Рынок труда как объект государственного регулирования
Стр 1 из 7Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………..……….3 1 Теоретическое обоснование государственного регулирования занятости..4 1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования…………….4 1.2 Механизм государственного регулирования рынка труда…………….11 1.3Иностранный опыт регулирования рынка труда………………………..17 2 Анализ государственного регулированиязанятости…..………………....23 2.1Структура занятости населения и динамика важнейших показателей занятости……………………………………………………………....................23 2.2 Тенденции развития и состояние рынка труда в Республике Беларусь…………………………………………………………..…………….28 2.3 Ход реализации государственной программы содействия занятости населения в январе–июне 2011 г………………………………………………..38
ВВЕДЕНИЕ
Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в РБ, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе. Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых – изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.Политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Исследование государственной политики занятости актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества.Таким образом, цель курсовой работы: определить основные тенденции и направления государственной политики содействия занятости населения, исследоватьрынок труда в Республике Беларусь, а также рассмотреть пути повышения занятости и сокращения безработицы. Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач: – определить сущность понятия занятости; – рассмотреть важнейшие показатели занятости; – выявить специфику динамики уровня и структуры занятости населенияв РБ; – исследовать роль государства на рынке труда; – проанализировать содержание Государственных программ занятости в РБ на 2006-2011гг. Методологической и теоретической основой исследования послужили: работы белорусских и зарубежных авторов, периодические издания, статистическиесборники Республики Беларусь, Государственные программы занятости на 2006, 2007, 2008 и 2009–2010, 2011 годы.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
Рынок труда как объект государственного регулирования
Рынок труда занимает центральное место в составе совокупного рынка факторов производства – земли, труда и капитала, так как его функционирование позволяет вовлечь в производственные процессы материальные, финансовые, природные ресурсы, обеспечивая таким образом их хозяйственное взаимодействие. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой и сравнительно небольшой опыт нашей страны показывают, что необходимость государственного регулирования рынка труда проявляется более остро в сравнении с рынками других видов ресурсов. Это обусловлено тем, что, во-первых, устранять отрицательные экономические последствия нарушений в механизме функционирования рынка труда гораздо сложнее, требуется для этого больше времени и средств, в чем частные предприниматели, как правило, непосредственно не заинтересованы. Во-вторых, сбои в механизме функционирования трудового рынка имеют не только экономические, но и непосредственно социальные отрицательные последствия [1, с. 147]. Состояние рынка труда определяется характером трех основных рыночных параметров: 1) объемом, структурой спроса на трудовые ресурсы; 2) объемом, структурой предложения трудовых ресурсов; 3) уровнем цены рабочей силы (оплаты труда), динамикой параметров в анализируемом периоде [2, с. 137]. Анализ целесообразно начинать с изучения спроса, поскольку этот элемент рынка инициирует движение рабочей силы и таким образом его функционирование. Объем совокупного спроса на рабочую силу состоит из двух составляющих: а) количества новых рабочих мест (вакансий) на момент расчета; б) количества занятых рабочих мест, должностей, для которых работодатели ищут замену (по различным причинам). Доля первой составляющей достигает более 80 % совокупного спроса, соответственно доля второй – около 20 %. Спрос на рабочую силу зависит в основном от количества свободных рабочих мест, вакансий на предприятиях, фирмах всех организационно-правовых форм в отраслях экономики и социальной сферы [1, с. 148]. В процессе анализа следует определить состав, объем, структуру спроса по профессионально-квалификационному, половозрастному и другим признакам, выявить тенденции динамики этих параметров (возможные сокращения, стабилизацию, рост количества рабочих мест и т.д.). Очень важно выявить все основные факторы новых (и существовавших ранее) тенденций для того, чтобы при создании регулирующего механизма разработать соответствующие инструменты управления этими факторами. Характер динамики спроса на рабочую силу определяется, прежде всего, характером экономической ситуации в стране.
