будущего хозяина было бы получить совет насчет породы, наиболее соответствующей его условиям жизни, еще до того, как он приобретет четвероногого друга. Неоценимой услугой является рекомендация ветеринарного врача по выбору домашнего животного — она позволит клиенту подобрать питомца, принимая во внимание как особенности данной породы, так и свой образ жизни, собственные ожидания и личные предпочтения. Часть ведущих компаний, специализирующихся на разведении и продаже домашних животных, располагают всем необходимым, чтобы помочь будущему хозяину выбрать четвероногого друга.
Рекомендации относительно некоторых породных особенностей будущего питомца (например, склонность к голосовым сигналам, умение ладить с детьми, охранные или пастушьи наклонности) помогут владельцу лучше справляться с животным, понять невозможность модификации некоторых форм его поведения, приблизить свои ожидания к реальности. Так, следует отговорить будущего хозяина от приобретения животного “рабочей” породы только потому, что ему нравится время от времени совершать длительные прогулки. Он должен осознать, что подобным породам требуется не эпизодическая, а постоянная, значительная по объему психологическая и физическая нагрузка. В число важных вопросов, требующих консультации, входят следующие: • оптимальный возраст питомца в момент приобретения; • потребности животного в формировании общественных отношений; • признаки, на которые следует обратить внимание, оценивая темперамент родителей животного; • выбор породы и пола; • место, где приобрести питомца; • подход к оценке питомника, заводчика и конкретных животных. Кроме того, нужно посоветовать владель-цам-новичкам, как обустроить свой дом к прибытию нового жильца, где и как приготовить ему место, как его кормить, дрессировать и тренировать, как заботиться о его здоровье.
Основные принципы__
Важно уметь посмотреть на мир глазами животного. Необходимое условие процесса дрессировки и модификации любого поведения -это понимание того, как животные обучаются, чем их органы чувств отличаются от человеческих. Существует несколько основных принципов, которые необходимо знать, приступая к дрессировке животного или к изменению его поведения. Выработка оперантного условного рефлекса
Выработка оперантного условного рефлекса — главный метод, с помощью которого осуществляется дрессировка собак и кошек. Он учит животное реагировать на раздражитель добровольно, чтобы получить подкрепление или вознаграждение. Чтобы питомец захотел воспроизвести какую-либо поведенческую реакцию, требуется “нечто, ради чего стоит стараться”, поскольку поведение управляется своими последствиями. Если последствия “хорошие”, реакция, скорее всего, будет повторяться; и наоборот, если последствия “плохие”, поведенческая реакция вряд ли будет воспроизводиться вновь. Этот и другие аспекты дрессировки более подробно рассмотрены в гл. 5; важно, чтобы владельца консультировали относительно правильного применения теории выработки опе-рантного условного рефлекса. Этого легче всего достичь, имея хорошие рабочие взаимоотношения с тренером, которому ветеринарная клиника полностью доверяет. Тон голоса
Собаки и кошки используют невербальную коммуникацию, и поэтому, стараясь понять, что от них требуется, полагаются на язык тела и тон голоса человека (см. гл. 3 и 5). Грубый или резкий тон выдает недовольство говорящего, независимо от используемых им слов. Часто, наблюдая реакцию собаки, владелец думает: она сознает, что поступила неправильно, у нее “виноватый вид”. На самом же деле животное просто показывает, что хочет успокоить хозяина, реагируя на тон его голоса. Питомец, возможно, и понятия не имеет, что же он сделал неправильно,— он просто понимает, что попал в беду... или что его хозяин непредсказуем. Дрессировка с применением пищевого вознаграждения
В дрессировке пища часто используется в качестве вознаграждения, поскольку она является первичным подкрепляющим фактором, т.е. естественным вознаграждением. Ее можно использовать как безусловный раздражитель в начале обучения животного. Например, обучая щенка садиться по команде, над его носом держат лакомство, постепенно сдвигая руку к затылку. По мере того, как голова щенка поднимается кверху и отводится назад, круп у него опускается, и малыш принимает положение сидя, потому что так удобнее смотреть на лакомство. Таким образом, лакомство используется для формирования условных рефлексов домашнего животного (фиг. 6.1). Как только поведенческая реакция усвоена, пищевое вознаграждение следует давать только время от времени для прерывистого подкрепления поведения.
