Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация аудиторского контроля в Республике Беларусь




Прежде всего, необходимо отметить, что аудит во всем мире давно уже превратился в инфраструктурную отрасль экономики. И в Республике Беларусь, в свою очередь, также создана достаточно слаженная служба, способствующая пополнению государственного бюджета.

Согласно Закону Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности" под аудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ, индивидуальных предпринимателей в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых или хозяйственных операций законодательству [18].

Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории страны, устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности [19].

Необходимо отметить, что целью любой аудиторской проверки является установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Республике Беларусь [21]. Согласно законодательству Беларуси, под достоверностью финансовой отчетности понимается степень точности данных этой отчетности, которая позволяет ее пользователю (то есть аудитору) на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать обоснованные решения, базирующиеся на этих выводах.

В Республике Беларусь аудит не подменяет государственного контроля финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц, который осуществляется в соответствии с законодательством. Аудиторская деятельность в республике проводится аудиторскими организациями (частными либо государственными) либо аудиторами – индивидуальными предпринимателями, которые, соответственно, имеют специальное разрешение на осуществление этой деятельности [18].

Аудиторская организация, по законодательству Республики Беларусь, представляет собой коммерческую организацию, которая осуществляет аудиторскую деятельность и оказывает сопутствующие аудиту услуги. В штате аудиторской организации должно состоять не менее трех аудиторов. В свою очередь, не менее 50 процентов работников аудиторской организации должны составлять граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на ее территории. В случае же, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов [20]. Руководителем аудиторской организации может быть только аудитор.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» аудитором является физическое лицо, имеющее высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Законом также определено, что аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в качестве аудитора - индивидуального предпринимателя, а также в качестве работника аудиторской организации [20].

В компетенцию аудиторских организаций Беларуси, аудиторов, которые осуществляют деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, входят следующие операции:

1. проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2. проверка правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;

3. проверка целевого использования кредитов и инвестиций;

4. проверка финансового состояния эмитента ценных бумаг;

5. проверка формирования уставного фонда, происхождения денежных средств, которые вносятся в уставный фонд организации ее учредителями;

6. проверка достоверности налоговой декларации;

7. проверка стоимости основных средств, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении аудируемого лица и иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц [19].

Также в Республике Беларусь, как и в других странах, как аудиторские организации, так и аудиторы – индивидуальные предприниматели могут оказывать сопутствующие аудиту услуги по следующим направлениям:

1. по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2. по постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и налогового учета;

3. по составлению деклараций о доходах и имуществе;

4. по анализу финансовой и хозяйственной деятельности;

5. по консультированию по вопросам, связанным с совершением финансовых либо хозяйственных операций, формированием результатов хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

6. по управленческому консультированию, в том числе связанному с реструктуризацией организаций;

7. по информационному обслуживанию;

8. по автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;

9. по оценке предпринимательских рисков;

10. по разработке и анализу инвестиционных проектов и составлению бизнес-планов;

11. по проведению маркетинговых исследований;

12. по обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Законодательными актами Республики Беларусь могут устанавливаться и другие сопутствующие аудиту услуги. Необходимо отметить, что порядок проведения аудита на предприятиях, в организациях, учреждениях республики определяется не только законодательством, но и уставами и иными документами аудируемых лиц в случаях, которые предусмотрены законодательством.

Как правило, в Беларуси сопутствующие аудиту услуги могут оказываться независимо от проведения аудита. Для того, чтобы осуществлять аудиторскую деятельность на территории Республики Беларусь, аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели должны получить специальные разрешения (лицензии) на осуществление такой деятельности. В свою очередь, лицензирование аудиторской деятельности осуществляется в соответствии с законодательством страны [19].

В Законе Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» отмечено также, что аудиторским организациям и аудиторам - индивидуальным предпринимателям запрещается заниматься другими видами предпринимательской деятельности, кроме:

- аудиторской деятельности;

- оказания сопутствующих аудиту услуг;

- преподавательской деятельности;

- научной деятельности (а также лицо не имеет права заниматься аудиторской деятельностью, если оно имеет судимость, которая не погашена или не снята в установленном порядке).