Значительное влияние на объем и структуру спроса оказывает научно-технический фактор. Повышение производительности труда в результате внедрения в производственно-хозяйственную деятельность научно-технических достижений относительно (т.е. в расчете на единицу производимой продукции, услуг) сокращает потребность в рабочей силе. Абсолютная потребность при этом может остаться неизменной или возрастать при увеличении масштабов производства. В смежных производствах потребность в рабочей силе увеличится, так как рост объема выпуска продукции в отраслях, осуществляющих внедрение научно-технических достижений, потребует увеличения масштабов выпуска продукции и в смежных производствах, для чего потребуется дополнительная рабочая сила. Для анализа состояния спроса используются соответствующие показатели, основные из которых следующие: общее количество свободных рабочих мест на конец и начало анализируемого периода, количество новых рабочих мест, созданных за анализируемый период, количество старых неукомплектованных рабочих мест, количество перепрофилируемых рабочих мест, объем совокупного спроса, стоимость (цена) создания одного рабочего места, показатели отраслевой, территориальной структур спроса и др. Второй параметр рынка труда – предложение рабочей силы – относительно более консервативный элемент в сравнении с первым. Во-первых, для создания новой трудовой единицы определенной профессии, квалификации, с соответствующим уровнем опыта, навыков требуется значительно больше времени (от 10 до 15 лет) в сравнении с созданием одного нового рабочего места (не более 5 лет – средний срок строительства предприятия). Во-вторых, изменения в профессионально-квалификационных характеристиках трудовых ресурсов происходят, как правило, в результате изменений в производственно-хозяйственной деятельности, т.е. в сфере спроса на рабочую силу. Эти особенности необходимо учитывать при создании регулирующего механизма, в противном случае возникают несоответствия структуры предложения структуре спроса, запаздывание необходимых адекватных изменений в первой относительно второй [1, с. 150].
Предложение рабочей силы на рынке труда образует часть экономически активного населения, в составе которой выделяют следующие группы: – население, которое не занято, ищет работу; – часть занятого населения, которая не удовлетворена работой и подыскивает другую; – часть занятого населения, которая ищет дополнительную (вторую) работу для увеличения своего дохода; – часть занятого населения, которая ищет работу из-за опасения (риска) потерять имеющуюся по различным причинам (неудовлетворенность работодателей результатами труда работников, наличие возможности банкротства предприятий и др.). Более 80 % объема предложения составляет доля первой группы [3, с. 63]. Объем, состав, структура предложения зависят от масштабов подготовки рабочих кадров различных профессий, специальностей, в учебных заведениях страны всех организационно-правовых форм, уровней, типов. Возрастающее влияние в последующие годы оказывает на предложение миграционный фактор. Сильнодействующими факторами являются уровень оплаты, условия труда на предприятии, а также природно-климатические условия. Предложение может значительно изменяться в результате банкротства последующего закрытия предприятий, конверсионных процессов, происходящих в отраслях военно-промышленной) комплекса структурных изменений в экономике страны. Для анализа состояния предложения рабочей силы используются соответствующие показатели, в составе которых различают две группы: 1) абсолютные; 2) относительные [4, с. 227]. Основные показатели первой группы следующие: численность официально зарегистрированных безработных, фактическая численность безработных, объем скрытой безработицы, длительность потери работы (средняя, максимальная, минимальная), численность безработных с различными сроками потерь работы (один месяц, три месяца, полгода, год, более года), численность безработных по регионам страны (крупным, средним, малым), численность экономически активного населения, численность трудоспособного населения и др.
Наиболее значимые показатели второй группы следующие: уровни регистрируемой и фактической безработицы, рассчитываемые как отношение соответственно численности зарегистрированных или фактических безработных к численности экономически активного (или трудоспособного) населения; удельный вес в общей численности безработных лиц, не имеющих работы в различные периоды времени и в их составе лиц, имеющих стаж безработицы более одного года;удельный вес в общей численности безработных лиц различных возрастов (молодежи, активного трудоспособного, предпенсионного и пенсионного возрастов); доля в общей численности незанятых лиц различных профессий и др. Относительные показатели позволяют сравнить масштабы безработицы на макроуровне с региональными уровнями, внутри страны между отдельными регионами (крупными, средними, малыми), а также с масштабами безработицы в других странах. Важное значение для анализа имеют интегральные показатели состояния рынка труда, отражающие одновременно характер и спроса и предложения, соотношение этих параметров рынка. Один из наиболее распространенных интегральных показателей – коэффициент напряженности состояния рынка труда, рассчитываемый как отношение количества безработных (официально зарегистрированных или фактических) к количеству свободных рабочих мест, вакансий, позволяющий определить численность безработных в расчете на одно вакантное рабочее место [1, с. 151]. На основе информации, полученной в результате мониторинговых исследований, разрабатываются балансы спроса и предложения рабочей силы в масштабе страны, а также на региональном и местном уровнях. Это основные документы, в которых отражены реальное состояние общегосударственного, региональных и местных рынков, рыночные ресурсы и потребность в рабочей силе, их состав и структуры, Дли целей анализа, обоснования превентивных регулирующих мер целесообразно разрабатывать отчетные, плановые (ни период от 1 года до 5 лет) и прогнозные (на 5-10 и более лет) балансы. В практике государственного регулирования трудовых рынков используются традиционно разрабатываемые для нужд управления балансы трудовых ресурсов, в которых отражены не только рыночные спрос и предложение рабочей силы, но и та часть трудовых ресурсов, которая находится в сфере производственно-хозяйственной деятельности, т.