Совершенствования личностного и профессионального
развития человека 430 1. Обучающие технологии 430 Акмеологические технологии в процессе обучения 431 Этапность и уровни обучения 432 Информационные технологии в обучении 433 Педагогические системы и автоматизированные обучающие комплексы 435 Системы интенсивного автоматизированного обучения 436 Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий 439 2. Технологии игромоделирования 442 Функции игромоделирования в развитии деятельности, личности и группы 444 Механизм игромоделирования 446 Моделирование развития в играх 447 Управление игромоделированием как акмеологическая модель управленческой деятельности 450 Технологические формы управления игромоделированием 451 Управление развитием профессиональных качеств управленцев в игромоделировании 453 Игромоделирование в системе акмеологической службы в управленческих структурах 454 3. Технологии психоконсультирования 456 Сущностные характеристики психолого- акмеологического консультирования 457 Особенности запросов клиента 459 Стратегии психолого-акмеологического консультирования 460 Основные приемы консультативной работы 465 Схема сеанса индивидуального консультирования 469 4. Акметехнологическое обеспечение личностно- профессионального развития человека акмеологической службой 470 Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития человека 470 Структура целей и задач акмеологической службы 471 Направления деятельности и функции акмеологической службы 473 Технологическое оснащение акмеологической службы 475 Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе 478 5. Технологии развития аутопсихологической компетентности 478
Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности 479 Технологический модуль развития аутопсихологической компетентности 479 Типовая структура развивающего модуля 480 Особенности поведения руководителя группы аутопсихологического тренинга 481 Основные этапы тренинга 481 Предварительный этап — этап подготовки аутопсихологического тренинга 482 Формирование тренинговой группы 482 Организационные вопросы 483 Основной этап проведения тренинга 483
Глава XI Акмеологические технологии помощи человеку в организации и Оптимальном осуществлении им своего личностного и профессионального развития 485 1. Технологии ресурсосбережения 485 2. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости 492 Направление акмеологического сопровождения деятельности персонала 493 Развитие творческого потенциала руководителей, активация саморегуляционной деятельности, целевые программы оптимизации психической устойчивости 497 Заключение 506
Введение В последние четыре десятилетия в нашей стране целеустремленно и последовательно осуществляются комплексные исследования развития взрослого человека. Получаемые в них результаты обогащают фонд знаний новой науки акмеологии, главной задачей которой является прослеживание закономерностей развития взрослого человека в характеристиках индивида (сложнейшего живого организма), личности (ядром которой выступают отношения человека к различным сторонам действительности) и субъекта деятельности (прежде всего, как профессионала) и достижения им в этом развитии наиболее высокого или оптимального уровня. Внимание к разработке проблемы взрослого человека вызвано тем, что, проходя в своем развитии эту возрастную ступень, он должен состояться как гражданин своей страны, как семьянин и как специалист, проявить себя в конкретной области труда.
Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, социальных и гуманитарных дисциплин, изучающих закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (от греч. "акме" — вершина). Акмеология создает и внедряет стратегии, тактики и техники, помогающие людям в поступках и деяниях объективировать свой индивидный, личностный и субъектно-деятельностный потенциал. Учебник "Акмеология" подготовил авторский коллектив, представляющий московскую научную психологическую школу, и возглавляемую, доктором психологических наук, профессором, академиком РАО А.А. Деркачом. Исследования этой научной школы опираются на идеи Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой, продолжают традиции системного, субъектного, комплексного подходов к человеку на ступени зрелости и вместе с тем развивают понимание сущности и роли акме в личностном и профессиональном развитии. Учебник отражает современное состояние акмеологии как науки, когда определил ее социальный статус ВАК (19.00.13 — психология развития, акмеология), принят паспорт специальности, намечены программы развития акмеологии как научной дисциплины. В учебнике определены задачи акмеологии, прослежены исторические этапы становления акмеологии, систематизированы ее методологические, исходные принципы, разработан категориальный аппарат, отраженный в виде ключевых слов к каждому разделу книги, упорядочены специфические методы и технологии акмеологического анализа. Феномен "акме" описан в контексте возрастного, индивидного, личностного, профессионального и индивидуального развития. При этом гносеологическое понятие "акме" находится в процессе становления, в разных статьях сборника делается акцент на различных его аспектах. Превращение специалиста в профессионала высокого уровня прослеживается на материале деятельности человека в разных сферах социальной практики, что явилось основанием для построения ряда областей прикладной акмеологии. В данной книге представлены такие ее виды как педагогическая, управленческая, политическая, военная, медицинская, информационная, этническая акмеология. Показана специфика профессиональной деятельности, критерии высокого уровня профессионализма в разных профессиях. Акмеологические технологии описаны как программы, включающие системы задач и способов продвижения специалиста к вершинам профессиональной и личностной зрелости.
Учебник призван изложить совокупность акмеологических знаний, обеспечить эффективное освоение, а также помочь читателю сделать акмеологические знания средством решения профессиональных и личностных проблем, чему способствуют задания и упражнения в конце каждого раздела. Фонд знаний, накопленный в акмеологии, с каждым днем оказывается все более востребованным. По этой причине коллектив авторов создал этот учебник. Кроме того, набирает силу подготовка специалистов-акмеологов на уровне высшей школы. И это вторая причина, побудившая авторов написать этот учебник. Авторы будут благодарны за все замечания, советы и пожелания, которые поступят от читателей учебника, и учтут их при его переиздании. © Деркач А.А., 2002 © Бодалев А.А., 2002
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ ● ОБЩАЯ АКМЕОЛОГИЯ ●
Глава I
Предмет акмеологии и ее место в системе наук
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|