Необходимо отметить, что проводить аудит организаций и индивидуальных предпринимателей в области бухгалтерской (финансовой) отчетности, в которых содержатся сведения, которые являются государственным секретом, разрешается только аудиторским организациям, которые не имеют в своем уставном фонде собственности или доли собственности (например, акции, вклада, пая) иностранных физических лиц или иностранных, международных организаций и государств [20].

Так, в 2004 году Указом Президента Республики Беларусь было положено начало созданию государственных аудиторских организаций. И в настоящее время на белорусском рынке аудиторских услуг активно работают две государственные аудиторские организации.

Действующее законодательство Беларуси не содержит ограничений на занятие аудиторской деятельностью субъектами хозяйствования в зависимости от формы собственности. Получившие лицензию государственные организации проводят аудиторские проверки, руководствуясь тем же законодательством по аудиту, что и аудиторские организации иных форм собственности. Ими тоже соблюдаются принципы аудиторской этики, в том числе принцип конфиденциальности в отношении полученной информации.

Также, в Республике Беларусь аудиторские организации или аудиторы в целях координации своей деятельности и защиты имущественных интересов могут создавать объединения аудиторских организаций или аудиторов. Так, например, в 2009 году в Минске было создано общественное объединение «Ассоциация Профессиональных Аудиторов» с целью защиты прав и интересов профессиональных аудиторов Беларуси и, прежде всего, аудиторов-предпринимателей [22].

К тому же, в Республике Беларусь функционирует аудиторско-бухгалтерская Группа компаний «Аксиум», которая является ведущей в Беларуси. Она объединяет лучших бухгалтеров и аудиторов, предлагает профессиональное ведение бухгалтерского учета и аудит деятельности по национальным стандартам, а также трансформацию отчетности в соответствии с МСФО (Международными стандартами финансовой отчётности) [23].

В Республике Беларусь имеет место обязательный аудит, который представляет собой форму проверки, обязательность проведения которой установлена Законом «Об аудиторской деятельности» и другими законодательными актами. В свою очередь, те организации, которые имеют систему ведомственного или внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности, освобождаются от обязательных аудиторских проверок в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь [19]. Также юридические лица республики с долей государственной собственности, в которых в отчетном периоде ведомственной контрольно-ревизионной службой были проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности, освобождаются от проведения обязательного ежегодного аудита. Президентом Республики Беларусь также могут быть установлены иные случаи, при которых аудируемые лица освобождаются от проведения обязательного аудита.

Ежегодно в республике проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:

- открытых акционерных обществ;

- банков, небанковских кредитно-финансовых организаций;

- бирж;

- коммерческих организаций с иностранными инвестициями;

- страховых организаций, страховых брокеров;

- резидентов Парка высоких технологий;

- иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро [19].

Необходимо отметить, что в Республике Беларусь не проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) и крестьянских (фермерских) хозяйств.

По законодательству Республики Беларусь аудируемые лица, у которых проведен обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в течение 30 календарных дней с даты получения аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должны устранить выявленные аудитором нарушения законодательства и внести соответствующие изменения в эту документацию. В Беларуси не допускается воздействие в какой бы то ни было форме на аудиторскую организацию, ее работников, а также на аудитора - индивидуального предпринимателя в целях воспрепятствования проведению независимого аудита [20].

В Законе Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» оговариваются случаи, в которых аудит проводиться не может. К таким случаям относятся следующие:

1. аудит не может проводиться аудиторами, которые являются учредителями либо собственниками имущества аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами;

2. аудит не может проводиться аудиторами, состоящими в близком родстве с учредителями либо собственниками имущества аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами;

3. аудит не может проводиться аудиторской организацией в отношении аудируемых лиц, для которых эта аудиторская организация является учредителем или собственником имущества, а также в отношении дочерних и зависимых организаций, филиалов и представительств различных организаций [19].

