Сущность и виды аудита. Роль аудита в системе финансового контроля
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Необходимо отметить, что слово «контроль» в переводе с французского (со ntr о l) означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверку чего-либо. Так, контроль – это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности [1, с.10]. Для более глубокого изучения сущности, принципов построения, форм организации и методов осуществления контроля за финансово – хозяйственной деятельностью организаций, предприятий, учреждений необходимо его классифицировать. При классификации контроля по видам, как правило, рассматривается функциональный характер его деятельности, то есть в этом случае рассматриваются функции контроля в управлении государством. По этому признаку различают государственный контроль, аудит и общественный контроль. Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы. В свою очередь государственный контроль по целевой направленности подразделяется на общегосударственный, отраслевой и специальный. Общегосударственный контроль осуществляется в масштабах всей республики органами государственной власти, центральными органами управления. Цель данного вида контроля заключается в обеспечении повышения эффективности производства, достижении высоких конечных результатов, более полном удовлетворении потребностей. Отраслевой контроль способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. Его целью является выявление резервов повышения производительности труда, улучшение качества работы, развитие научно-технического прогресса в отрасли. Специальный контроль возложен на специализированные инспекции, которые осуществляют проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию. Они контролируют соблюдение действующих норм и правил, обеспечивающих эффективную и безопасную работу предприятий.
Аудит представляет собой независимый контроль деятельности организаций, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами. Целью такого контроля является проверка достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприятии операций и правильности их отражения в учете. Общественный контроль осуществляется профсоюзными и молодежными организациями. Его цель — проверка решения социальных вопросов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций [2, с.12-13]. Аудит – одна из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений [3]. Необходимо отметить, что этот вид деятельности представляет собой независимую проверку аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчётности и других документов субъектов хозяйствования с той целью, чтобы оценить достоверность совершённых финансовых и хозяйственных операций законодательству страны [4, с. 35]. Слово «аудит» происходит от латинского слова «аудио», что означает «он слышит». Аудитор – это, по существу, слушатель. Например, раньше в духовных училищах аудитором называли ученика, который по заданию учителя выслушивал других учащихся, проверяя, как усвоены им уроки. В дальнейшем это слово стало применяться для обозначения некоторых профессий, связанных с особой доверительностью [5, с. 86].
Прежде, чем раскрыть сущность аудита, необходимо отметить, что история современной аудиторской деятельности начинается в глубокой древности, так как уже в Древнем Востоке можно наблюдать зачатки систематизированного контроля над бухгалтерской деятельностью, и во многих странах история возникновения аудита схожа, так как, например, древние египтяне, китайцы и шумеры уже тогда следили за деятельностью чиновников [6]. История возникновения бухгалтерского учёта и аудита тесно взаимосвязаны. Первые формы развитой бухгалтерии возникли в цивилизациях Древнего Востока (например, в Персии). Соответственно, в то же время возникла необходимость проверять точность учёта финансовых потоков и следить за добросовестностью всех чиновников. В государственных структурах существовали специальные люди, чьей обязанностью (прямой или одной из дополнительных) был как раз контроль за сборщиками налогов и другими лицами, связанными с финансовыми поступлениями в казну [7]. В более развитых экономиках Древнего Рима и Древней Греции возникают целые государственные институты аудиторов, контролирующие точность оформления всех документов. Аудиторы в те времена были, в основном, государственными, и их задача заключалась в проверке финансовой деятельности тех или иных органов государственного управления или же уточнении финансово-политических результатов деятельности наместников [7]. Например, в Китае во времена династии Чжоу (1122 – 256 гг. до нашей эры) в государственной системе проводился аудит всех правительственных департаментов. В свою очередь, в Римской республике государственные финансы находились под контролем Сената и штата аудиторов. Именно здесь появляются специальные контролирующие органы, обязанностью которых стало контролировать правильность ведения учетных документов. Квесторы, как тогда именовались "сотрудники" таких служб, отправляли свои отчеты в Рим для слушания [6]. Еще в древних цивилизациях Ближнего Востока (около 4000 года до нашей эры) для того, чтобы учитывать доходы и расходы, должны были составляться специальные отчеты, что, в свою очередь, породило необходимость организации аудита, основной целью которого являлось уменьшение ошибок и злоупотреблений со стороны чиновников. Необходимо отметить, что как вид профессиональной деятельности аудит впервые появился в Англии, где его использовали не только для удостоверения честности сделок, но и для государственных нужд, то есть для проверки расходования средств из казны.
