Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизм государственного регулирования рынка труда




 

 

Для достижения поставленных целей государственные регулирующие органы используют различные методы воздействия насо стояние рынка труда, в составе которых различают две группы:

– административные, или прямые;

– эко­номические, или косвенные [2, с. 146].

Из административных методов наи­более сильное и непосредственное влияние на состояние рынка труда оказывают:

– создание новых рабочих мест посредством использования для
этого финансовых ресурсов из федерального, региональных и мест­ных бюджетов, организация общественных, временных работ;

– изменение масштабов подготовки работников всех профес­сий, специальностей в государственных учебных заведениях (выс­ших и средних), организация переподготовки кадров, повышения их квалификации;

– организация социальной защиты незанятого населения посредством установления определенного уровня пособий по безра­ботице и выплаты их;

– организация помощи безработным в их трудоустройстве че­рез систему органов (служб) занятости;

– установление нормативного уровня минимальной заработной платы, обязательного для предприятий, организаций бюджетного и небюджетного секторов экономики;

– регулирование уровня заработной платы работников бюджет­ной сферы посредством Единой тарифной сетки и др. [2, с. 147].

Применение каждого из перечисленных методов требует раз­работки соответствующего инструментария и методики его исполь­зования в регулирующих целях. Например, Единая тарифная сет­ка содержит тарифные разряды, межразрядные коэффициен­ты, максимальную тарифную ставку первого, низшего разряда. Уровень оплаты труда работников каждого разряда рассчитывает­ся как произведение ставки первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Величина ставки первого разряда периодически пересматривается, а коэффициенты уточняются в отно­шении их обоснованности, отражения ими различий в качествен­ных характеристиках труда работников различных разрядов.

Иная методика административного регулирования оплаты труда используется в небюджетном секторе экономики. Уровень зара­ботной платы работников небюджетного сектора регулируется посредством системы соглашений (договоров), заключаемых на трех уровнях: макроуровне, отраслевом и уровне предприятий (фирм), организаций. На макроуровне создается трехсторонняя комиссия из представителей профсоюзов, выражающих интересы работников, представителей объединений предпринимателей, вы­ражающих интересы работодателей, и представителей правитель­ства, выражающих интересы государства. Участники комиссии раз­рабатывают, согласовывают и подписывают Генеральное соглаше­ние. В Генеральном соглашении определены и согласованы основные направления, принципы формирования оплаты труда работников, доходов предпринимателей, создания соответствующих современным требованиям условий труда и дру­гие аспекты социально-трудовых отношений.

На основе этого документа закладываются отраслевые, регио­нальные соглашения, посредством которых регулируется весь ком­плекс социально-трудовых отношений в отдельных отраслях, ре­гионах. Это более конкретные документы. В них определен уро­вень оплаты труда работников отраслей, который зависит в ос­новном от прогнозируемого уровня рентабельности (прибыльнос­ти) отраслей, предусмотрены оптимальные соотношения между минимальной, средней и максимальной заработной платой, ми­нимальной заработной платой и прожиточным минимумом, мак­симальной заработной платой и социальными выплатами. Содер­жание отраслевых тарифных соглашений направлено на защиту интересов как работников, так и работодателей: работодатель не может произвольно изменить условия труда, в том числе и тариф­ные, не в пользу работника, а работники не могут предъявлять новые требования по тем аспектам социально-трудовых отноше­ний, которые отражены в соглашении.

На уровне предприятий (фирм), организаций в качестве регу­лятора социально-трудовых отношений используются коллектив­ные договоры, заключаемые между представителями администра­ции и представителями коллективов работников предприятий. В коллективных договорах конкретизируется содержание отрасле­вых соглашений, более точно определяются параметры социаль­но-трудовых отношений (тарифные, условий труда, охраны труда и др.) с учетом специфики хозяйственной деятельности каждого предприятия (технологической, природно-климатической, эконо­мической и др.).