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и аудиторам за проведение аудита, в том числе обязательного, и оказание сопутствующих аудиту услуг определяются договором оказания аудиторских услуг. По договору оказания аудиторских услуг аудиторская организация или аудитор - индивидуальный предприниматель с одной стороны (исполнитель) обязуются оказать аудиторские услуги (провести аудит или выполнить сопутствующие аудиту услуги) по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

По законодательству Республики Беларусь договор оказания аудиторских услуг заключается в простой письменной форме и включает следующие существенные условия:

- предмет договора;

- сроки выполнения аудиторских услуг;

- стоимость оказываемых аудиторских услуг;

- права и обязанности сторон;

- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором;

- иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение [19].

При проведении аудиторских проверок у двух сторон – исполнителя и заказчика – по договору оказания услуг возникают соответствующие права и обязанности. Соответственно, аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели при проведении аудиторских проверок имеют право:

- самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

- проверять у аудируемого лица все бухгалтерские регистры, счета и другую документацию о финансовой и хозяйственной деятельности, активы и обязательства, фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг, а также их соответствие данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- получать в соответствии с законодательством по письменному запросу в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, налоговых органах соответствующие сведения о финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица, необходимые для выполнения договора оказания аудиторских услуг;

- привлекать на договорной основе лиц, имеющих соответствующую специальность, в случае, если в штатном расписании аудиторской организации отсутствуют специалисты такого профиля;

- получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной или письменной форме по вопросам, возникающим в ходе оказания аудиторских услуг;

- отказаться от проведения аудита или выражения в аудиторском заключении своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях непредставления аудируемым лицом документов, которые необходимы для проведения аудита [20].

В свою очередь, обязанности аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей заключаются в следующем:

- аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели обязаны вести учет заключенных договоров оказания аудиторских услуг, а также качественно проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги;

- они обязаны сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении аудита при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством республики.

- аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать сохранность полученных документов, а также сообщать учредителям (участникам или собственникам имущества) аудируемого лица в ходе проведения аудита в письменной форме сведения, которые свидетельствуют о нарушении законодательства, в результате которого причинены либо могут быть причинены в крупном размере убытки физическому лицу, юридическому лицу или государству;

- аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели обязаны передать аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг [19].

Необходимо также отметить, что аудитор несет ответственность за составление заведомо ложного аудиторского заключения. Под заведомо ложным аудиторским заключением понимается аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или не соответствующее результатам проверки. В соответствии с Законодательством Республики Беларусь заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

Как и аудитор, аудируемая организация имеет свои права и обязанности. Так, аудируемое лицо, заказчик в первую очередь, обязаны создавать аудитору условия для своевременного и качественного проведения аудита, представлять ему все необходимые документы, давать по запросам аудитора разъяснения в устной или письменной форме. Также заказчик обязан своевременно устранять выявленные аудитором нарушения законодательства, порядка ведения бухгалтерского учета или составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и своевременно оплачивать услуги аудиторов в соответствии с договором оказания аудиторских услуг [18].

Выполнение требований аудитора, вытекающих из условий договора оказания аудиторских услуг, является обязательным для аудируемого лица. Также аудируемому лицу запрещается вмешиваться в действия аудитора по вопросам, касающимся методологии проведения аудита и при проведении аудиторской проверки аудируемое лицо несет ответственность за полноту и достоверность документов и другой информации, представленных аудиторской организации на проверку.

По завершении аудиторской проверки аудитор составляет аудиторское заключение, которое представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленный по результатам аудита и содержащий мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, выраженное в установленной форме. В случаях, установленных законодательством, аудиторское заключение составляется и по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг [19].

В Законе Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» имеется такое понятие как «аудиторская тайна», которая предполагает, что аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели обязаны хранить тайну о хозяйственных операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Республиканские органы государственного управления, которые осуществляют регулирование аудиторской деятельности, и иные лица, получившие в соответствии с законодательством доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.