Первое упоминание об аудите в современном понимании этого вида деятельности относится к 1299 году. Однако уже в IX веке в Англии начала применяться сложная система проверок и взаимопроверок между должностными лицами, которые несли ответственность за сбор налогов. А уже с XIV века учетные книги стали фигурировать в качестве вещественного доказательства в суде [2, c. 9]. Датой зарождения современной бухгалтерии стал XV век: на территории Италии Лука Паччоли разработал систему контроля финансовых органов. Именно на бухгалтерию Паччоли, описанную в нескольких трудах математика, опираются современные бухгалтеры и аудиторы. Примерно в конце XV века началось широкое использование учётных книг для ведения финансовых дел. Информация из этих документов служила доказательством в суде, но для расшифровки данных требовалось специальное образование. Необходимо отметить, что в те времена читать мог примерно каждый десятый, а для понимания бухгалтерской отчётности требовались специальные чиновники, которые выполняли ту же роль, что квесторы в Риме или современные аудиторы сейчас. На текущий момент уже сложно представить себе неконтролируемую финансовую деятельность: аудиторские услуги прочно вошли в нашу жизнь и продолжают развиваться и совершенствоваться. Уже в XIX веке основными заказчиками аудита стали, помимо кредиторов, собственники компании, что связано с активным развитием акционерных компаний, в которых собственники не занимались текущим управлением и, соответственно, нуждались в периодической проверке нанятых управляющих [7]. Интересным моментом является то, что именно в Шотландии в 1853 году был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов – высшее учебное заведение, в котором впервые в истории начали готовить квалифицированных аудиторов [6]. В США, например, в 1887 году была образована Ассоциация аудиторов, а в 1896 году в штате Нью-Йорк законодательным путем была регламентирована аудиторская деятельность. Уже тогда должность аудитора мог занимать дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности и получивший лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.
Если говорить о Республике Беларусь, то необходимо отметить, что в Российской империи (и в Беларуси, как ее составной части) аудиторское звание было введено Петром I, который в воинском уставе 1716 года и в Табеле о рангах к воинским чинам причислил и аудитора. Необходимо заметить, что по своему характеру должность аудитора в России отличалась от западных аудиторов, так как аудиторами в России назывались юристы, совмещающие в своей деятельности функции делопроизводителя, судебного секретаря и прокурора [2, c. 59-61]. С течением времени необходимость в аудиторских проверках и заключениях возрастала по мере роста объемов производственной, торговой и банковской деятельности. И в большинстве развитых стран появились профессиональные организации и союзы аудиторов [5, c. 86]. В настоящее время аудитом принято называть независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчетностью [5, c. 86]. В свою очередь необходимо отметить, что в экономической литературе существует несколько определений понятия «аудит». Аудит (аудиторская проверка) – это: 1) вид предпринимательской деятельности по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а так же по оказанию иных аудиторских услуг; 2) форма контроля за финансовой стороной деятельности хозяйственных, государственно-управленческих и муниципальных структур [8]; 3) контрольная функция правильности составления финансовых документов [36]. Объектом аудита могут выступать любые элементы системы, характеризующей финансово-хозяйственную деятельность аудируемого лица. Например, объектами аудита могут быть система управления, система бухгалтерского учета, система внутреннего контроля и их структурные элементы. В процессе тестирования этих систем аудитор оценивает их надёжность, эффективность и вероятность появления ошибок [35, с. 59].
В экономической литературе выделяют несколько видов аудита. Классификация аудита по видам приведена в таблице ниже.