е. за пределами рынка. Оба вида балансов взаимосвязаны, взаимодополняемы, так как рабочая сила перемещается из рыночной в сферу производственно-хозяйственной деятельности; имеет место и обратное движение. Роль третьего параметра рынка труда в механизме его функционирования проявляется в том, что уровень оплаты труда оказывает корректирующее влияние на спрос и на предложение; это фактор формирования соотношения (пропорции) спроса и предложения рабочей силы. Под влиянием этого фактора фактический объем предложения на рынке труда может быть значительно меньше наличного объема трудовых ресурсов и объема спроса на них, т.е. может иметь место дефицит рабочей силы: Может возникнуть и обратная ситуация, когда предложение превысит спрос в результате относительно высоких ставок оплаты труда [1, с. 153]. Цена трудовых ресурсов на рынке труда имеет специфические особенности в сравнении с ценой материальных, финансовых, природных ресурсов на соответствующих рынках. Эти особенности необходимо учитывать при создании механизма регулирования с целью достижения его максимальной эффективности. Первая особенность проявляется в том, что уровень оплаты труда определяет уровень жизни работников, их семей и для значительной части населения является единственным источником существования. Поэтому этот уровень не может быть ниже определенной величины – прожиточного минимума работника и его семьи. Вторая особенность состоит в том, что продавец рабочей силы (потенциальный работник), как правило, находится в зависимом положении относительно ее покупателя (работодателя), находящегося в монопольном положении, и может диктовать продавцу свои условия найма, более выгодные для него, извлекая из этого дополнительную прибыль, экономически и социально неоправданную. Третья особенность проявляется в зависимости уровня цены рабочей силы не только от результативности трудовой деятельности работника, но и от факторов, действующих за пределами сферы производства: роста цен на потребительские товары, роста затрат на образование (общее и профессиональное), роста потребностей населения в результате действия закона возвышения потребностей и др. Четвертая особенность состоит в том, что после купли-продажи рабочей силы не происходит смены собственности на нее в отличие от других товаров, так как рабочая сила переходит не в собственность, а в распоряжение покупателя (работодателя) для использования ее в производстве продукции, услуг, и не навсегда, а на время труда. Собственником рабочей силы остается продавец ее – работник. Поэтому возникает возможность корректировки условий труда его оплаты. Перечисленные особенности определяют особую необходимость вмешательства государства, профсоюзных организаций в процессы ценообразования на трудовые ресурсы для достижения справедливых условий найма работников с экономических и социальных позиций [2, с. 144]. Анализ трудовых рынков должен быть комплексным, т.е. охватывать всю совокупность рынков, которая имеет трехуровневую структуру: – национальный рынок; – региональные рынки; – местные рынки [5, с. 124]. Между рынками отдельных групп, внутри каждой возникают взаимосвязи, в результате чего формируется система трудовых рынков. Эта система должна развиваться, совершенствоваться, становиться все более адекватной требованиям сферы использования трудовых ресурсов. Одно из основных направлений и признаков развития системы – повышение ее гибкости, которое проявляется в усилении мобильности рабочей силы, территориальной, профессионально-квалификационной, отраслевой. Степень мобильности в большой мере определяет эффективность функционирования системы рынков, способность ее своевременно и в полном объеме удовлетворять потребностям экономики и социальной сферы в рабочей силе соответствующего качества. Так, территориальная мобильность позволяет нейтрализовать отрицательные последствия трудоизбыточности одних регионов и трудодефицитности других. Большое значение имеет также профессионально-квалификационная и отраслевая мобильность, так как при наличии излишков рабочей силы на большинстве российских предприятий существует одновременно дефицит работников различных специальностей, а структурная перестройка, конверсионные процессы требуют перераспределения работников одних отраслей в другие. В настоящее время масштабы территориальной мобильности недостаточны. Ее развитию препятствуют трудности с приобретением жилья, высокая стоимость транспортных услуг при переезде на новое место жительства и работы; существуют также определенные административные ограничения переезда из одного региона в другой. Эти трудности могут быть устранены государственными регулирующими органами всех уровней различными методами, например посредством частичной (или полной) компенсации расходов на оплату транспортных услуг из фондов занятости, льготного кредитования приобретения жилья на новом месте работы, создания условий для продажи или обмена имеющейся жилой площади в короткие сроки, упрощения правил регистрации на новом месте жительства и др. Повышение профессионально-квалификационной, отраслевой мобильности может быть обеспечено посредством совершенствования системы профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации кадров. В процессе анализа очень важно выявить состояние региональных и местных рынков, определить регионы, в которых ситуация на рынке труда особенно неблагоприятная (с чрезмерно высокими уровнями трудоизбыточности или трудодефицитности, структурными перекосами соотношений спроса и предложения и т.