В обязанность аудитора также входит обеспечение сохранности сведений и документов, получаемых или составляемых в ходе осуществления аудиторской деятельности. Также аудитор не вправе передавать эти сведения и документы третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия аудируемых лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательством [20].

В случае разглашения сведений, которые составляют аудиторскую тайну непосредственно самим аудитором или республиканскими органами государственного управления, которые осуществляют регулирование аудиторской деятельности, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторская организация или аудитор - индивидуальный предприниматель вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков (вреда).

В Республике Беларусь правила составления аудиторского заключения устанавливаются Министерством финансов Республики Беларусь. Причем, заказчики представляют пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности только итоговую часть аудиторского заключения, в то время как по результатам аудита в банковской системе, небанковских кредитно-финансовых организациях заказчики представляют Национальному банку Республики Беларусь аудиторское заключение в полном объеме [19].

Необходимо отметить, что в каждой стране существуют стандарты аудиторской деятельности, предназначенные для регулирования аудиторской деятельности. Под правилами (стандартами) в теории и практике аудита понимают основные правила или основополагающие принципы аудиторских процедур.

Аудиторские стандарты (правила) представляют собой нормативные документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в том числе к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также к оценке качества проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг и к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации. На базе аудиторских стандартов (правил) формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования к проведению экзаменов.

Аудиторские стандарты делятся на три группы:

1) общие стандарты аудита;

2) стандарты практической работы;

3) стандарты составления отчета.

Значение стандартизации аудиторской деятельности состоит в том, что они:

■ обеспечивают качество аудиторской проверки;

■ способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

■ помогают заказчикам (клиентам) ознакомиться с процессами аудиторской проверки;

■ создают общественный имидж профессии;

■ оказывают помощь аудитору в ведении переговоров с клиентом;

Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на национальные и международные. Необходимо отметить важность международных стандартов. Разработкой международных аудиторских стандартов занимается Международный комитет по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. Им опубликованы Международные стандарты аудита (JSA) и Международные руководства по аудиторской практике (GAPS) [16].

Использование международных аудиторских стандартов в различных странах оказывает помощь в создании и совершенствовании аудиторской деятельности, повышении качества проведения аудиторских проверок, интеграции лучших достижений по аудиту в национальные аудиторские системы. Вместе с тем, их применение в разных странах различно в связи с особенностями в организации бухгалтерского учета, экономических и политических условий, исторических традиций. В наиболее развитых странах, имеющих свои национальные стандарты аудита (Великобритания, США, Канада, Германия, Франция), международные стандарты принимаются к сведению. В других странах (Бразилия, Индия, Россия) международные стандарты используются в качестве базы для разработки собственных национальных аудиторских стандартов (правил). В отдельных странах (Кипр, Нигерия, Малайзия) международные стандарты приняты в качестве национальных.

В Республике Беларусь, в свою очередь, имеется определенный набор правил, который регламентирует проведение аудиторских проверок. Правила аудиторской деятельности представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в том числе к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также к оценке качества проведения аудита и или оказания сопутствующих аудиту услуг [19].

Правила аудиторской деятельности подразделяются на:

- республиканские правила аудиторской деятельности

- внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов;

- правила аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя.

Республиканские правила аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей, а также для аудируемых лиц, за исключением содержащихся в правилах положений, которые носят рекомендательный характер.

Объединение аудиторских организаций или аудиторов вправе, если это предусмотрено его уставом, устанавливать для своих членов внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов, которые не могут противоречить республиканским правилам аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов не могут быть ниже требований республиканских правил аудиторской деятельности.

Аудиторская организация или аудитор - индивидуальный предприниматель вправе устанавливать правила аудиторской деятельности этой аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя, которые не могут противоречить республиканским правилам аудиторской деятельности. При этом требования правил аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя также не могут быть ниже требований республиканских правил аудиторской деятельности и внутренних правил аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов, членами которого они являются [20].