Таблица 1 – Виды аудита
Примечание – Источник: [9, с. 22]
Внешний аудит независим по отношению к контролируемому предприятию или фирме и несет ответственность перед внешними потребителями его информации (акционерами, учредителями, кредиторами, банками и др.). Вместе с тем целью внешнего аудита является проверка достоверности информации, реальности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также правильности ведения учета. Объектом внешнего аудита является финансово-хозяйственная деятельность субъекта хозяйствования. Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских организаций или аудиторами, занимающимися предпринимательской деятельностью, имеющими лицензию на право занятия аудиторской деятельностью. Внутренний аудит, по отношению к внешнему, выступает важным элементом оценки качества информационной базы предприятия. Внешние аудиторские службы, в свою очередь, в своей деятельности опираются на результаты внутреннего контроля. Объектом внутреннего аудита является финансово-хозяйственная и производственная деятельность предприятия (фирмы), целью — совершенствование организации и управления производством, поиск резервов повышения эффективности деятельности организации. В процессе внутреннего контроля проверяется, насколько проведенные хозяйственные операции соответствуют требованиям нормативных документов по ведению бухгалтерского учета [2, c. 59-61]. Органами внутреннего аудита являются контрольно-ревизионные управления (отделы) соответствующих отраслевых министерств и ведомств, а также контрольно-ревизионные службы организаций. К их основным функциям относятся следующие: • проверка состояния экономики подведомственных предприятий, организаций и учреждений; • анализ производственной, финансовой и коммерческой деятельности, выполнения хозяйственных и финансовых планов; • проверка соблюдения законности и исполнительской дисциплины, состояния работы по повышению эффективности, рентабельности производства, осуществлению строжайшего режима экономии; • упрощение структуры и удешевление управленческого аппарата; • контроль за сохранностью имущества организаций; • выявление финансовых и хозяйственных нарушений, недостач, излишков, бесхозяйственности и установление причин и условий, способствующих данным нарушениям; • контроль за правильностью постановки бухгалтерского учета и достоверностью отчетности, выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства. Осуществление контрольных функций внутренними аудиторами регламентируется отраслевыми инструкциями, разрабатываемыми министерствами и ведомствами. Внутренний аудит за производственной и финансово-коммерческой деятельностью организаций и учреждений осуществляется специальными должностными лицами, состоящими в штатах контрольно-ревизионных подразделений соответствующих министерств и ведомств. Их численность устанавливается исходя из количества подведомственных организаций и учреждений, деятельность которых подлежит проверке [2, c. 59-61]. В таблице 2, приведенной ниже, отражены основные отличия внутреннего аудита от внешнего по целям, решаемым задачам, по организации работы, объектам, ответственности лиц, используемым методам в ходе аудиторской проверки и др. Таблица 2 - Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита
Примечание – Источник: [13] Аудит финансовой отчетности – это проверка соответствия отчетности установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Проведение аудита финансовой отчетности является важнейшим элементом общей системы контроля, осуществляемого собственниками (акционерами) за деятельностью исполнительного руководства компании. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей - владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования [10]. Налоговый аудит – это независимая проверка систем бухгалтерского учета и налогов организации, которая проводится с целью оценки: - правильности формирования налогооблагаемой базы по каждому виду налогов; - системы, по которой исчисляются и уплачиваются налоги и сборы за определенный период времени; - состояния расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; - соответствия систем бухгалтерского учета и налогов требованиям действующего законодательства. Результат налогового аудита – это оценка рисков, связанных с налогами предприятия, и сведение их к минимуму. По итогам проверки налоговый аудит поможет вам получить профессиональные рекомендации по исправлению обнаруженных ошибок [11]. Аудит на соответствие установленным требованиям основывается на более глубоком изучении финансовых документов клиента. Сюда входят проверка соответствия деятельности фирмы ее уставу, правильности начисления оплаты труда, обоснованность списания затрат на себестоимость продукции (работ, услуг), достоверность определения прибыли и т.д. Результаты аудита на соответствие требованиям докладываются органу, заказавшему проверку. Аудит на соответствие требованиям предназначен для выявления соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на операции или отчеты. Целевой аудит проводится по целевой задаче для принятия решения собственником или первым руководителем и может включать экспертизу отдельных операций на стадии реализации или планирования, экспертизу и анализ законченных операций, но находящихся в рамках исковых сроков, подтверждения или опровержения сомнений в возможных хищениях имущества или определения надлежащего исполнения должностных обязанностей лиц компании, имеющих непосредственный или косвенный доступ к материальным ценностям, проверку отдельных операций с целью инициирования исковых производств, проверку отдельных участков и секторов с целью получения информации для оценки профессиональной пригодности специалистов и т.