В качестве административного инструмента государственного регулирования оплаты труда работников бюджетного и небюджет­ного секторов экономики используется норматив минимальной за­работной платы, устанавливаемый Правительством. Величина норматива должна соответствовать прожиточному минимуму, а раз­мер фактической минимальной заработной платы работников обо­их секторов экономики не может быть ниже этого норматива. Го­сударство посредством этого норматива устанавливает низшую гра­ницу оплаты труда на социально допустимом воспроизводствен­ном уровне. В настоящее время этот норматив не действует, т.е. его регулирующая функция не выполняется, так как величина его в несколько раз ниже прожиточного минимума. Повышение регули­рующей роли данного норматива очень актуально для Беларуси, так как за чертой бедности, которая должна быть зафиксирована в нем, находится значительная часть населения страны.

В условиях развития рыночной экономики возрастающую зна­чимость в механизме государственного регулирования рынка тру­да приобретают экономические методы. Для увеличения спроса на рабочую силу государство стимулирует усиление инвестицион­ной активности хозяйствующих субъектов, расширение ее масш­табов, проявляющееся в увеличении количества рабочих мест. С этой целью используются различные экономические рычаги, из которых наиболее сильнодействующие – изменение процентных ставок банковских кредитов и налоговых ставок на доходы хозяй­ствующих субъектов. Удешевление кредитных ресурсов означает для хозяйствующих субъектов снижение затрат на производство продукции, услуг и соответственно увеличение массы прибыли, что непосредственно и в сильной степени стимулирует расшире­ние масштабов хозяйственной деятельности. Дорогой кредит сдерживает развитие предпринимательской деятельности во многих отраслях экономики и особенно в отраслях с сезонным ритмом производства (сельское хозяйство, перерабатывающая про­мышленность и др.) [1, с. 162].

Не менее эффективный инструмент регулирования масштабов хозяйственной деятельности, эффективно используемый во всех странах с рыночной экономикой, – изменение налоговых ставок на доходы от этой деятельности. Мировой опыт, исследования ученых западных стран показывают, что при изъятии в форме на­логов более 35 % прибыли стимулирующая функция налоговой си­стемы снижается, если же изымается более 50 % прибыли, налого­вая ставка начинает выполнять антистимулирующую функцию – масштабы хозяйственной деятельности и соответственно количе­ство рабочих мест сокращаются.

Налоговая ставка – достаточно гибкий инструмент регулиро­вания. Она может быть использована в адресной форме, посред­ством установления льготного (пониженного) уровня для пред­приятий (фирм), осуществляющих значительно большие в срав­нении со среднеотраслевым уровнем вложения средств в расши­рение масштабов хозяйственной деятельности, увеличение коли­чества рабочих мест.

В условиях либерализации внешнеэкономических связей, ва­лютных операций на инвестиционную активность оказывает влия­ние характер динамики курса национальной валюты. Понижение курса рубля относительно доллара повышает выгодность экспорт­ных операций и снижает выгодность импорта и таким образом сти­мулирует хозяйствующих субъектов в экспортно-ориентированных отраслях, а также в отраслях, производящих импортозаменяющие товары (конкурирующие с импортными на внутреннем рынке), уве­личивать объемы производства продукции, создавать новые рабо­чие места. При этом увеличение масштабов хозяйственной деятель­ности в одних отраслях означает адекватное увеличение их спроса на продукцию смежных отраслей и таким образом содействует уве­личению объема производства в этих отраслях, спроса на рабочую силу. Поэтому государство, используя различные методы регулиро­вания курса рубля, может косвенно влиять на инвестиционную ак­тивность в различных отраслях экономики.

Экономические методы регулирования государство использу­ет и относительно предложения рабочей силы, его структуры, осуществляя меры по совершенствованию системы оплаты груда, т.e. повышению ее стимулирующей роли, и добиваясь снижения от­тока рабочей силы из отраслей, где заработная плата не выполня­ет свойственные ей функции. В отраслях бюджетного сектора со­вершенствование оплаты труда происходит посредством совершен­ствования тарифной системы. В отраслях небюджетного сектора государство может влиять на оплату труда посредством оптимиза­ции налоговых ставок на доходы предприятий (фирм) и таким образом оптимизации размера той части дохода, которая остается в их распоряжении и используется для оплаты труда.

