Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VIII. Анализ заболеваемости по группам населения и территориям




 

Задание 1. Изучить материалы учебников:

Зуева Л. П., Яфаев Р. Х. Эпидемиология. СПб., 2005. С. 29-71;

Беляков В. Д., Яфаев Р. Х. Эпидемиология. М., 1989. С. 121-138;

Лекции.

 

VIII. 1. Выделение " групп риска" по возрастному признаку.

Задание 2. Рассчитать среднемноголетние показатели заболеваемости эпидемическим паротитом (отдельно за 8 - 10 и 12 – 14 годы наблюдения) по возрастным группам (на 1000 детей данной возрастной группы): до 1 года; 1-2 года; 3-6 лет; 7-9 лет; 10-14 лет; 15 лет и старше (см. Приложение 1, табл. 2, 4, 5; Приложения 2-8, табл. 3, 5, 6). Полученные данные внести в макет табл. 11.

Задание 3. Рассчитать стандартные ошибки (m) вычисленных показателей (см. задание 2). Полученные данные внести в макет табл. 11.

 

Макет табл. 11.

Уровень и структура заболеваемости эпидемическим паротитом в различных возрастных группах в г. " А" с 8-го по 10-й и с 12-го по 14-й годы наблюдения (0/00, %)

Возрастные группы

8 - 10 год

наблюдения

12-14 год

наблюдения

0/00 + m % + m 0/00 + m % + m
до 1 года         
1-2 года          
3-6 лет           
7-9 лет           
10-14 лет         
15 и более        
Всего в г. А        

 

Задание 4. Выделить возрастные " группы риска" в каждом периоде; для этого сравнить (рассчитать критерий t) показатели заболеваемости по возрастным группам со средним показателем заболеваемости по району за эти же годы.

Задание 5. Рассчитать t-критерий Стьюдента между показателями заболеваемости аналогичных возрастных групп двух анализируемых временных периодов.

Задание 6. Рассчитать удельный вес (долю) абсолютного числа заболевших в каждой возрастной группе в каждом временном периоде (см. Приложение 1, табл. 3, 4; Приложения 2-8, табл. 4, 5). Полученные данные внести в макет табл. 11.

Задание 7. Рассчитать стандартные ошибки (m) удельного веса каждой возрастной группы. Полученные данные внести в макет табл. 11.

Задание 8. Оценить статистическую значимость различий (критерий t) удельного веса аналогичных возрастных групп двух анализируемых временных периодов.

Задание 9. Построить диаграмму, отражающую заболеваемость в различных возрастных группах в двух анализируемых временных периодах.

Задание 10. Построить диаграмму, отражающую возрастную структуру заболеваемости в двух анализируемых временных периодах.

Задание 11. Описание. Выделить возрастные " группы риска" в каждом периоде. Сформулировать гипотезы о " факторах риска". Определить, произошли ли изменения в уровне и структуре возрастной заболеваемости, существенны ли статистические различия уровня и структуры заболеваемости в разных периодах. Обосновать причины изменений уровня и структуры заболеваемости в различных возрастных группах.

 

VIII. 2. Выделение " групп риска" заболевания эпидемическим паротитом среди детского населения по признаку " организованности".

 

Задание 1. Рассчитать средние показатели (отдельно за 8 - 10 и 12 – 14 годы наблюдения) заболеваемости паротитом детей, посещающих и непосещающих различные типы детских учреждений (см. Приложение 1, табл. 6, 7; Приложения 2-8, табл. 7, 8). Полученные данные внести в макет табл. 12.

Задание 2. Рассчитать стандартные ошибки (m) вычисленных показателей (см. задание 1). Полученные данные внести в макет табл. 12.

 

Таблица 7 (макет табл. 12).

Заболеваемость эпидемическим паротитом среди детей,

посещающих и непосещающих детские учреждения в г. " А" в

8-10-й и 12-14-й годы наблюдения (0/00)

Возрастные группы

8 - 10 год наблюдения 12-14 год наблюдения
0/00 + m 0/00 + m
Детские ясли    
Детские сады    
Детские комбинаты (ясли-сад)    
Дети, посещающие детские учреждения    
Дети, непосещающие детские учреждения     
Школьники    

Задание 3. Рассчитать критерий t для показателей заболеваемости аналогичных социальных групп в двух анализируемых временных периодах.

