Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тенденции развития и состояние рынка труда в Республике




Беларусь

Формирование белорусского рынка труда началось с 1991 года. За 1991-2010 гг. в Республике Беларусь созданы нормативно-правовая база регулирования рынка труда, государственная служба занятости, организован мониторинг рынка труда, разрабатываются и реализуются ежегодные государственная и региональная программы занятости населения, оказывается широкий спектр услуг гражданам, обратившимся по вопросам трудоустройства или за консультацией в органы государственной службы занятости. Основными ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, снижение безработицы и рост заработной платы.

В развитии официальной части рынка труда Республики Беларусь можно выделить три этапа [16, с. 83].

Первый этап (1991-1996 гг.) – характеризуется переходом от административно-командного к экономическому механизму рынка использования трудовых ресурсов и становлением спросоограниченного рынка труда. Характерными тенденциями этого периода являлись возникновение и рост уровня безработицы, увеличение масштабов высвобождения избыточной рабочей силы, рост обращений в службу занятости (т.е. предложения труда) и общее нарастание напряженности на рынке труда. Вместе с тем, на этом этапе начали выполняться важные функции рынка труда: перелив и размещение рабочей силы по критерию эффективности (что выражалось в освобождении предприятий от избыточной занятости); стремление к повышению конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, поскольку в условиях рыночных отношений наиболее уязвимыми становятся лица с ограниченной конкурентоспособностью. Об этом свидетельствует динамика структуры безработицы, в которой расширяется доля молодежи, лиц со средним и общим базовым образованием, выпускников, женщин (стабильно более 2/3) [17, с. 168].

В Беларуси в результате сокращения объемов производственно-хозяйственной деятельности, происходившего в этот период в большинстве отраслей экономики, количество рабочих мест и соответственно спрос на рабочую силу сократились. Но темпы со­кращения спроса оказались значительно ниже размеров сокращения производства. Основная причина такого несоответствия – возник­новение и быстрый рост фиктивного спроса. Администрации пред­приятий, считая возникшие трудности временными и надеясь на благоприятное изменение экономической ситуации в ближайшей перспективе, стремились сохранить трудовые коллективы для дальнейшего развития производства в недалеком будущем. Кроме того, дефицит финансовых ресурсов препятствовал проведению дорого­стоящего массового сокращения персонала, выгоднее было отправ­лять работников в административные отпуска. Государство, регио­нальные и местные органы также стремились сдерживать массовое увольнение работников, в результате которого могла резко усилить­ся социальная напряженность в стране, регионах. Кроме того, несо­вершенство, неполнота законодательной базы не способствовали выс­вобождению работников. Так, Закон о банкротстве до настояще­го времени не действует в полную силу. По этим причинам значи­тельная часть работников переводилась на режим неполного рабоче­го дня, неполной рабочей недели, использовалась практика предос­тавления отпусков, частично или полностью не оплачиваемых. Осо­бенно больших масштабов фиктивный спрос на рабочую силу достиг в легкой промышленности, машиностроении, где такие админист­ративные отпуска предоставлялись до половины всех работников, а более четверти вынуждены были работать неполное рабочее время.

За этот период произошло значительное изменение отрасле­вой структуры спроса под влиянием структурной перестройки эко­номики, а также неравномерного сокращения объемов производ­ства по отраслям (например, сокращение объемов производства в обрабатывающих отраслях значительно опережало спад в добыва­ющих). Значительные изменения произошли также в территори­альной структуре спроса под влиянием неравномерного сокраще­ния спроса по регионам страны. По мере стабилизации производ­ства, а затем экономического роста спрос на рабочую силу начнет увеличиваться.

Отметим, что все страны с переходной экономикой ощутили сходные тенденции. Нуждается в комментарии факт роста безработицы на этом этапе, воспринимаемый как отрицательное явление. Представляется, что данный показатель начинал означать реальное состояние рынка труда и реальный объем работы государственной службы занятости.

Второй этап (1997-2000 гг.) – характеризуется усилением государственного регулирования рынка труда, где приоритет отдавался экстенсивным факторам экономического роста и контролю заколичественными параметрами. Официально контролируемым все больше становится вторичный рынок труда, связанный с неквалифицированной рабочей силой, а первичный рынок труда перемещается за пределы видимости государственной службы занятости.