Нередко в адрес дрессировки с применением пищевого вознаграждения высказывается следующее критическое замечание: животное будет работать только тогда, когда видит лакомство. Это недоразумение объясняется неправильным использованием пищевого раздражителя как “взятки”. Лакомство становится взяткой, когда его превращают в обещание или искушение и дают независимо от выполнения команды либо даже раньше, чем она будет выполнена. Хозяин неоднократно повторяет команду, и, в конце концов, питомец выполняет ее. В результате оказывается, что это животное научило владельца давать ему больше лакомства после бесчисленного произнесения команд. Если же у хозяина нет лакомства, оно и не подумает выполнить команду. При правильном осуществлении дрессировки с применением пищевого вознаграждения питомца учат: получать лакомство — все равно, что работать за заработную плату (т.е. вознаграждение зависит от выполнения команды). В этом случае команду дают только один раз; если поведенческая реакция не воспроизводится, хозяин уходит, не давая животному никакого вознаграждения. Некоторое время спустя питомец усваивает, что если он не “работает”, то и зарплаты не получает. Тогда он начинает прислушиваться внимательнее, ведь теперь его уже не угощают просто так. И данный метод становится наиболее эффективным методом дрессировки. Правильное обращение с домашними животными при ветеринарном осмотре_
При осмотре ветеринарный врач должен отвести время для того, чтобы показать хозяину, как нужно обращаться с питомцем и ограничивать его движения. В дальнейшем владельцу следует тренироваться дома каждый раз, когда животное спокойно и неподвижно, а приобретенный опыт поможет ему во время последующих визитов к ветеринару. Обращаться с домашними животными нужно так, чтобы они доверяли человеку, чувствовали себя комфортно, не причиняли вреда ни сотрудникам ветеринарной клиники, ни хозяину. Ни в коем случае не рекомендуется быть с ними грубым или слишком напористым, так как подобное обращение лишь усилит страх и вызовет агрессивную реакцию. Вообще, чем меньше ограничивают движения животного во время ветеринарного осмотра, тем легче работать с ним. Молодое животное помещают на смотровой стол и нежно поглаживают. Длинные, упругие поглаживающие движения лучше успокаивают, чем быстрые, короткие похлопывания, причем пока животное остается спокойным, его несколько раз угощают лакомством. Если на каком-либо этапе питомец начинает вести себя беспокойно, следует прекратить осмотр; ветеринар должен объяснить владельцу, почему он это делает, а также почему животное не получает на этом этапе вознаграждения. Осмотр продолжают, как только питомец успокоится. Таким образом, посещение ветеринарного врача становится приятным для всех: для питомца, для хозяина, для сотрудников ветеринарной клиники. Обращение с кошками
Нужно показать хозяину, как правильно держать кошку в руках или как мягко и осторожно взять ее за загривок, придерживая за лапки, когда нужно контролировать ее движения. Если во время осмотра кошка не беспокоится, ее всегда хвалят и дают лакомство. Использование синтетического феромона помогает уменьшить тревогу кошки, облегчает хозяину обращение с ней, делает осмотр более приемлемым для животного. Обращение с собакой
Собак тоже возмущают насильственные способы ограничения движения. Как правило, достаточно ласково обнять собаку одной рукой за туловище, а другой за шею, чтобы ограничить ее свободу. Пока питомец находится в спокойном и расслабленном состоянии, ему дают вознаграждение. Как достать животное из клетки
