Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис.1. Динамика изменения численности малых и микропредприятий в РФ




Рис. 1. Динамика изменения численности малых и микропредприятий в РФ

в 10. 01. 2018 по 10. 01 2021 гг. [1]

Как видно на рисунке 2, снижение числа субъектов МСП происходит как в категории юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. Снижение числа индивидуальных предпринимателей обусловлено в том числе развитием института самозанятых граждан – в разрешенных видах экономической деятельности индивидуальные предприниматели меняют свой статус с целью снижения налоговой нагрузки и упрощения организации предпринимательской деятельности.

Рис. 2. Структура МСП в разрезе юридических лиц и индивидуальных

 предпринимателей в 10. 01. 2018–10. 01. 2021 гг. [1]

Анализ территориального размещения субъектов МСП на 10. 01. 2021 г., показывает, что наибольший объем субъектов МСП находится в Центральном федеральном округе – 1764 тыс. предприятий (31%) (рисунок 3). На втором месте находится Приволжский федеральный округ (1008 тыс. предприятий) с долей МСП 18%.

Основным сдерживающим фактором развития МСП считается недостаток финансовых ресурсов. Предприятия малого и среднего бизнеса считаются недостаточно надежными относительно своих обязательств по кредитам, банки не стремятся выделять средства для малого предпринимательства. Высокие ставки по кредитам являются серьезным препятствием для развития малого и среднего бизнеса.

 

 

Рис. 3. Структура МСП по федеральным округам РФ [1]

 

Сфера закупок является одной из востребованных форм поддержки у малого и среднего предпринимательства. Согласно действующему федеральному закону №223-ФЗ, годовой объем закупок отдельных категорий заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства должен составлять не менее 18% от совокупной годовой стоимости договор, заключенных по результатам закупок. Участниками закупок могут выступать только субъекты МСП. Благодаря построению эффективной системы контроля соблюдения квоты по закупкам у субъектов МСП, а также взаимодействию Корпорации МСП с крупнейшими заказчиками, региональными органами власти и институтами развития сегодня создан новый гарантированный рынок сбыта продукции для малого и среднего бизнеса с устойчивой тенденцией перехода от закупки простых товаров, работ, услуг к закупке у субъектов МСП продукции производственного назначения при условии соответствия этой продукции требованиям заказчиков.

Государственная поддержка МСП осуществляется Минэкономразвития России в соответствии с подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316, в рамках которой средства федерального бюджета целевым образом распределяются между субъектами Российской Федерации на реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса.

В целях обеспечения устойчивого развития экономики была разработана «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года», которая была утверждена распоряжением Правительства РФ 2 июня 2016 г. Стратегия базируется на организационных и нормативных правовых основах государственной поддержки МСП. Базовыми индикаторами достижения стратегических целей к 2030 г. выступают: увеличение в 2, 5 раза оборота МСП по отношению к 2014 г.; увеличение в 2 раза производительности труда в секторе малого и среднего предпринимательства по отношению к 2014 г.; увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора МСП до 20 %; увеличение доли занятого населения в секторе МСП в общей численности занятого населения до 35% [4].

По итогам заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. утвержден паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Паспорт нацпроекта разработан Минэкономразвития России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и включает в себя пять федеральных проектов, одним из которых является «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» [3]. Определены следующие меры и мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства: единый центр поддержки малого и среднего предпринимательства, рыночные ниши для бизнеса, технологическое развитие, доступное финансирование, предсказуемая фискальная политика, высокое качество госрегулирования, территориальное развитие, квалифицированные кадры.

Федеральный проект предлагает меры, которые позволят решить проблему сбыта товаров (работ, услуг) для субъектов МСП и расширить долю закупок у МСП, участниками которых являются только субъекты у МСП, с достижением общего объема закупок у субъектов МСП к 2024 г. в размере 5 трлн. рублей.

В рамках федерального проекта Фонду содействия инновациям предоставляются средства федерального бюджета в целях предоставления грантов малым инновационным предприятиям по следующим направлениям: разработка и создание производства инновационной продукции под задачи крупного российского бизнеса; создание и (или) расширение производства инновационной продукции; осуществление НИОКР в сфере спорта, городской среды, экологии, социального предпринимательства.

Федеральный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию» предусматривает многоканальную систему оказания финансовой поддержки, которая включает предоставление поддержки в рамках Национальной гарантийной системы с участием Корпорации МСП, АО «МСП Банка», региональной гарантийной инфраструктуры, предоставление микрозаймов предпринимателям государственными микрофинансовыми организациями по льготным ставкам, а также расширение лизинговой поддержки, внедрение альтернативных источников финансирования МСП, таких как выпуск облигаций и развитие краудинвестинговых платформ.

Таким образом, основой стабильной экономики страны является эффективное функционирование малого и среднего бизнеса. Однако имеющиеся в настоящее время проблемы сектор МСП решить самостоятельно не способен. Для развития малых и средних предприятий необходимо дальнейшее совершенствование системы государственной поддержки предпринимателей, основанное на создании более благоприятных условий для ведения бизнеса.

Список литературы

1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. – URL: https: //rmsp. nalog. ru/ (дата обращения: 07. 05. 2021).

2. Российская Федерация. Законы. О закупках, товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон N 223-ФЗ: [принят Государственной думой 8 июля 2011 г.: одобрен Советом Федерации 13 июля 2011г. ]. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».

3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ президента РФ от 7 мая 2018г. № 204 – URL: URL: http: //www. garant. ru/news/664330/#ixzz62pWWIZbZ (дата обращения: 25. 01. 2021).

4. Об определении целей и задач стратегии малого и среднего предпринимательства // Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года. – URL: http: //www. garant. ru/news/664330/#ixzz62pWWIZbZ (дата обращения 25. 01. 2021).

5. Шарыпова, Т. Н., Поддержание малого и среднего бизнеса в России/ Т. Н. Шарыпова, Д. С. Чигрина // Аллея науки. – 2019. – Т. 3. № 1 (28). – С. 542-547.

6. Пашаева, С. С. Проблемы кредитования сегмента МСБ в России /С. С, Пашаева// Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 7 (41). – С. 381-383.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...