Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя характеристика трансформатора




Зависимость напряжения на вторичной обмотке трансформатора от тока нагрузки U 2 = f (I 2) при U 1 = const и cos φ2 = const называется внешней характеристикой. Из уравнения (8.15) для упрощенной схемы замещения трансформатора следует, что с изменением тока во вторичной обмотке (тока нагрузки I 2) напряжение на вторичной обмотке изменяется. Значение напряжения на вторичной обмотке определяется не падением напряжения, а потерей напряжения в обмотках. Потеря напряжения есть арифметическая разность между первичным и приведенным вторичным напряжением:

Δ U' 2 = U 1 - U' 2.

При отсутствии нагрузки (I 2 = 0) напряжение на вторичной обмотке U' 2 = U' 20 = U 1, а поскольку напряжение U 1 не зависит от нагрузки, то Δ U' 2 есть изменение напряжения U' 2 по сравнению с его значением при холостом ходе U' 20, или

Δ U' 2 = U' 20 - U' 2; Δ U 2 = U 20 - U 2,

откуда

U 2 = U 20 - Δ U 2.

Потеря напряжения определяется из векторной диаграммы упрощенной схемы замещения трансформатора (рис. 8.14):

Δ U' 2 - U 1 - U' 2 = OB' -ОА ≈ ОВ -ОА = АВ;

Δ U' 2 =I 1 r к cos φ2 + I 1 x к sin φ2 = I 1(r к cos φ2 + x к sin φ2);

Δ U 2 = Δ U' 2/ n. (8.16)

 

Рис 8.14 Векторная диаграмма ( а ) упрощенной схемы замещения ( б ) трансформатора

Рис 8.15 Внешние характеристики трансформаторов средней и большой мощности

Рис. 8.16 Внешние характеристики трансформатора малой мощности

На рис. 8.15 изображены внешние характеристики трансформатора при различных значениях коэффициента мощности потребителей. Изменение напряжения U 2 во многом зависит, как это видно из выражения (8.16), не только от значений z к, cos φ2, но и от соотношения значений r к и х к. Изображенные внешние характеристики (рис. 8.15) справедливы для трансформаторов средней и большой мощности, у которых z к мало и х к > r к. У трансформаторов малой мощности z котносительно велико и r к > х к. Поэтому изменение напряжения у них более значительное и взаимное расположение внешних характеристик при различных значениях коэффициента мощности потребителей существенно отличается от трансформаторов большой мощности. Примерные внешние характеристики трансформаторов малой мощности при различных значениях cos φ2 изображены на рис. 8.16.

 

ТРЕХФАЗНЫЕ ТРАНСФОРМАТОРЫ

Создание трехфазных трансформаторов относится к периоду 1889 — 1891 гг. Первые промышленные образцы трансформаторов созданы выдающимся русским электротехником М. О. Доливо-Добровольским.

Трехфазный трансформатор состоит из трех однофазных, магнитопроводы которых объединены в один общий трехстержневой (рис. 8.17, д). Действительно, если три однофазных двухобмоточных трансформатора расположить, как изображено на рис. 8.17, а, а их первичные обмотки соединить звездой (рис. 8.17, б) и подключить к трехфазной сети, то в них возникнут токи холостого хода. Токи будут иметь одинаковое значение, но будут сдвинуты относительно друг друга на 120° (рис. 8.17, в). Магнитные потоки, создаваемые токами, также будут сдвинуты на 120°. Сумма магнитных потоков, так же как и токов, будет равна нулю. Если объединить три стержня ABC однофазных трансформаторов в один, то в этом стержне магнитного потока не будет и надобность в нем отпадает. В результате образуется трехфазный трансформатор (рис. 8.17, г). Однако изготовление такого трансформатора технически и технологически затруднено. Действительно, гораздо удобнее расположить стержни магнитопровода в одной плоскости, как изображено на рис. 8.17, д. По существу ничего не изменится. Однако при этом немного уменьшится длина магнитопровода для среднего стержня В. Это несколько нарушит симметрию магнитопровода трансформатора и приведет к тому, что намагничивающий ток (ток холостого хода) обмотки среднего стержня В будет несколько меньше, чем обмоток стержней А и С. Однако асимметрия не имеет практического значения.

Рис. 8.17. К пояснению образования трехфазного трансформатора

Итак, трехфазный двухобмоточный трансформатор (рис. 8.17, д) имеет один трехстержневой магнитопровод с двумя обмотками на каждом из стержней. Каждая фаза трехстержневого трансформатора представляет собой по существу однофазный трансформатор. Поэтому анализ работы и расчет трехфазных трансформаторов при равномерной нагрузке каждой фазы аналогичны однофазным и схема замещения изображается для одной фазы.