В идеальном случае животное само выходит из клетки; часто этому могут помочь лакомство и поощрение со стороны владельца или сотрудников ветеринарной клиники. Некоторые животные отказываются покинуть клетку, напуганные предыдущим опытом, поездкой на автомобиле, незнакомыми запахами, людьми, яркими огнями и т.п. Важно, чтобы щенку или котенку не говорили в этот момент, что “ все в порядке”, пытаясь ободрить его, когда он испуган, особенно если он рычит или кричит, -это лишь подкрепит несоответствующее поведение. Необходимо объяснить это владельцу. Если животное не хочет выходить из клетки, нужно сделать следующее: • Использование лакомства при обучении щенка садиться по команде. По возможности полностью открыть клетку, обеспечивая тем самым максимальное воздействие раздражителей. Возможно, понадобится убрать (демонтировать) пол клетки. • Осторожно приподнять и вынуть животное из клетки с помощью наброшенного поверх него полотенца. Иногда успокоить питомца и ослабить его сопротивление легче, если прикрыть его голову полотенцем. Если животное завернуть в полотенце, состояние тревоги у него уменьшится. • В случае маленьких щенков, которые боятся покидать клетку, можно накинуть им вокруг шеи мягкий скользящий поводок-удавку, потихоньку тянуть за него и одновременно протягивать лакомство, тем самым стимулируя щенка пойти вперед. Ни в коем случае нельзя ругать щенка, когда он приближается к человеку, держащему поводок, а когда он выйдет из клетки, следует дать ему лакомство. Занятия по дрессировке для щенков и котят
В большинстве случаев кошек и собак держат в качестве компаньонов, поэтому особенно важно, чтобы их социальное поведение было адекватным. Занятия для щенков и котят помогают владельцам понять своих питомцев и научить их хорошим манерам. Большинство владельцев не интересует выработка традиционного или строгого послушания; им нужен просто “хороший четвероногий друг”, который не огорчал бы своего хозяина и не мешал жить его соседям. Ни у кого не вызывает сомнения необходимость дрессировки щенков, но и котята могут выиграть от занятий в раннем возрасте. Кошкам, как и собакам, требуется установление общественных отношений с представителями их собственного вида, а также с людьми и собаками, поскольку им предстоит стать членами семьи. Исследования показали, что нежное и осторожное обращение с котятами в раннем возрасте является очень важным для их нормального развития (Karsh, Turner, 1988). Выбор времени
Организуя занятия (или рекомендуя оптимальное время для приобретения домашнего животного), нужно помнить о том, что у кошек период формирования общественных отношений (социализации) заканчивается, по-види-мому, раньше, чем у собак (см. гл. 2 и 3). • Считается, что у собак период социализации протекает в возрасте приблизительно от 3 недель до 3 месяцев, но это не является жестким правилом; в зависимости от индивида и условий среды, окружающей щенка в раннем возрасте, он может начаться даже в 16 недель. • У кошек этот период повышенной восприимчивости заканчивается, как считают, к 12-14 неделям; следовательно, запись на курсы дрессировки для котят должна ограничиваться возрастом не более 13 недель. Планирование занятий
Необходимо тщательно планировать занятия по дрессировке щенков и котят. Не следует превращать их в общедоступные сеансы. Проведение таких занятий поручают наиболее опытным инструкторам, хорошо разбирающимся в поведении животных и теории обучения. Занятия не должны становиться тренировочной площадкой для начинающих инструкторов, отрабатывающих свои навыки. При планировании цикла занятий нужно прежде всего решить, каковы будут: • функции занятий; • поставленные цели; • предполагаемые результаты; • используемые методы дрессировки. Функции, цели и результаты можно выбрать следующие: • научить владельцев ответственности за своих питомцев; • рассказать владельцам о нормальном поведении собак или кошек; • проинструктировать владельцев относительно соответствующих методов дрессировки с тем, чтобы они могли дрессировать своих питомцев дома; • обеспечить социализацию щенков или котят в безопасной и контролируемой ситуации; • научить щенков и котят терпеливо относиться к мягкому обращению со стороны людей; • сделать визиты к ветеринару более приятными; • продемонстрировать некоторые основные команды послушания (хорошие манеры); • на занятиях уделять время решению таких проблем, как дрессировка в домашних условиях и корректировка некоторых форм поведения (например, когда животное кусается, прыгает, грызет и царапает вещи); • побуждать к продолжению дрессировки; • прилагать усилия, чтобы владельцы стали постоянными клиентами; • доказать клиентам, что ветеринарная клиника - не только место, куда приводят больных животных; • повысить ответственность сотрудников ветеринарной клиники; • повысить уровень знаний владельцев (а следовательно, и их усердие в выполнении программы). Курс дрессировки и социализации для щенков