По законодательству Республики Беларусь аудитор должен иметь квалификационный аттестат. Непосредственно сама аттестация на право получения квалификационного аттестата аудитора представляет собой проверку знаний физических лиц, которые претендуют на получение такого аттестата, в форме квалификационных экзаменов. Лица, успешно сдавшие квалификационные экзамены, получают квалификационный аттестат. Необходимо отметить, что квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

В то же время, к лицам, которые претендуют на получение квалификационного аттестата аудитора, предъявляются определенные требования, среди которых:

- наличие документов о высшем экономическом или юридическом образовании, полученных в учреждениях высшего образования;

- наличие стажа работы по специальности, соответствующей экономическому или юридическому образованию, не менее трех лет [19].

В то же время, аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, повышать свою квалификацию в организациях, которые непосредственно осуществляют повышение квалификации и переподготовку кадров, по их программам повышения квалификации аудиторов, согласованным с Министерством финансов Республики Беларусь. Непосредственно сам порядок проведения аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Квалификационный аттестат аудитора может также быть аннулирован, если он был получен с использованием подложных документов или в случае, если аудитор при проведении аудита систематически нарушал требования, установленные законодательством, или допустил одноразовое грубое нарушение порядка осуществления аудиторской деятельности. Также аттестат аннулируется, если был установлен факт подписания аудитором заведомо ложного аудиторского заключения. В то же время лицо, квалификационный аттестат аудитора которого аннулирован, вправе обжаловать решение Министерства финансов Республики Беларусь в суд в течение трех месяцев со дня получения решения о его аннулировании.

Необходимо отметить, что в Республике Беларусь ведется Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций, куда включаются аудиторы и аудиторские организации, получившие специальное разрешение (лицензию) на осуществление аудиторской деятельности.

Важную роль в организации аудиторской деятельности в Республике Беларусь и в ее государственном регулировании играет Министерство Финансов [20]. Министерство финансов разрабатывает методологию аудита, что включает в себя следующие положения:

- принимает нормативные правовые акты в области осуществления аудиторской деятельности;

- устанавливает республиканские правила аудиторской деятельности (кроме аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях);

- проводит аттестацию аудиторов;

- осуществляет в пределах своей компетенции разъяснение законодательства об аудиторской деятельности;

- осуществляет контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами - индивидуальными предпринимателями законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий, а также осуществляет ведение Государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций в установленном им порядке [19].

В процессе мировой интеграции Министерство финансов Республики Беларусь представляет интересы страны в международных организациях по вопросам аудиторской деятельности. Также определяющую роль на рынке аудиторских услуг в Республике Беларусь играет Национальный банк Республики Беларусь, так как он непосредственно определяет порядок осуществления аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, разрабатывает методологию аудита этих учреждений, устанавливает республиканские правила аудиторской деятельности, а также осуществляет контроль за соблюдением порядка осуществления аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях.

Таким образом, необходимо отметить, что более, чем за 15 лет аудит в Беларуси стал сферой услуг, без которой многие предприятия уже не могут обойтись. Этот факт можно подтвердить тем, что, согласно данным государственной статистической отчетности только за 2005 год аудиторскими организациями и аудиторами — индивидуальными предпринимателями было оказано аудиторских услуг на сумму 31,4 миллиарда белорусских рублей. При этом доля обязательных аудиторских услуг составила 61% в объеме аудиторских услуг. К тому же, 72% всех объемов аудиторских услуг по данным 2005 года было выполнено аудиторскими организациями, а остальная часть (28%) - индивидуальными предпринимателями [24].

Итак, можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь аудиторская деятельность регулируется Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности». Этот закон регламентирует условия осуществления аудиторской деятельности в республике, то есть он определяет права и обязанности аудиторов и аудируемых организаций, порядок выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов аудиторов, а также регламентирует правила проведения аудиторской деятельности в Республике Беларусь.

Ведущую роль в организации аудиторской деятельности в республике принадлежит Министерству Финансов и Национальному банку, так как непосредственно эти органы государственного управления принимают нормативные правовые акты в области осуществления аудиторской деятельности, устанавливает республиканские правила ее осуществления, а также контролируют соблюдение порядка при осуществлении данного вида деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...