д.), регионы относительно благополучные и регионы с наилучшими характеристиками основных параметров рынка труда. При анализе состояния региональных трудовых рынков очень важно выделить факторы, типичные для всех регионов страны, для многих регионов, и факторы специфические, действующие относительно рынков отдельных территорий, отражающие особенности экономики, социальной сферы, демографические, миграционные, природно-климатические и другие их отличия [5, с. 127]. Результаты анализа позволяют определить состав целей, а значит направленность механизма государственного регулирования системы трудовых рынков. Для повышения эффективности регулирующего механизма необходимо выделить долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные цели и в каждой группе выявить приоритетные. В большинстве стран с рыночной экономикой наиболее приоритетной долгосрочной целью является достижение оптимального соотношения спроса и предложения рабочей силы и таким образом оптимального уровня безработицы, при котором экономические и социальные потери от незанятости – минимальные. В экономической теории такой уровень получил название естественной нормы безработицы, отражающей объективную необходимость наличия определенного количества незанятого трудоспособного населения как условия нормального функционирования рыночной экономики. Мировой опыт выявил эту норму в пределах от 1 до 5 % экономически активного населения в зависимости от конкретных социально-экономических условий в каждой стране. При уровне безработицы ниже этой величины спрос на рабочую силу не может быть удовлетворен в полном объеме, т.е. возникает дефицит на рынке труда, вследствие чего замедляется экономическое, а затем и социальное развитие страны. Если фактический уровень незанятости превышает естественную норму, увеличиваются экономические потери вследствие неполного использования трудового потенциала страны и социальные потери (снижение жизненного уровня значительной части населения, профессионально-квалификационная, морально-психологическая деградация незанятых, ухудшение криминогенной ситуации в стране и т.п.). С увеличением разрыва между фактическим уровнем незанятости и естественной нормой рост экономических и социальных потерь ускоряется [1, с. 155]. В большинстве стран мира фактический уровень безработицы превышает в большей или меньшей степени естественную норму. Размеры превышения не остаются постоянными, они изменяются в зависимости от характера экономической ситуации в странах. Следующая по значимости цель – сокращение продолжительности безработицы. Актуальность сокращения продолжительности безработицы определяется тем, что с увеличением периода времени безработного состояния работников резко усиливаются процессы профессионально-квалификационной деградации их, т.е. снижается качество трудовых ресурсов, уменьшается трудовой потенциал страны. Вследствие этой же причины усиливаются также процессы социальной деградации, люмпенизации безработных работников, их семей, и таким образом усиливается социальная напряженность в обществе. Особенно актуальна эта проблема относительно незанятых работников активного трудового возраста, так как оплата их труда является, как правило, основным (а часто и единственным в современных условиях) источником существования, их семей [1, с. 156]. Третья цель – снижение чрезмерно высокого уровня территориальной дифференциации состояния региональных рынков mpyдa, приоритетное решение трудовых проблем в регионах, где ситуация на рынках труда кризисная или предкризисная, напряженная, нестабильная, предупреждение возникновения таких ситуаций в других регионах [1, с. 157]. Очень важное направление государственного регулирования – повышение качества трудовых ресурсов, чтобы работники всех профессий, специальностей могли в полной мере выполнять функцию ускорителей научно-технического прогресса, были конкурентоспособными не только на внутренних рынках, но и относительно рабочей силы других стран, особенно развитых. Особое внимание государственные органы должны обратить на повышение конкурентоспособности наиболее уязвимых в этом отношении групп трудоспособного населения (лиц предпенсионного возраста, молодежи, инвалидов, женщин и др.). Следующая (четвертая) очень значимая цель – обеспечение максимально полного соответствия размера оплаты труда и стоимости (цены) рабочей силы. Заниженный уровень оплаты труда имеет очень значимые отрицательные не только социальные (низкий жизненный уровень населения), но и экономические последствия. Это одна из основных причин замедления темпов научно-технического прогресса, так как дешевая рабочая сила не стимулирует хозяйствующих субъектов тратить средства на научно-технические исследования и внедрение их результатов в производство. Низкая заработная плата определяет низкий уровень платежеспособного спроса большинства населения, что препятствует развитию отраслей потребительского сектора (невозможность реализации ими произведенных продукций, услуг) [1, с. 158]. Одна из причин высокого уровня безработицы во многих странах – структурные несоответствия спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному, половозрастному и другим признакам. Они возникают под влиянием различных причин: научно-технического прогресса, конверсионных процессов, изменений в отраслевой структуре страны и региональных экономик, демографических факторов и др. Состав целей отражает необходимость решения тех проблем, которые возникли в процессе становления, развития системы трудовых рынков. Поэтому достижение максимальной адекватности структур спроса и предложения на рынках труда – необходимое направление их государственного регулирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|