Один из основных методов регулирования оплаты труда в современных условиях – нормирование состава затрат, включаемых в себестои­мость продукции (услуг) при исчислении налогооблагаемой базы (при­были). Оно препятствует включению в себестоимость элементов дохода и таким образом повышает обоснованность фактического объема дохода и той его части, которая расходуется на оплату тру­да. Большое влияние на желание работников трудиться на тех или иных предприятиях, в различных отраслях оказывают условия, со­стояние охраны труда, ее эффективность. Государство, влияя на эти факторы, имеет возможность косвенно регулировать характер воздействия их на предложение рабочей силы [2, с. 149].

Важным элементом механизма государственного регулирова­ния рынка труда является прогнозирование влияния факторов, опре­деляющих состояние рынка труда: экономических, демографичес­ких, природно-климатических, миграционных и др. Прогнозы раз­рабатываются на федеральном и региональном уровнях. Их роль в механизме регулирования состоит в том, что результаты прогно­зов определяют направленность, интенсивность, формы государ­ственного воздействия на состояние общегосударственного и регио­нальных рынков. Например, если по результатам демографичес­ких прогнозов выявлены регионы, где ожидается высокий есте­ственный прирост населения, то при наличии в этих регионах кризисной ситуации на рынке труда (значительное превышение предложения над спросом) вероятность еще большего обострения ситуации очень велика. Следовательно, необходимость осуществ­ления политики активных регулирующих мер, направленных на сохранение и в особенности создание новых рабочих мест, воз­можное территориальное переселение, особенно актуально. Если по результатам экономических прогнозов ожидается экономичес­кий рост, то регулирующее воздействие государства должно быть направлено на предложение рабочей силы, повышение ее каче­ства, рационализацию структуры [3, с. 63].

Большой объем регулирующего влияния осуществляется посредством разработки и реализации комплексных целевых программ – активного инструмента воздействия на состояние рынка труда. Их высокая эффективность определяется, во-первых, тем, что они направлены на решение конкретных взаимосвязанных проблем формирования цивилизованного, гибкого рынка труда. Во-вторых, в программах определены источники всех ресурсов (материальных, финансовых и др.), которые необходимы для вы­полнения заданий программы. В-третьих, в них определен состав участников и среди них – организации-исполнители и руководи­тели, ответственные за выполнение отдельных стадий и всего объ­ема работ программы. В-четвертых, в программах определены сро­ки, продолжительность отдельных этапов выполнения програм­мы. Эти особенности позволяют сконцентрировать ресурсы мно­гих источников, объединить усилия нескольких организаций, до­стичь высокого уровня организации работ и таким образом в крат­чайшие сроки достичь целей программы и минимизировать затра­ты ресурсов.

Формирование цивилизованного, гибкого рынка труда требу­ет от государственных регулирующих органов проведения поли­тики по повышению роли активных мер воздействия на рынок труда и снижению пассивных. Пассивные и активные меры раз­личаются своей направленностью. Первые используются в основ­ном для организации материальной поддержки лиц, признанных безработными, помощи в трудоустройстве. Они не влияют на со­отношение спроса и предложения рабочей силы, не снижают на­пряженность рынков труда. Активные меры направлены на дос­тижение максимального соответствия всех трех параметров рын­ка: спроса, предложения, цены рабочей силы. Такими мероприя­тиями относительно спроса являются действия, направленные на создание новых рабочих мест, сохранение, перепрофилирование существующих, на изучение факторов динамики спроса, регуляр­ный его мониторинг и др. Относительно предложения – это дей­ствия, направленные на подготовку и переподготовку кадров, как потерявших работу, так и занятых, с учетом изменяющегося спро­са, на повышение территориальной, межотраслевой, профессио­нально-квалификационной мобильности рабочей силы, на разви­тие самозанятости, малого предпринимательства, разработку со­ответствующих законодательно-нормативных документов и др. В отношении третьего параметра действия государственных органов должны быть направлены на усиление роли цены рабочей силы в трудовой мотивации работников посредством усиления зависимо­сти оплаты труда от его результатов, в развитии, совершенствова­нии системы участия работников в управлении собственностью своего предприятия.

