Акмеологическое изучение человека
Стр 1 из 72Следующая ⇒ Научно-редакционный совет серии "Учебники Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации"
Председатель совета Медведев Д.А. первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ
Сопредседатель совета Егоров В.К. президент-ректор РАГС
Члены совета Бойков В.З. заведующий кафедрой РАГС
Григорьев В.В. зам. министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ
Демидов Ф.Д. проректор РАГС
Игнатов В.Г. ректор Северо-Кавказской академии государственной службы
Кирпичников М.П. первый зам. министра промышленности, науки и технологий РФ, академик РАН
Мальцев Г.В. заведующий кафедрой РАГС
Мерцалов А.А. ректор Орловской региональной академии государственной службы
Месяц Г.А. вице-президент Российской академии наук, председатель ВАК
Михайлов В.А. заведующий кафедрой РАГС
Никандоров Н.Д. президент Российской академии образования
Степашин СВ. президент Российского книжного союза, председатель Счетной палаты РФ
Филиппов В.М. министр образования РФ
Фролов Г.Я. директор Издательского центра РАГС
Чубинский-Надеждин В.В. ректор Северо-Западной академии государственной служб Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации
Международный акмеологический институт
АКМЕОЛОГИЯ
Учебник
Под общей редакцией доктора психологических наук, профессора, академика РАО
А.А. Деркача Издательство РАГС Москва — 2002 УДК 075.8: 378.316.628 ББК88 A 11
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Государственное и муниципальное управление", а также для слушателей, обучающихся в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих Редакционная коллегия: К.А. Абульханова - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, А.А. Бодалев - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, А.К. Маркова - доктор психологических наук, профессор
Выпускающий редактор Е.А.Суслова, кандидат психологических наук, доцент
Рецензенты В.В. Рубцов — доктор психологических наук, профессор, академик РАО В.А. Сластенин — доктор психологических наук, профессор, академик РАО
Авторский коллектив: Абульханова К.А. — д. философ, н., проф., академик РАО; Анисимов О.С. — д. психол. н., проф.; Асеев В.Г. — д. психол. н., проф.; Беспалов П.В. — к. технич. н., доц.; Бодалев А.А. — д. психол. н., проф., академик РАО; Винокурова У.А. — д. социол.н.; Гусева А.С. — д. психол. н., проф.; Деркач А.А. — д. психол. н., проф., академик РАО; Жданов О.И. — д.психол.н., проф.; Зазыкин В.Г. —д. психол. н., проф.; Катаева Л.И. — к. пед.н., доц.; Кириченко А.В. — д.психол. н., проф.; Климов Е.А. — д. психол. н., проф., академик РАО; Князев A.M. — к. пед. н.; Конюхов Н.И. — д. психол. н., проф.; Кричевский Р.Л. — д. психол. н., проф.; Лаптев Л.Г. — д. психол. н., проф.; Маркин В.Н. — д. философ, н., проф.; Марков В.Н. — к.с.н., доц.; Маркова А.К. — д. психол. н., проф.; Марсанов Г.И. — к. психол. н., доц.; Мельничук А.С. — к. психол. н., доц.; Михайлов ГС. — к. психол. н., проф.; Михайловский В.Г. — д. педагог, н., проф.; Петрусинский В.В. — д.пед.н., проф.; Реан А.А. —д. педагог, н., проф., член-корр. РАО; Секач М.Ф. — д.психол. н., проф.; Семенов И.Н. — д. психол. н., проф.; Степнова Л.А.- к. социол. н., доц.; Суслова Е.А. — к. психол. н., доц.;
Толочек В.А. —д. психол. н., проф.; Федоркина А.П. —д. философ, н., проф.; Фетисова Е.В. — практич. психолог.; Храпик В.А. — к. психол. н., доц.; Шехтер Е.Д. — к. психол. н.; Яблокова Е.А. — д. философ, н., проф. Оглавление
Введение 12
Раздел первый ОБЩАЯ АКМЕОЛОГИЯ 14
Глава I Предмет акмеологии и ее место в системе наук 15 1. Предмет и понятийный аппарат акмеологии 15 2. Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания 21 Социокультурный контекст акмеологического познания 22 Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок 23 Связи акмеологии с обществознанием 24 Взаимосвязи акмеологии с человекознанием 26 Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства 32 3. Задачи акмеологии 38 Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости 39 Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии 40 Изучение процесса овладения человеком профессией 42
Глава II Методологические принципы и подходы в акмеологии 49 1. Общие методологические и конкретные методологические подходы и принципы в акмеологии 49 Общеметодологические подходы в научном исследовании (комплексный, системный, субъектный) 49 Общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма) 55 Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи) 67 2. Принцип детерминизма развития 85 Механистическая трактовка детерминизма 86 Особенности акмеологического понимания детерминации 87 Структурные типы детерминации развития 89
Глава III Методы акмеологии 97 1. Специфика и сущность акмеологической диагностики 97 Теоретико-методологические основания и концептуальные подходы в диагностике 98 Специфика объекта, предмета и задач акмеологической диагностики 103 Специфика диагностического показателя 106 Основные методологические принципы акмеологической диагностики 108 Основные методы диагностики и виды диагностических исследований 109
Специфика построения выборки в диагностике 113 2. Методы акмеологических исследований 116 3. Эксперимент в акмеологии 129 Эксперимент как метод исследования 129 Виды эксперимента 133 4. Диагностические методы 138 Общая характеристика диагностических методов. Тестовые методики в акмеологии 138 Психобиографический метод 147 Акмеологическая экспертиза 156
Глава IV Акмеологическое изучение человека как индивида, личности, субъекта деятельности 163 1. Акмеологическое понимание человека как индивида 163 Индивид и индивидуальность 163 Типология индивидуальностей 165 Темперамент 167 Распределение наследуемых признаков 169 2. Акмеологическое понимание личности 171 Психологический подход к личности 172 Соотношение акмеологического и психологического подходов к личности 175 Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности 176 Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности 179 3. Акмеологическое понимание субъекта 183 Субъектная парадигма в психологии и акмеологии 184 Дискуссии о значении понятия субъекта 186 Основные направления изучения субъекта в акмеологии 188 Акмеологическое качество и критерии определения субъекта 190
Глава V Акмеологический подход к периодизации возрастного развития человека 194 1. Теоретические принципы переодизации возрастного развития 194 2. Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития 198 Основные характеристики человека в период младенчества 199 Основные характеристики человека в дошкольном возрасте 200 Основные характеристики человека в младшем школьном возрасте 202 Основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте 204 Основные характеристики человека в период ранней взрослости 206 Основные характеристики человека в период средней взрослости 207 Основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости 210 3. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии
ступень жизненного цикла человека 215
Глава VI
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|