Основным источником пополнения числа безработных становятся уволившиеся по собственному желанию и так называемые прочие, доля которых достигает 1/2 всех безработных. Объяснений данному обстоятельству несколько. Во-первых, в условиях наращивания ВВП за счет экстенсивного использования рабочей силы снижается реальная заработная плата, что, несомненно, инициирует увольнения (до 90% уволившихся определяют это как основную причину увольнения). Во-вторых, за этой причиной могло стоять завуалированное высвобождение «по соглашению сторон», когда работника пассивно вынуждают к уходу с предприятия [18, с. 12]. Обратим внимание на то, что сведения о вакансиях содержат информацию в основном о рабочих местах с низкой заработной платой и являются непривлекательными для потенциальных работников, что затрудняет их заполнение.

Достигнутый на этом этапе уровень регистрируемой безработицы – 2,1 % в республике – можно, по мнению экономистов, принять за естественный минимальный уровень, который не может быть далее снижен без необратимых изменений в системе использования труда (т.е., возвращения к всеобщей занятости). Таким образом, на этом этапе формируется разделение открытого рынка труда на официальную и неофициальную части, а также – увеличение объемов скрытого рынка труда.

Третий этап (2001 г. – настоящее время). Рассмотрение ситуации на рынке труда в данный период свидетельствует о том, что картина на официальной части открытого рынка не отражает всех проблем в области занятости и безработицы. Уровень регистрируемой безработицы снизился в 2010 г. до 0,7 % от экономически активного населения республики [16, с. 85].

Задачи построения инновационной экономики и глобализация, сопровождающиеся повышением требованием к качеству рабочих мест и персоналу, объективно обусловливают необходимость пересмотра базовых ориентиров развития рынка труда, изменения его качественных характеристик.

Классический алгоритм анализа модели рынка труда предполагает анализ предложения труда, спроса на него, заработной платы (цены труда), безработицы и институционального строения рынка труда на всех уровнях экономической системы (макро-, региональный, микроуровня). Количественные параметры предложения на рынке труда определяется демографическим развитием общества и рядом социально-экономических факторов. Согласно статистическим данным (таблица 2.1), численность населения в Беларуси за 1991-2010 гг. уменьшилась на 731,4 тыс. человек [19, с. 39].

Причем численность трудовых ресурсов, несмотря на снижение в середине 90-х гг. в целом возросла (рисунок 1).

 
 

 

 


Рисунок 1 – Соотношение численности населения и трудовых ресурсов

в Республике Беларусь в 1991–2010 гг.

 

Специалисты объясняют эту тенденцию последствиями демографического бума рождаемости в 1984-1988 гг., т.е. в настоящее время вступили в трудоспособный возраст дети, родившиеся в этот период. Затем последует снижение численности трудовых ресурсов.

 

Таблица 2.2 – Количественная характеристика предложения на рынке труда Республики Беларусь [20]

 

Год Численность населения, тыс. чел. Трудовые ресурсы тыс. чел. Экономически активное население Экономически неактивное население
тыс. чел. доля в трудовых ресурсах, % тыс. чел. доля в трудовых ресурсах, %
  10212,5 6025,0 5318,0 88,26 707,0 11,74
  10210,4 5848,7 4524,2 77,35 1324,5 22,65
  10019,5 6004,6 4537,0 75,55 1467,6 24,45
  9800,1 6182,7 4428,2 71,62 1754,5 28,38
  9750,5 6210,2 4426,3 71,27 1783,9 28,73
  9714,0 6227,9 4466,1 71,71 1761,8 28,29
  9689,8 6241,4 4525,2 72,50 1716,2 27,50
  9493,2 6251,6 4638,1 74,19 1613,5 25,81
Окончание таблицы 2.2  
  9480,2 6230,8 4667,9 74,92 1562,9 25,08
  9481,1 6071,0 4693,0 77,30 1378,0 22,70

 

Значительно изменилась пропорция их распределения на экономически активное и экономически неактивное население. Доля последнего возросла с 11,74 до 22,70 %.

Сохраняются диспропорции в половозрастной структуре населения, которые складываются за счет наиболее активных возрастов. На 1000 мужчин в Беларуси в 2010 г. приходилось 1144 женщины (в 2001 г. – 1131). Возрастает число неполных семей, что отрицательно сказывается на воспроизводстве населения [20, с. 56-57].

На рынке труда такая демографическая ситуация ведет к росту предложения труда со стороны женщин, потребности в гибких формах занятости, подработках, совмещениях, к использованию других нестандартных форм занятости. Это отражается на демографической структуре населения – за 1991-2010 гг. доля детей (до 14 лет) в численности населения сократилась с 24,5 до 14,2 % [20, с. 57].