Данный курс разработан специально для щенков 7-16 недель (в зависимости от породы и уровня развития) с тем, чтобы помочь им стать общительными и управляемыми домашними животными. Это не просто занятия по выработке послушания для молодых собак, а курс, имеющий следующие цели: • помощь в предупреждении поведенческих проблем; • повышение уровня знаний хозяина по всем аспектам воспитания щенка, а затем и содержания взрослой собаки в семье; • установление тесной взаимосвязи между щенком, хозяином и ветеринарной клиникой. Для успеха дрессировки необходимо, чтобы она была интересной и адекватной не только для щенка, но... и для всей семьи. Занятия для щенков организуют в виде 4-5-недельного курса, причем первое занятие предпочтительно проводить без животных, чтобы владельцы могли сконцентрироваться на своих вопросах и получить ответы на них. Щенки дрессируются без поводка, поскольку большинство домашних проблем возникает именно тогда, когда малыш спущен с поводка. Как правило, в каждой группе занимается не более шести щенков под присмотром двух инструкторов. Первые прививки против бешенства, гепатита и парвовирусного энтерита должны быть сделаны всем щенкам по крайней мере за 10 дней до начала занятий. Дрессировка основывается на вознаграждении, или мотивации. Чтобы научить выполнять основные команды повиновения, никакого принуждения или физического давления не требуется, т.е. нет никакой необходимости нажимать рукой на круп, опуская его вниз, тянуть за ошейник или поводок, использовать строгий ошейник. Владельцам рассказывают, как происходит процесс обучения у собак, как они воспринимают мир. Хозяев учат заботиться о своих питомцах: правильно кормить, ухаживать за зубами, купать, содержать в порядке шерсть, выводить глистов, а также проводить дрессировку в домашних условиях. Щенков обучают основным командам послушания (“хорошие манеры для собак”), из них наиболее важными являются команды “Сидеть!”, “Ко мне!”, “Место!” и “Лежать!”. Питомец должен также знать, как правильно ходить на поводке, не натягивая его. Кроме того, владельцев нужно научить, как обращаться со щенками, давать им пилюли, подрезать когти и выполнять другие процедуры. В течение курса щенок: • устанавливает общественные отношения с другими собаками и людьми (фиг. 6.2 и 6.3) (щенок обретает уверенность, в веселой, непринужденной манере привыкает к разнообразию новых раздражителей, учится ладить с множеством людей, других собак, кошек и детей); • учится выполнять основные команды повиновения; • привыкает к посещению ветеринарной клиники (что сделает будущие визиты к ветеринару безопасными для всех, включая собаку). “Идеальный” щенок В каждом классе найдутся самые разные щенки, от очень напористых и уверенных в себе до весьма робких. Конечно, среди них всегда окажется и такой, которого можно назвать “идеальным”: он повинуется командам, никогда не лает и со всеми играет должным образом. С его помощью хорошо демонстрировать выполнение команд. Робкий щенок Робкий щенок (как и его хозяин) нуждается в поддержке, его ни в коем случае нельзя принуждать к взаимодействию. Если ему удобнее сидеть под стулом или за ограждением, пусть он там и остается, пока не почувствует себя более уверенно. Нельзя допустить, чтобы щенка напугали другие, более крупные или уверенные щенки, задирая его, наступая или падая на него во время игры. Важно, чтобы хозяин не подбадривал и не поглаживал робкого щенка, когда тот прячется, поскольку это только подкрепляет данное поведение. Большинство таких щенков становятся более уверенными в себе ко второй или третьей неделе занятий. Приятно наблюдать за тем, как растет их уверенность, сколько