VIII. Анализ заболеваемости по группам населения и территориям
Задание 1. Изучить материалы учебников: Зуева Л. П., Яфаев Р. Х. Эпидемиология. СПб., 2005. С. 29-71; Беляков В. Д., Яфаев Р. Х. Эпидемиология. М., 1989. С. 121-138; Лекции.
VIII. 1. Выделение " групп риска" по возрастному признаку. Задание 2. Рассчитать среднемноголетние показатели заболеваемости эпидемическим паротитом (отдельно за 8 - 10 и 12 – 14 годы наблюдения) по возрастным группам (на 1000 детей данной возрастной группы): до 1 года; 1-2 года; 3-6 лет; 7-9 лет; 10-14 лет; 15 лет и старше (см. Приложение 1, табл. 2, 4, 5; Приложения 2-8, табл. 3, 5, 6). Полученные данные внести в макет табл. 11. Задание 3. Рассчитать стандартные ошибки (m) вычисленных показателей (см. задание 2). Полученные данные внести в макет табл. 11.
Макет табл. 11. Уровень и структура заболеваемости эпидемическим паротитом в различных возрастных группах в г. " А" с 8-го по 10-й и с 12-го по 14-й годы наблюдения (0/00, %)
Задание 4. Выделить возрастные " группы риска" в каждом периоде; для этого сравнить (рассчитать критерий t) показатели заболеваемости по возрастным группам со средним показателем заболеваемости по району за эти же годы. Задание 5. Рассчитать t-критерий Стьюдента между показателями заболеваемости аналогичных возрастных групп двух анализируемых временных периодов. Задание 6. Рассчитать удельный вес (долю) абсолютного числа заболевших в каждой возрастной группе в каждом временном периоде (см. Приложение 1, табл. 3, 4; Приложения 2-8, табл. 4, 5). Полученные данные внести в макет табл. 11.
Задание 7. Рассчитать стандартные ошибки (m) удельного веса каждой возрастной группы. Полученные данные внести в макет табл. 11. Задание 8. Оценить статистическую значимость различий (критерий t) удельного веса аналогичных возрастных групп двух анализируемых временных периодов. Задание 9. Построить диаграмму, отражающую заболеваемость в различных возрастных группах в двух анализируемых временных периодах. Задание 10. Построить диаграмму, отражающую возрастную структуру заболеваемости в двух анализируемых временных периодах. Задание 11. Описание. Выделить возрастные " группы риска" в каждом периоде. Сформулировать гипотезы о " факторах риска". Определить, произошли ли изменения в уровне и структуре возрастной заболеваемости, существенны ли статистические различия уровня и структуры заболеваемости в разных периодах. Обосновать причины изменений уровня и структуры заболеваемости в различных возрастных группах.
VIII. 2. Выделение " групп риска" заболевания эпидемическим паротитом среди детского населения по признаку " организованности".
Задание 1. Рассчитать средние показатели (отдельно за 8 - 10 и 12 – 14 годы наблюдения) заболеваемости паротитом детей, посещающих и непосещающих различные типы детских учреждений (см. Приложение 1, табл. 6, 7; Приложения 2-8, табл. 7, 8). Полученные данные внести в макет табл. 12. Задание 2. Рассчитать стандартные ошибки (m) вычисленных показателей (см. задание 1). Полученные данные внести в макет табл. 12.
Таблица 7 (макет табл. 12). Заболеваемость эпидемическим паротитом среди детей, посещающих и непосещающих детские учреждения в г. " А" в
8-10-й и 12-14-й годы наблюдения (0/00)
Задание 3. Рассчитать критерий t для показателей заболеваемости аналогичных социальных групп в двух анализируемых временных периодах. Задание 4. Построить диаграмму, отражающую заболеваемость в различных социальных группах в двух анализируемых временных периодах. Задание 5. Описание. Выделить " группы риска" по признаку " организованности" в каждом временном периоде. Определить, произошло ли изменение величины показателей заболеваемости среди детей, посещающих и непосещающих различные типы детских учреждений; существенны ли статистические различия этих показателей. Сформулировать гипотезы о " факторах риска", обосновать причины изменения величины показателей заболеваемости в изучаемых социальных группах.
VIII. 3. Выделение " групп риска" заболевания эпидемическим паротитом среди детского населения по признаку «привитости». Задание 1. Рассчитать средние ошибки показателей заболеваемости привитых и непривитых с 12-го по отчетный годы наблюдения (см. Приложение 1, табл. 8, 10; Приложения 2-8, табл. 9, 11). Полученные данные внести в макет табл. 13.
Таблица 8 (макет табл. 13). Уровень заболеваемости эпидемическим паротитом привитых и непривитых против этой инфекции в г. " А" с 12-го по отчетный годы наблюдения
Задание 2. Рассчитать критерий t для показателей заболеваемости привитых и непривитых детей. Задание 3. Рассчитать уровень привитости (охват прививками) за период с 11-го по отчетный годы наблюдения. Полученные данные внести в макет табл. 13. Задание 4. Рассчитать индекс эффективности иммунопрофилактики эпидемического паротита для каждого года. Полученные данные внести в макет табл. 13.