Большой вклад в формирование предложения на рынке труда вносит рынок образовательных услуг. Беларусь характеризуется одним из самых высоких уровней грамотности взрослого населения в мире – 99,6 %. За 2000-2010 гг. значительно улучшилась образовательная структура занятого населения – доля работников, имеющих высшее образование, возросла с 16 до 23,8 %, а доля работников с неполным средним образованием сократилась с 8,2 до 3,4 %. Однако существует значительный дисбаланс между структурой и качеством подготовки специалистов и потребностью национальной экономики в кадрах. Средний процент трудоустройства выпускников вузов составляет 54,9 %, выпускников средних специальных учреждений – 38,1 % [21, с. 17].

Несмотря на то, что в последние годы в белорусской экономике значительно возросли масштабы высшего образования и доля студентов среди молодежи (46,6 %) весьма существенна даже по европейским меркам, конкурентоспособность специалиста, его готовность к условиям инновационного развития и глобализирующегося рынка труда остаются невысокими. Кроме того, усиливается дисбаланс между структурой подготовки специалистов и потребностями национальной экономики в них. В настоящее время, по мнению зарубежных экспертов, к наиболее дефицитным следует отнести специальности IT-сферы (разработчики компьютерного аппаратного обеспечения), в области нано-технологий, электроники и биотехнологий, маркетологов, логистов, экологов, медиков, химиков, подготовленных менеджеров по инновациям и проектам. Отечественные аналитики отмечают избыток экономистов, юристов, бухгалтеров и специалистов гуманитарного профиля при недостатке инженерных кадров, специалистов среднего уровня квалификации, высококвалифицированных рабочих.

Одновременно следует принять во внимание сниженную конкурентоспособность отечественных учреждений образования на внешнем рынке труда, что отражается на структуре предложения рабочей силы следующим образом: с одной стороны, часть высококвалифицированных специалистов мигрирует (при этом главным фактором миграции служит низкий уровень заработной платы таких специалистов в Беларуси), с другой – качество подготовки многих специалистов вызывает нарекания даже у отечественных работодателей.

Кроме того, задача инновационного развития белорусской экономики также повышают требования к качеству и компетенциям персонала. В связи с этим очевидна необходимость увеличения инвестиций в человеческий капитал, причем эти инвестиции должны носить упреждающий характер, быть ориентированными на перспективные направления деятельности, соответствующие стратегическим целям развития Беларуси

Развитие инновационной экономики должно сопровождаться изменением структуры рабочих мест, повышением их качества и заработной платы на них. Спрос на труд определяется количеством рабочих мест (задействованных и вакантных), поэтому совокупный спрос на труд количественно представляет собой сумму численности занятости, количества свободных рабочих мест и вакансий в национальной экономике (таблица 2.3) [20].

Таблица 2.3 – Параметры совокупного спроса на труд в Республике Беларусь

 

Год Числен-ность занятых, тыс. чел. Численность безработных, тыс. чел. Потребность в работниках, заявленная организация- ми, чел. Численность зарегистри- рованных безработных на одну за- явленную вакансию, чел. Уровень зареги- стриро- ванной безрабо- тицы, % Средняя продолжи- тельность безработицы, месяцев  
 
               
  5019,7     0,04 0,05  
  4409,6     11,6 2,9 6,7  
  4441,0     2,9 2,1 6,4  
  4316,3     2,4 1,9 6,9  
  4349,8     1,9 1,5 5,8  
  4401,9     1,2 1,2 5,1  
  4493,9     0,9 1,0 4,9  
Окончание таблицы 2.3    
               
  4594,4     0,7 0,8 4,4  
  4625,7     1,2 0,9 4,0  
  4653,4     0,7 0,7 3,8  

 

В целом на рынке труда Республики Беларусь наблюдается достаточно благоприятная ситуация. Основные индикаторы демонстрируют положительную динамику увеличения спроса на рабочую силу, роста численности занятых в экономике. Численность занятых в экономике в 2010 г по сравнению с 2004 г. увеличилась на 337,1 тыс. человек и на 27,7 тыс. человек по сравнению с 2009 г. и составила 4653,4 тыс. человек. В условиях мирового финансово-экономического кризиса по-прежнему наблюдается позитивная тенденция роста численности работающих в экономике.