радости доставляет им общение. Некоторые щенки тем не менее остаются робкими и мало общаются с другими на протяжении всего курса. Робких щенков можно включать в небольшие контролируемые игровые группы вместе с наиболее спокойными щенками помладше. Чем больше возможностей для социализации они получают, тем лучше. В некоторых случаях рекомендуется повторить курс на следующий месяц. Испуганный щенок Некоторые щенки не просто робки, они напуганы. Такие щенки нередко кусаются от страха, и подобная пассивно-оборонительная реакция может закрепиться и перерасти в проблему. Очень важно при этом, чтобы им не досаждали другие щенки. Нельзя брать на руки напуганных щенков или подбадривать их. Вначале с таким щенком нужно обращаться, как с робким: пусть он понаблюдает со стороны или посидит рядом с другим смирным малышом. За испуганным щенком необходимо тщательно следить на протяжении всего курса. Если его поведение не улучшается, возможно, его хозяину понадобится дополнительная консультация. В случае каких-либо сомнений по поводу того, как дальше решать эту проблему, следует обратиться за советом к квалифицированному ветеринару, консультирующему по вопросам поведения, или к консультанту-это-логу. “Напористый” щенок В любой группе щенки будут различаться по степени уверенности в себе. Большинство из них проявляют ту или иную форму “доминирующего”, или напористого поведения (не смешивать с агрессией доминирования), причем обычно щенки разбираются с этим сами. В идеале один “преподает урок” другому, как только игра заходит слишком далеко, но так бывает не всегда. Напористый щенок, обнаруживающий повышенную агрессивность, требует особого внимания. Он, как правило, побеждает в своих стычках с другими щенками и поэтому не получает нужной отрицательной обратной связи, которая бы корректировала его поведение. Требуется тщательный надзор за взаимоотношениями такого щенка с людьми или другими собаками, дабы его поведение не вышло за рамки допустимого. Если же агрессивность щенка, похоже, нарастает, необходимо обратиться за советом к квалифицированному ветеринару, консультирующему по вопросам поведения, или к консультанту-этологу. Занятия для котят
Занятия для котят — это курсы дрессировки, ранней социализации и программы обучения, которые проводятся, как правило, в течение 2 недель (по сравнению с 4-5 неделями для щенков) двумя инструкторами в группах максимум по шесть котят. Эти занятия помогают предотвратить возникновение поведенческих проблем, знакомят владельцев со всеми аспектами воспитания котят и проживания кошек в семье, способствуют формированию тесной взаимосвязи между питомцем и хозяином (фиг. 6.4). Подобные занятия — идеальное средство, помогающее котятам в возрасте до 12-14 недель превратиться в управляемых и общительных взрослых кошек. Котята должны начинать посещение занятий в возрасте от 7 до 13 недель - в зависимости от своих особенностей, - с тем чтобы максимально использовать преимущества периода социализации. Первая прививка им делается приблизительно за 10 дней до начала курса. Владельцы более взрослых кошек тоже могут извлечь пользу из подобных занятий, но они приглашаются на занятия без своих питомцев. В дрессировке котят используется их природная любознательность, и чем раньше начинается дрессировка, тем лучше. С ее помощью можно предотвратить развитие дурных привычек. На занятиях котята исследуют новое пространство и учатся играть со своими сверстниками, с игрушками, обретают уверенность в себе в новой обстановке. Однако, хотя эти занятия в той или иной мере полезны любой кошке и ее хозяину, отнюдь не все формы нежелательного поведения удается предотвратить, обеспечивая только процесс социализации животного. При наличии времени и терпения котят можно научить, например, по команде подходить, садиться (фиг. 6.5), “давать пять” (поднимать одну лапу) или “давать десять “ (поднимать обе лапы) и многому другому. Обучая питомца выполнению этих упражнений, хозяин начинает понимать, что наиболее эффективные методы дрессировки предусматривают использование