Совокупность административных и экономических инстру­ментов государственного регулирования трудовыми рынками образуют систему, все элементы которой должны быть взаимосвяза­ны, взаимодополняемы. Системность – один из основных прин­ципов построения государственного регулирующего механизма и одно из основных требований, предъявляемых к его качеству. Так, административные рычаги воздействия должны создавать благоприятные условия для внедрения экономических инстру­ментов, достижения максимальной эффективности их использо­вания. Взаимозависимость и взаимодополняемость должны быть присущи как административным, так и экономическим регуля­торам, каждым в отдельности, т.е. они должны быть соизмеримы по степени влияния на основные параметры рынка труда. Другое важное требование, предъявляемое к качеству регулирующего механизма – его гибкость, способность, своевременно реагиро­вать на изменяющиеся условия функционирования трудовых рынков, ситуации на них. Отдельные элементы механизма дол­жны периодически корректироваться, совершенствоваться для достижения максимальной адекватности его реальной ситуации на рынке труда [2, с. 151].

Совершенствование процесса управления трудовыми рынка­ми требует оценки эффективности регулирующего механизма. С этой целью необходим постоянный мониторинг последствий вне­дрения в хозяйственный механизм каждого административного, экономического регулятора и всей системы их. Для оценки эф­фективности используются соответствующие критерии и показа­тели. Один из критериев – характер изменения занятости (или незанятости) под влиянием механизма регулирования, а показа­тель – коэффициент воспроизводства занятости (незанятости) трудоспособного населения (Кв). Он может быть рассчитан по следующей формуле:

 

Кв = Чс:Чн, (1.1)

 

где Чс – численность безработных, снятых с учета, чел.;

Чн – численность прироста (новых) безработных, чел. [1, с. 166].

Если значение коэффициента превышает единицу, то имеют место увеличение (расширенное воспроизводство) занятости и сокращение (суженное воспроизводство) безработицы. Значение коэффициента ниже единицы свидетельствует об обратном характере соотношения процессов занятости и безработицы.

Дру­гой показатель, используемый в оценке государственного механизма регулирования рынка труда, – коэффициент трудоустрой­ства, рассчитываемый как отношение численности трудоустро­енных безработных к численности ищущих работу.

Подводя итог изложенному в первой главе отметим, что рынок труда – это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования, обмена рабочей силы на жизненные средства и механизма его самореализации.

Состояние рынка труда определяется характером трех основных рыночных параметров: объемом, структурой спроса на трудовые ресурсы; объемом, структурой предложения трудовых ресурсов; уров­нем цены рабочей силы (оплаты труда), динамикой параметров в анализируемом периоде.

В боль­шинстве стран с рыночной экономикой наиболее приоритетными долгосрочными целями государственного регулирования занятости являются: достижение оптимального соотноше­ния спроса и предложения рабочей силы и таким образом оптималь­ного уровня безработицы, при котором экономические и социальные потери от незанятости – минимальные; сокращение продолжительности безработицы; снижение чрезмерно высокого уровня территориальной дифференциации состояния региональных рынков труда; обеспечение максимально полного соответствия размера оплаты труда и стоимости (цены) рабочей силы.

Для достижения поставленных целей государственные регулирующие органы используют различные методы воздействия на со стояние рынка труда, в составе которых различают две группы: административные, или прямые (создание новых рабочих мест, регулирование уровня заработной платы, организация помощи безработным и др.) и эко­номические, или косвенные (изменение процентных ставок банковских кредитов и налоговых ставок на доходы хозяй­ствующих субъектов).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...