Задание 4. Построить диаграмму, отражающую заболеваемость в различных социальных группах в двух анализируемых временных периодах.

Задание 5. Описание. Выделить " группы риска" по признаку " организованности" в каждом временном периоде. Определить, произошло ли изменение величины показателей заболеваемости среди детей, посещающих и непосещающих различные типы детских учреждений; существенны ли статистические различия этих показателей. Сформулировать гипотезы о " факторах риска", обосновать причины изменения величины показателей заболеваемости в изучаемых социальных группах.

 

VIII. 3. Выделение " групп риска" заболевания эпидемическим паротитом среди детского населения по признаку «привитости».

Задание 1. Рассчитать средние ошибки показателей заболеваемости привитых и непривитых с 12-го по отчетный годы наблюдения (см. Приложение 1, табл. 8, 10; Приложения 2-8, табл. 9, 11). Полученные данные внести в макет табл. 13.

 

Таблица 8 (макет табл. 13).

Уровень заболеваемости эпидемическим паротитом привитых и непривитых против этой инфекции в г. " А" с 12-го по отчетный годы наблюдения

Годы

Привитые Непривитые

Охват

прививками,

%

Индекс

эффективности (К)

Коэффициент эффективности

0/00 + m 0/00 + m
11-й          
12-й          
отчетный          

 

Задание 2. Рассчитать критерий t для показателей заболеваемости привитых и непривитых детей.

Задание 3. Рассчитать уровень привитости (охват прививками) за период с 11-го по отчетный годы наблюдения. Полученные данные внести в макет табл. 13.

Задание 4. Рассчитать индекс эффективности иммунопрофилактики эпидемического паротита для каждого года. Полученные данные внести в макет табл. 13.

Индекс эффективности иммунопрофилактики (К) показывает, во сколько раз заболеваемость привитых ниже заболеваемости непривитых лиц и рассчитывается по формуле:

 

(19)                                      К =

Задание 5. Рассчитать коэффициент эффективности иммунизации против паротита для каждого года. Полученные данные внести в макет табл. 13.

Коэффициент эффективности иммунизации (Е) показывает, какая доля (%) привитых защищена от заболевания данной инфекцией и рассчитывается по формуле:

 

(20)                            Е = •100

 

Коэффициент эффективности используется при сравнении равнозначных в количественном и качественном отношении групп (опытной и контрольной). При охвате прививками более 80% населения о эффективности иммунизации следует судить по следующим критериям.

Критерии эффективности иммунизации:

- стойкое снижение показателей заболеваемости в постпрививочном периоде;

- увеличение межэпидемических промежутков в многолетней динамике;

- уменьшение интенсивности сезонных подъемов заболеваемости;

- снижение очаговости;

- снижение пораженности " организованных" групп населения;

- изменение возрастной структуры заболеваемости (сдвиг заболеваемости на непрививаемые возрасты);

- уменьшение количества тяжелых форм заболевания (снижение тяжести течения болезни);

- снижение (ликвидация) летальности.

При инфекциях с очень низким уровнем заболеваемости (в настоящее время столбняк, дифтерия) эффективность иммунизации определяется только на основании выборочной проверки состояния иммунитета в контрольных группах привитых (определение защитного титра антител) и длительности его сохранения.

Задание 6. Построить диаграмму, отражающую заболеваемость привитых и непривитых лиц в анализируемые годы. На этой же диаграмме построить линейную диаграмму, отражающую уровень привитости.

Задание 7. Рассчитать корреляционную зависимость между заболеваемостью (см. Приложение 1, табл. 5; Приложения 2-8, табл. 6) и удельным весом восприимчивых лиц (см. Приложение 1, табл. 9; Приложения 2-8, табл. 10) в различных возрастных группах (14-й год наблюдения).

Силу влияния профилактических прививок на заболеваемость следует измерить с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена ( ρ ):

 

(21) ρ = 1 - , где:

d – разность рангов изучаемых признаков,

n – число пар изучаемых признаков.

Пример.

Таблица 9 (макет табл. 14).