Общая конъюнктура рынка труда Республики Беларусь характеризуется устойчивой тенденцией превышения спроса на рабочую силу над предложением, относительно невысоким и стабильным уровнем регистрируемой безработицы. Регистрируемая безработица сократилась как в абсолютном, так и в относительном отношении. Численность безработных уменьшилась с 95,8 тыс. человек в 2000 г. до 33,1 тыс. человек в 2010 г., за 2010 г. – с 40,3 до 33,1 тыс. человек на конец года, или на 17,9 %. Уровень регистрируемой безработицы соответственно снизился с 2,1 до 0,7 % от экономически активного населения.

Соотношение численности занятых и безработных в Республике Беларусь представлено на рисунке 2.

 

 
 

 

 


Рисунок 2 – Соотношение численности занятых и безработных в Республике Беларусь в 1991–2010 гг.

 

Число свободных рабочих мест, вакансий, заявленных предприятиями в органы по труду, занятости и социальной защите, составило на конец 2010 г. 48,8 тыс. Напряженность на рынке труда в целом по Беларуси остается стабильной. Количество вакансий по-прежнему превышает (почти в 1,5 раза) число зарегистрированных безработных. Коэффициент напряженности (численность безработных на 1 свободное рабочее место) в 2010 г. составлял 0,7 (в 2000 г. – 2,9, в 2009 г. – 1,2) [22, с. 26].

Однако количественная оценка спроса не позволяет обнаружить его качественные характеристики. В структуре спроса на труд 78,8 % вакансий предназначены для рабочих, существуют значительные региональные и отраслевые диспропорции. Следует также принять во внимание специфику заявляемых в службу занятости сведений о свободных рабочих местах и вакансиях – как правило, предприятия не сообщают реальной потребности в рабочей силе, особенно на высокооплачиваемые рабочие места. Средняя заработная плата на заявленных в службу занятости рабочих местах очень низкая, что и обусловливает их постоянную «вакантность». При условии повышения уровня оплаты труда эти рабочие места либо быстро заполнялись бы, либо их просто не было бы.

Спрос на труд (реальное количество рабочих мест в экономике) зависит: от совокупного платежеспособного спроса в экономике, который состоит из спроса домохозяйств (населения), субъектов хозяйствования и государства; от уровня загрузки производственной мощности, инвестиционной деятельности и обновления основных средств. За 2000-2010 гг. платежеспособный спрос в Беларуси в целом возрос, но вклад его составляющих (домохозяйств, субъектов хозяйствования и государства) был различным. Уровень платежеспособного спроса населения и государства возрастает, т.е. повышается спрос на результаты занятости в виде потребительских товаров и услуг. Соответственно увеличивается количество рабочих мест в бюджетной сфере, в сфере бытового обслуживания населения и пищевой промышленности. Платежеспособный спрос субъектов хозяйствования за исследуемый промежуток времени стабилизировался только в 2005 г. (до этого отмечалось его сокращение). Это свидетельствует: во-первых, об ограниченных возможностях работодателей создавать новые рабочие места, повышать уровень занятости; во-вторых, о трудностях в поддержании существующего уровня занятости на предприятиях (на многих из них численность персонала намного превышает экономически необходимый уровень); в-третьих, о сокращении спроса в экономике на товары промышленного назначения (следовательно, спроса на труд в этих отраслях). Именно на предприятиях концентрируются все основные проблемы занятости – там удерживается и сохраняется неэффективная структура занятости. Удельный вес убыточных предприятий составляет 5,1 %, при этом в промышленности – 11,6; строительстве – 3,7; транспорте – 3,7 %. [20, с. 503].

На динамику рабочих мест оказывают влияние инвестиционные потоки. С 2000 г. в Беларуси отмечается рост ВВП, объемов промышленного и сельскохозяйственного производства. Положительная динамика инвестиций в экономике Беларуси свидетельствует о начале осуществления структурной перестройки экономики, поэтому на рынке труда возникнут проблемы минимизации социально-негативных последствий реструктуризации, структурной безработицы и развития рынка образовательных услуг.

Безработица в Беларуси не носит характера долгосрочной (средняя продолжительность безработицы в 2010 г. составляла 3,8 месяца), но этому явлению также присущи свои особенности. Во-первых, она достаточно неравномерно распределена в региональном разрезе. Во-вторых, длительная безработица очень показательная по своим социально-демографическим характеристикам. В-третьих, в 2006 г. принято решение о снятии с учета безработных, которые стоят на учете свыше трех лет, что автоматически приводит к значительному улучшению статистических показателей – снижению доли безработных со стажем безработицы свыше 1 года и средней продолжительности безработицы.