вознаграждения и требуют от него последовательности. Котята хорошо реагируют на похвалу и пищу: маленькие кусочки лакомства, предлагаемые в кончиках пальцев, являются отличным вознаграждением. Фиг. 6.5. Обуче -ние кошки выполнению команды “сидеть” с использованием пищевого вознаграждения Владельцам показывают, как обращаться со своими котятами, давать им таблетки и подрезать когти. Им объясняют, как научить питомца пользоваться кошачьим туалетом и столбиком для царапанья, как обеспечить его безопасность в закрытом помещении, где много раздражителей, как уберечь от глистов, а также рассказывают о прививках, стерилизации, диете и других общих вопросах, касающихся здоровья животного. На занятиях хозяев учат, как играть и общаться со своими маленькими питомцами, как обратить нормальные поведенческие реакции, такие, как охота, в более приемлемые социальные формы поведения. Ограничение свободы перемещения_
Основной метод предотвращения нежелательного поведения заключается в том, чтобы контролировать питомца путем надзора за ним или помещения его в замкнутое пространство. Необходимость этого объясняется многими причинами. Например, животное полезно оставлять в закрытом помещении до тех пор, пока оно не научилось испражняться в нужном месте или занимать себя игрушками вместо того, чтобы безобразничать. Необходимо контролировать свободу его перемещения, пока оно не переросло подростковую исследовательскую фазу. Для формирования общественных отношений предпочтительнее, чтобы питомец повсюду свободно перемещался вместе с членами семьи, но, к сожалению, владелец не всегда может уследить за животным, не дать ему потеряться или попасть в неприятности. Присмотр упростится, если привязать питомца поблизости от хозяина или подвесить колокольчик на ошейник. Ограничение свободы перемещения щенка
Дабы избежать проблем, необходимо приучить животное к замкнутому пространству на тот случай, когда никто из членов семьи не сможет за ним следить. Есть несколько вариантов такого пространства: запирающаяся комната, где щенок ничего не может повредить и не повредится сам, большая клетка, вольер или тренировочный загон. Его не следует рассматривать как место наказания, куда отправляют провинившуюся собаку. Нужно научить животное не только спокойно относиться к пребыванию в этом месте, но даже стремиться туда попасть. Превосходную возможность дает использование времени кормления питомца. Один из членов семьи побуждает щенка войти в отведенное ему место, бросая туда, кусочек за кусочком, сухой корм, чтобы он побежал за ним. Если повторять: “Иди на место!” каждый раз, когда щенок бежит туда, то, в конце концов, он научится заходить туда по команде. Для формирования других положительных ассоциаций можно оставить в этом месте игрушки и печенье, чтобы щенок их там нашел. Лучше вначале дать животному привыкнуть к кратковременному пребыванию в замкнутом месте, а затем постепенно увеличивать продолжительность. Голосовые сигналы следует игнорировать; нельзя выпускать щенка из-за того, что тот лает или скулит. Если пришло время выпустить его, а он продолжает подавать голосовые сигналы, один из членов семьи, оставаясь вне поля зрения, должен произвести отвлекающий шум (свистнуть, топнуть ногой, ударить рукой о стену), чтобы животное переключилось на этот звук и стихло хотя бы на 10 секунд перед тем, как его выпустят. Большая клетка при правильном ее использовании — это надежное, безопасное и гуманное место заключения домашнего животного. В клетке должно быть достаточно места, чтобы животному было удобно вставать и поворачиваться в ней. Нельзя оставлять питомца в клетке дольше, чем он может сдерживать естественные отправления, и держать там более 4 часов в сутки, если его сажают туда регулярно. Нельзя использовать эту же клетку на более длительный период, когда владелец уезжает далеко от дома. Хозяева, подолгу отсутствующие каждый день, должны, приходя домой, уделять своему питомцу достаточно внимания и обеспечить ему длительную прогулку, чтобы у него была возможность набегаться, или же им следует на это время найти помощника для выгула собаки. Ограничение свободы перемещения котенка