п. Этот аудит может проводиться в составе общего аудита с оформлением отдельного отчета или акта [12]. Управленческий (производственный) аудит — это проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии. Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, — один из видов консультационных услуг клиенту, предоставляемый для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов [13]. Аудит хозяйственной деятельности довольно близок к управленческому аудиту и представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов. Этот вид аудита, который иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления организации, преследует следующие цели: - оценка эффективности управления; - выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности; - внесение рекомендаций относительно улучшения деятельности или дальнейших действий. Специальный аудит (экологический, операционный и др.) — это проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, проводится обычно с целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др. Банковский аудит представляет собой независимую проверку деятельности банков, которая включает в себя проверку: - активных операций банка (операций с ценными бумагами, правильность и своевременность взыскания процентов, правильность ведения ссудных счетов клиентов); - пассивных операций (законность выпуска собственных векселей и сертификатов, привлечения вкладов и депозитов, правильность механизма начисления и выплаты процентов); - валютных операций; - финансовых результатов, налогообложения и проверку отчётности банка [33, c. 290-291]. При проведении аудита страховых организаций необходимо учитывать особенности организации бухгалтерского учета и отчетности страховщика. В страховых фирмах аудиторами проверяется правильность применения плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности страховых организаций, а также большое внимание в ходе аудита уделяется контролю за правильностью составления, юридического оформления и учета договоров страхования, а также правильности осуществления и учета операций по страхованию, сострахованию и перестрахованию. Основной статьей расходов страховщика являются страховые выплаты. Поэтому проверке обоснованности и своевременности осуществления страховых выплат, а также обоснованности отказов страхователям в страховых выплатах (если такое имело место) отводится значительное время. Аудит фондовых бирж и внебюджетных фондов подразумевает осуществление проверки правильности совершаемых операций с ценными бумагами законодательству страны, законность деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также их финансовой отчетности. В свою очередь, источниками образования внебюджетных фондов являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления физических и юридических лиц, поэтому аудиторская проверка внебюджетных фондов предполагает проведение проверки правильности финансовой (бухгалтерской) отчётности по исчислению денежных средств в эти фонды [34]. Общий аудит представляет собой подтверждение годовой бухгалтерской отчетности. Порядок проведения аудиторской проверки включает в себя предварительную экспертизу объема работ, переговоры о сроках проведения работ, составление задания и программы аудита, формирование рабочей группы и документации, проведение проверки, выработку рекомендаций по исправлению ошибок, формирование предварительного отчета, согласование результатов с заказчиком, а также оформление итогового отчета. По времени проведения общего аудита в организации возможны следующие варианты: - по окончанию года; - по окончанию полугодия; - поквартально; - по мере необходимости, возникающей у заказчика [37]; Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) для конкретного клиента впервые. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и других особенностях деятельности. Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и поэтому основан на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и другие виды услуг). Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах согласованного (повторяющегося) аудита. Такое сотрудничество удобно и аудиторам, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность предприятия, и клиенту, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку. Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов [14]. Оперативный аудит представляет собой кратковременную аудиторскую проверку для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего контроля, оценки деятельности. Обязательный аудит – это независимая проверка состояния финансовой отчетности и бухгалтерского учета предприятия, которая ежегодно проводится в соответствии с требованиями закона. Цель обязательного аудита - получить аудиторское заключение, официально подтверждающее достоверность и корректность бухгалтерской отчетности организации. Обязательный аудит решает следующие задачи: 1. Оценка корректности бухгалтерских записей и их соответствие финансово-хозяйственной деятельности организации и ее результатам. 2. Оценка качества организации бухгалтерского учета и квалификации учетного персонала, внутреннего контроля, документооборота и обработки хозяйственной документаци. 3. Предоставление клиенту точных справок по всем вопросам, касающимся организации бухгалтерского учета и отчетности, хозяйственного права, налогообложения. 