Анализ численности безработных в Беларуси предполагает учет трех потоков – численности обратившихся в службу занятости граждан; зарегистрированных в течение года и состоящих на учете на конец отчетного периода.

Данные, характеризующие состав безработных, зарегистрированных службами занятости Республики Беларусь, представлены в таблице 2.3 [20, с.113, 115].

 

Таблица 2.4 – Численность безработных, зарегистрированных службами занятости Республики Беларусь

 

                     
Всего безработных, тыс. чел. в том числе: мужчин женщин   2,3   0,5 1,8   131,0   46,7 84,3   95,7   37,6 58,1   83,0   25,5 57,5   67,9   21,1 46,8   52,0   17,7 34,3   44,1   15,1 29,0   37,3   14,7 22,6   40,3   17,3 23,0   33,1   15,7 17,4

 

Остается актуальной проблема женской и молодежной безработицы, несмотря на ее снижение (женская – с 23 тыс. человек на 1 января 2010 г. до 17,4 тыс. человек на 1 января 2011 г. и молодежная соответственно с 16,6 тыс. человек до 12,6 тыс. человек).

В общем составе состоящих на учете безработных на начало 2011 г. 40,2 % составляет молодежь в возрасте 16-29 лет. Анализ распределения безработных по продолжительности безработицы позволяет говорить о росте числа длительно безработных (свыше 1 года) – с 3,8 % в 1993 г. до 18,7 % в 1998 г. и снижении до 8,2 % в 2010 г. Следует отметить, что их шансы на трудоустройство постоянно снижаются, так как рынок труда пополняется молодой рабочей силой, происходит быстрое моральное старение профессий.

Основной характеристикой рынка труда в Республике Беларусь является нестандартное с точки зрения классической экономики поведение предприятий (перенос проблем рынка труда с макро- на микроуровень). Именно предприятия формируют запрос для рынка образовательных услуг, поддерживают функционирующие рабочие места и пропорции занятости. Общее количество рабочих мест и потребность в рабочей силе задается не соображениями экономической эффективности, а необходимостью выполнения плановых заданий по увеличению выпуска продукции, недопущению массовых увольнений. Это значительно ослабляет бюджетные ограничения субъектов хозяйствования. Существенные коррективы вносят предприятия в рыночный механизм зарплатообразования. К наиболее важным правомерно отнести результаты экономической деятельности организации и положение отрасли. На рынке труда такой механизм зарплатообразования действует следующим образом. Если работодатель варьирует надтарифной частью, обеспечивая безусловный рост только тарифной части оплаты труда, то фактическое снижение среднемесячной заработной платы за счет надтарифной части приводит не к высвобождению персонала, а к увольнениям по причине текучести (в основном по собственному желанию). Иными словами, рынок труда регулируется не уровнем занятости (безработицы), а ценой труда, т.е. показатели занятости и безработицы в этом случае более устойчивы, чем заработная плата. Безусловное требование повышения заработной платы приводит к тому, что на некоторых предприятиях она является «незаработанной», не оцененной с позиций рынка, так как не возмещается выручкой от реализации, а выплачивается за счет перспектив (в условиях убыточности организаций, роста остатков готовой продукции на складах). В этих условиях повышение ставки первого разряда приводит к сдвигу всей шкалы заработной платы вверх, и разрыв между равновесной ставкой и численностью занятых увеличивается. Поэтому внутри предприятий дифференциация оплаты труда не соответствует равновесной заработной плате на совокупном рынке труда – труд одинаковой сложности и квалификации оплачивается по-разному в зависимости от отраслевой принадлежности, положения предприятия на рынке в отрасли. Дифференциация и повышение заработной платы до приемлемого уровня достигается только благодаря надтарифной части оплаты труда. Поэтому «непрерывная эскалация государственных стандартов оплаты труда чревата дезорганизацией нормального функционирования рынка труда с непредсказуемыми социальными последствиями».

Таким образом, профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда является одним из основных факторов снижения качества трудового потенциала в Республике Беларусь. Решение этой проблемы требует в первую очередь изменения структуры и повышения качества системы профессиональной подготовки кадров, ее увязки с реальными потребностями общественного производства. Не менее важная задача – обеспечение наиболее полной сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочих мест на локальных рынках труда с учетом перспектив социально-экономического развития регионов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...