Матрица для расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Год

Охват прививками (%) Заболеваемость

Ранг

d

(x-y)

d2

х у х у
31, 7 33, 2 5, 0 25, 00
39, 4 13, 7 2, 5 2, 5 6, 25
45, 5 13, 7 2, 5 1, 5 2, 25
60, 2 8, 4 -1, 0 1, 00
75, 7 7, 3 -3, 0 9, 00
81, 9 5, 5 -5, 0 25, 00
ИТОГО           68, 50

 

Если в коррелируемых рядах встречаются одинаковые значения, то обоим присваивается ранг равный среднему из суммы номеров последовательных рангов. Подставив данные в формулу 21, получим:

 

ρ = 1 -  = –0, 96

 

Таким образом, между долей привитых и заболеваемостью установлена сильная обратная зависимость - с увеличением числа лиц охваченных прививками против изучаемой инфекции, заболеваемость этой патологией снижается.

Для подтверждения того, что коэффициент корреляции, вычисленный по данным выборочного исследования, будет соответствовать размеру связи в генеральной совокупности, необходимо определить стандартную ошибку коэффициента корреляции и оценить достоверность полученных результатов.

Расчет стандартной ошибки коэффициента ранговой корреляции (mρ ) осуществляется по формуле:

 

(22)                                      mρ = , где:

 

ρ – коэффициент ранговой корреляции,

n – число пар изучаемых признаков.

Оценка достоверности коэффициента ранговой корреляции осуществляется с помощью t-критерия Стьюдента, рассчитываемого по формуле 23, с учетом числа степеней свободы n’ = n – 2 (см. табл. 10):

 

(23)                                      t =

 

В нашем примере: mρ =  = 0, 14; t =  = 6, 9 (при расчете знак «минус» в коэффициенте корреляции опускается).

 

Таблица 10.

Значения t-критерия при n< 30

n’

Вероятность безошибочного

прогноза, %

n’

Вероятность безошибочного

прогноза, %

95, 0 99, 0 99, 9 95, 0 99, 0 99, 9
12, 7 23, 7 37, 0 2, 2 3, 2 4, 9
4, 3 9, 9 31, 6 2, 2 3, 1 4, 4
3, 2 5, 8 12, 9 2, 2 3, 1 4, 3
2, 8 4, 6 8, 6 2, 2 3, 0 4, 1
2, 6 4, 0 6, 9 14-15 2, 1 3, 0 4, 1
2, 4 3, 7 6, 0 16-17 2, 1 2, 9 4, 0
2, 4 3, 5 5, 3 18-20 2, 1 2, 9 3, 9
2, 3 3, 4 5, 0 21-24 2, 1 2, 8 3, 8
2, 3 3, 3 4, 8 25-30 2, 0 2, 8 3, 7

 

В нашем примере вероятность безошибочного прогноза при числе степеней свободы 4 (6 - 2) и t = 6, 9 более 99% (0, 01< p< 0, 001).

Задание 8. Описание. Выделить " группы риска" по признаку привитости (охвата прививками). Сформулировать гипотезы о " факторах риска". Определить, влияют ли профилактические прививки на уровень заболеваемости.

Определить, изменяется ли динамика заболеваемости при изменении уровня привитости. Определить, достаточен ли уровень привитости детского населения и величина иммунной прослойки в анализируемый период для решения задачи региональной ликвидации заболеваний данной нозоформой.

 

VIII. 4. Выявление " территорий риска" заболевания детей эпидемическим паротитом.

 

Задание 1. Рассчитать среднемноголетние показатели заболеваемости эпидемическим паротитом (см. Приложение 1, табл. 11; Приложения 2-8, табл. 12) по микроучасткам отдельно для 8-10-го и 12-14-го лет наблюдения. Полученные данные внести в макет табл. 15. В эту же таблицу внести среднерайонные показатели заболеваемости, рассчитанные за аналогичные временные периоды.

Задание 2. Ранжировать микроучастки по показателям заболеваемости.

Задание 3. Описание. Выделить " территории риска" в допрививочный период и период проведения массовых прививок путем сравнения среднерайонного показателя с показателями заболеваемости по микроучасткам. Сформулировать гипотезы о " факторах риска".

 

Таблица 11 (макет табл. 15).

Уровень заболеваемости эпидемическим паротитом на участках в районе "... "

с 8 по 10-й и 12 по 14-й годы наблюдения

Участки

8-10-й год

12-14-й год

0/000 Ранг 0/000 Ранг
№ 1        
       
№ 10        

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...