4. Предоставление рекомендаций по устранению нарушений и недостатков, обнаруженных в результате обязательного аудита, которые повлияли на достоверность показателей отчетности и финансовые результаты [15]. Инициативный аудит - услуга, проводимая независимо от требований законодательства по инициативе собственника предприятия, по экспертизе состояния бухгалтерского учета, налогового учета и оценке эффективности управления предприятием. Целью инициативной аудиторской проверки является выявление недостатков ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, налогообложении, проведение анализа финансового состояния организации, разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности. Побудительными мотивами для проведения инициативного аудита являются следующие: - прямое указание на проведение аудита в учредительных документах; - смена руководства; - смена бухгалтера или ключевых фигур в бухгалтерии; - существенные изменения в законодательстве, неуверенность бухгалтера в правильности ведения бухгалтерского учета и налоговых расчетов; - получение кредита; - желание собственников удостовериться в разумности распоряжения предприятием средствами; - оценка рентабельности вложений [15]. Целью подтверждающего аудита является проведение проверки и подтверждение достоверности отчетов. Суть системно - ориентированного аудита заключается в экспертизе на основе оценки системы внутреннего контроля. Практика проведения аудита в зарубежных странах показывает, что если система внутреннего контроля работает эффективно, то нет необходимости проводить детальную проверку, потому что аудитор может (в той или иной степени) доверять системе внутреннего контроля в раскрытии ошибок и нарушений. Аудит, базирующийся на риске состоит в концентрации аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском [16]. Так, целью любого вида аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству страны [17, c. 76]. Также существуют определённые требования, которые предъявляются к аудитору и аудиту. Эти требования приведены в таблице ниже. Таблица 3 - Содержание требований, предъявляемых к аудиту и работе аудитора
Примечание - Источник: [9, с. 28] Необходимо отметить, что аудит, как особый профессиональный вид деятельности, отличается от государственного финансового контроля. Основными задачами государственного финансового контроля являются следующие: 1) проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; 2) проверка эффективного и экономного расходования государственных средств; 3) проверка правильности расчета и уплаты налогов [13]. Контрольные органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно только в том случае, если они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния. В свою очередь, аудит проводится для упорядоченного и эффективного ведения дел организаций, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. При этом реализация целей управления в системе внутреннего контроля возложена на специальные контрольные подразделения — управления (отделы) внутреннего аудита. В принципе, аудиторская деятельность может охватывать все экономические организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, но основными объектами аудита являются предпринимательские структуры. В то же время, объектомгосударственного финансового контроля являются денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу полной мобилизации бюджетных средств, перераспределения части национального дохода в территориальном, социальном и отраслевом разрезах и его эффективного использования с целью выполнения государством своих функций. Субъектами государственного финансового контроля выступают государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием, организации полностью или частично финансируемые из бюджета, организации и предприниматели в части уплаты налогов в бюджет, а субъектами аудита являются аудиторские организации, осуществляющие аудиторскую деятельность на принципах независимости, конфиденциальности и объективности. Предметом аудита является собственность акционеров и инвесторов, а предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования [13]. Таким образом, понятия «аудит» и «государственный финансовый контроль» разграничиваются. И важно отметить, что сущность аудита состоит в том, что он является неотъемлемой частью системы управления, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений закона, и в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности. В настоящее время существует множество определений аудита - одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудита. Но прежде всего аудит представляет собой сбор, объективную оценку и анализ полученных данных о финансово – хозяйственной деятельности организации. Аудит имеет свою классификацию, причём каждый из вышеназванных видов аудита подчиняется общим нормам правового регулирования аудиторской деятельности в стране. Также в заключение необходимо отметить, что аудит отличается от государственного финансового контроля как по субъектам и объектам, так и по предмету контроля. При проведении аудиторской проверки аудитор должен соответствовать определённым требованиям, приведенным в таблице 3, так как пользователи бухгалтерской отчетности испытывают к ней большее доверие, если она подверглась аудиту, поскольку они понимают, что показатели, отраженные в отчетности, подверглись проверке и анализу компетентным специали
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|