Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Акмеологическое изучение человека




Научно-редакционный совет

серии "Учебники Российской

Академии государственной службы

при Президенте Российской Федерации"

 

Председатель совета

Медведев Д.А.

первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ

 

Сопредседатель совета

Егоров В.К.

президент-ректор РАГС

 

Члены совета

Бойков В.З.

заведующий кафедрой РАГС

 

Григорьев В.В.

зам. министра по делам печати,

телерадиовещания и средств массовых

коммуникаций РФ

 

Демидов Ф.Д.

проректор РАГС

 

Игнатов В.Г.

ректор Северо-Кавказской академии государственной службы

 

Кирпичников М.П.

первый зам. министра промышленности, науки и технологий РФ, академик РАН

 

Мальцев Г.В.

заведующий кафедрой РАГС

 

Мерцалов А.А.

ректор Орловской региональной академии государственной службы

 

Месяц Г.А.

вице-президент Российской академии наук, председатель ВАК

 

Михайлов В.А.

заведующий кафедрой РАГС

 

Никандоров Н.Д.

президент Российской академии образования

 

Степашин СВ.

президент Российского книжного союза, председатель Счетной палаты РФ

 

Филиппов В.М.

министр образования РФ

 

Фролов Г.Я.

директор Издательского центра РАГС

 

Чубинский-Надеждин В.В.

ректор Северо-Западной академии государственной служб


Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

 

Международный акмеологический институт

 

АКМЕОЛОГИЯ

 

 

Учебник

 

Под общей редакцией доктора психологических наук,

профессора, академика РАО

 

А.А. Деркача

Издательство РАГС

Москва — 2002

УДК 075.8: 378.316.628

ББК88

A 11

Допущено

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности

"Государственное и муниципальное управление", а также для слушателей,

обучающихся в системе подготовки, переподготовки и повышения

квалификации госслужащих

Редакционная коллегия:

К.А. Абульханова - доктор психологических наук, профессор, академик РАО,

А.А. Бодалев - доктор психологических наук, профессор, академик РАО,

А.К. Маркова - доктор психологических наук, профессор

 

Выпускающий редактор

Е.А.Суслова,

кандидат психологических наук, доцент

 

Рецензенты

В.В. Рубцов — доктор психологических наук, профессор, академик РАО

В.А. Сластенин — доктор психологических наук, профессор, академик РАО

 

Авторский коллектив:

Абульханова К.А. — д. философ, н., проф., академик РАО;

Анисимов О.С. — д. психол. н., проф.; Асеев В.Г. — д. психол. н., проф.;

Беспалов П.В. — к. технич. н., доц.; Бодалев А.А. — д. психол. н., проф.,

академик РАО; Винокурова У.А. — д. социол.н.; Гусева А.С. — д. психол. н.,

проф.; Деркач А.А. — д. психол. н., проф., академик РАО;

Жданов О.И. — д.психол.н., проф.; Зазыкин В.Г. —д. психол. н., проф.;

Катаева Л.И. — к. пед.н., доц.; Кириченко А.В. — д.психол. н., проф.;

Климов Е.А. — д. психол. н., проф., академик РАО;

Князев A.M. — к. пед. н.; Конюхов Н.И. — д. психол. н., проф.;

Кричевский Р.Л. — д. психол. н., проф.; Лаптев Л.Г. — д. психол. н., проф.;

Маркин В.Н. — д. философ, н., проф.; Марков В.Н. — к.с.н., доц.;

Маркова А.К. — д. психол. н., проф.; Марсанов Г.И. — к. психол. н., доц.;

Мельничук А.С. — к. психол. н., доц.; Михайлов ГС. — к. психол. н., проф.;

Михайловский В.Г. — д. педагог, н., проф.; Петрусинский В.В. — д.пед.н.,

проф.; Реан А.А. —д. педагог, н., проф., член-корр. РАО; Секач М.Ф. — д.психол. н., проф.; Семенов И.Н. — д. психол. н., проф.;

Степнова Л.А.- к. социол. н., доц.; Суслова Е.А. — к. психол. н., доц.;

Толочек В.А. —д. психол. н., проф.; Федоркина А.П. —д. философ, н., проф.;

Фетисова Е.В. — практич. психолог.; Храпик В.А. — к. психол. н., доц.;

Шехтер Е.Д. — к. психол. н.; Яблокова Е.А. — д. философ, н., проф.