Будет благоразумно, если ветеринарный врач порекомендует отвести котенку на первые несколько недель отдельную комнату со столбиком для царапанья и кошачьим туалетом, чтобы предохранить его от ошибок при пользовании туалетом. Там не должно быть никаких предметов, которые питомец мог бы повредить, ползая по ним вверх-вниз или грызя их. При оборудовании такой “кошачьей” комнаты полезно использовать замки с защитой от детей, запирающиеся шкафы, сигнальные устройства, реагирующие на движение. Главное, чтобы эти устройства не напугали животное. Обучение правилам поведения в доме_ Щенки
Обучение правилам поведения в доме — одна из самых важных задач владельца нового щенка. Большинство собак значительную часть своей жизни проводят в доме, поэтому совершенно необходимо научить их правильно вести себя в нем. Это тем более важно, что собаки, которых не приучили к чистоплотности, рискуют оказаться у другого хозяина или в приюте. Это обучение предполагает главным образом подкрепление поведения, при котором животное совершает естественные отправления в разрешенном месте, и предотвращение таких актов в запрещенных местах, причем в течение достаточно длительного периода, чтобы соответствующее поведение прочно закрепилось. Весь процесс может занять от нескольких недель до многих месяцев в зависимости от усердия членов семьи и обучаемости питомца; прилежный и терпеливый владелец сможет обучить животное правилам поведения в доме за сравнительно короткий период, обычно в пределах 3 месяцев. Главное, чтобы щенок усвоил, где, когда и на какой субстрат совершать естественные отправления. Общие принципы обучения щенков правилам поведения в доме: • подкреплять акт естественных отправлений в разрешенном месте; • соблюдать график кормления; • предупреждать совершение естественных отправлений в запрещенных местах; • исправлять ошибки; • избегать наказания. Подкрепление акта естественных отправлений в разрешенном месте
Прежде всего, нужно показать животному, где совершать естественные отправления. Хозяин должен направлять питомца к отведенному для этого месту, хвалить за обнюхивание и другие поведенческие проявления, предваряющие совершение естественных отправлений, и особо похвалить его сразу после мочеиспускания или дефекации. Сразу после этих актов можно также дать лакомство, чтобы еще сильнее подкрепить их выполнение в разрешенном месте. Нужно чаще выгуливать животное, особенно после еды, питья, сна или игры и перед тем, как закрыть его в замкнутом пространстве. Хозяин должен быть последовательным и каждый раз, выходя с питомцем из дома, контролировать и поощрять мочеиспускание и/или испражнение. Акт опорожнения мочевого пузыря или кишечника сам по себе является вознаграждением, а владелец должен поощрять животное за совершение его в надлежащем месте. Желательно использовать при этом команды (“Быстренько!”, "Поторопись!”, “Делай свои дела!”), когда щенок начинает мочиться или оправляться. Эти фразы помогают взять данное поведение под вербальный контроль, который полезен, когда щенок находится вне дома. Соблюдение графика кормления
Хозяин должен установить относительно жесткий график кормления. Еду нужно предлагать в течение приблизительно 30 минут, два или три раза в день, в одно и то же время. Контролируя время кормления, владелец сможет в определенной степени контролировать и время совершения естественных отправлений (если есть возможность вывести щенка на улицу). Последний прием корма должен закончиться приблизительно за 4 часа до сна. Вода должна быть в свободном доступе весь день, ее убирают только перед самым сном, за исключением тех случаев, когда по медицинским показаниям животному требуется доступ к воде в течение ночи. Предупреждение естественных отправлений в запрещенных местах Одна из важнейших задач обучения правилам поведения - не допустить формирования привычки к совершению естественных отправлений в дом
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|