Начала и концы первичных обмоток обозначаются большими буквами — соответственно АХ,BY, CZ, вторичных обмоток — малыми буквами ах,by, cz. Фазы вторичных обмоток, так же как и первичных, могут быть соединены звездой или треугольником.

 

АВТОТРАНСФОРМАТОРЫ

Автотрансформатор — однообмоточный трансформатор. От двухобмоточного отличается тем, что вторичная обмотка является частью первичной и, естественно, обмотки имеют не только магнитную, но и гальваническую связь. Автотрансформаторы бывают однофазные и трехфазные. На рис. 8.21 изображена схема однофазного автотрансформатора. В автотрансформаторе электрическая энергия из первичной цепи во вторичную передается и через гальваническую связь, и посредством переменного магнитного потока. Автотрансформатор целесообразно применять при малых коэффициентах трансформации (n ≤ 2). При малых коэффициентах трансформации на изготовление обмотки требуется значительно меньше (по массе) провода, чем на изготовление двухобмоточного трансформатора (при n = 2 примерно в 2 раза). При этом несколько снижается масса магнитопровода. По этой причине автотрансформатор значительно дешевле, меньше весит и имеет больший КПД, чем двухобмоточный. Однако автотрансформатор нельзя применять там, где по условиям техники безопасности или другим причинам недопустима гальваническая связь между первичной и вторичной обмотками.

 

Рис. 8.21. Схема автотрансформатора

 

Автотрансформатор часто используется в лабораторной практике, при проведении всякого рода экспериментальных исследований, в качестве регулятора напряжения. Такой автотрансформатор имеет подвижный скользящий контакт а (рис. 8.21), который касается обмотки, для чего последняя лишена изоляции по ходу подвижного скользящего контакта.

Напряжение U 2 определяется, как и для обычного двухобмоточного трансформатора, из соотношения

w 1 = E 1 U 1 .
w 2 E 2 U 2

откуда

U 2 = U 1 w 2/ w 1.

Ток нагрузки

I 3 = U 2/ z н.

Ток I 1 определяется из уравнения МДС. Если пренебречь током холостого хода, а это не вносит существенных погрешностей, то

I 1(w 1 - w 2) + I 2 w 2 = 0. (8.17)

Подставив значение тока I 2, равного

I 2 = I 1 + I 3,

получим

I 1 = - I 3 w 2/ w 1, или I 1 = I 3 w 2/ w 1.

Значение тока I 1 можно определить также из закона сохранения энергии. Если пренебречь потерями мощности в трансформаторе, то

U 1 I 1 = U 2 I 3 = U 1 w 2 I 3, откуда
w 1

I 1 = I 3 w 2/ w 1.

 

Рис. 8.22. Схема включения потребителя с реостатом ( а ) и с автотрансформатором ( б ) к примеру 8.3

Ток I 2 определяется из уравнения (8.17):

I 2 = - I 1 w 1 - w 2 = - I 3 w 2 ( w 1 - w 2 ),
w 2 w 1 w 2

 

или I 2 = I 3 w 1 - w 2 ,
w 1

Определим значения токов I 1, I 2 и I 3 для автотрансформатора при n = 2:

w 2 = w 1/2; U 2 = U 1 w 2/ w 1; I 3 = U 2/ z н = U 1/2 z н;

I 1 = I 3 w 2 = U 1   w 1/2 = U 1 ;
w 1 2 z н w 1 4 z н

 

I 2 = I 3 w 1 - w 2 = U 1   w 1 - w 1/2 = U 1 .
w 1 2 z н w 1 4 z н

Расчеты показали, что численно I 2 = I 1. Следовательно, автотрансформатор при n = 2 имеет обмотку с w 1 витками, провод которой должен быть рассчитан на ток I 1. Если использовать вместо автотрансформатора двухобмоточный трансформатор, то его первичная обмотка с тем же числом витков w 1, что и обмотка автотрансформатора, должна быть рассчитана на ток I 1, а вторичная с числом витков w 2 = w 1/2 должна быть рассчитана на ток I 2 = I 1 w 1/ w 2 = 2 I 1.

Из этого следует, что для изготовления автотрансформатора потребуется примерно в 2 раза (по массе) меньше провода, чем для изготовления двухобмоточного трансформатора.

Пример 8.3. Для регулирования напряжения приемника переменного тока можно использовать реостат или автотрансформатор (рис. 8.22, а, б). Определить потери мощности в реостате и автотрансформаторе при условии, что U 1 = 220 В, U п = U 2 = 100 В, ток потребителя I = 5 А, если принять, что КПД автотрансформатора η = 0,9.

Решение 1. Потери мощности в реостате

Δ P р = U 1 I - U 2 I = 220 • 5-100 5 = 600 Вт

2. Потери мощности в автотрансформаторе

Δ Р тр = U 2 I 2/η - U 2 I 2 = 100 5 - 100 5 = 55 Вт
0,9

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...