Оглавление

 

Введение 12

 

Раздел первый

ОБЩАЯ АКМЕОЛОГИЯ 14

 

Глава I

Предмет акмеологии и ее место в системе наук 15

1. Предмет и понятийный аппарат акмеологии 15

2. Место акмеологии в системе обществоведения и

человекознания 21

Социокультурный контекст акмеологического

познания 22

Научно-методологические ориентации

акмеологических исследований и разработок 23

Связи акмеологии с обществознанием 24

Взаимосвязи акмеологии с человекознанием 26 Структура рефлексивно-акмеологического подхода

к развитию профессионального мастерства 32

3. Задачи акмеологии 38 Комплексное изучение развития человека на ступени

взрослости 39 Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми

в индивидном, личностном и субъектном развитии 40

Изучение процесса овладения человеком профессией 42

 

Глава II

Методологические принципы и подходы в акмеологии 49

1. Общие методологические и конкретные методологические

подходы и принципы в акмеологии 49

Общеметодологические подходы в научном исследовании

(комплексный, системный, субъектный) 49 Общеметодологические принципы научного исследования

(детерминизма, развития, гуманизма) 55 Конкретные методологические принципы исследования

в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности,

потенциального и актуального, операционально-технологический,

обратной связи) 67

2. Принцип детерминизма развития 85 Механистическая трактовка детерминизма 86 Особенности акмеологического понимания детерминации 87 Структурные типы детерминации развития 89

 

Глава III

Методы акмеологии 97

1. Специфика и сущность акмеологической

диагностики 97

Теоретико-методологические основания и

концептуальные подходы в диагностике 98

Специфика объекта,

предмета и задач акмеологической диагностики 103

Специфика диагностического показателя 106

Основные методологические принципы

акмеологической диагностики 108

Основные методы диагностики и

виды диагностических исследований 109

Специфика построения выборки в диагностике 113

2. Методы акмеологических исследований 116

3. Эксперимент в акмеологии 129

Эксперимент как метод исследования 129

Виды эксперимента 133

4. Диагностические методы 138

Общая характеристика диагностических методов.

Тестовые методики в акмеологии 138

Психобиографический метод 147

Акмеологическая экспертиза 156

 

Глава IV

Акмеологическое изучение человека

как индивида, личности, субъекта деятельности 163

1. Акмеологическое понимание человека

как индивида 163

Индивид и индивидуальность 163

Типология индивидуальностей 165

Темперамент 167

Распределение наследуемых признаков 169

2. Акмеологическое понимание личности 171

Психологический подход к личности 172

Соотношение акмеологического и

психологического подходов к личности 175

Соотношение психологического и

акмеологического подходов к личности 176

Соотношение идеала "вершины" развития личности,

ее реального состояния и

способа совершенствования

как акмеологическая модель личности 179

3. Акмеологическое понимание субъекта 183

Субъектная парадигма в психологии и акмеологии 184

Дискуссии о значении понятия субъекта 186

Основные направления изучения субъекта

в акмеологии 188

Акмеологическое качество и

критерии определения субъекта 190

 

Глава V

Акмеологический подход

к периодизации возрастного развития человека 194

1. Теоретические принципы

переодизации возрастного развития 194

2. Основные характеристики человека

в различные периоды его возрастного развития 198

Основные характеристики человека

в период младенчества 199

Основные характеристики человека

в дошкольном возрасте 200

Основные характеристики человека

в младшем школьном возрасте 202

Основные характеристики человека

в подростковом и юношеском возрасте 204

Основные характеристики человека

в период ранней взрослости 206

Основные характеристики человека

в период средней взрослости 207

Основные характеристики человека

в период поздней взрослости и старости 210

3. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии

ступень жизненного цикла человека 215

 

Глава VI

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...