Индекс эффективности иммунопрофилактики (К) показывает, во сколько раз заболеваемость привитых ниже заболеваемости непривитых лиц и рассчитывается по формуле:
(19) К = Задание 5. Рассчитать коэффициент эффективности иммунизации против паротита для каждого года. Полученные данные внести в макет табл. 13. Коэффициент эффективности иммунизации (Е) показывает, какая доля (%) привитых защищена от заболевания данной инфекцией и рассчитывается по формуле:
(20) Е = •100
Коэффициент эффективности используется при сравнении равнозначных в количественном и качественном отношении групп (опытной и контрольной). При охвате прививками более 80% населения о эффективности иммунизации следует судить по следующим критериям. Критерии эффективности иммунизации: - стойкое снижение показателей заболеваемости в постпрививочном периоде; - увеличение межэпидемических промежутков в многолетней динамике; - уменьшение интенсивности сезонных подъемов заболеваемости; - снижение очаговости; - снижение пораженности " организованных" групп населения; - изменение возрастной структуры заболеваемости (сдвиг заболеваемости на непрививаемые возрасты); - уменьшение количества тяжелых форм заболевания (снижение тяжести течения болезни); - снижение (ликвидация) летальности. При инфекциях с очень низким уровнем заболеваемости (в настоящее время столбняк, дифтерия) эффективность иммунизации определяется только на основании выборочной проверки состояния иммунитета в контрольных группах привитых (определение защитного титра антител) и длительности его сохранения. Задание 6. Построить диаграмму, отражающую заболеваемость привитых и непривитых лиц в анализируемые годы. На этой же диаграмме построить линейную диаграмму, отражающую уровень привитости. Задание 7. Рассчитать корреляционную зависимость между заболеваемостью (см. Приложение 1, табл. 5; Приложения 2-8, табл. 6) и удельным весом восприимчивых лиц (см. Приложение 1, табл. 9; Приложения 2-8, табл. 10) в различных возрастных группах (14-й год наблюдения).
Силу влияния профилактических прививок на заболеваемость следует измерить с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена ( ρ ):
(21) ρ = 1 - , где: d – разность рангов изучаемых признаков, n – число пар изучаемых признаков. Пример. Таблица 9 (макет табл. 14). Матрица для расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Если в коррелируемых рядах встречаются одинаковые значения, то обоим присваивается ранг равный среднему из суммы номеров последовательных рангов. Подставив данные в формулу 21, получим:
ρ = 1 - = –0, 96
Таким образом, между долей привитых и заболеваемостью установлена сильная обратная зависимость - с увеличением числа лиц охваченных прививками против изучаемой инфекции, заболеваемость этой патологией снижается. Для подтверждения того, что коэффициент корреляции, вычисленный по данным выборочного исследования, будет соответствовать размеру связи в генеральной совокупности, необходимо определить стандартную ошибку коэффициента корреляции и оценить достоверность полученных результатов. Расчет стандартной ошибки коэффициента ранговой корреляции (mρ ) осуществляется по формуле:
(22) mρ = , где:
ρ – коэффициент ранговой корреляции, n – число пар изучаемых признаков. Оценка достоверности коэффициента ранговой корреляции осуществляется с помощью t-критерия Стьюдента, рассчитываемого по формуле 23, с учетом числа степеней свободы n’ = n – 2 (см. табл. 10):
(23) t =
В нашем примере: mρ = = 0, 14; t = = 6, 9 (при расчете знак «минус» в коэффициенте корреляции опускается).
Таблица 10. Значения t-критерия при n< 30
В нашем примере вероятность безошибочного прогноза при числе степеней свободы 4 (6 - 2) и t = 6, 9 более 99% (0, 01< p< 0, 001). Задание 8. Описание. Выделить " группы риска" по признаку привитости (охвата прививками). Сформулировать гипотезы о " факторах риска". Определить, влияют ли профилактические прививки на уровень заболеваемости. Определить, изменяется ли динамика заболеваемости при изменении уровня привитости. Определить, достаточен ли уровень привитости детского населения и величина иммунной прослойки в анализируемый период для решения задачи региональной ликвидации заболеваний данной нозоформой.
VIII. 4. Выявление " территорий риска" заболевания детей эпидемическим паротитом.
Задание 1. Рассчитать среднемноголетние показатели заболеваемости эпидемическим паротитом (см. Приложение 1, табл. 11; Приложения 2-8, табл. 12) по микроучасткам отдельно для 8-10-го и 12-14-го лет наблюдения. Полученные данные внести в макет табл. 15. В эту же таблицу внести среднерайонные показатели заболеваемости, рассчитанные за аналогичные временные периоды. Задание 2. Ранжировать микроучастки по показателям заболеваемости. Задание 3. Описание. Выделить " территории риска" в допрививочный период и период проведения массовых прививок путем сравнения среднерайонного показателя с показателями заболеваемости по микроучасткам. Сформулировать гипотезы о " факторах риска".
Таблица 11 (макет табл. 15). Уровень заболеваемости эпидемическим паротитом на участках в районе "... " с 8 по 10-й и 12 по 14-й годы наблюдения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|